Есаков Ермолай Иванович
Биография
Ендогуров Иван Иванович
Биография
Егоров Алексей Егорович
Биография
Дюккер Евгений Эдуардович
Биография
Родился 10 февраля 1841 года в Курессааре в дворянской семьи, балтийских германцев.
В 1858—1862 годах изучал живопись в Санкт-Петербургской Академии художеств под управлением С. М. Воробьёва.
В 1864 году приезжает в Дюссельдорф, а в 1872 году занимает место педагога пейзажной живописи в Дюссельдорфской академии художеств (заместо Освальда Ахенбаха) и занимается преподавательской деятельностью в течение 44 лет.
Находясь в Европе, часть собственных картин он отсылал на академические выставки в Петербург. Большая же часть картин раскупалась западноевропейскими личными собирателями и музеями.
В 1873 году Евгений Эдуардович Дюккер получил профессорство. В этом же году он получил место профессора-преподавателя в дюссельдорфской академии. В 1908 году за работы «Болото», «Морской берег», «Поле после жатвы» Дюккер был удостоен звания академика.
Погиб в Дюссельдорфе 6 декабря 1916 года.
Творчество
Живописец не один раз выезжал «на этюды» в разные страны — в Бельгию, Францию, Голландию и в Италию, но больше всего обожал писать серьезную природу северной Германии. Большая часть его работ демонстрируют морские виды, изготовленные со стороны побережья. Позже писал также пейзажи горные и полевые.
Посреди учеников О. Дюкера следует упомянуть таких мастеров, как Макс Кларенбах, Георг Макко, Фриц Овербек, Генрих Петерсен-Ангельн, Отто Зернер, Отто Штрютцель, Вилли Тильманс, Карл Вутке, Юлий Феддерс.
Наружные изображения «Дубовый лес в округах Ревеля»Полотно Дюккера «Вид на полуострове Рюген», которое декорировало российский отдел на Берлинской выставке в 1866 году, получило высшую заслугу — огромную золотую медаль. Его работа «Жатва в Дюссельдорфе», написанная в 1867 году, находится в Саратовском муниципальном художественном музее имени А. Н. Радищева.
Литература
Gedächtnis-Ausstellung für Eugen Dücker. Aus Anlass der hundertsten Wiederkehr seines Geburtstages. Kunstverein für die Rheinlande, Düsseldorf 1941. Wend von Kalnein (Hrsg.): Die Düsseldorfer Malerschule. Von Zabern Verlag, Düsseldorf 1979, ISBN 3-8053-0409-9 (Katalog der gleichnamigen Ausstellung, 13. Mai bis 8. Juli 1978 in der Mathildenhöhe).Галерея
Дьяконов Михаил Васильевич
Биография
Дубовской Николай Никанорович
Биография
Досекин Николай Васильевич
Биография
«Париж. Улица Монмартр», (1900-е), бумага, наклеенная на картон, масло — Муниципальная Третьяковская галерея.Николай Васильевич Досекин родился в семье известного российского фотографа, обладателя фотографических мастерских в Харькове и Москве — Василия Сергеевича Досекина (1829—1900).
Двое из 4 деток В. С. Досекина стали живописцами — Николай, бравший личные уроки у харьковского художника Е. Е. Шрейдера и его младший брат Сергей (1869—1916), закончивший в 1894 году Императорскую Академию художеств.
С 1879 по 1894 год Николай Досекин переезжает в Москву, где обучается рисунку и живописи в пейзажной мастерской А. А. Киселёва. В 1896 покидает Россию и до 1918 года живойёт в Париже, продолжив образование и посещая мастерскую Елизаветы Кругликовой.
С 1888 года экспонент Приятельства передвижных художественных выставок. Выставлялся на XVI — XXV, XXVII и XXVIII выставках Приятельства. В 1900 году становится полноправным членом Приятельства, но в 1901 году выходит из Приятельства, выступив против неравноправного положения юных живописцев и вкупе с А. М. Васнецовым , С. А. Виноградным, В. В. Переплетчиковым становится зачинателем сотворения собственного выставочного объединения, которое, по числу входящих в неё членов, получило заглавие «36 художников».
Проведя две выставки в 1901 — 1903 годах, столичное объединение «36 художников» и петербуржское объединение «Мир искусства» делают в 1903 году Альянс российских живописцев, одним из учредителей которого становится Досекин.
В 1918 году Н. В. Досекин ворачивается в Россию и с 1919 по 1921 год возглавляет кооператив живописцев в Ростове-на-Дону. С 1922 по 1925 год сотрудник Столичного кустарного музея.
Галерея
«Суда у волжской пристани», (1893), холст, масло — личное собрание.
«Прибой», (1894), холст, масло — Омский областной музей изобразительных искусств имени М. A. Врубеля.
«Сумерки на море», (1899), холст, масло — Одесский художественный музей.
«В море», (1899), холст, масло, темпера — Муниципальная Третьяковская галерея.
«Сена. Париж.», (1900), холст, масло — Рязанский муниципальный областной художественный музей имени И. П. Пожалостина.
«Париж. Латинский квартал», (1900-е), холст, масло — личное собрание.
«Кёльн зимой», (1900-е), картон, масло — Муниципальная Третьяковская галерея.
«Венецианский ноктюрн», (1900-е), холст, масло — Муниципальный музей искусств Казахстана имени А. Кастеева.
«Улица Сен-Дени. Париж», (меж 1904 и 1912), холст, масло — Муниципальный музей-заповедник «Ростовский кремль».
«Венеция. Палаццо Бернардо», (1916), картон, масло, графитный карандаш — личное собрание.
Библиография
Досекин Николай Васильевич // Муниципальная Третьяковская галерея. Каталог живописи XVIII – начала ХХ века (до 1917 года). Каталог / Директор Гос Третьяковской галереи народный живописец РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР Ю. К. Королёв. — М.: Издательство «Изобразительное искусство», 1984. — 720 с. — 20 000 экз.Дмитриев-Оренбургский Николай Дмитриевич
«Въезд великого князя Николая Николаевича в Тырново 30 июня 1877 года» медали Императорской Академии художеств
Биография
«Утопленник в деревне», (1868), Муниципальный Российский музей. «Штыковой бой полков российской гвардии с турецкой пехотой на Систовских высотах 14 июня 1877 года», (1881), Центральный военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи.Дмитриев — жанровый и батальный живописец, прибавивший к собственной фамилии, для отличия от других живописцев Дмитриевых, эпитет: «Оренбургский». Родился в 1838 году, воспитывался в доме собственного отца и в Уфимской губернской гимназии и по переезду собственных родных в Санкт-Петербург готовился к поступлению в юнкеры; но в это время, по совету известного живописца В. К. Шебуева, стал посещать классы Императорской Академии художеств.
Считался в ней учеником Ф. И. Бруни и получил от нее, за успехи в рисовании и живописи, четыре малые и одну огромную серебряную медали. В 1860 году удостоен малой золотой медали, за написанную по программке картину: «Олимпийские игры». В следовавшие за тем два года исполнил картины: «Величавая княгиня София Витовитовна на свадьбе величавого князя Василия Темного» и «Стрелецкий мятеж», но ни за ту, ни за другую не получил разыскиваемой заслуги.
В 1863 году выступил было опять соперником на огромную золотую медаль, но, вкупе с двенадцатью другими юными живописцами отказался от выполнения предложенной им программки и, выйдя из Академии со званием художника 2-ой степени, участвовал в учреждении Санкт-Петербургской артели живописцев, членом которой после того состоял до 1871 года.
В 1868 году картина «Утопленник в деревне» (находится в Муниципальном Российском музее) доставила ему звание академика. В 1869 году он аккомпанировал величавого князя Николая Николаевича Старшего в его поездке на Кавказ и в губернии Харьковскую и Воронежскую; плодом этого путешествия был альбом из 42 рисунков.
В 1871 году Дмитриев отправился на казенный счет за границу, сроком на три года, провел их, приемущественно в Дюссельдорфе, где воспользовался советами именитых Беньямина Вотье и Людвига Кнауса, а позже поселился навечно в Париже. Тут он был одним из основных участников в учреждении местного «Общества российских художников», выставлял свои картины в годовых салонах, только время от времени присылая их в Санкт-Петербург, и исполнял картинки для российских и французских иллюстрированных изданий.
В Париже произошел переход его от жанровой к батальной живописи, предпосылкой которого было получение Высокого заказа на несколько картин на сюжеты из Русско-турецкой войны 1877—1878 годов. За две из их («Бой на Систовских высотах конвоя правителя Александра II» и «Въезд правителя в город Плоэшты») Академия присудила ему профессорское звание. Чтобы иметь все нужные пособия и удобства при выполнении последующих картин той же серии, он возвратился в 1885 году на неизменное жительство в Санкт-Петербург.
Из жанровых произведений художника, не считая вышеупомянутой картины «Утопленник», наилучшими могут считаться: «Две минутки остановки» (1878) и «Пожар в деревне» (1885, Муниципальный Российский музей). Ряд его картин, воспроизводящих разные эпизоды Русско-Турецкой войны, декорируют собой огромную Помпеевскую галерею в Зимнем дворце. Погиб в 1898 году в Санкт-Петербурге.
При написании этой статьи употреблялся материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).Галерея
Цикл о Русско-турецкой войне (1877—1878)«Генерал М. Д. Скобелев на коне», (1883) — Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачёва
«Переправа российской армии через Дунай у Зимницы 15 июня 1877 года», (1883) — Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи
«Портрет российского солдата-добровольца», (1878) — личное собрание
«Сдача крепости Никополь 4 июля 1877 года», (1883) — Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи
«Артиллерийский бой под Плевной. Батарея осадных орудий на Великокняжеской горе», (1880) — Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи
«Бой под Плевной 27 августа 1877 года», (1883) — местопребывание непонятно
«Освящение знамени Болгарского ополчения», (1883-1885) — местопребывание непонятно
«Захват Гривицкого редута под Плевной», (1885) — Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи
«Пленного Осман-Пашу, командовавшего турецкими войсками в Плевне, представляют Его Императорскому Высочеству Сударю Императору Александру II, в денек взятия Плевны русскими войсками 29 декабря 1877 года», (ранее 1898) — местопребывание непонятно
«Солдаты, отдыхающие у колодца», (1897) — личное собрание
«Последний бой под Плевной 28 ноября 1877 года», (1889) — Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи
«Русская конница на пыльной дороге», (ранее 1898) — личное собрание
«Въезд величавого князя Николая Николаевича в Тырново 30 июня 1877 года», (1885) — Муниципальный Российский музей
Жанровая и историческая живопись«Величавая княгиня София Витовитовна на свадьбе величавого князя Василия Темного», (1861) — Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачёва
«Стрелецкий мятеж», (1862) — Таганрогский художественный музей
«Принц Пётр. Этюд к картине «Стрелецкий бунт», (1862) — личное собрание
«Принц Иоан. Этюд к картине «Стрелецкий бунт», (1862) — личное собрание
«Вельможа. Этюд к картине «Стрелецкий бунт», (1862) — личное собрание
«Дама, играющая с собакой», (1868) — личное собрание
«И. С. Тургенев на охоте», (1879) — личное собрание
«Воскресение в деревне», (1884) — личное собрание
«Застенчивая девица», (1891) — личное собрание
«Портрет правителя Александра III», (1896) — Муниципальный исторический музей
«Деревенский разносчик», (ранее 1898) — Пермская муниципальная художественная галерея
«Пожар в деревне», (1885) — Муниципальный Российский музей
«Величавый князь Сергей Александрович, цесаревич Николай Александрович и величавый князь Павел Александрович в Королевском Селе», (конец 1880-x) — Муниципальный исторический музей
Литература
Дмитриев // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. Матафонов В. С. Н. Д. Дмитриев-Оренбургский // Российское искусство. Очерки о жизни и творчестве живописцев 2-ой половины XIX века. — М: Издательство «Искусство», 1962. — Т. 1. — С. 496. — 692 с.Дмитриев-Мамонов Александр Иванович
Биография
Отпрыск генерал-майора Ивана Фёдоровича Дмитриева-Мамонова и Лены Васильевны Толстой (во 2-м браке супруга князя В. А. Хованского).
С 1806 г. служил актуариусом в Коллегии зарубежных дел, потом — в Гос канцелярии.
В 1812 году вступил в Столичное ополчение. В звании поручика Сумского гусарского полка участвовал в схватках под Островно, у Валутиной горы, при Бородино (исполнял обязанности адъютанта М. И. Кутузова), под Красноватым. 30 апреля 1813 года переведён в лейб-гвардии Гусарский полк, в составе которого участвовал в зарубежном походе (1813—1814): будучи адъютантом генерала П. П. Палена, потом — генерала А. П. Ермолова, сражался в битвах при Люцене, Бауцене, Дрездене, Лейпциге, Бриенне, Бар-сюр-Об, Арси-сюр-Об, Фер-Шампенуазе и Париже.
В 1816—1823 гг. — адъютант генерала Н. Г. Волконского. 23 февраля 1817 года произведён в штаб-ротмистры, 10 февраля 1819 года — в ротмистры, 13 декабря 1823 года — в полковники.
С 6 декабря 1827 года — командир Клястицкого гусарского полка; учавствовал в угнетении Польского восстания. 18 октября 1831 года произведён в генерал-майоры. С 1 марта 1832 года — командир 1-й бригады 3-й гусарской дивизии, с 5 сентября 1832 года — командир 2-й бригады 6-й уланской дивизии, с 2 апреля 1833 года — командир 1-й бригады 3-й лёгкой кавалерийской дивизии. 10 сентября 1835 года назначен состоять по кавалерии.
А. И. Дмитриев-Мамонов был знаком и дружил с многими декабристами; после угнетения восстания имел смелость просить о тех, кто был сослан либо посиживал в крепости.
7 октября 1835 года перешёл в статскую службу в Министерство внутренних дел, переименован в действительные статские советники. Похоронен на кладбище Донского монастыря.
Семья
Супруга — Софья Ивановна Яфимович (1795—1853), фрейлина Марии Фёдоровны. Отпрыск Эммануил (1824—1880), художник-портретист; женат на Ольге Александровне Рачинской (1834—1917), сестре учёного С. А. Рачинского и племяннице поэта Е. А. Баратынского.
Художник-баталист
Во время Бородинского схватки конкретно на поле боя сделал серию беглых зарисовок с натуры всего происходящего.
В 1820 году вкупе с П. А. Кикиным и И. А. Гагариным основал Общество поощрения художеств. В 1827 году основал Рисовальную школу, по этому 10 крепостных живописцев получили свободную.
Оставил много акварелей и рисунков, часть которых была издана Обществом поощрения художеств. Его этюды, посвящённые эпизодам Российскей войны 1812 года, декорировали залы Царскосельского дворца.
Знатный свободный общник Академии художеств.