Четверг, 29 января 2015 21:53

Виллевальде Богдан Павлович



Когда родился: 31 декабря 1818 12 января

Где родился: Павловск

Когда умер: 11 марта 24 марта

Где умер: Дрезден

Происхождение: дворянство

Подданство: Российская империя

Жанр: батальный

Где учился: Императорская Академия художеств

В каком стиле писал: академизм

Cамые известные картины: «Торжественный въезд Их Императорских Величеств в Москву перед Священным коронованием 17 августа 1856 года», «Сражение при Гиссгюбеле 16 августа 1813 года», «Сражение при Париже

На него(неё) оказали влияние школа: Петер фон Гесс

Медали Императорской Академии художеств


Биография

«Николай I с цесаревичем Александром в мастерской художника в 1854 году», 1884. Муниципальный Российский музей, Санкт-Петербург «Портрет генерал-фельдмаршала М.С. Воронцова (1782—1856)», 1856

Виллевальде, Богдан Павлович — живописец, баталист, наикрупнейший и более обычный представитель того направления батальной живописи, которое властвовало в первой половине XIX века, со всеми его сильными и слабенькими сторонами.

Зависимость от официальных сфер, которые тогда одни делали и поддерживали существование батальной живописи, и маленькое ещё развитие реализма в искусстве вообщем вызывали особенные требования от изобразителя войн; выше всего ценилась точность, приемущественно, наружняя, касавшаяся вида и формы войск и отвечавшая официальному представлению о войне, реляциям о ней. Таковой и была вся живопись Виллевальде: всегда снаружи четкая, условно-правдивая, законченно-вырисованная, но не волнующая.

Ученик А. И. Зауервейда, Виллевальде отличался фуррорами ещё в академии художеств и в 40-х годах был командирован за границу, где работал в Дрездене над сюжетами войны 1813 года; в 1844 году он был вызван в Санкт-Петербург, ввиду погибели Зауервейда, для окончания начатых им работ по истории борьбы с Наполеоном, и в конце 40-х годов в звании доктора и академика стал во главе батального класса.

Не много уникальный и самостоятельный, Виллевальде 1-ое время находился под воздействием германских мастеров, в особенности мюнхенского художника Петера Гесса (в его духе написана большая картина «Битва при Гиссгюбеле»), позже прототипом ему служил «король баталистов» Орас Верне, но прототипом недостижимым в легкости кисти и французском изяществе.

Серьезными трудами Виллевальде в этот 1-ый период являются четыре большенных полотна из истории 1813—14 годов, висячих в Александровском зале Зимнего дворца: «Кульм», «Лейпциг», «Фершампенуаз» и «Перед Парижем».

Не раз ворачиваясь к этой эре («Русские на Монмартре», «Лейб-гвардии Конный полк при Аустерлице»), Виллевальде позже живописует и усмирение польского восстания 1831 года («Грохово», «Остроленка»), и венгерский поход 1849 года («Сдача Гергея под Вилагошем», «Сражение при Быстрице», «Вступление в Кронштадт» и другие), и Крымскую кампанию («Схватка под Севастополем»), и борьбу на Кавказе («Башкадыклар», «Под Карсом», «Шамиль на Гунибе», «Сдача Шамиля»).

Войны 70-х годов также отыскали для себя отражение в живописи Виллевальде, хотя сравнимо маленькое («Гравелот», «На Дунае в 1877 году», «Разъезд улан в Болгарии»).

В последний период собственной деятельности Виллевальде обратился вновь к возлюбленной и отлично им изученной эре Наполеона и, отдаваясь в большей степени изображениям военно-бытового нрава, показал новейшую привлекательную черту собственного таланта — мягенький юмор в изображении таких живых военно-идиллических сцен, как «Лейб-гусар и савояр», «Казаки на Рейне», «Казаки везле дома», «Не страшитесь, мы — казаки», «Они попали в плен» и так дальше.

Хороший знаток военного строя, Виллевальде неплох также и там, где парады и маневры изображаются сами по для себя, а не служат прототипом картины войны, к примеру, «Конное учение лейб-гвардии конной артиллерии под Красноватым Селом» и другие.

Виллевальде пробыл управляющим баталического класса академии художеств прямо до реформы её в 90-х годах XIX века, его хорошему преподавательству должны своим художественным развитием практически все наши новые баталисты.

Сам человек строго выдержанных художественных взглядов, Виллевальде, хотя и журил молодежь за различные новаторства, но умел не насиловать их талантов, почему из его школы вышли такие многообразно проявившиеся дарования, как Шарлемань, Филиппов, Ковалевский, Грузинский, Попов, Самокиш, Мазуровский, Бродовский и другие.

При написании этой статьи употреблялся материал из Военной энциклопедии под редакцией генерал-лейтенанта К. И. Величко (1911—1915)

Галерея узнаваемых работ

«Схватка при Грохове 13 декабря 1831 года», 1850-е. Центральный военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург «Открытие монумента „Тысячелетие Рф“ в Новгороде в 1862 году», 1864. Новгородский музей-заповедник «Подвиг конного полка в сражении при Аустерлице в 1805 году», 1884. Центральный военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург «Генерал Блюхер и казаки в Бауцене, 1813», 1885. Алупкинский муниципальный дворцово-парковый музей-заповедник, Крым «Они попали в плен в 1814 году », 1885. Таганрогский художественный музей «Переправа через Березину. Бегство французов из Рф в 1812 году», 1891. Иркутский областной художественный музей «Лейб-гвардии Конный полк в сражении при Фершампенуазе 13 марта 1814 года», 1891. Центральный музей Вооружённых Сил, Москва

Четверг, 29 января 2015 21:53

Визель Эмиль Оскарович




Биография

Оскар Сигизмунд Визель

Мари Кристина Пуантэн

Франсуа Пуантэн

Оскар Оскарович Визель

Четверг, 29 января 2015 21:53

Верещагин Василий Васильевич



Когда родился: 14 26 октября

Где родился: Череповец

Когда умер: 31 марта

Где умер: Порт-Артур

Страна: Российская империя

Жанр: батальный

Где учился: Морской кадетский корпус

В каком стиле писал: реализм






Биография

В. Верещагин в период окончания Морского кадетского корпуса.

Василий Васильевич Верещагин родился 14 (26) октября 1842 года в Череповце (тогда Новгородской губернии) в семье предводителя дворянства. У него было три брата. Все были определены в военно-учебные заведения. Младшие, Сергей (1845—1878) и Александр (1850—1909), стали проф военными; старший, Николай (1839—1907) — публичным деятелем.

В. Верещагин во время первой поездки на Кавказ.

Василий в возрасте 9 лет поступил в морской кадетский корпус. По окончании этого заведения, после недлинного периода службы вышел в отставку и поступил в петербургскую Академию художеств, где обучался с 1860 по 1863 год у А. Т. Маркова, Ф. А. Моллера и А. Е. Бейдемана. Оставив Академию, уехал на Кавказ, где пробыл около года. Потом уехал в Париж, где обучался и работал под управлением Жерома (1864—1865)

В марте 1865 года Верещагин возвратился на Кавказ и продолжил писать с натуры.

Осенью 1865 года Верещагин посетил Петербург, а потом вновь возвратился в Париж, чтоб продолжить учёбу. Зиму 1865—1866 годов он провёл, обучаясь в Парижской академии. Весной 1866 года живописец возвратился на родину, завершив своё официальное обучение.

В 1867 году с радостью принял приглашение Туркестанского генерал-губернатора генерала К. П. Кауфмана состоять при нём художником. Приехав в Самарканд после взятия его русскими войсками 2 мая 1868 года, Верещагин получил боевое крещение, выдержав с горстью российских боец тяжёлую осаду этого городка восставшими местными жителями. Выдающаяся роль Верещагина в этой обороне доставила ему орден Святого Жору 4-го класса (14 августа 1868 года), который он с гордостью носил, хотя вообщем опровергал всякие заслуги:

Во время восьмидневной осады Самаркандской оплота скопищами Бухарцев, прапорщик Верещагин мужественным примером ободрял гарнизон. Когда 3-го Июня враг в больших массах приблизился к воротам и кинувшись на орудия успел уже занять все сакли, прапорщик Верещагин, невзирая на град камешков и убийственный ружейный огнь, с ружьём в руках ринулся и своим героическим примером увлёк храбрых защитников оплота

Сначала 1869 года он при содействии Кауфмана организует в столице «туркестанскую выставку», где показывает свои работы, написанные в Ташкенте, Самарканде и Бухаре, в казахских степях и городке Туркестане. После окончания выставки Верещагин опять едет в Туркестанский регион, но через Сибирь.

Сейчас живописец сделал путешествие по Семиречью и Западному Китаю. Посреди произведений Верещагина, посвящённых Семиречью и Киргизии — Обеспеченный киргизский охотник с орлом, виды гор близ станицы Лепсинской, равнины реки Чу, озера Иссык-Куль, снежных вершин Киргизского хребта, Нарына на Тянь-Шане. 5 этюдов Верещагин сделал в горах близ Иссык-Куля, ярчайшее из их — «Проход Барскаун». Он делал зарисовки в Боомском ущелье, побывал на озере Алаколь, подымался на высочайшие перевалы хребтов Алатау.

В то время в Западном Китае войска богдыхана усмиряли дунган (китайских мусульман), поднявших знамя восстания в провинции Шэньси ещё семь годов назад. Чуток позднее дунганский бунт окутал и Кульджинский край. На улицах Новейшей Кульджи (Хуэй-Юань-Чэн) и Чугучака лежали горы пепла и груды человечьих костей. Верещагин с горечью отрисовывал развалины местных городов. Популярная картина «Апофеоз войны» была сотворена под впечатлением рассказа о том, как тиран Кашгара — Валихан-торе казнил евро путника и отдал приказ голову его положить на верхушку пирамиды, сложенной из черепов других казнённых людей.

В художественном отношении воспоминания Верещагина от личного роли в этой обороне и других военных операциях в процессе завоевания Туркестана, также от второго его путешествия туда в 1869 году, дали ему материал для таких ярчайших картин, как «Пусть войдут», «Вошли», «Окружили», «Преследуют», «Напали врасплох» и др., вошедших в состав огромной «Туркестанской серии», выполненной художником в Мюнхене в 1871—1874 годах и имевшей колоссальный фуррор в Европе и Рф.

В 1871 году Верещагин переезжает в Мюнхен и начинает работать над картинами по восточным сюжетам. В 1873 году он устроил индивидуальную выставку собственных туркестанских произведений в Хрустальном дворце в Лондоне. Весной 1874 года свершилась выставка в Петербурге. После этой выставки Верещагина обвинили в антипатриотизме и сострадании к противнику. Лично ознакомившийся с полотнами Верещагина правитель Александр II, по официальной записи, «очень резко выразил своё неудовольствие», а величавый князь Александр Александрович, — будущий правитель Александр III, — так выразил своё мировоззрение о художнике:

Обычные его тенденциозности противны национальному самолюбию и можно по ним заключить одно: или Верещагин скотина, либо совсем помешанный человек.

Но это не воспрепядствовало через месяц Императорской академии художеств присвоить Верещагину звание доктора, от которого Верещагин отказался.

"Злые языки" содействовали тому, что живописец уничтожил несколько картин с выставки. Ф.И.Булгаков в собственной книжке о Верещагине писал последующее:

Ликвидирование картин, в свою очередь, вызвало целый ряд новых слухов. Начали гласить, что как будто Верещагин уничтожил свои картины вследствие неудовольствия самого Сударя. Невзирая на то, что слух этот был чистейшей нелепостью, потому что Сударь, обходя выставку в 1874 г. и останавливаясь перед всеми наилучшими картинами, в том числе и перед уничтоженными, выражал Верещагину свое восхищение и наслаждение, в "Голосе" отказались напечатать маленькую заметку В.В. Стасова, разъяснявшую данный факт. Не достаточно того, когда Мусоргский написал музыку на тему "Позабытый" (слова гр. Голенищева-Кутузова) и издал ее с посвящением В.В. Верещагину, все издание было уничтожено (позднее нотки были написаны, но без посвящения). Как неправы были слухи, говорившие о неудовольствии Сударя, удалось выяснить В.В. Стасову год спустя после выставки: в 1875 году он повстречался с графом П.А. Шуваловым и генерал-адъютантом А.Л. Потаповым, начальником III-го отделения Своей Его Величества Канцелярии. В.Стасов сказал им тщательно всю историю сожжения картин и вызнал от их, что Сударь и не задумывался высказывать какого бы то ни было неудовольствия

— Собрание соч. В.В. Стасова, т. II. отд. 4, стр. 309

Потом Верещагин практически два года живойёт в Индии, выезжая также в Тибет. Весной 1876 года живописец ворачивается в Париж.

Верещагин за мольбертом, 1902

Узнав весной 1877 года о начале русско-турецкой войны, он тотчас же отчаливает в действующую армию, оставив в Париже свою мастерскую. Командование приравнивает его к составу адъютантов главнокомандующего Дунайской армией с правом свободного передвижения по войскам, но без казённого содержания. Живописец участвует в неких схватках.

В июне 1877 года он получает тяжёлое ранение: Верещагин попросился в качестве наблюдающего на борт миноносца «Шутка», устанавливавшего мины на Дунае. Во время атаки на турецкий пароход, их обстреляли турки и шальная пуля пробила насквозь бедро.

В ожидании того, что вот-вот мы на данный момент пойдем ко дну, я стоял, поставив одну ногу на борт; слышу сильный треск подо мною и удар по бедру, да какой удар! — точно обухом.

Ранение оказалось серьёзным, из-за неверного исцеления началось воспаление, появились 1-ые признаки гангрены. Пришлось сделать операцию по вскрытию раны, после этого он стремительно пошёл на поправку.

Думаю, не ошибаюсь, полагая, что было чуть-чуть ревности к российский собратьям со стороны медиков, помешавшей им сделать операцию тотчас по моем прибытии в лазарет и заставившей приступить к ней исключительно в последнюю минутку, когда промедление, хотя бы до вечера, могло иметь для меня самые грустные последствия

В 1882—1883 годах Верещагин опять путешествует по Индии. В 1884 году едет в Сирию и Палестину, после этого пишет картины на евангельские сюжеты.

Летом 1894 года Василий Верещагин с семьей путешествует по Пинеге, Северной Двине, Белоснежному морю и посещает Соловки.

В 1899 году, полтора летних месяца, был с семьёй в Крыму.

В 1901 году живописец посетил Филиппинские острова, в 1902 — США и Кубу, в 1903 — Японию.

Когда началась русско-японская война, Верещагин поехал на фронт. Он умер 31 марта 1904 года вкупе с адмиралом С. О. Макаровым при взрыве на мине броненосца «Петропавловск» на наружном рейде Порт-Артура.

Семья

Супруга с 1871 года — Элизабет Мария Фишер (Рид), — Елизавета Кондратьевна дочь — Клавдия 2-я супруга — Лидия Васильевна Андреевская (1865? — 1912?) Лидия (?—1896) Василий (1892—1981) Анна (1895—1917) Лидия (1898—1930)

Живописные работы

Мастерская В.В. Верещагина в его доме в Нижних Котлах Туркестанская серия Наполеон в Рф (Верещагин) серия «Варвары»: «Высматривают» (1873), «Нападают врасплох» (1871), «Окружили — преследуют…» (1872) «Представляют трофеи» (1872), «Торжествуют» (1872). «Религиозная процессия на праздничке Мохаррем в Шуше» (1865) «Улица в деревне Ходжагенте» (1868) «Бывшее укрепление Кош-Тигермень» (1868) «Ход в зиндан (подземная кутузка) в Самарканде» (1868) «Въезд в город Катта-Курган» (1868) «После беды (Побеждённые)», 1868, ГРМ «Развалины театра в Чугучаке» (1869) «Киргизские кибитки на реке Чу» (1869) «Нищие в Самарканде» (1870) «Политики в опиумной лавочке. Ташкент» (1870) «Дервиши в торжественных нарядах. Ташкент» (1870) «Хор дервишей, просящих милостыню. Ташкент» (1870) «Апофеоз войны» (1871), ГТГ «Двери Тимура (Тамерлана)» (1871—1872), ГТГ «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» (1874—1876), ГТГ «Жемчужная мечеть в Агре» (1874—1876), ГТГ «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой» (1878—1879) ГТГ «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной» (1881), ГТГ «В турецкой покойницкой» (1881) «Подавление индийского восстания англичанами» (ок. 1884) Цветная гравюра «Наполеон в Кремле» (хранится в Музее-квартире А. М. Горьковатого (Нижний Новгород)

Сочинения

Всего из-под пера В. В. Верещагина вышло 12 книжек, огромное количество статей, как в российскей, так и в забугорной прессе, в том числе; некие издания:

Очерки, эскизы, мемуары В. В. Верещагина: с рисунками. — Типография Министерства путей сообщения (А. Бенке), 1883. — 155 с.; Souvenirs: enfance: voyages: guerre — Albert Savine, 1888. — 437 с.; On progress in art — New York: American art galleries, 1891. — 14 с.; На войне в Азии и Европе: Мемуары худож. В.В. Верещагина. — М.: типо-лит. т-ва И.Н. Кушнерев и К°, 1894. — VI, 370 с.; Наполеон I в Рф в картинах В. В. Верещагина: С портр. В.В. Верещагина, его предисл. и поясн. описанием карт. — СПб.: Ф. И. Булгаков, 1899. — 55 с., 16 л. ил., портр. «1812». Napoleon I in Russia — London: William Heinemann, 1899. — 266 с.; Переписка В. В. Верещагина и В. В. Стасова. — М., 1950; Повести. Очерки. Мемуары /Сост., вступит.ст. и примеч. В. А. Кошелева и А. В. Чернова. — М.:Сов. Наша родина, 1990. — 352 с.:ил.; Наполеон I в Рф. Составление, подготовка текста, вступительная статья В. А. Кошелева и А. В. Чернова. — Тверь: Созвездие, 1993; Скобелев. Мемуары о Русско-Турецкой войне 1877—1878 гг. — М.: «ДАРЪ», 2007. — 496с. — ISBN 978-5-485-00152-0

Память

Памятник-бюст на привокзальной площади г. Верещагино Памятная почтовая марка Рф: 150 лет со денька рождения Верещагина Улица Верещагина в Киеве Улица Верещагина в Череповце Улица Верещагина в Воронеже Улица Верещагина в Днепропетровске Улица Верещагина в Екатеринбурге Улица Верещагина в Ростове-на-Дону Улица Верещагина в Запорожье Улица Верещагина в посёлке живописцев «Сокол» в Москве Переулок Верещагина в Липецке Город Верещагино в Пермском крае Памятник-бюст В. В. Верещагину в Череповце (1957 г.; ск. Едунов Б. В., Портянко А. М.; арх. Гуляев А. В.) Дом-музей В.В. Верещагина (дом, где он родился в 1843 г. и жил до 1850 г.) на Социалистической ул., д. 22 в Череповце. Николаевский художественный музей имени В. В. Верещагина, Музей основан в 1914 году членами местного общества любителей изобразительных искусств в качестве монумента художнику.

Различное

Любопытно, что сам Верещагин обрисовал жанр собственной картины «Апофеоз войны» так — «если не считать ворон, это натюрморт, в переводе с французского мёртвая природа…» В. В. Верещагин как-то воскрикнул: «…Больше батальных картин писать не буду — баста! Я очень близко к сердечку принимаю то, что пишу, выплакиваю (практически) горе каждого раненого и убитого» Картина В. Верещагина «Въезд царевича Уэльского в Джайпур в 1876 г.», которая хранится в Мемориале Виктории в Калькутте — самое огромное художественное полотно в Индии, написанное маслом. Верещагин изображен на почтовой марке Болгарии 1978 года.

Галерея

Наполеон на Бородинских высотах, 1897

Перед атакой. Под Плевной, 1881

Апофеоз войны

Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой

Индуистский храм в Удайпуре, 1874—1886

Самарканд, 1869

Араб на верблюде, 1869-1870

Бания (торговец). Бомбей, 1874-1876

Афганец, 1867-1868

Бухарский боец (сарбаз), 1873

Бхил, 1884

В горах Алатау. 1869-1870

В покорённой Москве ('Поджигатели' либо 'Расстрел в Кремле'), 1887-1888

Высматривают, 1873

Гималаи вечерком, 1875

Гималайский пони, 1875

Всадник-воин в Джайпуре, 1881

Вид Крымских гор

Два еврея, 1883-1884

Основная улица в Самарканде с высоты оплота ранешным днем, 1869-1870

Горный ручей в Кашмире, 1875

Двери Тимура (Тамерлана), 1872

Два ястреба (Башибузуки), 1878-1879

Япошка, 1903

Священник парс (огнепоклонник). Бомбей, 1874-1876

Портрет бачи, 1867-1868

Икона Николы с реки Выя (верховья Пинеги), 1894

Мавзолей Тадж-Махал, 1874-1876

Мулла Рахим и мулла Керим по дороге на рынок ссорятся, 1873

Киргизские кибитки на реке Чу, 1869-1870

Дервиши в торжественных нарядах, 1869-1870

Садовая калитка в Чугучаке, 1869-1870

Калмыцкая молельня, 1869-1870

Обеспеченный киргизский охотник с орлом, 1871

Шпион

Адъютант

Наполеон на Бородинских высотах, 1897

Перед атакой. Под Плевной, 1881

Апофеоз войны

Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой

Индуистский храм в Удайпуре, 1874—1886

Самарканд, 1869

Араб на верблюде, 1869-1870

Бания (торговец). Бомбей, 1874-1876

Афганец, 1867-1868

Бухарский солдат (сарбаз), 1873

Бхил, 1884

В горах Алатау. 1869-1870

В покорённой Москве ('Поджигатели' или 'Расстрел в Кремле'), 1887-1888

Высматривают, 1873

Гималаи вечером, 1875

Гималайский пони, 1875

Всадник-воин в Джайпуре, 1881

Вид Крымских гор

Два еврея, 1883-1884

Главная улица в Самарканде с высоты цитадели ранним утром, 1869-1870

Горный ручей в Кашмире, 1875

Двери Тимура (Тамерлана), 1872

Два ястреба (Башибузуки), 1878-1879

Японка, 1903

Священник парс (огнепоклонник). Бомбей, 1874-1876

Портрет бачи, 1867-1868

Икона Николы с реки Выя (верховья Пинеги), 1894

Мавзолей Тадж-Махал, 1874-1876

Мулла Рахим и мулла Керим по дороге на базар ссорятся, 1873

Киргизские кибитки на реке Чу, 1869-1870

Дервиши в праздничных нарядах, 1869-1870

Садовая калитка в Чугучаке, 1869-1870

Калмыцкая молельня, 1869-1870

Богатый киргизский охотник с соколом, 1871

Шпион

Адъютант

Четверг, 29 января 2015 21:53

Вениг Карл Богданович



Когда родился: 14 февраля 26 февраля

Где родился: Ревель

Когда умер: 24 января 6 февраля

Где умер: Санкт-Петербург

Подданство: Российская империя

Жанр: религиозная

Где учился: Императорская Академия художеств

В каком стиле писал: академизм

Cамые известные картины: «Ангелы возвещают гибель городу Содому

медали Императорской Академии художеств

Получил звание: академик, профессор Императорской Академии художеств




Биография

«Возложение во гроб», (1859), холст, масло — Муниципальный Российский музей.

Карл Богданович Вениг — доктор исторической и портретной живописи (с 1862 года), член Совета Императорской Академии художеств (с 1871 года) и профессор-преподаватель Академии (с 1869 года), доктор первой степени (с 1888 года).

Родился в 1830 году в Ревеле, художественное образование получил в Императорской Академии художеств, где с 1844 года по 1853 год был учеником Ф. А. Бруни и получил, не считая большой и малой серебряных медалей, малую золотую в 1852 году, за программку «Агарь в пустыне», и в 1853 году — огромную золотую медаль за программку «Эсфирь перед Артаксерксом» (принадлежит Академии Художеств).

Отправившись за границу пенсионером Академии на 6 лет, он поселился в Риме и изучал итальянскую живопись периода её расцвета.

В Риме написана им бывшая на академической выставке в 1860 году картина «Положение во гроб», доставившая ему в том же году звание академика и в 1870 году художником принесённая в дар Академии.

В 1862 году Академия признала его доктором исторической живописи за картину «Два ангела возвещают смерть городку Содому» (находится в Столичном Общественном Музее).

В том же году ему было доверено преподавать рисование в классах академии, а в 1869 году его назначили адьюнкт-профессором, в 1876 году — штатным доктором 2-ой степени по живописи и в 1888 году — штатным доктором первой степени.

Главные его произведения, не считая вышеупомянутых, — работы в Столичной храме Христа Спасателя (Рождество Богородицы, Успение, 16 фигур святых и две картины, исполненные по картонам Ф. А. Бруни — Преображение и Воскресение), «Распятие» в Николаевской лютеранской церкви в Ревеле и «Последние минутки Григория Отрепьева» (1879 год) (приобретена Академией Художеств) и «Иоан Суровый и его мамка» (собственность Академии Художеств).

При написании этой статьи употреблялся материал из альманаха Ф. И. Булгакова (1852—1908) «Наши художники».

Семья художника

Родился в семье учителя музыки и органиста лютеранской церкви Святого Николая в Ревеле Готлиба Фридриха Венига. Мама живописца Агата Эмилия Фаберг (Фаберже) — тётка ювелира Карла Фаберже. В семье было двенадцать деток. Братья художника — Богдан (1837—1872) и Пётр (1849—1888) — выпускники красочного отделения Императорской академии художеств.

Галерея

«Последние минутки Григория Отрепьева», (1879), холст, масло — Нижегородский муниципальный художественный музей

«Казаки верхом», (1883), холст, масло — личное собрание.

«Кормилица пришла навестить собственного хворого ребёнка», (1886), холст, масло — Саратовский муниципальный художественный музей имени А. Н. Радищева.

«Иоан Суровый и его мамка», (1886), холст, масло — Харьковский художественный музей.

«Русская девушка», (1889), холст, масло — Муниципальный Российский музей.

«Лежащая с зеркалом», (ранее 1908), холст, масло — личное собрание.

Литература

Половцов А. В. Полста лет служения искусству : Доктор К. Б. Вениг : 1853—1903. — М.: Институтская типография, 1904. — 30 с. Булгаков Ф. И. Венигъ, Карлъ Богдановичъ // Наши живописцы. Живописцы, архитекторы, мозаичисты, гравёры и медальеры на Академических выставках последнего 25-тилетия.. — СПб.: Типография А. С. Суворина, 1889. — Т. I. — С. 76. — 230 с.

Четверг, 29 января 2015 21:53

Вениг Богдан Богданович



Когда родился: 18 июля 30 июля

Где родился: Ревель

Когда умер: 1872

Где умер: Санкт-Петербург

Подданство: Российская империя

Жанр: религиозная, портретная

Где учился: Императорская Академия художеств

В каком стиле писал: академизм

Cамые известные картины: «Великая княгиня Софья Викторовна вырывает пояс у Василия Косого на свадьбе Василия II Темного»
медали Императорской Академии художеств


Биография

Роспись головного купола Храма Христа Спасателя

Богдан Богданович Вениг родился в семье учителя музыки, органиста и скрипача лютеранской церкви Святого Николая в Ревеле Готлиба Фридриха Венига. Мама грядущего живописца Агата Эмилия Фаберже — тётка ювелира Карла Фаберже.

