Шишкин Иван Иванович



Когда родился: 13 25 января

Где родился: Елабуга

Когда умер: 8 20 марта

Где умер: Санкт-Петербург

Страна: Российская империя

Жанр: пейзаж

Cамые известные картины: «Рожь




Биография

Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в городке Елабуга. Происходил из старой вятской фамилии Шишкиных, был отпрыском негоцианта Ивана Васильевича Шишкина (1792—1872).

В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Столичное училище живописи и ваяния (1852—1856). Закончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербургской Академии Художеств (1856—1865), где считался учеником доктора С. М. Воробьёва. Не наслаждаясь занятиями в стенках академии, усердно отрисовывал и писал этюды с натуры в округах Санкт-Петербурга и на полуострове Валааме, по этому приобретал все большее и большее знакомство с её формами и умение точно передавать её карандашом и кистью. Уже в 1-ый год его пребывания в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за потрясающий набросок и за вид в округах Санкт-Петербурга. В 1858 году он получил огромную серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 году — малую золотую медаль за пейзаж из окружностей Санкт-Петербурга и, в конце концов, в 1860 году — огромную золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме.

Приобретя, вкупе с этой последней заслугой, право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 году в Мюнхен, посещал там мастерские узнаваемых живописцев, меж иным, мастерские Бенно и Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью анималистов, а потом, в 1863 году, перебрался в Цюрих, где, под управлением доктора Коллера, считавшегося тогда одним из наилучших изобразителей животных, срисовывал и писал последних с натуры. В Цюрихе попробовал в первый раз гравировать «королевской водкой». Отсюда он сделал экскурсионную поездку в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а позже переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в округах Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. За границей, кроме живописи, он много занимался рисунками пером; произведения его в этом роде приводили в удивление иноземцев, и некие были помещены в Дюссельдорфском музее рядом с картинами высококлассных европейских мастеров.

И. Н. Крамской. Портрет художника И. И. Шишкина. (1873, Третьяковская галерея)

Затосковав по отечеству, в 1866 году возвратился в Санкт-Петербург до истечения срока собственного пенсионерства. С той поры он часто решал путешествия с художественной целью по Рф, практически раз в год выставлял свои произведения поначалу в академии. После того как учредилось Приятельство передвижных выставок, на этих выставках создавал картинки пером. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся опять за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца собственной жизни, посвящая ему практически столько же времени, сколько и живописи. Все эти работы с каждым годом повышали за ним репутацию 1-го из наилучших российских живописцев пейзажа и превосходного, в своём роде, аквафортиста. Живописец обладал усадьбой в деревне Выра (сейчас — Гатчинский район Ленинградской области).

В 1873 году академия построила его в звание доктора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». После вступления в действие нового устава академии, в 1892 году был приглашён управлять её учебной пейзажной мастерской, но, по разным происшествиям, исполнял эту должность недолго. Его жизнь была всецело посвящена искусству. Он погиб скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новейшей картиной. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1950 году останки художника был перенесён вкупе с монументом на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.

Творчество

«Портрет художника И. И. Шишкина». И. Н. Крамской (1880, Российский музей)

Посреди российских пейзажистов Шишкину безусловно, принадлежит место самого сильного рисовальщика. Во всех собственных произведениях он является необычным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с узким осознанием, как общего нрава, так и мелких отличительных черт хоть какой породы деревьев, кустов и травок. Брался ли он за изображение соснового либо елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупа, получали у него свою настоящую физиономию, без всяких прикрас либо преуменьшений, — тот вид и с теми частностями, которые полностью объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где живописец заставлял их расти. Изображал ли он дубы либо берёзы, они воспринимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Сама местность под деревьями — камешки, песок либо глина, выпуклости земли, поросшие папоротниками и другими лесными травками, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид совершенной реальности.

Но эта реалистичность часто вредила его пейзажам: в почти всех из их она заслоняла собой общее настроение, докладывала им нрав не картин, загаданных не с целью возбуждать в зрителе то либо другое чувство, а случайных, хотя и потрясающих этюдов. Необходимо также увидеть, что с Шишкиным повторилось то, что бывает практически со всяким в особенности сильным рисовальщиком: наука форм далась ему во вред для колорита, который, не будучи у него слабеньким и негармоничным, всё-таки не стоит на этом же уровне с мастерским рисунком. Потому талант Шишкина время от времени еще ярче высказывается в одноцветных рисунках и офортах, чем в таких работах, в каких он воспользовался многими красками. Картины и картинки его настолько многочисленны, что указание даже на важные из их заняло бы очень много места; в особенности много разошлось их меж любителями искусства после устроенной в 1891 году ретроспективной выставки работ художника за 40 лет его деятельности и акции распродажи после его погибели того, что осталось в его мастерской. Довольно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в общественных коллекциях. Всего богаче ими столичная Третьяковская галерея. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в округи Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, не считая того, семнадцать мастерских рисунков. Российский музей обладает картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и 2-мя рисунками. В Столичный общественный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в округах Москвы» и один набросок.

Всех исполненных Шишкиным офортов Д. Ровинский насчитывал до сотки; он указывал, сверх того, на 68 уникальных литографий и на 15 цинкографических опытов этого мастера. А. Беггров, в 1884—1885 годах, издал в 2-ух сериях сборник 24 фототипических снимков с угольных рисунков, исполненных для него Шишкиным. В 1886 году сам живописец выпустил в свет альбом собственных избранных гравюр в числе 25. Потом оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы, с надбавкой нескольких других офортов, в виде нового альбома Марксом.

«Утро в сосновом лесу». И. Шишкин, К. Савицкий

В 1880-е годы Шишкин создаёт много картин, в сюжетах которых он как и раньше обращается в большей степени к жизни российского леса, российских лугов и полей, вобщем, затрагивая и такие мотивы, как морское побережье Балтики. Главные черты его искусства сохраняются и сейчас, но живописец никак не остаётся бездвижно на творческих позициях, выработанных к концу 70-х годов. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по нраву близки работам предыдущего десятилетия. Но трактованы они с большей красочной свободой. В наилучших пейзажах Шишкина сих пор находят отражение общие для российского изобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему. Живописец с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по собственному строю картинами, воспевающими просторы родной земли. Сейчас всё ощутимее его рвение к передаче состояния природы, экспрессии образов, чистоте палитры. В почти всех произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, он употребляет принципы тональной живописи.

Посреди всех произведений художника более популярна картина «Утро в сосновом лесу». Её сюжет, может быть, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Есть другая версия, что толчком к возникновению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. «Туман в сосновом лесу», имевший фуррор на передвижной выставке в Москве (сейчас в личном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены.

Семья

Могила И. И. Шишкина на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре (Санкт-Петербург). Год рождения указан ошибочно 1-ая супруга Евгения Александровна Шишкина (Васильева), сестра Ф. А. Васильева (погибла в 1874). В этом браке у Шишкина было трое малышей: сыновья Владимир (1871—1873) и Константин (1873—1875), дочь Лидия (1869—1931). 2-ая супруга Лагода-Шишкина, Ольга Антоновна (1850—1881) — художница-пейзажистка, ученица Шишкина в Академии. Дочь — Ксюша.

Адреса в Санкт-Петербурге

1880—1882 — 5-я линия, 10; 1882 — 08.03.1898 года — 5-я линия, 30, доходный дом И. Н. Шмидта.

Увековечение имени

В Елабуге установлен монумент И. И. Шишкину, с 1962 года действует Мемориальный Дом-музей И. И. Шишкина, рядом с которым размещены Шишкинские пруды. Именованием Шишкина названа Детская художественная школа № 1 и улица.

Улицы Шишкина есть в Липецке, Минске и Москве (в посёлке живописцев «Сокол»).

В филателии

В СССР и Русской Федерации не один раз выпускались марки, отмечавшие юбилейные даты И. И. Шишкина и воспроизводившие его работы.

50 лет со денька погибели И. И. Шишкина. И. Н. Крамской. Портрет художника Ивана Шишкина. СССР, 1948 год, (ЦФА (ИТЦ) #1264; Михель #1220).

И. И. Шишкин. «Рожь». СССР, 1948 год, (ЦФА (ИТЦ) #1265; Михель #1221).

И. И. Шишкин. «Утро в сосновом лесу». СССР, 1948 год, (ЦФА (ИТЦ) #1266; Михель #1222).

И. Н. Крамской. Портрет художника Ивана Шишкина. СССР, 1948 год, (ЦФА (ИТЦ) #1267; Михель #1223).

5-ый интернациональный конгресс по охране лесов. На марке воспроизведена картина И. И. Шишкина «Корабельная роща». СССР, 1960 год, (ЦФА (ИТЦ) #2466; Михель #2384).

И. И. Шишкин. «Сосновый бор». СССР, 1971 год, (ЦФА (ИТЦ) #4058; Михель #3935).

175 лет со денька рождения И. И. Шишкина. И. Н. Крамской. Портрет художника Ивана Шишкина. Наша родина, 2007 год, (ЦФА (ИТЦ) #1160; Михель #1392).

И. И. Шишкин. «На севере одичавшем...» Наша родина, 2007 год, (ЦФА (ИТЦ) #1161; Михель #1393).

Галерея работ художника

«Сторожка в лесу», 1870

«Берёзовый лес», 1871

«Берёзовая роща», 1878, Государственный музей искусств Азербайджана

«Рожь», 1878

«На опушке соснового леса», 1882, Львовская галерея искусств

«Опушка леса», 1882

«Вечер», 1882

«Ручей в берёкличем лесу», 1883

«Лесные дали», 1884

«Сосна на песке», 1884

«Полесье», 1884

«Туманное утро», 1885

«Дубовая роща», 1887

«Утро в сосновом лесу», 1889

«Дождь в дубовом лесу», 1891

«На севере одичавшем...», 1891

«После шторма в Мери-Хови», 1891

«Лес», 1895

См. также

Пейзаж

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный