Четверг, 29 января 2015 21:53

Категория:Художники XIX века




Биография

Четверг, 29 января 2015 21:53

Каринская Анна Николаевна



Когда родился: 1871

Где родился: Тотьма

Когда умер: 30 декабря

Где умер: Москва

Гражданство: Российская империя

Жанр: художник




Биография

Родилась в 1871 году в городке Тотьме Вологодской губернии в дворянской семье. Периодического художественного образования не получила. Воспользовалась советами живописца А. А. Киселёва, доктора Академии художеств (конец 1890-х — начало 1900-х), воспитанием деток которого занималась, проживая в Санкт-Петербурге. В 1900—10-х переехала в Вологду, не один раз совершала поездки по Северной Двине, Сухоне, другим районам Вологодской губернии, посетила Величавый Устюг. Была в Туапсе (1900—1901 годы), выезжала в Ниццу. Работала как пейзажист, писала интерьеры. С 1916 года жила в Приюте для вдов и сирот российских живописцев им. П. М. Третьякова в Москве. Погибла 30 (31 (?)) декабря 1931 года.

Выставки

А. Н. Каринская участвовала в Петербургских вешних выставках, выставках Столичного общества любителей художеств (1893—1913 годы, с перерывами; с 1911 года — член Общества), Приятельства передвижных художественных выставок (1895—1922 годы, с перерывами), выставке произведений российских живописцев в галерее Лемерсье (1913 год), выставке акварелей, рисунков и графики российских живописцев (1914 год), выставках «Живописцы — товарищам воякам» (1914 год) и «Живописцы Москвы — жертвам войны» (1914—1915 годы; все — в Москве).

Являлась одним из членов-учредителей Северного кружка любителей роскошных искусств в Вологде. Учавствовала во всех 6 Вологодских художественных выставках, организованных членами кружка (1905—1918 годы). Участвовала в Выставке картин, статуи и художественной промышленности в Рязани (1918 год), Первой козьмодемьянской выставке картин, этюдов, эскизов, рисунков (1920 год).

Собрания

Муниципальная Третьяковская галерея Вологодская областная картинная галерея У мельницы. 1913 г. ГТГ Зимний серенький пейзаж. Ок. 1910 г.

Четверг, 29 января 2015 21:53

Карелин Андрей Осипович




Биография

Четверг, 29 января 2015 21:53

Карелин Андрей Андреевич



Когда родился: 1866

Где родился: Кострома

Когда умер: 1928

Где умер: Ашхабад

Подданство: Российская империя

Гражданство: СССР


Биография

Родился 5 января 1866 года в Костроме.

Живописи обучался у отца — фотографа Андрея Осиповича Карелина, потом в Академии художеств (в 1883—1885 годах) у К. Е. Маковского.

В 1892 году получил звание знатного свободного общника Академии художеств за картину «Заморский шут».

Жил в Нижнем Новгороде, потом в Ашхабаде. Учавствовал в росписи павильона Нижегородской всероссийской выставки в 1896 году, церкви Уланского полка в Варшаве (1907).

В 1896—1900 годах был председателем Общества живописцев исторической живописи.

В 1925—1926 годах Карелин — главный живописец Туркмениздата (Ашхабад). В этом же городке архитектор Е. Р. Трипольская выполнила монумент Ленину по наброску Карелина. Он же явился создателем рисунка, на основании которого в октябре 1926 года был утвержден герб Туркменской ССР.

А. А. Карелин был одним из организаторов Городского художественного и исторического музея в Нижнем Новгороде, художественного отдела Туркменского музея в Ашхабаде, которому он подарил свою личную коллекцию — более 300 произведений живописи, графики, статуи, декоративно-прикладного искусства. Для храма Воскресения Христова исполнил картоны для 10 мозаик интерьера «Притча о бедном Лазаре после смерти» и 9 мозаик святых, страдальцев, апостолов и преподобных на пилястрах.

Погиб в Ашхабаде 1928 году. В текущее время место его захоронения непонятно.

Труды

Работы Карелина имеются в запасниках Туркменского муниципального музея. Также его картины находятся в запасниках Эрмитажа и Нижнего Новгорода.

Четверг, 29 января 2015 21:53

Каратанов Дмитрий Иннокентьевич



Когда родился: 26 февраля

Где родился: село Аскиз

Когда умер: 10 сентября

Где умер: Красноярск

Где учился: Императорская Академия художеств

Покровители: Суриков, Василий Иванович

Получил звание: Заслуженный деятель искусств РСФСР


Биография

Каратанов Дмитрий Иннокентьевич родился 26 февраля 1874 года в селе Аскиз Минусинского уезда Енисейской губернии Русской империи. Отец — Иннокентий Иванович — обыватель городка Красноярска — работал у золотопромышленника П. И. Кузнецова. Бабушка по материнской полосы была участницей польского восстания 1863—1864 годов.

Обучался рисованию у прибывшего из Малороссии в Красноярск художника, академика Миши Александровича Рутченко (совместно с Л. А. Чернышёвым).

По совету В. Сурикова в 1892 году Каратанов поступает в Императорскую Академию Художеств, где обучается у А. И. Куинджи. В Академии Каратанов проучился три года. Полный курс обучения окончить не удалось из-за недочета средств. В 1895 году живописец жил и работал на академической даче, пользуясь вещественной поддержкой А. И. Куинджи.

В 1896 году Дмитрий Каратанов ворачивается в Красноярск, много путешествует по Енисейской губернии. Любимое место работы — красноярские Столбы.

В 1900 году Каратанов уезжает в Санкт-Петербург. Работает в художественной студии-мастерской М. К. Тенишевой, делает декорации одной из сцен оперы А. Н. Серова «Вражья сила», постановку которой производила мама художника.

В 1901 году Каратанов вновь ворачивается в Красноярск. Тут в 1905 году Каратанов познакомился и сдружился с гимназистом А. Л. Яворским — будущим основоположником и первым директором муниципального заповедника «Столбы».

Познакомились мы с Каратановым в 1905 году, а с 1906 года меж нами как-то сходу завязалась крепкая дружба, которая поддерживалась как совместным житьем в городке, так и неизменными совместными выходами в природу, приемущественно, на Столбы. Все близко знавшие Каратанова, называли его просто "Митяем", так звал его и я, хотя разница в 15 лет, казалось бы обязывала звать его по-другому, более официально, по имени-отчеству. Но этого человека хотелось звать как-то потеплее, поласковее, чем обыденное имя и отчество. Имя Митяй для многих его близких знакомых и было конкретно таким и нежным, и теплым. И в тоже время каких только заглавий ему не было дано в собственной компании… Митя, Митяй, Митька, Граф… Слово «граф» фигурировало в заглавии поэтому, что у Каратанова его мама Павла Николаевна носила девичью фамилию Сабесская, и эта фамилия фигурировала как одна из фамилий польских правителей. Не много разбирающиеся в истории Польши столбовские друзья Каратанова и назвали его робко Графом и это в шуточку данное ему заглавие укоренилось и после варьировалось на различные лады... 1-ое, что подкупало и сближало с ним – это его непосредственность, простота в отношениях к другим и ко всему окружающему, которая характерна, пожалуй, больше детскому возрасту. Да таким взрослым ребенком и был Каратанов в обыкновенной жизни. Он вроде бы был нарочно рожден для этой непосредственности простоты, которыми живет сама природа. Не даром же он так обожал ее девственность и поболее за её оскорбление человеком, за все ненадобные разрушения и варварства, которых всегда было много со стороны неразумных выходок на тех же Столбах

— вспоминал потом Яворский.

Из Красноярска Каратанов совершает более 10 долгих поездок с экспедициями различного предназначения, в главном по северным районам Енисейской губернии. Собрание работ Дмитрия Каратанова — результат поездки на Север в 1906 году — хранится в фондах ленинградского Муниципального музея этнографии народов СССР. Из работ этой серии в особенности выделяются два написанных маслом портрета — «Остяк в чуме» и «Шаманка».

27 января 1910 года в Красноярске открылась 1-ая в Сибири рисовальная школа с четырехлетним сроком обучения. 10 марта 1910 года енисейский губернатор Я. Д. Бологовский назначает Каратанова педагогом Красноярской городской рисовальной школы. Чернышёв Л. А. был назначен заведующим-преподавателем.

С 1917 года по 1940 год Дмитрий Каратанов — штатный сотрудник Красноярского краеведческого музея. Повсевременно участвовал в экспедициях музея по Красноярскому краю.

Д. И. Каратанов первым из сибирских живописцев получил в 1948 году звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Живописец включён в интернациональный художественный рейтинг (глобальный рейтинг живописцев XVIII—XXI веков, формирующих мировое художественное наследство).

Дмитрий Иннокентьевич скончался 10 сентября 1952 года. Похоронен на Троицком кладбище Красноярска.

Известные работы

«Красноярский мятеж 1695—1698 годов»; «На Восток»; «Землепроходцы»; «Строительство острога»; «Ледоход на Енисее»; «Енисей. Последние льды»; «Вид на „Столбы“ зимой»; «Портрет Кравченко»; «Партизаны»; «Маёвка на „Столбах“ в 1905 году».

Произведения художника хранятся в Красноярском муниципальном художественном музее им. В. И. Сурикова, Красноярском краеведческом музее, личных собраниях.

Дань памяти

Именованием Д. И. Каратанова названа улица в центре Красноярска, детская художественная школа в городке Абакане.

На доме по ул. К. Маркса, 88 в Красноярске установлена мемориальная доска с барельефом художника и текстом: «В этом доме с 1933 по 1952 год жил работал живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР Дмитрий Иннокентьевич Каратанов».

Четверг, 29 января 2015 21:53

Каразин Николай Николаевич



Когда родился: 9 декабря

Где родился: Ново-Борисоглебская слобода Богодуховского

Когда умер: 19 декабря

Где умер: Гатчина

Подданство: Российская империя





Биография

Внук публичного деятеля, основоположника Харьковского института, Василия Назаровича Каразина и известного российского историка, создателя «Деяний Петра Великого» Ивана Ивановича Голикова. Родился в ноябре 1842 г. в слободе Ново-Борисоглебской, Богодуховского уезда, Харьковской губернии. Его бабушка — Александра Васильевна Каразина (Мухина, Бланкеннагель), отец — Каразин Николай Васильевич.

До 10 лет Николай воспитывался в подмосковном имении бабушки А. В. Каразиной (прабабушка П. И. Бланкеннагель), размещавшемся рядом с селом Анашкино, Звенигородского уезда, Столичной губернии, потом был определён на учёбу во 2-й Столичный кадетский корпус, из которого в 1862 году был выпущен в офицеры в Казанский драгунский полк. С полком Каразин участвовал в усмирении Польского бунта 1863—64 гг. и за отличие в делах близ Порицка и у Волчьего поста был награждён орденом св. Анны 4-й степени с надписью «За храбрость».

С юношества чувствуя огромное желание к живописи, Каразин в 1865 году вышел в отставку с чином штабс-капитана и поступил в Академию художеств, где два года работал под управлением известного баталиста Б. П. Виллевальде. В 1867 году Каразин покинул Академию, чтоб принять роль в походе на Бухару. Определенный вновь на службу поручиком (?) в 5-й Туркестанский линейный батальон, Каразин отправился в Туркестан и, командуя ротой, отличился в боях при аулах Ухум и Хаят, при штурме Чапан-атинских высот под Самаркандом, под Ургутом и при Кара-Тюбе.

Вступление российских войск в Самарканд 8 июня 1868 г 1888. Муниципальный Российский музей

За эти дела Каразин получил орден св. Владимира 4-й степени с клинками и бантом, чин штабс-капитана и валютную заслугу. Но особенное мужество он показал в бою на Зерабулакских высотах (2 июня), где, во главе собственного полубатальона, по приказу генерала А. К. Абрамова, повёл пришествие и быстрыми атаками задержал главные силы бухарцев. В этом упрямом и тяжелом бою Каразину пришлось участвовать в рукопашной схватке, во время которой ударом приклада у него была сломана сабля. Когда, по окончании боя, генерал К. П. Кауфман увидел у Каразина в руке только один эфес от сабли, то произнес ему: «Вы попортили свое орудие; отлично, я пришлю вам другое». На последующий денек Каразин получил золотое орудие с надписью «за храбрость». В 1870 году Каразин был переведён в 4-й Туркестанский линейный батальон и в том же году вновь вышел в отставку с чином капитана и мундиром. С сих пор начинается литературная и художественная деятельность Каразина, которой он и предназначил потом всю свою жизнь.

Переправа Туркестанского отряда у Шейх-арыка. .

Каразин-художник

Очень впечатлительный и наблюдательный, Каразин с особенным энтузиазмом настоящего художника приценивался к новейшей для него природе Средней Азии, к типам и характерам аборигенов. Военные походы дали ему возможность близко изучить быт российского бойца. В Туркестане он познакомился с В. В. Верещагиным. 1-ые его картинки, воспроизведенные в политипажах, были помещены во «Всемирной Иллюстрации» за 1871 г. Также Каразин сделал 1-ые в Рф художественные почтовые открытки, изданные Общиной св. Екатерины. В 1874 и 1879 гг. Каразину, как знатоку края, было предложено Императорским Русским географическим обществом принять роль в научных экспедициях в Центральной Азии для исследования бассейна Амударьи. За картинки, которые были приложены к журнальчикам этих экспедиций, Каразину были присуждены высшие заслуги на географических выставках Парижа и Лондона, он избирается членом Правительского Российского географического общества (ИРГО).

