Шмаров Павел Дмитриевич
Биография
Наружные изображения Портрет П. Д. ШмароваРодился 10 сентября (22 сентября по новенькому стилю) 1874 года в Воронеже в семье мастерового экипажного цеха (по другим данным — в фермерской семье).
В 1886—1890 годах обучался в Воронежском уездном училище и сразу брал личные уроки рисования у Л. Г. Соловьева. В 1894 году поступил вольнослушателем в Высшее художественное училище живописи, статуи и архитектуры при петербургской Академии художеств, занимался в мастерской И. Е. Репина. В 1898 году Шмаров получил первую премию Общества поощрения художеств за картину «Асфальтовщики». В 1899 году за картину «Горе побежденным» был удостоен золотой медали и права пенсионерской поездки за границу, которым пользовался в 1900—1902 годах, побывав в Вене, Риме, Флоренции, Мюнхене, Париже (тут посещал мастерcкую Ж.-П. Лоранса. В 1904 году Шмаров путешествовал с Б. М. Кустодиевым по Испании. По возвращении — жил в Санкт-Петербурге.
В 1912 году по предложению И. Е. Репина и В. А. Беклемишева был выдвинут на звание академика, но члены Академии художеств при голосовании выступили против и Шмаров стал академиком только при повторном выдвижении в 1916 году.
Выставлял свои работы на выставках МОЛХ (1898, 1899), Приятельства живописцев (1915), ТПХВ (1914, 1915, 1916, 1917). В тот же период, когда шла 1-ая глобальная война, Шмаров выезжал на фронт, где исполнил 30 рисунков на темы войны, размещенные потом в журнальчиках «Аргус», «Огонек», «Нива». В 1922 году экспонировался на 16-й выставке Союза российских живописцев.
В 1923 году П. Д. Шмаров эмигрировал из Рф. Около 2-ух лет провел в Риме и в конце 1924 года поселился в Париже. Оставшуюся жизнь жил и работал в Париже. 1-ая его индивидуальная выставка во Франции свершилась в 1928 году в парижской галерее «Шарпантье», а одно из показанных на ней полотен — «Купание» — было приобретено Люксембургским музеем. Участвовал в Вешних салонах (1933, 1936) и салоне Общества французских живописцев (до 1939), в выставках российского искусства в Брюсселе (1928), Белграде (1930), Берлине (1930), Париже (1931 и 1932) и Праге (1935). С 1933 был членом Союза деятелей российского искусства во Франции.
Погиб 2 июля 1950 года. Похоронен на кладбище Пьер Гренье в Булонь-Бийянкур близ Парижа (его могила не сохранилась).
В 1955 году вдова и друзья художника провели ретроспективную выставку в галерее «Шарпантье».
Труды
Произведения художника находятся в почти всех музейных и личных собраниях за рубежом и в Рф, посреди их — Муниципальный Российский музей в Санкт-Петербурге.
Шишкин Иван Иванович
Биография
Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в городке Елабуга. Происходил из старой вятской фамилии Шишкиных, был отпрыском негоцианта Ивана Васильевича Шишкина (1792—1872).
В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Столичное училище живописи и ваяния (1852—1856). Закончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербургской Академии Художеств (1856—1865), где считался учеником доктора С. М. Воробьёва. Не наслаждаясь занятиями в стенках академии, усердно отрисовывал и писал этюды с натуры в округах Санкт-Петербурга и на полуострове Валааме, по этому приобретал все большее и большее знакомство с её формами и умение точно передавать её карандашом и кистью. Уже в 1-ый год его пребывания в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за потрясающий набросок и за вид в округах Санкт-Петербурга. В 1858 году он получил огромную серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 году — малую золотую медаль за пейзаж из окружностей Санкт-Петербурга и, в конце концов, в 1860 году — огромную золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме.
Приобретя, вкупе с этой последней заслугой, право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 году в Мюнхен, посещал там мастерские узнаваемых живописцев, меж иным, мастерские Бенно и Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью анималистов, а потом, в 1863 году, перебрался в Цюрих, где, под управлением доктора Коллера, считавшегося тогда одним из наилучших изобразителей животных, срисовывал и писал последних с натуры. В Цюрихе попробовал в первый раз гравировать «королевской водкой». Отсюда он сделал экскурсионную поездку в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а позже переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в округах Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. За границей, кроме живописи, он много занимался рисунками пером; произведения его в этом роде приводили в удивление иноземцев, и некие были помещены в Дюссельдорфском музее рядом с картинами высококлассных европейских мастеров.
И. Н. Крамской. Портрет художника И. И. Шишкина. (1873, Третьяковская галерея)Затосковав по отечеству, в 1866 году возвратился в Санкт-Петербург до истечения срока собственного пенсионерства. С той поры он часто решал путешествия с художественной целью по Рф, практически раз в год выставлял свои произведения поначалу в академии. После того как учредилось Приятельство передвижных выставок, на этих выставках создавал картинки пером. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся опять за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца собственной жизни, посвящая ему практически столько же времени, сколько и живописи. Все эти работы с каждым годом повышали за ним репутацию 1-го из наилучших российских живописцев пейзажа и превосходного, в своём роде, аквафортиста. Живописец обладал усадьбой в деревне Выра (сейчас — Гатчинский район Ленинградской области).
В 1873 году академия построила его в звание доктора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». После вступления в действие нового устава академии, в 1892 году был приглашён управлять её учебной пейзажной мастерской, но, по разным происшествиям, исполнял эту должность недолго. Его жизнь была всецело посвящена искусству. Он погиб скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новейшей картиной. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1950 году останки художника был перенесён вкупе с монументом на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.
Творчество
«Портрет художника И. И. Шишкина». И. Н. Крамской (1880, Российский музей)Посреди российских пейзажистов Шишкину безусловно, принадлежит место самого сильного рисовальщика. Во всех собственных произведениях он является необычным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с узким осознанием, как общего нрава, так и мелких отличительных черт хоть какой породы деревьев, кустов и травок. Брался ли он за изображение соснового либо елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупа, получали у него свою настоящую физиономию, без всяких прикрас либо преуменьшений, — тот вид и с теми частностями, которые полностью объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где живописец заставлял их расти. Изображал ли он дубы либо берёзы, они воспринимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Сама местность под деревьями — камешки, песок либо глина, выпуклости земли, поросшие папоротниками и другими лесными травками, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид совершенной реальности.
Но эта реалистичность часто вредила его пейзажам: в почти всех из их она заслоняла собой общее настроение, докладывала им нрав не картин, загаданных не с целью возбуждать в зрителе то либо другое чувство, а случайных, хотя и потрясающих этюдов. Необходимо также увидеть, что с Шишкиным повторилось то, что бывает практически со всяким в особенности сильным рисовальщиком: наука форм далась ему во вред для колорита, который, не будучи у него слабеньким и негармоничным, всё-таки не стоит на этом же уровне с мастерским рисунком. Потому талант Шишкина время от времени еще ярче высказывается в одноцветных рисунках и офортах, чем в таких работах, в каких он воспользовался многими красками. Картины и картинки его настолько многочисленны, что указание даже на важные из их заняло бы очень много места; в особенности много разошлось их меж любителями искусства после устроенной в 1891 году ретроспективной выставки работ художника за 40 лет его деятельности и акции распродажи после его погибели того, что осталось в его мастерской. Довольно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в общественных коллекциях. Всего богаче ими столичная Третьяковская галерея. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в округи Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, не считая того, семнадцать мастерских рисунков. Российский музей обладает картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и 2-мя рисунками. В Столичный общественный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в округах Москвы» и один набросок.
Всех исполненных Шишкиным офортов Д. Ровинский насчитывал до сотки; он указывал, сверх того, на 68 уникальных литографий и на 15 цинкографических опытов этого мастера. А. Беггров, в 1884—1885 годах, издал в 2-ух сериях сборник 24 фототипических снимков с угольных рисунков, исполненных для него Шишкиным. В 1886 году сам живописец выпустил в свет альбом собственных избранных гравюр в числе 25. Потом оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы, с надбавкой нескольких других офортов, в виде нового альбома Марксом.
«Утро в сосновом лесу». И. Шишкин, К. СавицкийВ 1880-е годы Шишкин создаёт много картин, в сюжетах которых он как и раньше обращается в большей степени к жизни российского леса, российских лугов и полей, вобщем, затрагивая и такие мотивы, как морское побережье Балтики. Главные черты его искусства сохраняются и сейчас, но живописец никак не остаётся бездвижно на творческих позициях, выработанных к концу 70-х годов. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по нраву близки работам предыдущего десятилетия. Но трактованы они с большей красочной свободой. В наилучших пейзажах Шишкина сих пор находят отражение общие для российского изобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему. Живописец с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по собственному строю картинами, воспевающими просторы родной земли. Сейчас всё ощутимее его рвение к передаче состояния природы, экспрессии образов, чистоте палитры. В почти всех произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, он употребляет принципы тональной живописи.
Посреди всех произведений художника более популярна картина «Утро в сосновом лесу». Её сюжет, может быть, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Есть другая версия, что толчком к возникновению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. «Туман в сосновом лесу», имевший фуррор на передвижной выставке в Москве (сейчас в личном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены.
Семья
Могила И. И. Шишкина на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре (Санкт-Петербург). Год рождения указан ошибочно 1-ая супруга Евгения Александровна Шишкина (Васильева), сестра Ф. А. Васильева (погибла в 1874). В этом браке у Шишкина было трое малышей: сыновья Владимир (1871—1873) и Константин (1873—1875), дочь Лидия (1869—1931). 2-ая супруга Лагода-Шишкина, Ольга Антоновна (1850—1881) — художница-пейзажистка, ученица Шишкина в Академии. Дочь — Ксюша.Адреса в Санкт-Петербурге
1880—1882 — 5-я линия, 10; 1882 — 08.03.1898 года — 5-я линия, 30, доходный дом И. Н. Шмидта.Увековечение имени
В Елабуге установлен монумент И. И. Шишкину, с 1962 года действует Мемориальный Дом-музей И. И. Шишкина, рядом с которым размещены Шишкинские пруды. Именованием Шишкина названа Детская художественная школа № 1 и улица.
Улицы Шишкина есть в Липецке, Минске и Москве (в посёлке живописцев «Сокол»).
В филателииВ СССР и Русской Федерации не один раз выпускались марки, отмечавшие юбилейные даты И. И. Шишкина и воспроизводившие его работы.
50 лет со денька погибели И. И. Шишкина. И. Н. Крамской. Портрет художника Ивана Шишкина. СССР, 1948 год, (ЦФА (ИТЦ) #1264; Михель #1220).
И. И. Шишкин. «Рожь». СССР, 1948 год, (ЦФА (ИТЦ) #1265; Михель #1221).
И. И. Шишкин. «Утро в сосновом лесу». СССР, 1948 год, (ЦФА (ИТЦ) #1266; Михель #1222).
И. Н. Крамской. Портрет художника Ивана Шишкина. СССР, 1948 год, (ЦФА (ИТЦ) #1267; Михель #1223).
5-ый интернациональный конгресс по охране лесов. На марке воспроизведена картина И. И. Шишкина «Корабельная роща». СССР, 1960 год, (ЦФА (ИТЦ) #2466; Михель #2384).
И. И. Шишкин. «Сосновый бор». СССР, 1971 год, (ЦФА (ИТЦ) #4058; Михель #3935).
175 лет со денька рождения И. И. Шишкина. И. Н. Крамской. Портрет художника Ивана Шишкина. Наша родина, 2007 год, (ЦФА (ИТЦ) #1160; Михель #1392).
И. И. Шишкин. «На севере одичавшем...» Наша родина, 2007 год, (ЦФА (ИТЦ) #1161; Михель #1393).
Галерея работ художника
«Сторожка в лесу», 1870
«Берёзовый лес», 1871
«Берёзовая роща», 1878, Государственный музей искусств Азербайджана
«Рожь», 1878
«На опушке соснового леса», 1882, Львовская галерея искусств
«Опушка леса», 1882
«Вечер», 1882
«Ручей в берёкличем лесу», 1883
«Лесные дали», 1884
«Сосна на песке», 1884
«Полесье», 1884
«Туманное утро», 1885
«Дубовая роща», 1887
«Утро в сосновом лесу», 1889
«Дождь в дубовом лесу», 1891
«На севере одичавшем...», 1891
«После шторма в Мери-Хови», 1891
«Лес», 1895
См. также
ПейзажШильдер Николай Густавович
Биография
Искушение. 1857
Александр III
Шильдер Андрей Николаевич
Биография
Родился в 1861 году в семье художника-академиста — Н. Г. Шильдера (1828—1898).
Специального художественного образования не имел — обучался у И. И. Шишкина, посещая его мастерскую. В 1879 году ездил с ним в Крым, в 1893 — в Беловежскую пущу.
На передвижных выставках участвовал с 1884 по 1918 годы, член Приятельства с 1891 года.
Начиная с 1885 года Шильдер много работал в иллюстрированных журнальчиках: «Север», «Живописное обозрение», «Всемирная иллюстрация», «Ласточка», «Новь» и «Артист».
В 1903 году Шильдер стал академиком пейзажной живописи. Необыкновенную известность ему принесла большая панорама заводов Нобеля — «Город», которую живописец написал к Нижегородской всероссийской выставке 1896 года.
Погиб в 1919 году.
Заслуги
В 1880 году получил Первую премию Общества поощрения художеств за картину «Туман в горах». В 1883 году — малую поощрительную медаль Академии художеств. В 1900 году написал по заказу Российско-Американской резиновой мануфактуры полукруглую панораму «Сбор каучука на р. Амазонке». На глобальной выставке в Париже эта панорама и несколько выставленных художником картин получили золотую медаль и диплом.Память
Работы А. Н. Шильдера представлены в почти всех областных художественных музеях и галереях.Шестёркин Михаил Иванович
Биография
Родился в 1866 году.
Информация о художнике очень небогата. Понятно, что он был экспонентом выставок, в том числе ТПХВ, также устроителем различных художественных объединений.
Некое время жил и работал в подмосковной усадьбе Дедешино; его работы можно узреть в Солнечногорском историко-краеведческом музее.
Погиб в 1908 году. Супруга А. А. Шестеркина бытует в перечне Валерия Брюсова «Мои красивые дамы» в 1899—1903 гг.
Труды
Работы художника находятся в Гос Третьяковской галерее и неких музеях Рф. Работы Шестёркина собирал российский меценат Сергей Иванович Зимин, основоположник личного театра «Опера С. Зимина», в фойее которого выставлялись произведения различных российских живописцев. Так он откликался о произведениях Шестёркина:
«Вдова художника Шестеркина отдала ряд картин ее супруга, из коих выделялся „Каменотес“ — большая картина, изображавшая рабочего-каменотеса, там же висела и его популярная картина „Беспризорные“: два голодных, захолодевших мальчугана посиживают на лавке на бульваре. К концу сезона я познакомился с художником Салтановым, и он также устроил у меня выставку собственных картин. В фойе я купил большенные зеркала и воткнул их в простенках меж окон, и фойе стало и богаче, и грандиознее».
Его работы репродуцировались на почтовых открытках.
Наружные изображения Картина Шестеркина «Въезд правителя Александра I-го с союзниками в Париж в 1814 году» Репродукция «Бесприютные» на открыткеШервуд Владимир Иосифович
Биография
В. О. Шервуд родился в селе Истлеево Елатомского уезда Тамбовской губернии, где его отец обладал суконной фабрикой. Происходит из старой британской церковной семьи (его дед, британский механик Вильям, в 1800 году приехал на работу в Петербург и навечно остался в Рф). Дед по мамы — Николай Степанович Кошелевский, выпускник Императорской Академии художеств, конструктор и инженер, прадед Степан Михайлович Кошелевский — значковый товарищ Войска Малороссийского.
В 6 лет остался сиротой и воспитывался сначала у тёти в Москве, а с восьми лет в Столичном сиротском доме. Обучался, с 1848 года, в Строительной школе при Столичной дворцовой конторе, потом в Столичном училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), которое закончил в 1857 году, со званием свободного художника пейзажной живописи.
В 1860-х 5 лет прожил в Великобритании, занимаясь живописью и архитектурой. В 1868 году за картину «Беседа Христа с Никодимом» Академия присвоила Шервуду звание потрясающего художника третьей степени, в будущем году за выставленные на выставку портреты — художника первой степени, а в 1872-м — академика живописи. Занимался статуей и исследованием древнерусского зодчества.
В 1875—1881 по проекту В. О. Шервуда и инженера А. А. Семёнова было выстроено здание Правительского Русского Исторического Музея.
В 1887 году в Ильинском сквере был установлен памятник-часовня «Гренадерам — героям Плевны» (конструктор и архитектор В. О. Шервуд, инженер-полковник А. И. Ляшкин).
В 1897 г. В. О. Шервуд сделал монумент доктору Н. И. Пирогову, который был установлен 3 августа перед зданием хирургической поликлиники академии имени И. М. Сеченова на Большой Пироговской улице.
Могила В. И. ШервудаПогиб 9 июля 1897 года (не дожив до открытия монумента Пирогову). Похоронен на Древнем Донском кладбище.
Семья Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно плану 1-го из участников Википедии, на этом месте должен размещаться особый раздел. Вы сможете посодействовать проекту, написав этот раздел.Работы
Здание Правительского Русского Исторического Музея на Красноватой площади в Москве (вместе с А. А. Семёновым) (1875—1881) Памятник-часовня «Гренадерам — героям Плевны» (вместе с А. И. Ляшкиным) (1887, пл. Ильинские ворота). Церковное заглавие: часовня Иконы Божией Мамы Знамение и Александра Невского. Монумент доктору Н. И. Пирогову (1897, Большая Пироговская ул.) Монумент императору Александру II в Самаре (1881, открыт в 1889, демонтирован меж 1918 и 1927) Монумент императору Александру II в Казани (1892, открыт в 1895, демонтирован в 1918) Портреты: А. В. Станкевича, А. И. Герье, Б. Н. Чичерина, А. Ф. Кологривовой, Н. X. Кетчера, И. Е. Забелина, М. Ф. Корша, П. И. Золотарева, А. И. Кошелева, Ю. Ф. Самарина, А. А. Врето, обер-гофмаршала Нарышкина, столичного генерал-губернатора князя В. А. Долгорукова, И. А. Кононова, П. И. Губонина, М. С. Губониной, Д. И. Иловайскаго, Муромцевой, В. Я. Гоппера, Мак-Гиля, Н. Н. Тютчева В. О. Ключевского, автопортрет. Скульпура: бюсты С. М. Соловьева, Н. X. Кетчера, И. А. Кононова, фигура Баяна Надгробный памятник-распятие на могиле М. М. Богословского (отца известного историка) в некрополе Донского монастыря, рядом с могилой самого Владимира Осиповича Шервуда. ГалереяИсторический музей
Памятник-часовня «Гренадерам - героям Плевны»
Монумент Н.И. Пирогову в Москве
Портрет ректора Столичного института Ю. Ф. Самарина (1872, В. О. Шервуд)
Портрет Б. Н. Чичерина (2-ая половина XIX века, В. О. Шервуд)
Исторический музей
Памятник-часовня «Гренадерам - героям Плевны»
Памятник Н.И. Пирогову в Москве
Портрет ректора Московского университета Ю. Ф. Самарина (1872, В. О. Шервуд)
Портрет Б. Н. Чичерина (Вторая половина XIX века, В. О. Шервуд)
Шведе Роберт Густавович
Биография
Шварц Вячеслав Григорьевич
Биография
Родился 22 сентября 1838 года в городке Курске и детские годы собственной жизни провел на Кавказе, где отец его, генерал-лейтенант Григорий Ефимович Шварц, праотцы которого были датчане, был начальником Джаро-Белоканского военного окрестность и лезгинской кордонной полосы.
«Иоанн Суровый у тела убитого им сына», (1864), холст, масло — Муниципальная Третьяковская галерея.В 1846 году восьмилетний Шварц вкупе с мамой переехал в Москву, где продолжал заниматься рисованием под управлением бывшего ученика Столичной рисовальной школы С. Щёголева. Возможности у мальчугана были хорошие: С 10 лет он уже отлично знал французский, германский и британский, а потом научился ещё и итальянскому языку.
Ещё в 1847 году Шварц был пожалован в пажи Правительского Двора, но в Пажеский Корпус не поступил, а в 1851 году, когда ему было 13 лет, его свезли в Петербург и дали поначалу в пансион Спешнева, а год спустя — в Императорский Александровский Лицей. Там Шварц успел направить на себя внимание лицейского учителя рисования Василевского и сделал под его управлением большенные успехи. Вторым его учителем рисования за лицейский период его жизни был А. И. Мещерский (узнаваемый пейзажист), с которым он начал пробовать живопись алкидными красками. 24 мая 1859 года Шварц был выпущен из Лицея первым и с золотой медалью и в том же году поступил с чином IX класса на службу.
В сентябре 1859 года, с разрешения собственного начальства, Шварц поступил вольнослушателем в Петербургский Институт «по части восточных языков» и сходу увлекся лекциями доктора Костомарова по истории, к которой всегда ощущал склонность.
«Сцена из домашней жизни российских царей (Игра в шахматы)», (1865), холст, масло — Муниципальный Российский музей.Ещё до поступления в Институт Шварц начал заниматься в Академии Художеств и, задумывался предназначить себя батальной живописи, записался в число учеников доктора Б. П. Виллевальде. Но, возможно, благодаря воздействию лекций Костомарова, первыми его большими работами являются композиции из древнерусской истории. Таковы нарисованный чёрным и белоснежным карандашом картон «Въезд Шуйского и Де ла Гарди в Москву» и «Свидание величавого князя Святослава с греческим царем Цимисхием». За последний набросок Академия 18 декабря 1859 года присудила Шварцу серебряную медаль второго плюсы.
24 мая 1860 года Академия за набросок «Иоанн Суровый под Казанью» присудила ему ещё одну серебряную медаль, а сначала 1861 года Шварц уехал на полгода за границу. Направившись сначала в Берлин, он пробыл тут четыре месяца и поначалу работал под управлением Шютца, а позже занялся исправлением колорита у Шрадера.
В конце июня 1861 года Шварц уехал из Берлина и посетил поочередно Дрезден, Кёльн, Франкфурт-на-Майне и Майнц, после этого возвратился в Россию, привезя с собой очень увлекательный альбом собственных путных рисунков. Тотчас по приезде в Петербург Шварц принялся за наилучшее свое произведение: «Иоанн Суровый у тела убитого им сына». Картон этот был выставлен им 23 декабря 1861 года на третной экзамен, и 12 января 1862 года Академия присудила ему за него только серебряную медаль, другими словами, другими словами, Шварц был смешан с массой других самых простых учеников. В эту же зиму Шварц нарисовал огромный (5 аршин ширины и 8 аршин длины) картон «Вальпургиева ночь», на сюжет из «Фауста» Гете. Вещь эту он замыслил ещё в Берлине, и в ней очень сказалось воздействие Каульбаха, символическими и аллегоричными композициями которого Шварц очень тогда увлекался. Летом 1862 году Шварц предпринял две серии иллюстраций и сделал 5 очень добротных рисунков к «Песне о негоцианте Калашникове» Лермонтова и четыре — к «Князю Серебряному» графа А. Толстого.
Собирался он иллюстрировать ещё «Бунт Стеньки Разина» Костомарова, но этому помешала 2-ая поездка за границу. Желание созидать художественную Европу побудило его кинуть службу, выйти в отставку и сделать сначала 1863 года эту поездку. Побывав проездом в Лейпциге, Берлине, Дрездене, Франкфурте, Майнце и Кёльне, он основался в Париже. Тут он работал у известного жанриста-колориста Лефевра (фр. Jules Joseph Lefebvre), посещал мастерскую Конта (фр. Pierre-Charles Comte) и Жерома и делал этюды с натуры как в самом Париже, так и в Фонтенбло и Барбизоне. Из больших работ в Париже им были изготовлены «Николай Угодник» (в рост) и набросок «Игумен Даниил перед Балдуином I» (для А. С. Норова).
«Вербное Воскресение в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти», (1865), холст, масло — Муниципальный Российский музей.Идея его посетить Италию сейчас не осуществилась, и весной 1864 года он возвратился в Россию. Поездка эта имела для него огромное значение. По возвращении из Парижа, Шварц провел лето в деревне у отца и написал там картину алкидными красками: «Иван Суровый у тела убитого им сына». Вещь эту Академия 24 октября 1864 года премировала 2-ой серебряной медалью, но, сравнимо с картоном 1861 года, картина эта была неудовлетворительна, потому что краски были мутны и слабы, и в композиции её было почти все изменено к худшему.
Первую половину 1865 года Шварц проводит то в Москве, то в Петербурге, то в деревне в Рязанской губернии, а на осенней академической выставке 1865 года возникает его картина «Вербное Воскресение во времена Алексея Михайловича», и Академия Художеств присуждает ему за неё звание академика исторической живописи, а Российское Археологическое Общество избирает его своим реальным членом.
С озари 1865 года начинается период полной зрелости таланта Шварца. Период этот ознаменован рядом самых значимых его произведений. Здесь им написаны «Игра в шахматы» и «Стрелец XVI века», нарисован «Воевода времен царя Алексея Михайловича». Зимой 1865—1866 года он делает красивые картинки для постановки на Императорской сцене драмы графа А. Толстого: «Смерть Ивана Грозного». В 1866 году он пишет «Схимника», «Русское посольство при дворе германского императора», делает набросок «Плач Ярославны» и, в конце концов, зимой 1866—1867 года оканчивает одно из капитальнейших собственных произведений: «Посольский приказ в Можайском уезде».
«Вешний поезд королевы на богомолье при царе Алексее Михайловиче», (1868), холст, масло — Муниципальная Третьяковская галерея.Сначала 1867 года Шварц уезжает в 3-ий раз за границу, будучи командирован Академией в Париж для устройства на глобальной выставке художественного отдела Рф. За распоряжение на выставке он получает тут две медали, золотую и бронзовую, и орден Почётного Легиона, и, не считая того, международное жюри присуждает ему за его картину «Голштинские послы в посольском приказе» золотую медаль. В Париже Шварц закончил начатую им ещё в Рф небольшую картину: «Патриарх Никон», одно из наилучших собственных созданий. В Париже же он познакомился с Мейссонье, работал у него и под его воздействием существенно поправил собственный спектр.
Осенью 1867 года он ездил из Парижа в Веймар, где пробыл два месяца, принимая роль в постановке на веймарской сцене пьесы «Смерть Иоанна Грозного» графа А. Толстого, а в последних числах декабря 1867 года возвратился в Россию, перенеся перед отъездом из Парижа мучительную болезнь, так именуемую «бронзовую» (maladie bronze). В 1868 году Шварц исполнил два рисунка пером: «Обряд поднесения перчатки на королевской соколиной охоте» и «Наречение королевской жены царевной», небольшую картину: «Гонец XVI века» и летом 1868 года свою последнюю картину: «Вешний королевский поезд на богомолье во время Алексия Михайловича».
Академия Художеств отыскала в последней картине много плюсов и постановлением от 15 сентября 1868 года отдала Шварцу звание собственного знатного свободного общника. Во 2-ой половине 1868 года Шварц ощутил, что здоровье стало ему изменять, а поэтому, полагая, что деревенский воздух и полное спокойствие посодействуют ему вернуть силы, отправился в деревню к папе. Тут он был избран в предводители дворянства Щигровского уезда и очень усердно исполнял эту должность, невзирая на то, что здоровье его все более и поболее разрушалось. Поехав как-то по делам в Курск, он ощутил себя очень плохо, и 29 марта 1869 года погиб. Тело было перевезено в имение его отца, село Белоснежный Колодезь, Щигровского уезда, Курской губернии, и там похоронено.
При написании этой статьи употреблялся материал из Российского биографического словаря А. А. Половцова (1896—1918).Оценка творчества
Собственной десятилетней художественной деятельностью Шварц оставил глубочайший след в истории российского искусства. С возникновением произведений Шварца наступает период пересоздания российской школы, появляется чисто российское направление. Шварц 1-ый освободился от гнета рутины академического классицизма и, оставляя прошлому прошлому прежние эталоны, сделал новые, родные сердечку эталоны российской мысли и сделал их во всей их цельности и своеобразности.
Картины и картинки его не блещут техникой, главное значение их в содержании: в их в первый раз без романтичной идеализации и слащавости, с необычным чутьем прошедшего и на основании глубочайшего знакомства с российской археологией, правдиво воспроизведена бытовая допетровская Русь. Как от «Свежего кавалера» Федотова пошла наша бытовая живопись, так от «Иоанна Сурового у тела убитого им сына» Шварца пошла наша реальная историческая живопись.
Литература
Толстой В. Вячеслав Григорьевич Шварц. 1838-1868. — М. — Л.: Искусство, 1947. — 24 с. — (Массовая библиотека). Шварц Вячеслав Григорьевич // Муниципальная Третьяковская галерея. Каталог живописи XVIII – начала ХХ века (до 1917 года). Каталог / Директор Гос Третьяковской галереи народный живописец РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР Ю. К. Королёв. — М.: Издательство «Изобразительное искусство», 1984. — 720 с. — 20 000 экз. Шварц, Вячеслав Григорьевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. Булгаков Ф. И. Шварцъ (Швартцъ), Вячеславъ Григорьевичъ // Наши живописцы. = Наши живописцы. — Санкт-Петербург: Типография А. С. Суворина, 1890. — Т. II «Л — Я». — С. 249-254. — 298 с. Каменская С. Шварц Вячеслав Григорьевич (1838 - 1869) // Гордость земли курской. Сборник очерков о именитых земляках / Сост. Шехирев М. Ф.. — Курск: Редакционно-издательский отдел Курского ЦНТИ, 1991. — 1000 экз.Швабе Александр Петрович
Биография
Шанкс Эмилия Яковлевна
Биография
«Медицинский осмотр в российской богадельне», (меж 1880-1900), холст, масло — Челмсфордский музей (англ.)русск., Эссекс, Англия.Эмилия Шанкс родилась 1 августа 1857 года в Москве в семье английского бизнесмена Джеймса-Стюарта Шанкса (англ.)русск. (англ. James Steuart Shanks), обладателя ювелирной мастерской и основоположника торгового дома «Английский магазин Шанкса и Болина», 1-го из самых фешенебельных магазинов Москвы на Кузнецком Мосту.
Двое из восьми малышей Джеймса-Стюарта Шанкса — Эмили и её младшая сестра Мэри (Мария Яковлевна Шанкс — иллюстратор произведений Л. Н. Толстого) стали проф художницами.
С 1882 года в качестве вольнослушательницы обучалась в Столичном училище живописи, ваяния и зодчества у В. Е. Маковского, И. М. Прянишникова в мастерской В. Д. Поленова. Закончила училище в 1890 с присвоением звания потрясающего художника. Награждена большой серебряной медалью МУЖВЗ за картину «Письмо няни».
С 1891 экспонент Приятельства передвижных художественных выставок. Участвовала c XIX по XXII, с XXV по XXX, XXXII, c XXXV по XXXVIII, XL, XLI выставках Приятельства. В 1894 за полотно «Чернильное пятно» была включена в члены Приятельства и стала первой из 2-ух женщин-живописцев, удостоенной этой чести.
Участвовала во Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде, выставках Столичного общества любителей художеств (1900–1901), в галерее Лемерсье (1909–1912) в Москве. После переезда в Лондон в 1913 году, выставляла свои работы в Английской Царской Академии художеств (1916, 1918).
Отличительная черта жанровой живописи Эмилии Шанкс — непременное присутствие на полотнах деток: «Старший брат», «Трудная задача», «Любимая кукла», «Наём гувернантки», «Мыльные пузыри», «Гостья в институте». Картину «Новенькая в школе» приобрёл у создателя для собственной коллекции в 1892 году П.М. Третьяков.
Эмилия Шанкс скончалась в 1936 году в Лондоне, округ Кенсингтон.
Галерея
«Нянюшка», (около 1900), холст, масло — личное собрание
«В цветах» (Портрет дочери В. Д. Поленова), (меж 1890-1900), холст, масло — личное собрание.
«Девочка», (меж 1880-1915), холст, масло — личное собрание.
«Девочка, собирающая огурцы», (ранее 1936), холст, масло — личное собрание.
«Любимая кукла», (ранее 1936), доска, масло — личное собрание.
«Новенькая в школе», (1892), холст, масло — Муниципальная Третьяковская галерея.
«Наём гувернантки», (ранее 1913), холст, масло — Тюменский областной музей изобразительных искусств.
«Нянюшка», (около 1900), холст, масло — частное собрание
«В цветах» (Портрет дочери В. Д. Поленова), (между 1890-1900), холст, масло — частное собрание.
«Девочка», (между 1880-1915), холст, масло — частное собрание.
«Девочка, собирающая огурцы», (ранее 1936), холст, масло — частное собрание.
«Любимая кукла», (ранее 1936), доска, масло — частное собрание.
«Новенькая в школе», (1892), холст, масло — Государственная Третьяковская галерея.
«Наём гувернантки», (ранее 1913), холст, масло — Тюменский областной музей изобразительных искусств.