Колесов Владимир Алексеевич
Биография
Колесов Алексей Михайлович
Биография
Портрет художника Сергея Константиновича Зарянко.
Крестьянка, подающая солдату пить, 1859.
Портрет П.П. Семёнова-Тян-Шанского, 1874.
Колендас Павел
Биография
Ковалевский Павел Осипович
Биография
Бой у Иваново-Чифлик 2 октября 1877 года
Генерал Иосиф Гурко на Балканах
Возвращение с полей
Клодт Михаил Константинович
Биография
Детство и молодостьМиша Константинович Клодт родился 30 декабря 1832 а в Санкт-Петербурге в художественно одарённой семье Клодт фон Юргенсбургов. Его отец, генерал-майор артиллерии Константин Карлович Клодт, увлекался гравюрой по дереву, а дядя, Петр Карлович Клодт, был одним из наилучших архитекторов Рф тех пор.
В ранешном детстве Миша Константинович был нелюдим. Сначало он поступил в Горный кадетский корпус, где учился горному делу, но учёба не нравилась Мише, и он нередко прогуливал занятия. Только занятия по рисованию, которые в корпусе вёл Иван Фомич Хруцкий, вызывали в нём ублажение. Его педагог также рассмотрел в своём ученике будущий талант.
Вид в имении Загезаль близ Риги (1858)В 1851 году 18-летний Миша Клодт поступил в Императорскую Академию художеств, где с огромным увлечением проходил обучение в классе М. Н. Воробьева, преподававшего пейзажную живопись. В 1853 году он за одну из собственных ученических работ был удостоен серебряной медали 2-ой степени и стал стипендиатом Общества поощрения живописцев. По свидетельству летописца семьи Григория Клодта, юный живописец отказался от стипендии в пользу более нуждающихся живописцев, и она была передана одному из 2-ух братьев Крейтанов.
В 1855 году он был удостоен большой серебряной медали, а в 1857 году за написанную в 1854 году картину «Вид на полуострове Валаам» ему была вручена малая золотая медаль, а само полотно было выставлено на академической выставке 1857 года и получило отличные критичные отзывы. После окончания Академии художеств в 1858 году он получил звание художника первой степени, а за картину «Вид в имении Загезаль близ Риги» ему была вручена большая золотая медаль и право на поездку за муниципальный счёт в Европу сроком на три года.
Европа Вид в Нормандии (1860)В мае 1858 года Клодт приехал в Швейцарию, где поселился в маленькой гостинице на берегу Женевского озера. Но швейцарская природа не побуждала художника, и заместо плодотворной работы в его творчестве начался спад. Живописец принял решение поменять обстановку и переехал в Париж, рассчитывая, что глобальная столица искусств вдохновит его. В столице 2-ой империи он познакомился с представителями барбизонской школы — Теодором Руссо, Шарлем Франсуа Добиньи, Камилем Коро, также повстречался со своим двоюродным братом Мишей Петровичем Клодтом, вкупе с которым отправился поначалу в Бретань, а потом — в Нормандию. Да и тут живописец не нашёл удовлетворёния — французская архитектура и живопись не произвели на него воспоминания, чужая природа не побуждала, а французская и швейцарская живописные школы показались ему «неопрятными и неоконченными» и недостойными подражания.
Для отчёта перед Академией художеств живописец написал картины «Баржи на берегу во время отлива. Бретань» (1859) и «Вид в Нормандии» (1860). В 1860 году он написал письмо в Академию с просьбой о разрешении возвратиться в Россию и провести остаток трёхлетней командировки, рисуя пейзажи на родине.
1861—1870 Равнина реки Аа в Лифляндии (1862) Дубовая роща (1863)Получив официальное разрешение от Академии, в январе 1861 года Миша Клодт возвратился в Россию. Академия художеств разрешила продолжить ему творческое путешествие уже в Рф и даже продлила ему срок пенсионерства. Летом такого же года он познакомился с Елизаветой Михайловной Станюкович, дочерью адмирала Миши Станюковича и сестрой начинающего писателя Константина Станюковича, и сделал ей предложение, но получил отказ. На фоне беды в любовных делах Клодт впал в депрессию, но скоро, по настоянию родных, женился на Елизавете Гавриловне Владимирцовой.
По результатом поездки в Европу, Клодт в рамках академических канонов в купе с романтическими мотивами написал картины «Вид в равнине реки Аа в Лифляндии», «Баркасы на берегу во время отлива. Бретань» и «Ночной вид в Нормандии. Рыбаки». За эти работы в 1862 году Миша Константинович получил звание академика и продление срока пенсионерства ещё на один год.
Летом 1863 года живописец вкупе с супругой был приглашён погостить у родственников в Мценском уезде Орловской губернии. Тут Миша Константинович обрёл духовную гармонию и нашёл обеспеченный материал для собственных работ. Не считая Орловской губернии он путешествовал по Тульской и Смоленской губерниям, где нарисовал ряд российских пейзажей. Посреди его удачных работ этого периода — картины «Дубовая роща» (1863), «Большая дорога осенью» (1863), «Вид в Орловской губернии» (1864). Полотно «Большая дорога осенью» с изображением обычного неброского российского пейзажа — низковато нависшим над равниной небом с томными дождевыми тучами, дорогой, представляющей собой сплошную невеселую чёрную хлябь, и застрявшей фермерской тележкой на ней без всякой надежды выкарабкаться, — приносит Клодту популярность посреди современников. За картину «Вид в Орловской губернии» живописец в 1864 году получил звание доктора, а означает, право на преподавание в Академии художеств, но штатной должности для него тогда не нашлось.
Большая дорога осенью (1863) Село в Орловской губернии (1864) Российская деревня (1867)9 декабря 1863 года в семье Клодтов родился отпрыск Борис. Ребёнок родился очень слабеньким. Не считая того, супруга художника Елизавета Гавриловна также тяжело захворала, болезнь прогрессировала, и в декабре 1865 года она погибла. А скоро после неё скончалась мама Миши Клодта.
Весной 1866 года живописец опять уехал на Орловщину, где много работал. По возвращении в Санкт-Петербург, овдовевший Миша Константинович повторно сделал предложение Елизавете Михайловне Станюкович и сейчас получил согласие. В январе 1867 года они повенчались, а в ноябре такого же года у их родился отпрыск Пётр. В этот период Клодт сделал огромное количество полотен, посреди которых «Лучи солнца», «Российская деревня», «Закат солнца в Орловской губернии» (1867), «Аллейка в березовой роще» (1867).
В конце 1860-х годов Миша Клодт был уже состоявшимся художником, имевшим собственный взор на искусство и известный почерк. Для его работ свойственны реализм изображения, безупречный набросок со скрупулёзной проработкой деталей, мастерство многообещающих решений, строгость и стройность композиции, способность присутствием человека «одушевить» природу. Для него присуща тщательность в прорисовке объектов фронтального плана и обобщенность в далённых планах и неба с тучами. Такая точность в написании маленьких деталей добивалась огромных усилий и много времени на создание полотна. Добиваясь высочайшей точности, художнику время от времени приходилось переписывать картину пару раз. В обзоре Академической выставки 1867 года В. В. Стасов писал:
Клодт, на мой глаз, — один из самых соответствующих наших пейзажистов. Его упрекают время от времени в некой сухости, щепетильной мелочности, очень рабском подражании натуре, но мне кажется, уже лучше это, чем размашистая ересь и фантастические выдумки большинства наших пейзажистов. Не знаю, что можно сопоставить с его Осенью, а позже и с Закатом солнца, выставленных на сегодняшней выставке. Все это очень и очень далековато от Соррентов, видов на Чёрное море и т. п., которыми заурядно нас потчуют ландшафтные живописцы. И слава Богу! Клодт отыскивает только схватить русскую природу во всей её неказистости, без всякой претензии на парад и золотом шитый мундир, без чего другие пейзажисты не представляют для себя природу. Но зато сколько настоящего, глубочайшего удовольствия приносят его правдивые картины
Невзирая на успехи на красочном поприще, финансовое положение Клодта оставалось томным, что было связано с нехваткой возможностей успешно продавать свои картины.
Организация приятельства передвижников На пашне (1872)В декабре 1870 года было избрано 1-ое правление Приятельства передвижных выставок, в состав которого вошел и Клодт, и последующее десятилетие его жизни связано с работой приятельства, которое очень стремительно стало большим центром художественной жизни в Рф. Тесное общение художника с членами общества содействовало укреплению в его творчестве реалистических тенденций и развитию энтузиазма к темам и образам сельской Рф.
На первой выставке передвижников, открытой 29 ноября 1871 года в здании Академии художеств в Санкт-Петербурге Миша Клодт представил две работы: «Полдень» и «Вид в Киеве, из сада Г. Муравьева». Любопытно, что на выставке также был представлен и портрет самого Миши Клодта работы Ивана Крамского. Критики тех пор отмечали, что наилучшими пейзажами на выставке явились работа Алексея Саврасова «Грачи прилетели» и картины Миши Клодта.
Крестьянка у сломанной тележки со льном (1873) Вечерний вид в деревне. Орловская губерния (1874)На 2-ой выставке передвижников была выставлена работа Клодта «На пашне», которая вызвала невольные ассоциации с одноимённой работой А. Г. Венецианова, но художнику удалось изобразить образ природы с воистину эпической широтой не только лишь по содержанию, да и по выразительным средствам. Изобразив в незатейливом сюжете небо, землю, жаркий летний полдень, крестьянку, быстро оторвавшуюся от работы, чтоб разглядеть приближающуюся по дороге бричку, Клодт передал знак нескончаемо обновляющейся жизни. Вместе с картиной А. К. Саврасова «Грачи прилетели», это полотно стало одним из красочных знаков Рф. Картина была куплена прямо с выставки Павлом Третьяковым в свою коллекцию и в текущее время находится в неизменной экспозиции Третьяковской галереи. Потом, в 1873, 1879 и 1881 годах, Миша Клодт написал ряд повторений полотна для разных русских музеев.
В 1873 году Миша Константинович был зачислен в Академии на профессорский оклад (с 1871 года он считался в Академии сверхштатным педагогом «без содержания»), что существенно улучшило его финансовое положение. В Академии он, вкупе с Алексеем Боголюбовым и Сократом Воробьёвым, сделал класс пейзажной живописи и до введения нового временного устава Академии в 1894 году являлся членом её совета. Клодт отнёсся к преподавательской деятельности так же радиво, как и к написанию пейзажей, и уделял своим студентам много времени и усилий. Некие из его учеников потом стали известными живописцами, работающими в различных направлениях — пейзажисты Николай Дубовской и Юлий Трилистник, маринист Александр Беггров и другие. В то же время, в развернувшемся в это время в российской художественной среде конфликте вокруг Василия Верещагина, Клодт не поддержал профессорский состав Академии и встал на защиту баталиста. В целом, в этот период, на фоне противоборства Академии и Приятельства, положение художника смотрелось двояко — обе стороны стороны считали его «предателем» собственного дела.
В течение этого периода Миша Константинович раз в год совершал творческие поездки по стране и сделал серию полотен, которые вошли в «золотой фонд» российского пейзажа. Его работы, такие как «Крестьянка у сломанной тележки со льном» (1873), «Вечерний вид в Орловской губернии» (1874), «Рожь» (1877), «Скотины на водопое» (1879), не считая энтузиазма к пространственным эффектам, содержат попытку в обобщённой форме показать своеобразие и неповторимость российского пейзажа, чувственно окрашенного присутствием человека. В это время, под воздействием творчества Ивана Шишкина, в работах Клодта растут эпические мотивы в написании российской природы («Лесная даль в полдень»).
Разрыв с передвижниками Лесная даль в полдень (1876) Скотины на водопое (1879)В конце 1870-х годов Клодт развёлся с супругой, а в 1880 году у художника появился конфликт с другим членом Приятельства передвижников, Архипом Куинджи, вследствие которого оба покинули общество. На V Передвижной выставке Куинджи выставил собственный пейзаж «Украинская ночь», экзальтированно воспринятый критиками, но получивший довольно прохладные оценки в художественном обществе. 21 марта 1879 года на общем собрании Приятельства передвижных художественных выставок в ревизионную комиссию были избраны Архип Куинджи и Миша Клодт, тогда и же, скоро после закрытия выставки, в газете «Молва» за подписью «Любитель» появилась статья, в какой создатель отказывал Куинджи в настоящем таланте и утверждал, что сущность его живописи только в особенном освещении, которым живописец злоупотребляет, где только может. Скоро выяснилось, что создателем статьи в газете является Миша Клодт. Куинджи востребовал исключить Клодта из Приятельства, а не добившись хотимого, покинул его сам. Скоро после чего Клодт получил письмо от члена правления Николая Ярошенко, в каком тот высказал мировоззрение, что статья написана Мишей Константиновичем не из любви к искусству и желания поиска правды, а из-за личных мотивов, маленького самолюбия, зависти и недоброжелательства к Куинджи. В ответ 3 января 1880 года Миша Клодт подал прошение исключить его из рядов Приятельства, вобщем, решив продолжить участвовать в его выставках в качестве экспонента. Последней суровой работой художника до выхода из Приятельства стала картина «На пашне в Малороссии», которая была показана на выставке 1879 года. В самый разгар этих бурных событий Миша Клодт получил ещё один сильный удар — погиб его отец.
В тот же период им написана маленькая работа «Скотины на водопое» (1879) с аккуратненько выписанными фигурами животных. Пейзажи Клода всегда характеризуется пристальным вниманием к природе и сразу её лирическим восприятием. Критик В. В. Стасов называл художника «живописцем поэтических сельских настроений».
Работы Миши Клодта не один раз экспонировались на Глобальных выставках в Париже (1867, 1868), Лондоне (1872), Вене (1873), Филадельфии (1876).
Последние годы Волга под Симбирском (1881)После оставления Приятельства передвижников живописец продолжил путешествовать по Рф и создавать новые произведения. Из его работ этого периода увлекательны «Волга под Симбирском» (1881) и «Прибрежье» (1885). Равномерно его здоровье ухудшалось, начались задачи со зрением, художника стали тревожить мигрени. По воззрению одних создателей, скоро у него развилось психическое расстройство — по вечерам он стал «слышать голос», по воззрению других — мучился алкоголизмом. На занятия в Академию он стал приходить неухоженным, в мятой и грязной одежке. В 1886 году он был уволен с профессорской должности в академии с оставлением за штатом, а в 1894 году — уволен совсем с предназначением ему маленькой пенсии. Служебное жильё, предоставленное Академией, он был обязан возвратить, и вкупе с отпрыском от первого брака Борисом он жил в снятой внаём маленькой квартире на Коломенской улице. Борис Михайлович погиб в возрасте 36 лет в 1899 году. Имя самого Миши Клодта в последний раз было упомянуто в 1897 году в связи с юбилейной выставкой передвижников. О последних годах его жизни фактически ничего не понятно. Архивные документы в виде судебных выписок и исполнительных листов свидетельствуют, что он находился в нужде и был обязан занимать средства у различных людей.
Скончался Миша Константинович Клодт 16 (29) мая 1902 года.
Семья
1-ый брак: Елизавета Гавриловна Владимирцова. Детки:
Борис.2-ой брак: Елизавета Михайловна Станюкович, дочь адмирала Миши Станюковича и сестра писателя Константина Станюковича. Малыши:
Пётр.Клемм Вильгельм Карлович
Биография
Киселёв Александр Александрович
Биография
Александр Киселёв родился в Свеаборге (на данный момент административный район Хельсинки), воспитывался в Аракчеевском кадетском корпусе, а с 1852 года во 2-м Санкт-Петербургском кадетском корпусе. Не окончив курса, оставил корпус в 1858 году поступил в Петербургский институт, после закрытия Петербургского института в связи со студенческими волнениями озари 1861 года стал посещать классы Императорской Академии художеств, в качестве вольноприходящего ученика.
Получив от академии огромную серебряную медаль и звание потрясающего художника III статьи (в 1864 году), в 1875 году примкнул к Приятельству «передвижников», в выставках которого с той поры и участвовал практически раз в год. Работал в Москве, очень нередко предпринимая поездки в различные места Рф с целью сотворения этюдов для собственных картин, отлично передающих природу в различные времена года и часы денька, при различном состоянии атмосферы. Позднее писал виды Кавказа, имевшие большой и заслуженный фуррор.
В 1906 году стал одним из учредителей Северного кружка любителей роскошных искусств в Вологде. Благодаря авторитету А. А. Киселёва членам кружка удалось установить связи в Санкт-Петербурге и привлечь к роли в собственных выставках живописцев Академии художеств.
Киселёв работал в коллективе живописцев, оформлявших интерьер храма-памятника Александра Невского в Софии.
В 1902 году живописец выстроил для себя дом в Туапсе, т. к. побывав в этом районе побережья ранее был поражён красотой местных пейзажей. На данный момент в Туапсе находится дом музей Киселёва. Гора меж мысом Кадош и посёлком Агой названа горой Киселёва т. к. была изображена им на картине «Кадошские скалы».
Кадошские горы.
Вид окружностей Харькова. 1875 г. Старенькый Сурамский перевал Прудик. 1892 г. Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачёва Позабытая мельница. 1891 г.Источники
Киселев, Александр Александрович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.Кипренский Орест Адамович
Биография
Место погребения в церкви Сант-Андреа-делле-Фратте, Рим Место погребения в церкви Сант-Андреа-делле-Фратте, Рим Место погребения в церкви Сант-Андреа-делле-Фратте, РимОрест Кипренский, внебрачный отпрыск помещика А. С. Дьяконова, родился 13 (24) марта 1782 года на мызе Нежинской (д. Нежново, где установлена мемориальная доска, а в 2014 году планируется установка монумента) (близ Копорья, на местности сегодняшней Ленинградской области). По документам был записан в семью крепостного Адама Швальбе.
Получив свободную, в 1788 году был зачислен в Воспитательное училище при петербургской Академии художеств под фамилией Кипренский. Обучался в академии до 1803 года. Жил в Москве (1809 год), Твери (1811 год), Петербурге (1812 год), а в 1816—1822 и с 1828 года — в Риме и Неаполе.
В июле 1836 года Кипренский женится на Анне-Марии Фалькуччи, зачем ему за ранее пришлось принять католичество.
Живописец скончался в Риме 17 октября 1836 года от воспаления лёгких и был погребён там же в церкви Сант-Андреа-делле-Фратте. Над надгробием стоит стела с надписью: «В честь и в память Ореста Кипренского, самого известного посреди российских живописцев, доктора и советника Императорской Петербургской академии художеств и члена Неаполитанской академии, поставили на свои средства, живущие в Риме российские живописцы, архитекторы и архитекторы, оплакивая безвременно угасший светоч собственного народа и настолько добродетельную душу…»
Творчество
О. Кипренский — 1-ый по времени российский портретист XIX века. Его кисти принадлежит «Портрет А. К. Швальбе» (1804), которым он дебютировал как портретист. В Италии работу приняли за творение Рембрандта. В 1809 году Кипренский делает «Портрет Е. В. Давыдова».
Более известные произведения — портрет мальчугана А. А. Челищева (1810—1811), портреты супругов Ростопчиных (1809) и Хвостовых (1814), хранящиеся в Третьяковской галерее, также автопортрет (1808), изображения поэтов К. Н. Батюшкова (1815), Музей института российской литературы Русской Академии, Петербург, В. А. Жуковского (1816).
В 1827 году О. А. Кипренским по заказу А.А. Дельвига был выполнен портрет А. С. Пушкина (весной такого же года Пушкин стал моделью В. Тропинина). На создание портрета поэт ответил посвящением Кипренскому:
Любимчик моды легкокрылой, Хоть не англичанин, не француз, Ты вновь сделал, волшебник милый, Меня, любимца незапятнанных муз, — И я смеюся над могилой, Ушед навек от смертных уз. Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит. Оно говорит, что не унижу Пристрастья принципиальных аонид. Так Риму, Дрездену, Парижу Известен впредь мой будет вид.1831 год отмечен работами «Неаполитанская девченка с плодами» и «Читатели газет в Неаполе».
Галерея работ
См. также: Перечень картин Ореста Адамовича КипренскогоПортрет Е. В. Давыдова
Портрет В. А. Жуковского
Портрет Д. Н. Хвостовой, супруги В. С. Хвостова
Портрет отца, А. К. Швальбе
Портрет Екатерины Авдулиной, 1822
Портрет князя Н.П. Трубецкого, 1826
Портрет О. А. Рюминой, 1826
Бедная Лиза, 1827
Портрет А. С. Пушкина, 1827
Адреса в Санкт-Петербурге
1814 — май 1816 года — дом Е. Ф. Муравьевой — набережная реки Фонтанки, 25; 1823 — лето 1828 года — мастерская в правом крыле дворца Д. Н. Шереметьева — набережная реки Фонтанки, 34.Современники об О. Кипренском
А. Н. Андреев. Из книжки «Живопись и живописцы главнейших европейских школ.» 1857:
Орест Адамович Кипренский (1783—1836), доктор исторической живописи, один из самых наилучших портретистов Рф, когда-либо существовавших, и достойный конкурент наилучших живописцев целой Европы. В Италии окрестили его «Русским Вандиком». Но это заглавие не полностью охарактеризовывает и определяет нашего славного портретиста. Начав свое поприще под управлением Угрюмова с подражания собственному учителю, он скоро обратился к Рубенсу и Рембрандту, стремясь слить обе кажущиеся обратными их манеры, но скоро оставил их обоих и сделал собственный особый стиль… Портреты Кипренского рассеяны по всей Европе; укажем лишь на самые известнейшие его произведения. В Эрмитаже : «Садовник» либо по другому юный Итальянский мальчишка, лежащий на солнце в положении dolce far niente (сладостное ничегонеделание (итал.) и т. д.
Портрет Е. В. Давыдова
Портрет В. А. Жуковского
Портрет Д. Н. Хвостовой, жены В. С. Хвостова
Портрет отца, А. К. Швальбе
Портрет Екатерины Авдулиной, 1822
Портрет князя Н.П. Трубецкого, 1826
Портрет О. А. Рюминой, 1826
Бедная Лиза, 1827
Портрет А. С. Пушкина, 1827
Кившенко Алексей Данилович
Биография
Военный совет в Филях (1880).
Сражение у Шипки-Шейново 28 декабря 1877 года (1894).
Взятие Измаила
Царь Иоанн III разрывает ханскую грамоту.
Долобский съезд князей - свидание князя Владимира Мономаха с князем Святополком.
Жнитво.1878
Заструненный волк. 1891
Ярмарка на Украине. 1882
Богдан Хмельницкий. Присоединение Малороссии