Хивинский поход 1873 г. Через мёртвые пески к Колодцам Адам-Крылган. 1888. Муниципальный Российский музей.

В Сербско-турецкую и Русско-турецкую войны 1877—78 гг. Каразин был военным корреспондентом-иллюстратором. Его эскизы пером, карандашом и акварелью с натуры, давали колоритную картину походной и боевой жизни наших войск на Балканском театре военных действий. Эти иллюстрации печатались в наилучших зарубежных изданиях и доставили Каразину широкую известность. В 1880-х гг. Каразин, по Высокому велению, был командирован в Туркестан для составления эскизов к картинам, которые ему было доверено написать на темы из похода российских войск в Хиву и Бухару. Результатом этой командировки было создание Каразиным 7 огромных батальных картин:

«Взятие Ташкента», «Вступление российских войск в Самарканд 8 июня 1868 г.» (ГРМ), «Взятие Махрама», «Хивинский поход 1873 года. Переход Туркестанского отряда через мёртвые пески к колодцам Адам-Крылган» (ГРМ), «Первое возникновение российских войск на Аму-Дарье. Переправа Туркестанского отряда у Шейх-арыка», «Зерабулак» и «Текинская экспедиция 1881 года. Штурм Геок-Тепе» (ГРМ).

Но, не батальными полотнами захватил для себя звучное имя Каразин. Нервный по натуре, живой, подвижный и вечно инициативный, он не обожал писать маслом огромные картины, которые требуют долгой и усидчивой работы.

Свою славу первого в Рф акварелиста и наилучшего рисовальщика-иллюстратора он заслужил своими бессчетными работами акварелью, карандашом и пером. Владея богатой творческой фантазией и большущим художественным вкусом, Каразин отличался необычной быстротой и легкостью в работе. Трудоспособность и продуктивность его были удивительны. Мир произведений Каразина — в большей степени восточные окраины империи. Природа Средней Азии и азиатские типы — возлюбленный сюжет его художественных произведений. В акварельной живописи Каразин сделал собственный особенный стиль. Его картины и картинки можно сходу выяснить: сильные световые эффекты, калоритные контрасты, особый несколько сумрачный спектр, прекрасная композиция и нескончаемая фантазия. С особенным мастерством Каразин изображал лошадок, в чем с ним мог конкурировать только Сверчков.

В 1907 году Н. Н. Каразин был избран членом Академии Художеств

Литературная деятельность

Могила Н.Н. Каразина на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге

Литературные произведения Каразина составляют 25 томов, многие из их поначалу появились в журнальчике «Дело» 1880-х годов. Наилучшими и более известными из повестей числятся: «На дальних окраинах», «Погоня за наживой», «Двуногий волк», «В камышах» и другие. В их много места уделено и военным событиям из эры завоевания Туркестанского края (к примеру, в романе «Наль»). Один из больших романов Каразина — «В пороховом дыму» — посвящен войне за освобождение Сербии. Под редакцией Каразина и с его иллюстрациями появились два издания «Ченслера» Жюля Верна (1875 и 1876); он оформлял книжки Н. В. Гоголя, Д. В. Григоровича, Ф. М. Достоевского, Н. А. Некрасова, А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева и многих других. В 1904—1905 годы П. П. Сойкин издал полное собрание литературных сочинений Н. Н. Каразина.

До конца жизни Каразин не порывал связи с военными кругами, с особенной любовью вспоминал свою боевую и походную жизнь и, хотя не носил военного мундира, но никогда не расставался со знаками собственных боевых различий.

Погиб 19 декабря 1908 года (1 января 1909) в Гатчине, похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Четверг, 29 января 2015 21:53

Капков Яков Фёдорович



Когда родился: 1816[1]

Когда умер: 29 марта

Где умер: Санкт-Петербург

Подданство: Российская империя

На него(неё) оказали влияние школа: А. Е. Егоров




Биография

Четверг, 29 января 2015 21:53

Кандауров Антон Иванович



Когда родился: 1863

Где родился: Покровское

Когда умер: 1930


Биография

Четверг, 29 января 2015 21:53

Каменев Лев Львович



Когда родился: 1833

Где родился: Рыльск

Когда умер: 14 26 января

Где умер: Саввинская слобода, Московская губерния

Подданство: Российская империя




Биография

«Саввино-Сторожевский монастырь под Звенигородом», 1860-е.

«У плотины», 1864.

«Весна», 1866.

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный