«Въезд великого князя Николая Николаевича в Тырново 30 июня 1877 года» медали Императорской Академии художеств
Биография
«Утопленник в деревне», (1868), Муниципальный Российский музей. «Штыковой бой полков российской гвардии с турецкой пехотой на Систовских высотах 14 июня 1877 года», (1881), Центральный военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи.Дмитриев — жанровый и батальный живописец, прибавивший к собственной фамилии, для отличия от других живописцев Дмитриевых, эпитет: «Оренбургский». Родился в 1838 году, воспитывался в доме собственного отца и в Уфимской губернской гимназии и по переезду собственных родных в Санкт-Петербург готовился к поступлению в юнкеры; но в это время, по совету известного живописца В. К. Шебуева, стал посещать классы Императорской Академии художеств.
Считался в ней учеником Ф. И. Бруни и получил от нее, за успехи в рисовании и живописи, четыре малые и одну огромную серебряную медали. В 1860 году удостоен малой золотой медали, за написанную по программке картину: «Олимпийские игры». В следовавшие за тем два года исполнил картины: «Величавая княгиня София Витовитовна на свадьбе величавого князя Василия Темного» и «Стрелецкий мятеж», но ни за ту, ни за другую не получил разыскиваемой заслуги.
В 1863 году выступил было опять соперником на огромную золотую медаль, но, вкупе с двенадцатью другими юными живописцами отказался от выполнения предложенной им программки и, выйдя из Академии со званием художника 2-ой степени, участвовал в учреждении Санкт-Петербургской артели живописцев, членом которой после того состоял до 1871 года.
В 1868 году картина «Утопленник в деревне» (находится в Муниципальном Российском музее) доставила ему звание академика. В 1869 году он аккомпанировал величавого князя Николая Николаевича Старшего в его поездке на Кавказ и в губернии Харьковскую и Воронежскую; плодом этого путешествия был альбом из 42 рисунков.
В 1871 году Дмитриев отправился на казенный счет за границу, сроком на три года, провел их, приемущественно в Дюссельдорфе, где воспользовался советами именитых Беньямина Вотье и Людвига Кнауса, а позже поселился навечно в Париже. Тут он был одним из основных участников в учреждении местного «Общества российских художников», выставлял свои картины в годовых салонах, только время от времени присылая их в Санкт-Петербург, и исполнял картинки для российских и французских иллюстрированных изданий.
В Париже произошел переход его от жанровой к батальной живописи, предпосылкой которого было получение Высокого заказа на несколько картин на сюжеты из Русско-турецкой войны 1877—1878 годов. За две из их («Бой на Систовских высотах конвоя правителя Александра II» и «Въезд правителя в город Плоэшты») Академия присудила ему профессорское звание. Чтобы иметь все нужные пособия и удобства при выполнении последующих картин той же серии, он возвратился в 1885 году на неизменное жительство в Санкт-Петербург.
Из жанровых произведений художника, не считая вышеупомянутой картины «Утопленник», наилучшими могут считаться: «Две минутки остановки» (1878) и «Пожар в деревне» (1885, Муниципальный Российский музей). Ряд его картин, воспроизводящих разные эпизоды Русско-Турецкой войны, декорируют собой огромную Помпеевскую галерею в Зимнем дворце. Погиб в 1898 году в Санкт-Петербурге.
При написании этой статьи употреблялся материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).Галерея
Цикл о Русско-турецкой войне (1877—1878)«Генерал М. Д. Скобелев на коне», (1883) — Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачёва
«Переправа российской армии через Дунай у Зимницы 15 июня 1877 года», (1883) — Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи
«Портрет российского солдата-добровольца», (1878) — личное собрание
«Сдача крепости Никополь 4 июля 1877 года», (1883) — Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи
«Артиллерийский бой под Плевной. Батарея осадных орудий на Великокняжеской горе», (1880) — Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи
«Бой под Плевной 27 августа 1877 года», (1883) — местопребывание непонятно
«Освящение знамени Болгарского ополчения», (1883-1885) — местопребывание непонятно
«Захват Гривицкого редута под Плевной», (1885) — Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи
«Пленного Осман-Пашу, командовавшего турецкими войсками в Плевне, представляют Его Императорскому Высочеству Сударю Императору Александру II, в денек взятия Плевны русскими войсками 29 декабря 1877 года», (ранее 1898) — местопребывание непонятно
«Солдаты, отдыхающие у колодца», (1897) — личное собрание
«Последний бой под Плевной 28 ноября 1877 года», (1889) — Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи
«Русская конница на пыльной дороге», (ранее 1898) — личное собрание
«Въезд величавого князя Николая Николаевича в Тырново 30 июня 1877 года», (1885) — Муниципальный Российский музей
Жанровая и историческая живопись«Величавая княгиня София Витовитовна на свадьбе величавого князя Василия Темного», (1861) — Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачёва
«Стрелецкий мятеж», (1862) — Таганрогский художественный музей
«Принц Пётр. Этюд к картине «Стрелецкий бунт», (1862) — личное собрание
«Принц Иоан. Этюд к картине «Стрелецкий бунт», (1862) — личное собрание
«Вельможа. Этюд к картине «Стрелецкий бунт», (1862) — личное собрание
«Дама, играющая с собакой», (1868) — личное собрание
«И. С. Тургенев на охоте», (1879) — личное собрание
«Воскресение в деревне», (1884) — личное собрание
«Застенчивая девица», (1891) — личное собрание
«Портрет правителя Александра III», (1896) — Муниципальный исторический музей
«Деревенский разносчик», (ранее 1898) — Пермская муниципальная художественная галерея
«Пожар в деревне», (1885) — Муниципальный Российский музей
«Величавый князь Сергей Александрович, цесаревич Николай Александрович и величавый князь Павел Александрович в Королевском Селе», (конец 1880-x) — Муниципальный исторический музей