Зощенко Михаил Иванович

Биография
Родился 21 января 1857 года в городке Перекопе ,Таврической губернии. Окончил Харьковское реальное училище.
С 1876 по 1884 годы обучался в Императорской Академии художеств, получив за успехи звание неклассного художника.
16 марта 1893 был принят учеником в мозаичную мастерскую, а 9 декабря 1896 году был утверждён младшим художником-мозаичистом в мозаичной мастерской Академии художествю 28 ноября 1903 года М.И. Зощенко было доверено исполнить мозаичное панно для Музея Суворова по оригиналу художника Н. А. Шабунина : «Отъезд Суворова из села Кончанского в итальянский поход 1799 года)» (1904), 6 мая 1905 за эту работу М.И. Зощенко награждён орденом Станислава 3-й.
Занимаясь живописью, сотрудничал с рядом петербургских журналов. В 1905 году возвратился к живописи, писал портреты и бытовые композиции. Создатель иллюстраций к произведениям Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского. Создавал картинки для петербургских журналов «Север», «Нива» и других.
Погиб 27 декабря 1907 года (9 января 1908 года по новенькому стилю) в Петербурге. В 1908 году в залах Академии художеств в Петербурге свершилась посмертная выставка его работ.
Был женат на Лене Осиповне (Иосифовне) Суриной (1875—1920), которая имела артистичные наклонности, игралась в любительском театре и писала маленькие рассказы. Всего в семье было 8 малышей.
Труды
«Волостной суд» (1888, ГТГ) Наружные изображения Одна из мозаик ЗощенкоПо своим творческим устремлениям Зощенко был близок к Приятельству передвижных художественных выставок, на экспозициях которого и показывал свои картины: «Волостной суд» (1888), «Свой вор» (1889), «В ожидании найма» (1890), «Гадание», «У плетня», «В фермерской избе» (все — 1890-е годы), «В тишине» (1908).
Его произведения имеются в Гос Третьяковской галерее и других музеях — Екатеринбурга и Краснодара.
Зичи Михаил Александрович

Биография
Получил гимназическое и институтское образование в Будапеште, а позже изучал рисование и живопись сначала там же, у итальянского художника Маростони, а позже в Венской академии художеств, где его основным наставником был Ф. Г. Вальдмюллер. Заслужив уже некую известность выставленными в Вене картинами, такими как «Выздоравливающая женщина молится перед образом Богоматери», «Умирающий рыцарь» (1844), «Заколачивание гробика ребёнка» (находится в будапештском музее), «Распятие», запрестольный образ для Фюнфкирхенского собора (1845) и другие, был приглашен величавой княгиней Леной Павловной в педагоги рисования и живописи к её дочери, величавой княжне Екатерине Михайловне.
В Санкт-Петербург прибыл в 1847 году и, не считая занятий с её высочеством, получил уроки в неких аристократических петербургских домах. Через два года ему пришлось отрешиться от учительства и изыскивать для себя средства к жизни созданием рисунков для реализации и ретушированием светописных портретов. В эту тяжелую пору собственной жизни Зичи нашёл некую поддержку в царевиче Александре Гессен-Дармштадтском. Улучшением собственного положения Зичи должен Теофилю Готье, посетившему в 1858 году Санкт-Петербург. В книжке «Voyage en Russie» Готье предназначил Зичи целую главу, чем существенно поднял его репутацию у российской публики.
В 1859 году Зичи был назначен придворным живописцем, и в этом звании оставался до 1873 года. В этот 15-летний период собственной деятельности, он исполнил огромное количество рисунков, изображающих разные происшествия придворной жизни, сцены императорской охоты, карикатуры на людей, близких ко двору, и т. п. (находились в главном в императорских дворцах и альбомах высочайших особ).

Ещё перед этим, в 1856 году, им воспроизведены в акварелях главные этюды коронования правителя Александра II, за которые Санкт-Петербургская академия художеств присудила ему звание академика. В 1869 году была устроена выставка его произведений. В 1874 году он уехал в Париж, где написал, в том числе, по заказу венгерского правительства, картину: «Австрийская императрица Елизавета ложит венок на гроб Деака», и помещал свои картинки в иллюстрированных изданиях.
С 1880 года Зичи снова в Рф, на прежней должности, и трудился в качестве рисовальщика-хроникёра церемоний, развлечений и семейных событий высокого двора. Из его произведений, кроме уже упомянутых, достойны внимания картинки: «Мессия и Лютер в Вартбурге», «Человек меж разумностью и глупостью», «Еврейские мученики», «Флорентийская оргия», «Смерть царя Кандавла», «Земля еси и в землю возвратишься», «Тамара и Демон» (на сюжет из поэмы Лермонтова), «Ростовщик», «Бернард Палисси», «Последние минутки Вертера», «Проект театрального занавеса для Аничковского дворца» и некие другие.
В творчестве Михая Зичи имеется много рисунков откровенного эротического содержания.
Зеленцов Капитон Алексеевич

Биография

«В комнатах»

«Мастерская художника Петра Васильевича Басина», 1833

«Портрет штабс-капитана Е. А. Ратаева»

«Деревенская семья»
Зацепин Николай Константинович

Биография
Захаров-Чеченец Пётр Захарович

Биография

В 1819 году во время Кавказской войны российские бойцы отыскали мёртвую даму и умирающего трёхлетнего ребёнка в чеченском ауле Дади-юрт, уничтоженном русскими войсками. Главнокомандующий Алексей Петрович Ермолов отдал приказ армейским докторам сделать всё вероятное, чтобы спасти ребёнка, невзирая на то что последние утверждали, что это нереально. Но мальчишка выжил и был отдан на воспитание казаку Захару Недоносову, где воспитывался до 1823 года.
От имени казака ребёнок получил свою фамилию и отчество. Позднее Пётр добавил слово «Чеченец» к собственной фамилии. Подписывал свои картины «Захаров из чеченцев» либо «Захаров-Чеченец».
Потом его взял на воспитание генерал Пётр Николаевич Ермолов. В ранешном возрасте мальчишка стал проявлять возможности к рисованию. Уйдя в отставку и переехав с семьёй в Москву, Ермолов дал собственного приёмного отпрыска на обучение к художнику-портретисту Льву Волкову. В 1833 году Петра Захарова зачислили вольнослушателем в Петербургскую академию художеств. В 1836 году Пётр Захаров закончил Академию художеств, получил аттестат, право почётного потомственного гражданина и звание свободного художника.
Дружил с Мишей Юрьевичем Лермонтовым.
Чтоб поправить вещественное положение, он поступил на службу в департамент военных поселений Военного министерства в качестве рисовальщика. «Потеряв здоровье и при том надежды быть отправленным за границу, я подчинился судьбе, решил выбрать хоть мало, но верный кусочек хлеба», — писал он в 1841 году. В эти годы он стал академиком Императорской Академии художеств. Но в 1842 году обострилась болезнь, и Захаров был обязан бросить службу.
Он переехал в Москву, где сблизился с семьёй известного лекаря И. П. Постникова и 14 января 1846 года в церкви Покрова Богородицы в Кудрине венчался с его дочерью Александрой Петровной Постниковой — шафером был генерал Алексей Петрович Ермолов. Через несколько месяцев А. П. Постникова погибла от чахотки, и 15 июня в той же церкви её отпели.
В конце лета 1846 года скончался от чахотки и сам живописец.
Работы
Из работ Захарова известны написанные алкидными красками портреты генерала А. П. Ермолова, доктора Ф. И. Иноземцева (1844 год), доктора Тимофея Грановского (1845 год) и Постниковой (1845 год) и рисованные карандашом портреты семейства Постниковых, доктора Ивана Петровича Матюшенкова, композитора Петра Булахова, самого художника и др. Все эти произведения — в Третьяковской галерее, в Москве. Писал Захаров-Чеченец в главном портреты.










Центры хранения
Муниципальная Третьяковская галерея Эрмитаж Российский музей Русская муниципальная библиотека Тамбовская областная картинная галерея Музей изобразительных искусств. г. Орел и другиеСм. также
Чеченский, Александр Николаевич Чеченский, Валериан НиколаевичЗауервейд Николай Александрович