После переезда в 1848 году семьи в Санкт-Петербург где отец состоял при Дирекции императорских театров, в 1851 году поступает обучаться в Императорскую Академию художеств в класс исторической живописи ректора Академии по живописи и ваянию, доктора Ф. А. Бруни.

Во время учебы в Академии числился выдающимся рисовальщиком. За успехи в рисовании три раза награждался малой серебряной медалью (1854, 1856, 1857), два раза большой серебряной (1856 и 1857), в 1859 году малой золотой медалью за картину «Сцена из Олимпийских игр» и в конце концов в 1862 году большой золотой медалью Академии за набросок «Лобзание Иуды».

9 ноября 1863 года участвовал в «бунте четырнадцати», отказавшись от роли в конкурсе на огромную золотую медаль, проводимом к 100-летию Академии художеств. С 1863 по 1867 год был членом Санкт-Петербургской артели живописцев, возглавляемой Крамским.

С 1865 года совместно с живописцами И. Н. Крамским и Н. А. Кошелевым работал над росписью головного купола Храма Христа Спасателя в Москве по картонам Крамского и А. Т. Маркова.

Писал портреты. Кисти художника принадлежит написанный в 1869 году портрет И. И. Реймерса — архитектора, медальера, академика и доктора Императорской Академии художеств (Научно-Исследовательский Музей Русской Академии Художеств) .



Когда родился: 21 апреля

Где родился: Санкт-Петербург
Когда умер: 1882

Где умер: Санкт-Петербург
Подданство: Российская империя
Жанр: Жанровые картины, натюрморты
Где учился: Венецианов, Алексей Гаврилович

В каком стиле писал: Школа Венецианова


Биография

Четверг, 29 января 2015 21:53

Венецианов Алексей Гаврилович



Когда родился: 18 февраля

Где родился: Москва

Когда умер: 16 декабря

Где умер: село Поддубье Тверской губернии

Гражданство: Российская империя

Жанр: Живописец, мастер Жанровых сцен из крестьянской жизни
В каком стиле писал: Романтизм

Оказал влияние на: см. Школа Венецианова




Биография

Род Венециановых происходил из Греции, где они звались Михапуло-Проко либо Фармаки-Проко. Прадед художника Федор Проко с супругой Анджелой и отпрыском Жорой приехали в Россию в 1730—1740 годах. Там и получили прозвище Венециано, позже преобразовавшееся в фамилию Венециановы.

Алексей Венецианов родился 7 (18) февраля 1780 в Москве. Отец Гаврила Юрьевич, мама Анна Лукинична (в девичестве Калашникова, дочь столичного негоцианта). Семья А. Г. Венецианова занималась торговлей, продавали кустики смородины, луковки цветков, также картины. А. Г. Венецианов служил землемером при лесном департаменте.

Алексей обучался живописи поначалу без помощи других, потом у В. Л. Боровиковского. В юности писал лирические портреты — мамы (1802), А. И. Бибикова (1805), М. А. Фонвизина (1812).

С 1807 года служил в Петербурге бюрократом.

В 1811 году — признан «Назначенным», другими словами кандидатом в академики. В этом же году Венецианов получил звание академика.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОВЕТА АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ

февраля 25 денька 1811 Пункт II: служащий при Лесном департаменте землемером Алексей Гаврилов Венецианов, по представленному им красочному собственному портрету, определяется в Назначенные; программою же ему на звание Академика задается написать портрет с г. инспектора Кириллы Ивановича Головачевского. Протоколист: Скворцов На обороте: Избран в Академики 1811 года сентября 1 денька.

Во время Российскей войны 1812 г. вместе с Иваном Теребенёвым создавал карикатуры на французов и дворян-галломанов. Занимался также жанровыми сценами из дворянской и мещанской жизни. Был членом Общества поощрения живописцев.

А. Г. Венецианов. Портрет супруги художника Марфы Афанасьевны Венециановой

В 1819 г. оставил службу и поселился с семьей: супругой Марфой Афанасьевной и 2-мя дочерьми, Александрой и Фелицатой, — в деревне Сафонково Тверской губернии, посвятив свои усилия разработке «крестьянского» жанра. Там же организовал свою художественную школу, в какой прошли обучение выше 70 человек. В их судьбе инициативное роль воспринимал В. А. Жуковский. Работы собственных учеников Венецианов выставлял совместно со своими на академических выставках.

Посреди учеников А. Г. Венецианова был и профессиональный живописец Григорий Сорока, крепостной помещика Н. П. Милюкова, готовящего Сороке участь садовника. Сорока покончил с собой.

В 1829 году получил звание придворного живописца.

Портрет А. Г. Венецианова (С. К. Зарянко, 1865).

Венецианов умер в итоге злосчастного варианта во время поездки по дороге в Тверь 4 (16) декабря 1847 г. в селе Поддубье Тверской губернии.

Венецианов похоронен на сельском кладбище деревни Дубровское (сейчас Венецианово) в Удомельском районе Тверской области.

Творчество

А. Г. Венецианов. Портрет К. И. Головачевского

Кисти Венецианова принадлежит портретная галерея его современников: живописец писал Н. В. Гоголя (1834), В. П. Кочубея (1830-е), Н. М. Карамзина (1828). На звание академика Венецианову было предложено написать портрет инспектора Воспитательного училища Академии К. И. Головачевского. А. Г. Венецианов изобразил его в окружении трёх мальчишек, символизировавших альянс «трех знатнейших художеств»: живописи, статуи и архитектуры. Портрет также олицетворял единство старенькой Академии (К. Головачевский, будучи соучеником А. И. Лосенко, числился патриархом Академии) с новейшей. Но самую большую известность А. Г. Венецианову принесли написанные им образы фермеров. «Жнецы», «Спящий пастушок», «Захарка» уже практически два столетия собственной свежестью и искренностью завлекают внимание зрителя.

А. Г. Венецианов. Жнецы

В 1808 году А. Венецианов издаёт «Журнал карикатур», который скоро был запрещен. Журнальчик представлял собой гравированные листы: «Аллегорическое изображение 12-ти месяцев», «Катание на санях», «Вельможа». Сатирическое изображение влиятельного сановника, как считают, и вызвало гнев Александра I.

Кисти Венецианова принадлежали также вида для собора всех учебных заведений (Смольного собора), для церкви Обуховской градской поликлинике. В последний год жизни живописец работал над видами для церкви пансиона дворянского юношества в Твери.

Работал также в технике пастели по бумаге и пергаменту. Рисовальщик, занимался литографией.

А. Г. Венецианов — создатель теоретических статей и заметок: «Секрет Липмановских картин», «Нечто о перспективе», «О системе преподавания в рисовальных классах».

Современники о А. Г. Венецианове

П. П. Свиньин. Взор на новые хорошие произведения художеств, находящиеся в С. Петербурге. 1824

В конце концов мы дождались художника, который красивый талант собственный направил на изображение 1-го российского, на представление предметов, его окружающих, близких его сердечку и нашему, — и совсем успел в том. Картины, написанные г. венециановым в сем роде, пленяют своею правдою, занятны, любопытны не только лишь для Российского, да и для самого мностранного любителя художеств…

В. И. Григорович. О состоянии художеств в Рф. 1826

Венецианов известен как портретист и живописец сельского домашнего рода. Он много произвёл прекраснейших вещей сухими красками. Его произведения нравятся верностью и приятностью красок и чрезвычайной точностью выполнения света и тени. Наилучшие и, можно сказать, отличнейшие в своём роде произведения его сущность: внутренность гумна, спящий мужичок, деревенское утро, семейство за чаем.

Галерея работ

См. также: Перечень картин Алексея Гавриловича Венецианова

Гумно, 1821

Спящий пастушок, 1823—24

На пашне. Весна, 1820

Захарка, 1825

Портрет Н. М. Карамзина, 1828

Гадание, 1842

Женщина с гармошкой, 1840

«Встреча у колодца». 1843. Государственный музей искусств Азербайджана, Баку

Женщина в платке

Память

Почтовая марка СССР, 1955 год В 1955 году была выпущена почтовая марка СССР, посвященная Венецианову.

См. также

Школа Венецианова

Гумно, 1821

Спящий пастушок, 1823—24

На пашне. Весна, 1820

Захарка, 1825

Портрет Н. М. Карамзина, 1828

Гадание, 1842

Девушка с гармошкой, 1840

«Встреча у колодца». 1843. Национальный музей искусств Азербайджана, Баку

Девушка в платке

Четверг, 29 января 2015 21:53

Вашков Сергей Иванович



Когда родился: 16 4 июля

Где родился: Сергиев Посад

Когда умер: 20 7 ноября

Где умер: Москва

Подданство: Российская империя

Где учился: Строгановское училище

В каком стиле писал: Модерн




Биография

Родился 4 (16) июля 1879 в Сергиевом Посаде. О детстве Вашкова фактически ничего непонятно. В 1893—1901 годах обучался в Императорском Строгановском училище технического рисования, закончив его со званием учёного рисовальщика. В 1900 году проходил практику в ювелирной мастерской К. Фаберже. Ещё до получения диплома был приглашён на работу столичной компанией церковной утвари «торгово-промышленное приятельство П. И. Оловянишникова с сыновьями», где занимался обновлением дизайна производимой компанией религиозной утвари. В 1901 году стал художественным управляющим фабрики Оловяшниковых. В 1911 году вышло базовое издание «Религиозное искусство», в каком были собраны фото предметов, выполненных по рисункам С. И. Вашкова. К более значимым произведениям художника в этом жанре, по воззрению искусствоведа М. В. Нащокиной, относятся: гробница Преподобного Павла Обнорского в Вологде, гробницы Святых Гермогена и Макария в Столичном Кремле, надгробия Карнеевых и Зыбина в Москве и ряд других. Вашков сделал собственный самобытный художественный язык, в каком сочетались древнерусские и древнехристианский мотивы. В собственных работах живописец использовал скань, филигрань, чеканку, резьбу по дереву, финифть и другие классические техники, но соединял их уникальными методами.

Строительные работы Вашкова немногочисленны, но важны для истории столичного модерна. Незадолго до погибели, в 1913 году Вашков с единомышленниками основал новый художественный журнальчик «Светильник» и стал его основным редактором. С марта 1914 года служил штатным педагогом Строгановского училища. Жил в Москве на Арбате, 12 и на Чистопрудном бульваре, 14.

Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Проекты и постройки

Внутренняя отделка и утварь для церкви в имении Н. И. Оржевской «Новая Чартория» (1906—1907, Новенькая Чертория); Дача И. А. Александренко (1908, посёлок Клязьма, на данный момент в городской черте Пушкино), не сохранилась; Оформление фасада доходного дома при церкви Святой Троицы «что на Грязех» (архитекторы Л. Л. Кравецкий, П. К. Микини и Б. Л. Топазов) (1908—1909, Москва, Чистопрудный бульвар, 14), надстроен 2-мя этажами; объект культурного наследства регионального значения; Гробница преподобного Павла Обнорского (1900—1910-е, Вологда); Гробница Патриарха Гермогена (1900—1910-е, Москва, Кремль, Чудов монастырь), сейчас — в Успенском соборе; Гробница Святого Макария (1900—1910-е, Овруч); Надгробие Зыбина (1900—1910-е, Москва); Внутренняя отделка и утварь Феодоровского собора, Феодоровского города (1900—1910-е, Пушкин), не сохранились; Внутрення отделка, иконостас и утварь храма Дворцового лазарета при Царскосельской общине Красноватого Креста (1900—1910-е, Пушкин); Внутренняя отделка храма Красностокского монастыря (1900—1910-е); Церковно-приходская школа имени Ивана и Пелагеи Александренко (1910—1911, посёлок Клязьма); Проект церковно-приходской школы в память 300-летия Дома Романовых (1911—1913, Кострома), не осуществлён; Храм-памятник в честь 300-летия Дома Романовых Святых Николая Мирликийского и митрополита Алексия, при участии конструктора В. И. Мотылёва и архитектора Н. П. Гаврилова (1913, посёлок Клязьма (Пушкино), Лермонтовская улица, 20).

Четверг, 29 января 2015 21:53

Вахрушов Феодосий Михайлович



Когда родился: 10 23 марта

Где родился: Тотьма

Когда умер: 8 декабря

Где умер: Тотьма

Гражданство: Российская империя

Жанр: художник

Где учился: Императорская Академия художеств

На него(неё) оказали влияние школа: И. Е. Репин




Биография

Родился 26 февраля 1870 года в городке Тотьме Вологодской губернии в семье Миши Акинфовича Вахрушова, маленького служащего, и Клавдии Ивановны, домохозяйки. После окончания уездного училища работал писцом при полицейском надзирателе, после этого недолговременное время учился у местного ремесленного живописца.

Случаем познакомившаяся с молодым Вахрушовым вдова обеспеченного негоцианта Хаминова посодействовала ему перебраться в Царское Село, где Вахрушов 2 года жил в семье адъюнкт-профессора Императорской Академии художеств М. Н. Васильева, готовясь к поступлению в это учебное заведение: обучался в Школе рисования, ваяния и зодчества при Академии (1886—1888 годы), с 1889 года — вольнослушатель Академии. В 1890 году Ф. М. Вахрушов стал студентом Академии художеств, в 1894 году удостоился звания потрясающего художника 3-й степени. С 1895 по 1897 годы учился у И. Е. Репина. В 1897 году Ф. М. Вахрушов получил диплом и свидетельство о праве на преподавания рисования в средних учебных заведениях и покинул Академию.

С 1897 по 1913 год жил и работал в главном на Украине.

С 1914 года Ф. М. Вахрушов вновь поселился в Тотьме, где он в 1906 году выстроил дом для семьи по собственному проекту. На одном из островов Сухоны в 2 километрах от Тотьмы он поставил небольшую избушку, где жил длительно и писал этюды. Интенсивно участвовал в деятельности Северного кружка любителей роскошных искусств, существовавшего в Вологде с 1906 по 1920 год. Его устроителями и членами были представители местной интеллигенции. Посреди их, кроме Ф. М. Вахрушова, были другие живописцы — А. Н. Каринская, Н. П. Дмитревский, искусствоведы И. В. Евдокимов, С. Р. Эрнст, И. В. Федышин. «Почётными членами» кружка были И. Е. Репин, Е. Е. Лансере, а «постоянным членом» — живописец и искусствовед Г. К. Лукомский.

Воспринимал активное роль в комплектовании Тотемского краеведческого музея. С членами Тотемского отделения Вологодского общества исследования Северного края (1915—1922 годы) Вахрушов собирал для музея предметы народного искусства и церковной старины. В 1919—1922 годы сделал много экспедиций по реке Кокшеньге, собирая экспонаты для музея (большей частью, предметы народного быта и декоративно-прикладного искусства), делая этюды, зарисовки, регистрируя монументы архитектуры. Вместе с художником Е. И. Праведниковым написал задники для отдела природы музея.

В 1919 году Ф. М. Вахрушов вывез, и тем, выручил художественные ценности из разорённого Спасо-Суморина монастыря под Тотьмой. В 1925 году с учёными ленинградского Геологического музея Академии Ф. М. Вахрушов совершал многократные поездки по Малой Северной Двине, в том числе, на археологические раскопки, начатые доктором В. П. Амалицким с целью исследования северодвинской фауны. Проживая в Тотьме, Ф. М. Вахрушов был сотрудником вологодского Музея иконописи, сотрудничал с Муниципальным Историческим музеем в Москве и с Музеем этнографии в Ленинграде.

В 1930 году Горсовет Тотьмы принял решение отобрать у Ф. М. Вахрушева дом, где также находилась мастерская художника, но решение не было исполнено.

В 1931 году Ф. М. Вахрушов погиб в Тотьме от осложнений пневмонии.

Творчество

В 1897 году по советы первого учителя, М. Н. Васильева, Вахрушов был утверждён в штат помощников доктора живописи В. П. Верещагина, возглавлявшего работу по возобновлению росписи Успенского собора Киево-Печерской лавры. С 1897 по 1913 годы Ф. М. Вахрушов занимается монументальной живописью, изучает стиль росписей В. М. Васнецова, работавшего в Киеве во Владимирском соборе в 1885—1895 годы. В 1913 году Ф. М. Вахрушов по своим наброскам расписал стенки в алтаре верхнего храма в кафедральном соборе Богоявления в Тотьме и домовую церковь духовного училища.

До 1913 года Ф. М. Вахрушов продолжает работать на Украине, занимаясь как монументальной, так и станковой живописью, путешествуя по югу Русской Империи, пишет много этюдов вместе с И. С. Ижакевичем.

В Тотьме, где живописец обычно проводил зимы, он пишет много портретов родных, близких, товарищей по рыбной ловле и охоте, также собственный единственный автопортрет (1890 год) и портрет мамы (1899 год).

Практически все произведения Вахрушова-пейзажиста связаны с образом реки Сухоны, бессчетные виды окружностей которой были написаны им во все времена года. Образ северной реки нашёл своё воплощение в наилучших пейзажах художника — «На реке Сухоне» (1910 год), «Дедов остров», «Хмурый осенний день» и другие картины.

Вахрушов обладал карандашом, сангиной, рисунком пером тушью, воспользовался акварелью от подцветки рисунков и эскизов до выполнения портретов и пейзажей с натуры либо по памяти полностью в этой технике.

Акварель, ВОКГ Богородицкая церковь в селе Заячеричье Тотемского уезда Вологодской губернии, 1920-е, акварель, ВОКГ Акварель, ВОКГ Набросок интерьера храма. Акварель, Тотемский краеведческий музей Выставки 1918—1919 годы — участник (картина «К весне») «Первой Гос свободной выставки произведений искусства», Дворец искусств, Петроград. 1928 год — участник (несколько картин, посвящённых Тотьме) «1-й выставки картин и рисунков деятельной группы художников-вологжан при муниципальном музее».

После погибели:

1962 год — индивидуальная выставка, Вологодская областная картинная галерея, Вологда. 1999 год — индивидуальная выставка, Вологодская областная картинная галерея, Вологда. 2006 год — несколько картин в рамках выставки «Образ Родины»; вручались премии имени Ф. М. Вахрушова и А. А. Борисова, Вологда.

Память

В Краеведческом музее Тотьмы есть залы, посвящённые творчеству Ф. М. Вахрушова. В честь художника названа улица в деревне Варницы неподалёку от Тотьмы (улица Ф. М. Вахрушова).

Литература

Мунин А. Н. Художники-вологжане. — Вологда, 1959. — С. 108—122. Ивенский С. Г. Феодосий Михайлович Вахрушов: 1870—1931. — Вологда: Вологодское книжное издательство, 1960. Феодосий Михайлович Вахрушов: 1870—1931. Каталог выставки. — Вологда, 1962.

Четверг, 29 января 2015 21:53

Васнецов Виктор Михайлович



Когда родился: 3 15 мая

Где родился: Лопьял

Когда умер: 23 июля

Где умер: Москва

Страна: Российская империя

Жанр: Историческая живопись

В каком стиле писал: реализм

Cамые известные картины: С квартиры на квартиру




Биография

Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в российском селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии (сейчас Кировская область), в семье православного священника Миши Васильевича Васнецова (1823-1870), происходившего из старой вятской фамилии Васнецовых.

Обучался в духовном училище (1858—1862), потом в Вятской духовной семинарии. Брал уроки рисования у гимназического учителя рисования Н. Г. Чернышева. С благословения отца оставил семинарию с предпоследнего курса и уехал в Петербург для поступления в Академию художеств. Обучался живописи в Петербурге — сначала у И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения живописцев (1867—1868), потом в Академии художеств (1868—1873). В годы учебы приезжал в Вятку, познакомился со ссыльным польским художником Эльвиро Андриолли, которого просил заниматься живописью со своим младшим братом Аполлинарием.

По окончании Академии ездил за границу. Выставлять свои работы начал с 1869 года, поначалу участвуя в экспозициях Академии, позже — в выставках передвижников.

Член мамонтовского кружка в Абрамцево.

В 1893 году Васнецов становится реальным членом Академии Художеств.

Кузнецов Н. Д. Портрет В. М. Васнецова (1891)

После 1905 года был близок к Союзу российского народа, хотя и не был его членом, участвовал в финансировании и оформлении монархических изданий, в том числе «Книги российской скорби».

В 1912 ему было пожаловано «дворянское Русской Империи достоинство со всем нисходящим потомством».

В 1915 году участвовал в учреждении Общества возрождения художественной Руси, наряду со многими другими живописцами собственного времени.

Виктор Васнецов скончался 23 июля 1926 года в Москве, похоронен на Лазаревском кладбище, после поражения которого останки был перенесён на Введенское кладбище.

Творчество

В творчестве Васнецова ярко представлены различные жанры, ставшие шагами очень увлекательной эволюции: от бытописательства к притче, от станковой живописи к монументальной, от приземленности передвижников к прототипу стиля модерн. На ранешном шаге в работах Васнецова преобладали бытовые сюжеты, к примеру в картинах «С квартиры на квартиру» (1876), «Военная телеграмма» (1878), «Книжная лавочка» (1876), «Балаганы в Париже» (1877).

Позднее основным направлением становится былинно-историческое — «Витязь на распутье» (1882), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Алёнушка» (1881), «Иван-Царевич на Сероватом Волке» (1889), «Богатыри» (1881—1898), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897).

В конце 1890-х годов все более приметное место в его творчестве занимает религиозная тема (работы во Владимирском соборе в Киеве и в храме Воскресения (храм Спаса-На-Крови) в Санкт-Петербурге, акварельные картинки и вообщем предварительные оригиналы настенный живописи для собора святого Владимира, росписи храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. Васнецов работал в коллективе живописцев, оформлявших интерьер храма-памятника Александра Невского в Софии.

После 1917 года Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами, создавая полотна «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918); «Кощей Бессмертный» (1917—1926).

Проекты и постройки Церковь Спаса Нерукотворного, вместе с В. Д. Поленовым, П. М. Самариным (1880—1882, Абрамцево) «Избушка на курьих ножках» (беседка) (1883, Абрамцево) Часовня над могилой А. С. Мамонтова (1891—1892, Абрамцево) Свой дом, вместе с В. Н. Башкировым (1892—1894, Москва, Переулок Васнецова, 13) Проект иконостаса и написание икон церкви при стекольном заводе Ю. С. Нечаева-Мальцева (1895, Гусь-Хрустальный) Надгробный монумент Ю. Н. Говорухи-Отрока (1896, Москва, некрополь Скорбященского монастыря), не сохранилось Проект российского павильона для Глобальной выставки в Париже (1898), не осуществлён Теремок (строительная фантазия) (1898), не осуществлён Дом И. Е. Цветкова, строительство производил конструктор Б. Н. Шнауберт (1899—1901, Москва, Пречистенская набережная, 29) Проект пристройки головного входного зала к зданию Третьяковской галереи, вместе с В. Н. Башкировым (выполнено архитектором А. М. Калмыковым) (1899—1901, Москва, Лаврушинский переулок Проект терема-перехода из Оружейной палаты в Большой Кремлёвский дворец (1901, Москва, Кремль), не осуществлён Проект новейшей покраски Огромного Кремлёвского дворца (1901, Москва, Кремль), не осуществлён Марка добровольческого сбора жертвам войны 1914 года, Столичное городское публичное управление Монумент «Виктору и Аполлинарию Васнецовым от признательных земляков» перед зданием Кировского областного музея имени братьев Васнецовых (1992). Архитектор Ю. Г. Орехов, конструктор С. П. Хаджибаронов Культурное наследство Русской Федерации, объект № 4300795000 объект № 4300795000 Памятный крест на месте смерти Величавого князя Сергея Александровича (1905—1908, Москва), не сохранился. Воссоздан архитектором Н. В. Орловым и установлен в Новоспасском монастыре Проект доходного дома (1908, Москва), не осуществлён Надгробие В. А. Грингмута (1900-е, Москва, некрополь Скорбященского монастыря), не сохранился Проект собора Святого Александра Невского (1911, Москва, Миусская площадь), был положен архитектором А. Н. Померанцевым базу отчасти реализованного проекта Создание марок

Виктор Васнецов является создателем марки добровольческого сбора жертвам войны, выпущенной в 1914 году Столичным городским публичным управлением.

Память

Музеи В Москве, в переулке Васнецова, размещен Дом-музей В. М. Васнецова. Муниципальный Российский музей в Санкт-Петербурге. Муниципальный Кировский областной художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых в Кирове. Мемориальный дом-музей В. М. и А. М. Васнецовых в селе Рябово Кировской области. Монументы

В честь художника установлены монументы, а именно, монумент «Виктору и Аполлинарию Васнецовым от признательных земляков» перед зданием Кировского областного музея имени братьев Васнецовых.

В филателии

Кроме работы над маркой добровольческого сбора 1914 года, живописец и его произведения были удостоены чести быть представленным на почтовых марках СССР и Рф. Так, в Русском Союзе выходили последующие почтовые марки:

«Государственная Третьяковская галерея (базирована в 1856, главный фасад выполнен в 1906 по рисунку В. Васнецова)» — 1950, живописец С. Поманский (ЦФА (ИТЦ «Марка») № 1503). Серия «25-летие со денька погибели художника В. М. Васнецова (1848—1926)» — 1951, живописец И. Дубасов: «Портрет В. М. Васнецова по картине И. Крамского» (ЦФА (ИТЦ «Марка») № 1649). «„Богатыри“ (по картине В. М. Васнецова, 1881—1898)» (ЦФА (ИТЦ «Марка») № 1650). «В. М. Васнецов (1848—1926). „Витязь на распутье“ (1882)» — 1968, живописцы Г. Комлев и А. Рязанцев (ЦФА (ИТЦ «Марка») № 3705).

В Рф по случаю 150-летия со денька рождения художника в 1998 году издавалась сцепка из 2-ух почтовых марок и купона, на которых были запечатлены картины В. М. Васнецова «Битва славян с кочевниками» (1881), «Автопортрет» (1873) и «Иван-Царевич на Сероватом Волке» 1889.

СССР (1950): фасад Гос Третьяковской галереи по рисунку В. Васнецова (ЦФА (ИТЦ «Марка») № 1503)

СССР (1951): 25-летие со денька погибели В. М. Васнецова. Портрет В. М. Васнецова по картине И. Крамского (ЦФА (ИТЦ «Марка») № 1649)

То же. «Богатыри» (ЦФА (ИТЦ «Марка») № 1650)

Наша родина (1998): 150-летие со денька рождения В. М. Васнецова (сцепка). Картины «Битва славян с кочевниками», «Автопортрет» и «Иван-Царевич на Сероватом Волке»

Галерея

Примеры произведений В. М. Васнецова

Могильщик (1871)

С квартиры на квартиру (1876)

Витязь на распутье (1878)

Преферанс (1879)

После побоища Игоря Святославича с половцами (1880)

Аленушкин пруд (1880)

Ковёр-самолёт (1880)

Алёнушка (1881)

Три царевны подземного королевства (1881)

Вояки Апокалипсиса (1887)

Иван-Царевич на Сероватом Волке (1889)

Крещение Руси (1890)

Гамаюн, птица вещая (1897)

Богатыри (1898)

Гусляры (1899)

Снегурочка (1899)

Встреча Олега с кудесником (1899)

Ужасный трибунал (1904)

Набросок фасада Третьяковской галереи (1904)

Могила Владимира Грингмута. Крест-памятник по рисунку Виктора Васнецова (1907)

Книжка российской скорби (обложка, 1910)

Илья Муромец (1914)

Поединок Пересвета с Челубеем (1914)

Царевна-лягушка (1918)

Кощей Бессмертный (1926)

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный