Фелицин Ростислав Иванович
Биография
Федотов Павел Андреевич
Биография
«Вдовушка» (1851—1852, Третьяковская галерея, Москва)Павел Андреевич Федотов родился в Москве 22 июня 1815 года в семье Андрея Илларионовича Федотова, служившего в армии во времена Екатерины, потом обедневшего титулярного советника, и его супруги Натальи Алексеевны. Крещён 3 июля в церкви Харитония в Огородниках, Никитского сорока. Кроме Павла, в семье было ещё несколько малышей.
В 11 лет был определён папой в 1-ый Столичного кадетский корпус, где благодаря неплохим возможностям и примерному поведению направил на себя внимание начальства. В 1830 году был произведён в унтер-офицеры, а в 1832-м — в фельдфебели, и в том же году закончил курс с различием, причём по заведённому обычаю его имя было внесено на почётную мраморную доску в актовом зале корпуса. Его возлюбленными предметами были математика и химия, но в свободное от учёбы время он обожал отрисовывать.
В 1834 году в звании прапорщика был ориентирован на службу в лейб-гвардии Финляндский полк в Санкт-Петербург, где прослужил 10 лет. Через 3-4 года службы в полку юный офицер начал посещать вечерние уроки рисования в Академии художеств, где усердно изучал формы тела человека, срисовывая их с гипсовых моделей. В свободное от службы время упражнялся дома, рисуя акварельные и карандашные портреты собственных сослуживцев, сцены полковой жизни и карикатуры. Портреты всегда были очень схожими, но в особенности отлично исследовал Федотов черты лица и фигуру величавого князя Миши Павловича, изображения которого, выходившие из-под его кисти, охотно покупались торговцами картин и эстампов.
Летом 1837 года величавый князь, вернувшийся в Санкт-Петербург из поездки за границу для исцеления, посетил Красносельский лагерь, где обожавшие его гвардейцы повстречали князя гулкой овацией. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова огромное воспоминание, и всего за 3 месяца живописец написал акварельную картину «Встреча величавого князя». Картина была показана величавому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень. Этой заслугой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистичное самолюбие». После чего живописец начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения вещественного положения, отважился представить неоконченную картину величавому князю. Последний показал её собственному августейшему брату, результатом чего было высокое веление: «предоставить рисующему офицеру добровольческое право бросить службу и предназначить себя живописи с содержанием по 100 руб. ассигнациями в месяц».
Павел Андреевич длительно раздумывал, пользоваться ли ему королевской милостью, но, в конце концов, подал прошение об отставке, и в 1844 году был уволен с чином капитана и правом носить военный мундир. Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых актуальных критериях: на небогатую пенсию в 28 рублей 60 копеек за месяц, пожалованную сударем, было надо содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, получать материалы и пособия для работы. Но любовь к искусству поддерживала в Федотове оптимизм, помогала ему биться с тяжелыми обстоятельствами и напористо идти к поставленной задачи — стать реальным художником.
Творчество
Выйдя в отставку, в 1-ое время Павел Андреевич выбрал себе батальный жанр как область искусства, в какой уже удачно попробовал свои силы и которая в николаевскую эру сулила почёт и вещественное обеспечение. Поселившись в бедной квартире в одной из далеких линий Васильевского острова, наслаждаясь 15-копеечным обедом из кухмистерской, он ещё усерднее прежнего принялся упражняться в рисовании и написании этюдов с натуры как дома, так и в академических классах.
Чтоб расширить круг собственных батальных сюжетов, ограничивавшихся ранее пехотой, Павел Андреевич стал учить скелет и мускулатуру лошадки под управлением доктора Заурвейда. Из произведений, загаданных Федотовым в эту пору, но оставшихся исключительно в набросках, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в российской деревне в 1812 г.», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под воздействием Хогарта.
Остроумие, узкая наблюдательность, умение подмечать обычные черты людей различных сословий, познание обстановки их жизни, способность передать нрав человека — все эти характеристики таланта, ярко проявлявшиеся в рисунках Федотова, указывали на то, что настоящим призванием художника являлась жанровая живопись. В этом выборе художнику частично посодействовало письмо баснописца Крылова, который лицезрел некие работы Федотова и порекомендовал ему заняться жанровой живописью. Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме эскизам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое заглавие: «Утро бюрократа, получившего 1-ый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова).
Павел Федотов, "Сватовство майора" (1848), Третьяковская галереяФедотов показал их Брюллову, всесильному в те годы в Академии художеств, который пришёл в экстаз. Советом Академии Федотов был выдвинут на звание академика и получил валютное пособие, что позволило ему продолжить начатую картину «Сватовство майора» (1848, 1851 — 2-ой вариант). Эта картина была готова к академической выставке 1848 года, на которой и появилась совместно со «Свежим кавалером» и «Разборчивой невестой». (В текущее время все три картины находятся в Третьяковской галерее, в Москве).
ПризнаниеВ 1848 году Совет Академии единодушно признал художника академиком, и после выставки имя Федотова стало понятно широкой публике, в журнальчиках появились похвальные статьи критиков. Популярности Федотова содействовало то событие, что практически сразу со «Сватовством майора» стало понятно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. Федотов с молодых лет обожал писать стихи, басни, элегии, альбомные пьесы, романсы, которые сам перелагал на музыку, и, в пору собственного офицерства, солдатские песни.
Поэзия Федотова еще ниже созданий его карандаша и кисти, но и ей присущи те же плюсы. Федотов не присваивал огромного значения своим стихам и не печатал, позволяя переписывать их только знакомым. Стихотворение к «Сватовству майора» справедливо числилось его знакомыми самым удачным произведением федотовской поэзии.
Академическая выставка 1848 года доставила Павлу Андреевичу, не считая почёта и известности, маленькое улучшение вещественного положения: в дополнение к пенсии муниципального казначейства было отпущено по 300 руб. в год из суммы, ассигнуемой кабинетом Его Величества на поощрение достойных живописцев.
В феврале 1850 года в Москве семья Павла Андреевича попала в бедственное финансовое положение; живописец кидает все дела и едет посодействовать родным. Из его картин с петербургской выставки и из нескольких рисунков сепией была устроена выставка, приведшая московскую публику в ещё больший экстаз. Федотов возвратился из Москвы удовлетворенным, здоровым, полным радужных надежд и опять принялся за работу. Сейчас ему хотелось внести в своё творчество, направленное перед этим к обличению пошлых и тёмных сторон российской жизни, новый элемент — толкование явлений светлых и радостных.
Принципиальное место в творчестве Павла Андреевича заняли портреты, в каких драматичность уступила место светлому, созерцательному лиризму. Посреди их выделяется «Портрет Надежды Павловны Жданович, в замужестве Вернер, за клавесином» (1849, Российский музей, Санкт-Петербург).
Но, невзирая на то, что к концу 1840-х годов к художнику пришло заслуженное признание, даже в этот, наилучший период творчества Федотова не всё было ясно. Цензура воспретила издание «Вечером заместо преферанса», загаданое Федотовым и его наиблежайшим другом Евстафием Бернардским, который примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу. Также был запрещён «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации. Перегибы цензуры Федотов обрисовал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала».
В 1851 году, чтоб заработать средств, живописец принялся за композицию «Возвращение институтки в родительский дом», незаконченную им и заменённую другим сюжетом: «Приезд Николая I в патриотический институт», также оставшимся разработанным только наполовину.
«Анко́р, ещё анко́р!» — неоконченная последняя картина Федотова (1851-2)Принципиальность художника вместе с сатирической направленностью его творчества вызвала особенное внимание цензуры, от Федотова стали отворачиваются меценаты, ранее благоволившие ему. На картине «Вдовушка» (1851, 1852 — 2-ой вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ симпатичной юный дамы, постигнутой величавым несчастьем — потерей возлюбленного супруга — полон сожаления об утраченном счастье. Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор!» (1851, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей российского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального бреда бытия и мыслей о бессмысленности людского существования, предвосхищающих тему бреда в искусстве символизма.
Болезнь и погибель
Заботы и разочарование совместно с неизменным напряжением разума, рук и глаз, в особенности при работе в вечернюю и ночную пору, оказали разрушительное воздействие на здоровье Павла Андреевича. У художника усугубилось зрение, он стал мучиться приливами крови к мозгу, частыми головными болями, состарился не по годам, и в самом его нраве происходила всё более приметная перемена: весёлость и общительность сменились задумчивостью и молчаливостью.
Весной 1852 года у Павла Андреевича обнаружились признаки острого психологического расстройства. Его поведение отличалось странностью. Скоро академию известили из милиции, что «при части содержится безумный, который гласит, что он живописец Федотов».
Друзья и начальство Академии расположили Федотова в одну из личных петербургских лечебниц для сумасшедших, а сударь пожаловал на его содержание в этом заведении 500 руб. Невзирая на это, болезнь прогрессировала, и осенью 1852 года знакомые выхлопотали перевод Павла Андреевича в поликлинику Всех скорбящих на Петергофском шоссе. Тут Федотов и погиб 14 ноября такого же года, позабытый всеми, не считая немногих близких друзей.
Был похоронен на Смоленском православном кладбище. Цензурный комитет воспретил публиковать весть о погибели Павла Андреевича в печати. При жизни художника не было написано ни 1-го его литературного сочинения. Его поэма «Поправка событий, либо Свадьба майора», изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в Рф. В 1936 году останки художника был перезахоронен в некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры с установкой нового монумента.
Адреса в Санкт-Петербурге
1834 — 1844 — Николаевская набережная, 43. 1844 — 1849 — Васильевский полуостров, Средний проспект, 56. 1849 — Васильевский полуостров, 21-я линия, 8 (дом не сохранился).Значение творчества
Павел Андреевич Федотов является родоначальником критичного реализма в российской живописи. В его творчестве преобладают два направления. В первом направлении преобладают картинки и эскизные эскизы, сделанные под сильным воздействием Хогарта. Ещё плохо владея рисунком, Федотов достигает не столько четкого проигрывания реальности, сколько рельефно выставляет напоказ общечеловеческие беспомощности и недочеты, обсмеивает пошлые либо тёмные стороны современных ему российских характеров.
Сюжет этих произведений отличается сложностью и запутанностью. Их основная мысль подчёркивается добавлением к выражающей её главной сцене побочных эпизодов. Живописец не скупится на девайсы, способные усилить раскрытие сюжета и время от времени совсем загромождает ими свою композицию. Движение человечьих фигур хотя и типично, но угловато и утрированно. То же самое нужно сказать и о лицах, тип и экспрессия которых перебегают в гримасу. Преобладающий элемент этих работ — карикатура.
По мере того, как Федотов совершенствовался, нрав его произведений изменялся, становясь наименее неповторимым. При всем этом типичность изображаемых фигур, осмысленность их движений и экспрессивность лиц не только лишь не слабели, да и росли вследствие того, что живописец всё почаще работал с натуры, не навязывая ей форм и выражения, представлявшихся его фантазии, но подыскивая в реальном мире то, что соответствовало этим представлениям.
Нагромождённость композиции, объяснение её средством различных мелочей равномерно сменялись простотой и естественностью. Самая мысль, ложившаяся в базу композиции, становилась всё более серьёзной и близкой к жизни. Стремясь идти в этом направлении и преодолевая затруднения, возникавшие из-за недостающего владения техникой, Федотов, благодаря собственному острому мозгу, редчайшей наблюдательности и упрямому трудолюбию достигнул сверкающих результатов. Но результаты могли быть ещё более поразительны, если б судьба отдала ему наилучшие условия и жизнь его не прервалась бы настолько безжалостно и заблаговременно.
Все же, и изготовленного им довольно для того, чтоб его имя осталось навеки одним из самых славных имён в истории российского искусства. Он открыл новейшую, ещё никем до него не тронутую в российской живописи жилу национальности и сатиры, 1-ый из всех живописцев показал пример успешной её разработки и оставил её в наследие появившимся после него талантам.
Работы Федотова в филателии
Почтовые марки СССР, 1976 годКартина «Разборчивая невеста»
Картина «Свежий кавалер»
Картина «Завтрак аристократа»
См. также
Уолтер Денди Садлер — британский живописец, работавший в схожем жанре. Уильям Хогарт — британский живописец, работавший в схожем жанре. Анкор, ещё анкор! (1851).Почтовые марки СССР, 1976 год
Картина «Разборчивая невеста»
Картина «Свежий кавалер»
Картина «Завтрак аристократа»
Фёдорова Мария Алексеевна
Биография
Родилась 28 марта (9) апреля 1859 года близ Санкт-Петербурга в семье бухгалтера.
C 1878 года обучалась в рисовальной школе Общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге. C 1881 года посещала Академию художеств как вольнослушательница, но курс академии не окончила. В 1890 году получила малую, а в 1891 — огромную поощрительную медаль Академии художеств. Ученица Ивана Ивановича Шишкина. В 1892 получила свидетельство педагога рисования в дамских гимназиях. Много путешествовала по Рф, бывала на Волге. Учавствовала в выставках Санкт-Петербургского общества живописцев, Столичного общества любителей художеств и Академии художеств. В 1898 году И. К. Айвазовский направил в Совет Академии художеств ходатайство о присвоении ей знатного звания за успехи в живописи. После революции (сначала 20-х) эмигрировала в Финляндию.
В 1923 году провела совместные выставки с Григором Ауэром (1882—1967) в Выборге и в Салоне Стриндберга в Хельсинки. С 1933 года заходила в Общество российских живописцев в Финляндии; экспонировала свои пейзажи на 1-й выставке Общества (1933). В 1936 году на одном из вечеров Общества был заслушан доклад В. П. Щепанского «Русские пейзажисты», посвященный памяти художницы.
Творчество
Самая популярная работа — «К ненастью», написанная Марией Алексеевной в 1891 году и в том же году приобретённая у неё Павлом Михайловичем Третьяковым для собственной галереи. Одна из увлекательных работ художницы — «Вечер», хранящаяся в Полтавском художественном музее, экспонировалась в Полтаве на выставке «Вдохновение веков» («Натхнення вiкiв») в январе 2013 года. Картины Федоровой находятся также в музеях Таганрога и Рязани, в личных коллекциях Рф и Финляндии.
Пейзаж у реки Тихий момент у реки Камешки на берегу Зимний закатНаписала иконы Спасателя и Божьей Мамы для Никольской православной общины в Хельсинки (совместно с дочерью — Л. В. Платан), иконы «Голгофа» и «Плащаница» для Выборгской православной общины.
Семья
Дочь — Людмила В. Платан (в девичестве Фёдорова), художница (5.8.1885 Спб. — 7.2.1944). Вышла замуж за Вальдемара Платан (фин. Karl Waldemar Platan) (24.10.1890 Спб. — 7.2.1944), малышей не имели, оба погибли при бомбардировке Хельсинки 7 февраля 1944 года.См. также
ПейзажФеддерс Юлий Иванович
Биография
Угрюмов Григорий Иванович
Биография
Родился в Москве в семье купца-жестянщика родом из села Норского Ярославской губернии Ивана Михайловича Угрюмова, депутата Комиссии по составлению проекта Нового Уложения. Крещён в сохранившейся до сего времени Успенской (Пятницкой) церкви, в какой была сохранена плащаница его работы.
Был принят в 1770 г. Воспитательное училище при Императорской Академии художеств. Основным наставником его был Д. Левицкий. По окончании академического курса в 1785 г., с малою золотою медалью, полученною за картину «Изгнанная Агарь с малолетним отпрыском Измаилом в пустыне» (1785), Угрюмов в 1787 г. отправился на казенный счёт в чужие края для собственного усовершенствования и, пробыв четыре года в Риме, где копировал древние скульптуры, Веронезе и Гвидо Рени. Возвратился в Санкт-Петербург в 1790 г. В последующем за тем году было доверено ему преподавание исторической живописи в Академии.
В 1794 г. он признан назначенным в академики и в 1797 г. получил это звание за картину «Испытание силы Яна Усмаря».
Программка картины: «На ратном поле в присутствии величавого князя Владимира Русского вояки наименьший отпрыск указывает опыт собственной необыкновенной силы над разгневанным быком, которого на всем бегу ухватив за бок рукою, вырывает кожу и мясо колико захватил».Будучи скоро после того возведён в адъюнкт-профессоры, состоял им до 1800 г., в каком повышен в профессоры. С 1800 г. стал заседать в совете Академии. В конце концов, в 1820 г. был изготовлен ректором исторической живописи.
В продолжение собственной деятельности воспользовался в Рф громкою известностью и благоволением императрицы Екатерины II и царей Павла I и Александра I; по их заказам исполнял нередко огромные и многосложные картины для важных из строившихся тогда построек, каковы Троицкий собор Александро-Невской лавры, Михайловский замок и Казанский собор в Санкт-Петербурге, собор в Одессе и пр.. Повышенного внимания заслуживают две огромные его картины: «Взятие Казани войсками Ивана Грозного» (1797—1799) и «Призвание Миши Феодоровича Романова на королевство 14 марта 1613 года» (не позже 1800), написанные для Михайловского замка, также «Торжественный заезд Александра Невского в город Псков» (1793). Не считая того, можно указать на вида его работы в Казанском соборе («св. Зосима и Савватий», два архангела на южной и северной дверцах иконостаса) и церквах лейб-гвардии Финляндского полка и бывшей Столичного. Угрюмов умело писал портреты, каковы, к примеру, портреты негоцианта И. В. Водовозова и доктора И. К. Каменецкого.
Как педагог, он имел огромное воздействие на успехи российской живописи, дав образование многим восхитительным художникам, в том числе А. Иванову, Д. Иванову, В. Шебуеву, А. Егорову, О. Кипренскому и др.
Галерея картин
Изгнанная Агарь с малолетним отпрыском Измаилом в пустыне (1785)
Праздничный заезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над германцами (1793)
Испытание силы Яна Усмаря (1796-1797)
Взятие Казани Иваном Суровым 2 октября 1552 года (не позже 1800)
Призвание Миши Феодоровича Романова на королевство 14 марта 1613 года (не позже 1800)
Минин взывает к князю Пожарскому о спасении Отечества (1800-е)
Портрет И. К. Каменецкого (1810-е)
Портрет И. В. Водовозова (1814)
Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне (1785)
Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами (1793)
Испытание силы Яна Усмаря (1796-1797)
Взятие Казани Иваном Грозным 2 октября 1552 года (не позднее 1800)
Призвание Михаила Феодоровича Романова на царство 14 марта 1613 года (не позднее 1800)
Минин взывает к князю Пожарскому о спасении Отечества (1800-е)
Портрет И. К. Каменецкого (1810-е)
Портрет И. В. Водовозова (1814)
Тюрин Платон Семёнович
Биография
Родился в семье крепостного крестьянина Семёна Андреевича Тюрина. В 1843 освободился от крепостной зависимости у помещика А. А. Холмова. Уезжает в Петербург и с 1845 ученик Академии художеств. В 1850 совет Академии выдаёт ему аттестат со званием свободного художника по исторической и портретной живописи. С 1850 по 1860 он учавствует в академических выставках, где выставляет перед публикой портреты. За этот жанр, совет Академии художеств выдает ему в 1857 диплом академика портретной живописи и он становится титулярным советником. С начала 1860-х гг. жизнь и творчество Платона Тюрина связаны с Вологдой. Он получает заказы на портреты от помещиков Межаковых, Брянчаниновых, Зубовых, создаёт портреты узнаваемых городских жителей и священнослужителей, с ним заключают договоры приходы на росписи церквей. В 1860-х годах трудился в Вологде над росписями и иконами Владимирской, Антипинской и Александра Невского церквей; Бывшая госпожа художника — В. Н. Холмова — в 1862 приглашает его для росписи Никольской церкви в имении на Святой Горе Грязовецкого уезда. Он трудится в Вознесенском храме Спасо-Суморина монастыря (Тотьма), расписывает церковь Миши Архангела в селе Архангельское. Сделал росписи в храме Кирика и Иулитты в д. Толстиково, Вологодского уезда. Писал иконы для храмов Вологды и других городов губернии. В 1865 женится на крестьянке Агнии Карабановой. В 1876—1877 он участвует в росписи храма Христа Спасателя. Для этого храма были написаны 34 иконы. Кисти художника принадлежат: поясной портрет правителя Александра II, образ Николая Чудотворца и многоликовая икона. Погиб в Вологде, похоронен на Горбачёвском кладбище.
Галерея
Портрет С.А. Зубова
Мужской портрет. 1849
Портрет девченки в голубом платьице. 1844
Фрески
Литература
Мунин А. Н. Академик из народа. // Художники-вологжане. Вологда, 1959. — С. Даен М. Е. Вологодский живописец П. С. Тюрин. // Панорама искусств-6. М., 1983. — С. Даен М. Е. Живописец П. С. Тюрин. // Монументы культуры. Новые открытия. Ежегодник. 1984. — М., 1986. — С. Вологодский живописец Платон Семёнович Тюрин: 1816—1882 / Автор-составитель Вороно М. Н. — Вологда, 1986. — С. Даен М. Е. Вологодская история в портретах. // Российская галерея. — Вып. 2. — М., 2001. — С. Соснина Л. Г. Тюрин Платон Семёнович. // Выдающиеся вологжане: Биографические очерки / Ред. совет «Вологодская энциклопедия». -Вологда: ВГПУ, издательство «Русь», 2005. — С. 449—452.Ссылки
Портрет С.А. Зубова
Мужской портрет. 1849
Портрет девочки в голубом платье. 1844
Фрески
Тюрин Иван Алексеевич
Биография
Портрет В. В. Орлова-Давыдова
Портрет Н.Х. Бунге, 1887
Портрет пожилой женщины, Северо-Осетинский государственный художественный музей им. М. С. Туганова
Тыранов Алексей Васильевич
Биография
Портрет Петра Плетнёва. 1836
Портрет Ивана Айвазовского. 1841
Портрет итальянки. Ок. 1851
Молодая хозяйка. Ок. 1840
Турлыгин Яков Прокопьевич
Биография
Родился 3 октября 1857 года в Москве.
Обучался в Столичном училище живописи, ваяния и зодчества. Был членом Столичного приятельства живописцев с 1893 года и экспонентом ТПХВ.
Не считая занятия живописью, сотрудничал в юмористических журнальчиках, иллюстрировал рассказы В. М. Гаршина, работал декоратором в театре Лентовского.
Погиб 17 декабря 1909 года в Москве.
Труды
Картина художника, за какую он получил в 1882 году огромную серебряную медаль, — «Без средств к жизни», находится в Третьяковской галерее. Также тут имеются его работы «Женский портрет» (1877), «Голова юноши» (1893) и «Голова старика».
Произведения Турлыгина имеются и в других городках: в Переславль-Залесском муниципальном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике находится картина «Жатва» (1893); картина «Митрополит Филипп и Иоанн Грозный» — в Омском областном музее изобразительных искусств и «Последняя весна» (1884) — в Вольском краеведческом музее.
Тулов Фёдор Андреевич
Биография
Портрет генерала Никитина, ГЭ
Портрет генерала Муравьёва