Биография
Зауервейд Александр Иванович

Биография
Зарянко Сергей Константинович

Биография
Зарудная-Ковас Екатерина Сергеевна

Биография
Родилась 27 июня 1861 года (по другим данным — в 1862 году).
Училась в Петербургской Академии художеств (1881—1887), где её педагогом был П. П. Чистяков. Учебу кооперировала с поездками в Париж, где брала уроки у К. Дюрана и в академии Жульена. За время обучения получила две серебряные медали. В 1887 году окончила Академию в звании неклассного художника.
Е. С. Зарудная-Кавос организовывала сатирические и детские журнальчики и сотрудничала в почти всех из их. В 1905 году вместе с А. М. Языковой открыла в Петербурге школу живописи, где преподавали такие живописцы, как Б. М. Кустодиев и Е. Е. Лансере. При ее мастерской в Петербурге действовала воскресная школа рисования для рабочих.
Екатерина Сергеевна Была экспонентом Приятельства передвижных художественных выставок.
Погибла 29 ноября 1917 года.
Сохранились многие документы, относящиеся к Е. С. Зарудной-Кавос.
Труды
Посреди исполненных Зарудной-Ковас портретов — известнейшие деятели российской культуры: историк К. Н. Бестужев-Рюмин, сенатор В. А. Арцимович, публицист и философ В. С. Соловьев, писатель В. В. Водовозов, живописцы Н. А. Ярошенко и И. Е. Репин, юрист и писатель А. Ф. Жеребцы, артисты П. В. Самойлов, В. Ф. Комиссаржевская, П. А. Корсаков, М. Н. Германова, композитор и дирижер М. М. Ипполитов-Иванов, писатели Н. А. Добролюбов и А. М. Горьковатый. Кроме этих работ у неё были жанровые картины, бессчетные акварельные работы, картинки и зарисовки, офорты.
Зарецкий Андрей Антонович

Биография
Родился 5 декабря (17 декабря по новенькому стилю) 1864 года в г. Гадяч Полтавской губернии в семье мещан.
В детстве проявлял склонность к рисованию. В 1883 году поступил вольнослушателем, а с 1885 года стал учеником Столичного училища живописи, ваяния и зодчества, где учился живописи у В. Е. Маковского, В. Д. Поленова, Е. С. Сорокина.
Осенью 1886 года Зарецкий стал одним из основоположников неформального объединения столичных живописцев, сторонников реалистического направления живописи — «Среда». Его членами стали И. Левитан, К. Коровин, А. Ефимов, С. Иванов, К. Петров-Водкин, С. Ягужинский, братья Васнецовы.
Зарецкий много путешествовал, проводил летние каникулы в родной Полтавской, Таврической и Тульской губерниях.
В 1889 и 1890 годах Андрей Зарецкий удостаивался медалей, а в 1893 году совместно с большой серебряной медалью за картину «Пристань» получил звание потрясающего художника.
Был участником выставок Столичного училища живописи, ваяния и зодчества, Столичного общества любителей художеств (1890—1908), Приятельства передвижных художественных выставок (1890—1893, 1897, 1899—1901), первой выставки этюдов, рисунков, эскизов ТПХВ в Санкт-Петербурге (1903), 3-й выставки картин «Московского приятельства художников» (1895), выставок Приятельства южнорусских живописцев (1899—1901), выставки столичных любителей-коллекционеров в Санкт-Петербурге (1910), выставки картин «Художники — товарищам воинам» в Москве (1914). В 1895 году в рамках подготовки XVI Всероссийской художественно-промышленной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде, А. А. Зарецкий участвовал в Каспийской экспедиции, писал виды городов каспийского побережья и среднеазиатских рек Амударья и Сырдарья.
Октябрьская революция застала А. А. Зарецкого в Лебедянском уезде. В 1917 году, когда имения стали подвергаться массовым погромам, Зарецкий совместно с другими помещиками уезда, пытавшимися защитить личную собственность, организовал Лебедянский альянс землевладельцев.
В 1919 году живописец захворал и погиб. Похоронен в с. Шовское Лебедянского района.
В РГАЛИ имеются материалы, относящиеся к А. А. Зарецкому.
СемьяВ 1891 году Андрей Зарецкий женился на лебедянской дворянке Серафиме Николаевне Бобровой и поселился в имении Бобровых в селе Шовское Лебедянского уезда.
Тут у потомственного почётного гражданина Андрея Антоновича Зарецкого и его супруги дворянки Серафимы Николаевны родились сыновья Владимир (20.06.1891), Сергей (10.12.1894), Борис (7.09.1896) и Жора (30.12.1902), дочери Варвара (6.05.1898), Зоя (15.02.1901) и Анна (7.03.1907).
Труды
В текущее время картины А. А. Зарецкого экспонируются в Ярославском художественном музее, музее-усадьбе В. Д. Поленова в Тульской области, хранятся в фондах Гос Третьяковской галереи, Ярославском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике и личных коллекциях.
Источники
Зарецкий Андрей Антонович // Живописцы народов СССР. Т. 4. Кн. 1 : биобиблиогр. слов. — М., 1983. — С. 219.