Трутовский Константин Александрович
Биография
«Портрет Ф. М. Достоевского», (1847), бумага, итальянский карандаш — Муниципальный Литературный музей.Трутовский Константин Александрович — живописец-жанрист. Получив изначальное образование в одном из личных учебных заведений Харькова, в 1839 году был привезен в Санкт-Петербург, определен в Николаевское инженерное училище, и ещё в бытность свою там выказал огромную любовь и способность к искусству.
Закончив в 1845 году курс этого заведения и его офицерских классов, оставлен при нём в качестве репетитора и стал усердно посещать классы Императорской Академии художеств. Числился в ней учеником доктора Ф. А. Бруни и готовился быть историческим живописцем, хотя ощущал внутри себя желание желательно к жанру.
В 1849 году уехал в родительское имение, где малороссийские природа и народный быт произвели на него настолько сильное воспоминание, что сделались основным источником, из которого он с сих пор приемущественно почерпал содержание для собственных произведений. Скоро он вышел в отставку и поселился в деревне, только время от времени являясь в Москву и Санкт-Петербург с рисунками и картинами.
В 1861 году за картину «Хоровод в Малороссии» (находится в Третьяковской галерее в Москве) Академия построила его в звание академика. С 1871 года по 1881 год он служил инспектором Столичного училища живописи, ваяния и зодчества, а потом опять жил и трудился в собственном имении.
Трутовский отличался чрезвычайной плодовитостью: картин, акварелей и карандашных рисунков исполнено им несчетное количество. Не считая сцен украинской простонародной жизни, он изображал типы и характеры маленьких помещиков, выказывая в этих изображениях свою узкую наблюдательность, остроумие и часто поэтическое чувство. К огорчению, дефицитность приобретенной им художественной подготовки и привычка — в особенности в ближайшее время — работать спешно, не справляясь с натурой, в почти всех случаях уменьшают достоинство его отлично загаданных и ловко исполненных произведений, из которых довольно будет указать на картины: «Колядки в Малороссии» (находится в Муниципальном Российском музее в Санкт-Петербурге), «В рабочую пору» (в собрании К. Т. Солдатенкова в Москве), «Сорочинская ярмарка», «Свидание» и «Помещики-политики», и на акварели «После обеда, в летнюю пору» и «Благодетели» (в Третьяковской галерее в Москве).
При написании этой статьи употреблялся материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).Галерея
«Хоровод в Курской губернии», (1860), холст, масло — Муниципальная Третьяковская галерея.
«Сбор на церковь», (1863), холст, масло — Запорожский областной художественный музей.
«Колядки в Малороссии», (ранее 1864), холст, масло — Муниципальный Российский музей.
«На сеновале», (1872), холст, масло — Тюменский областной музей изобразительных искусств.
«Городским путникам предлагают фрукты на обочине», (1873), холст, масло — личное собрание.
«Сельская учительница», (1883), холст, масло — Муниципальный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.
«В метель», (1887), холст, масло — личное собрание.
«Базар в провинции», (ранее 1893), холст, масло — Муниципальная Третьяковская галерея.
«Надевают венок», (ранее 1893), холст, масло — Харьковский художественный музей.
«Сцена у колодца», (ранее 1893), холст, масло — Республиканский художественный музей имени Ц. С. Сампилова.
Семья художника
К. А. Трутовский был женат на племяннице супруги известного критика и публичного деятеля С. Т. Аксакова Софии Алексеевне Самбурской. Отпрыск художника — Владимир Константинович (1862-1930) — искусствовед, нумизмат, секретарь Столичного археологического общества.
Скончавшегося в родовом имении Яковлевка художника, похоронили в Обоянском Богородицко-Знаменском мужском монастыре, вполне уничтоженном большевиками в 1924 году.
Литература
Edward Strachan, Roy Bolton Konstantin Alexandrovich Trutovsky // Наша родина и Европа в девятнадцатом веке = Russia & Europe in the Nineteenth Century. — London: Sphinx Fine Art, 2008. — P. 92. — 242 p. — ISBN 978-1-907200-02-1. Верещагина А. Г. Трутовский Константин Александрович (1826 - 1893) - живописец-жанрист. // Российское искусство. Очерки о жизни и творчестве живописцев середины XIX века / Под редакцией А. И. Леонова. — М.: Искусство, 1958. — 780 с. Новицкий А. П. Передвижники и их воздействие на российское искусство = Передвижники и влiянiе ихъ на российское искусство. — М.: Издание книжного магазина Гроссмана и Кнебель, 1897. — С. 43. — 176 с. А.Артюхова. Константин Трутовский - иллюстратор. Киев, 1929. (На украинском языке).Трутнев Иван Петрович
Биография
Ранешние годы «Крестный ход на водоосвящение в деревне», (1858), холст, масло — Государственный художественный музей Республики Беларусь. «Правоверная церковь Св. Николая в Вильне», (1864), литографияРодился в семье крестьянина Калужской губернии. В 1845 поступил в художественную школу графа Строганова в Москве. Окончил её в 1849 с аттестатом учителя рисования. В 1851—1858 продолжил обучение в Петербургской академии художеств в студии батального жанра у доктора Б. П. Виллевальде. В 1852—1854 на выставках студенческих работ картины «Больной боец и французы у огня», «Игра в носки», «Игра в жмурки» (приобретена Николаем I, 1854) награждались серебряными и золотыми медалями. За работу «Крестьянин благословляет собственного отпрыска в ополчение» в 1855 получил золотую медаль. Картину, носившую нрав не столько историко-батального жанра, а бытовой сцены, приобрёл узнаваемый бизнесмен В. А. Кокорев. Заканчивая курс академии, написал «Крестный ход в деревне» (1858). Работа была награждена большой золотой медалью, предоставляющей право в течение 6 лет на средства академии совершенствоваться в области искусства за границей. До отъезда за границу делал поручения известного собирателя П. М. Третьякова. 1860—1865 годы провёл в путешествиях по Европе (Вена, Париж, Дрезден, Антверпен).
ВильнаВ 1866 года начал работать учителем рисования и каллиграфии в Витебской мужской гимназии. В том же году получил приглашение попечителя Виленского учебного окрестность И. П. Корнилова организовать в Вильне школу рисования с тем, чтоб «местное искусство» «отлилось в российские формы», тем паче, что, по словам А. И. Миловидова, в крае не было «ни одной российской художественной мастерской, нельзя было отыскать живописца для икон, иконостаса и настенный росписи православных церквей». С 1866 года Трутнев преподавал в Вильне чистописание, рисование и черчение в прогимназии, реальном училище, гимназии, на бесплатных классах технического рисования и черчения для ремесленников, управлял школой рисования.
ТворчествоТрутнев был неизменным участником выставок, организуемых художниками-передвижниками и петербургской Академией художеств. В 1868 за картины, написанные в Вильне, совет Академии художеств удостоил его звания академика и почётного свободного общника. В Вильне писал виды городка и окружностей, жанровые полотна на местные темы «Литовская корчма», «Толкучий рынок в Вильне», «Казимировская ярмарка», «Плотовщики на реке Вилии», «Гвалт» (1905), сцены еврейской жизни «Накануне шабаша», «Подвальные трущобы», «Евреи в синагоге», картины церковно-исторического содержания («Св. виленского страдальца Антония ведут на казнь») и официозные сцены («Визит Александра II в Музее древностей в Вильне»), официальные академические портреты высших чиновников — попечителя Виленского учебного окрестность Н. А. Сергиевского, генерал-губернатора В. Н. Троцкого, покровителя православия в Величавом княжестве Литовском князя Константина Острожского, митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко), портреты близких ему людей. Существенно наследство графических работ («Извозчик», «Богомольцы Кальварии»). Трутнев вместе с В. В. Грязновым и академиком Чижовым разработал проект монумента Мише Муравьёву в Вильне, заложенного в 1897.
ИконописьОсобенная область творчества Трутнева — иконы для церквей городов западных губерний Ковна, Минска, Гродно, Чернигова, Хелма (3 иконостаса), Люблина (2 иконостаса), в варшавской кутузке. За бесплатную роспись иконостаса для варшавской тюремной церкви в 1877 награждён орденом Святой Анны 2-й степени. Несколько икон и иконостасов работы Трутнева находилось в виленской церкви Свято-Духова монастыря, часовнях 1-й гимназии, дамского Мариинского училища, в церкви Лукишской кутузки (строилась в 1901—1904). Большая работа Трутнева — 73 иконы в пятиярусном иконостасе (святая Евфросиния Полоцкая, святой Александр Невский и другие святые, имевшие отношение к западнорусским землям) виленского Пречистенского собора (старостой которого он был выше 20 лет).
Рисовальная школа «Панорама Вильнюса с горы Бекеша», (1865), хромолитография.Основная награда Трутнева — основанная и руководимая им школа. Она стала главным художественным учебным заведением Литвы 2-ой половины XIX — начала XX вв. и поновой после перерыва в три десятилетия, прошедших после ликвидации Виленского института в 1832, положила начало проф художественному обучению в стране. В школу воспринимали без различия национальностей, сословий, исповеданий; атмосфера в школе отличалась демократичностью. Число учеников повсевременно росло: в 1866—100, в 1867 — до 110, в 1868—130. По подсчетам А. И. Миловидова, за 41 год её посещали более 4000 чел., к 1912 полный курс закончили 193 чел., из их более 50 поступило в петербургскую Академию художеств, другие — в высшую школу технического рисования барона Штиглица, в столичное Строгановское училище, в академии берлинскую, мюнхенскую, парижскую.
Совместно с Трутневым в школе преподавали Василий Грязнов, Юзеф Балзукевич, Тадас Даугирдас, Станислав Яроцкий, Иван Рыбаков, Сергей Южанин, Николай Сергеев-Коробов; некие из его коллег сами были учениками школы.
Исходную подготовку в школе получили живописцы (живописцы, графики, архитекторы, мастера художественной фото) различных стилей и творческих ориентаций, оставившие приметный след в истории искусства Белоруссии, Бразилии, Литвы, Польши, Франции — Болеслав Балзукевич, Юзеф Балзукевич, Константин Гурский, Владас Диджёкас, Антанас Жмуйдзинавичюс, Юозас Зикарас, Витаутас Кайрюкштис, Жак Липшиц, Лазарь Сегал, Хаим Сутин, Станислав Флери, Бронислав Ямонтт, Язэп Дроздович, Рафал Яхимович, Людомир Слендзинский и многие другие.
Общественная деятельность «Евреи на молитве», (1911), холст, масло — Еврейский музей и центр толерантности.Кроме творчества и педагогической работы Трутнев интенсивно участвовал в публичной жизни. Был одним из организаторов и членов правления виленского Художественного кружка, основанного в 1901 году, устраивал выставки работ собственных учеников «без всякого различия веры и народности», был членом благотворительного общества «Доброхотная копейка», Общества ревнителей российского исторического просвещения в память правителя Александра III. За доблестную службу Трутнев награждён орденами Святого Владимира 2-й, 3-й, 4-й степеней, Святой Анны 2-й и 3-й, Святого Станислава 2-й и 3-й степени, в 1881 году удостоен чина коллежского советника, в 1884 — статского советника, в 1908 году — реального статского советника.
Могила на Евфросиниевском кладбище Поздние годыВ последние годы жизни из-за слабенького здоровья и отвратительного зрения не писал. Погиб 5 февраля (17 февраля) 1912 года на 85 году жизни и похоронен на Евфросиниевском кладбище.
Литература
Миловидов А. И. Иван Петрович Трутнев // Академик-художник Иван Петрович Трутнев. Юбилейное издание по поводу 50-летия художественной деятельности И. П. Трутнева, насадителя русскаго искусства в Северо-Западном крае. С портретом художника и снимками с его картин. — Вильна: Типография «Русский Почин», Виленская улица, д. № 25., 1908. — С. 1-24. — 24 с. St. Budrys, V. Budrienė. Piešimo mokykla Vilniuje 1866—1915 metais // Iš lietuvių kultūros istorijos. Т. II, Vilnius: 1959. P. 333—337. Jolanta Širkaitė. Nepažįstamas Trutnevas // Krantai. 1995. Nr. 70—72. P. 16—23. Йоланта Ширкайте. О художнике Иване Трутневе // Вильнюс. 1997. № 4—5 (155—156), с. 156—168.Трояновский Осип Иванович
Биография
Родился в 1867 году.
Был экспонентом ТПХВ (номера выставок:30,35,42) и членом Столичного общества любителей художеств.
Сергей Арсеньевич Виноградов дружил с украинцем Иосифом Трояновским, страстным любителем малороссийских песен. (Станкевич, Наталья Ивановна. Сергей Арсеньевич Виноградов / Н. И. Станкевич. - Л. : Искусство, 1971. - 149 с. С.12)
Дата погибели неведома.
В РГАЛИ имеются документы, относящиеся к Трояновскому.
Труды
Наружные изображения Открытка с репродукцией ТрояновскогоИнформация о работах художника очень небогатая. Писал в большей степени в Крыму. Некие произведения Трояновского репродуцировались на русских открытках.
Литература
Соловьев В.Д. Российские живописцы XVIII-XX веков. Сводный перечень. Изд-во: Эксперт-клуб. М.:2005 ISBN: 5-98881-001-2 Формат: 13х20,5 см с. 434. С.19
Приятельство передвижных художественных выставок : Ист. очерки / Ф. С. Рогинская; Акад. художеств СССР, Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобраз. искусств . – М.: Искусство, 1989. С. 418
Валентин Серов в мемуарах, дневниках и переписке современников / Сост. И. Я. Зильберштейн, В. А. Самков. В 2 т. Л., 1971. Т.1, С.130, Т. 2,С.73,81.
Тропинин Василий Андреевич
Биография
Василий Тропинин родился 19 (30) марта 1776 года в селе Карпово Новгородской губернии) в семье крепостного, Андрея Ивановича, принадлежавшего графу Антону Сергеевичу Миниху. Граф отдал А. И. Тропинину свободную, а все члены семьи его остались крепостными и были переданы графу Моркову в качестве приданого за старшую дочь — Наталью; Андрей Иванович был обязан поступить на службу к новенькому владельцу, который сделал его домоправителем.
Домашний портрет графов Морковых, 1813 Тропинин жил и творил тут в 1824—1856 (Москва, Волхонка,9) Могила Тропинина на Ваганьковском кладбище.Около 1798 года Василий был отдан в обучение к кондитеру, но, двоюродный брат графа Моркова уверил дать имеющего прирождённый талант и склонность к рисованию юношу вольнослушателем в петербургскую Академию художеств. Тут он занимался у С. С. Щукина. В 1804 году он был отозван в новое имение графа Моркова — в подольскую деревню Кукавку на Украине — и стал заместо погибшего отца управляющим поместьем. Тут до 1812 года он женился; у него появился отпрыск — Арсений. До 1821 года жил, в главном, на Украине, где много писал с натуры, потом переселился в Москву вкупе с семейством Морковых.
В 1823 году в возрасте 47 лет живописец в конце концов получает свободу. В сентябре 1823 года он представляет Совету Петербургской АХ картины «Кружевница», «Нищий старик» и «Портрет художника Е. О. Скотникова» и получает звание назначенного художника. В 1824 году за «Портрет К. А. Леберехта» ему присваивают звание академика.
С 1833 года Тропинин на публичных началах занимается с учениками открывшегося в Москве общественного художественного класса (потом Столичное училище живописи, ваяния и зодчества). В 1843 году его избирают почётным членом Столичного художественного общества.
Всего Тропинин сделал более трёх тыщ портретов. Он скончался 3 (15) мая 1857 года в Москве. Похоронен на столичном Ваганьковском кладбище.
В 1969 году в Москве был открыт «Музей В. А. Тропинина и столичных живописцев его времени».
Творчество
1-ые работы художника относят к романтизму. Будучи в Санкт-Петербурге, он находился в среде городских жителей, маленьких и средних помещиков, с которых позднее и стал писать портреты, что привело его к реализму.
Создатель, в отличие от романтических портретистов, старался выделить типичность героев. Но в то же время он симпатизировал им, что изливалось в изображении внутренней привлекательности. С этой же целью Тропинин пробовал не демонстрировать очевидную социальную принадлежность людей.
Такие работы художника, как «Кружевница», «Гитарист» и др. относятся к «портрету-типу». Тропинин изображал определенного человека, а через него старался показать все обычное для данного круга людей.
Галерея
Портрет А. С. Пушкина, 1827г.
Портрет Арсения Васильевича Тропинина, отпрыска художника. Около 1818.
Портрет супруги Анны , 1809
"Кружевница" 1823
Золотошвейка, 1826
Портрет дамы (Государственная картинная галерея Армении)
Женщина с розами. 1850
Ямщик, опирающийся на кнутовище. 1820-е
Портрет Петра Булахова. 1823. Муниципальная Третьяковская галерея
Портрет Николая Карамзина, 1818
Устим Кармелюк, 1820-е
Константин Георгиевич Равич, 1823
Портрет Николая Ивановича Бера (1842 г.)
Портрет Николая Ивановича и Надежды Михайловны Бер (1850)
Портрет Василия Каратыгина, 1842
Мальчишка с топориком, 1810
Украинский мужчина, 1820
Портрет Ю.Ф.Самарина в охотничьем костюмчике, 1846
Мальчишка с жалейкой, 1810
Женщина с Подолья, 1821
Странник, 1847. Государственный музей искусств Азербайджана (Баку)
Семья
Тропинин, Арсений Васильевич (1809—1885) — отпрыск, также живописец.Адреса в Санкт-Петербурге
1798—1804 — дом П. В. Завадовского — Большая Морская улица, 20.
Тропинин в филателии
Библиография
Амшинская А. М. В. А. Тропинин. — М., 1976. Музей В. А. Тропинина и столичных живописцев его времени : Каталог. — М., 1975. В. А. Тропинин : Исследования, материалы. — М., 1982. Петрова М. Мастер российского портретаТропинин Арсений Васильевич
Биография
Третьяков Николай Сергеевич
Биография
Наружные изображения Картина «На даче»Родился в 1857 году, отпрыск С. М. Третьякова.
Самой известной картиной художника является произведение «На даче» (1888 год), где изображена семья художника: супруга — Александра Густавовна и детки — Александра и Сергей, также их воспитательница — Анна Николаевна Фатьянова. За эту картину Третьяков получил первую серебряную медаль.
Репродукция этой картины использовалась на открытках.
Был экспонентом выставок ТПХВ.
Погиб в 1896 году.
Был женат на Александре Густавовне Дункер, у их был отпрыск Сергей (1882—1944).
Труды
Произведения Николая Третьякова находятся в неких музейных собраниях, в том числе в Гос Третьяковской галерее.
Трапицын Азарий Иванович
Биография
А. И. Трапицын родился в селе Поломское Орловского уезда Вятской губернии в семье священника. Обучался в духовной семинарии. В 1903 году поступил в Казанское художественное училище, по его окончании в 1910 году, поступил в Столичное училище живописи, ваяния и зодчества, где занимался у именитых «передвижников» Л. О. Пастернака, Н. А. Касаткина, С. В. Малютина, А. А. Архипова, был знаком и общался с К. А. Коровиным, также преподававшим в училище. Посреди всех педагогов А. И. Трапицын выделял А. М. Васнецова, оказавшего, по признанию художника, наибольшее на него воздействие.
После окончания Столичного училища А. И. Трапицын уехал в Вологду, где служил священником его старший брат А. И. Трапицын. Когда Трапицын-старший отправился по службе в Симбирск, А. И. Трапицын перебрался прямо за ним (в 1920 году). В Симбирске А. И. Трапицын преподавал рисование в дорожно-строительном техникуме прямо до 1933 года. Уволенный по сокращению штатов, он более одного года проработал в городе Лысково Горьковской области, а потом, уже нездоровой, одинокий, уехал в Горьковатый, где и погиб в декабре 1935 года. Большая часть работ «ульяновского периода» были переданы племянницей в Ульяновский краеведческий музей. Судьба ранешних картин А. И. Трапицына до сего времени неведома. Безо всяких следов пропали полотна, написанные им в 1918—1920 годы в поездках по Кавказу, по древним городкам Вологодской, Вятской, Костромской губерний, по берегам реки Унжи. Брат художника Александр (Трапицын) был не один раз арестован НКВД (1923, 1933, 1937 годы) и расстрелян в 1938 году (канонизирован как новомученик в 2000 году).
Творчество
Манера письма А. И. Трапицына определяется пуантилистическим, точечным мазком, приёмом, открытым импрессионистами. Центральным местом в творчестве художника была река. А. И. Трапицын проехал по всей Средней Волге, оставив на собственных полотнах образы жигулёвских просторов, островов у Симбирска и Камского устья, берегов у Нижнего Новгорода, городка Лысково и близкорасположенного села Исады.
…Он поэт современной Волги, умеет её узреть и умеет её показать. Всё Среднее Поволжье проходит на его полотнах. Скоро Волга, отражённая в его творчестве, отойдёт в область прошедшего. Волгострой уже к концу этой пятилетки преобразит её.— Газета «Пролетарский путь», 1933 г.
А. И. Трапицын интенсивно участвовал в почти всех столичных выставках: Приятельства независящих (1911 год), Группы столичных живописцев (1913 год), Ассоциации столичных живописцев, организованной Д. Д. Бурлюком (1914 год). Являясь одним из членов Северного кружка любителей роскошных искусств в Вологде, учавствовал в художественных выставках, организованных членами кружка. В Ульяновске и в Казани не один раз проходили выставки Трапицына, организованные Объединением ульяновских живописцев. На собственных картинах живописец делает типичные посвящения: на одной из самых веселых и светлых — панораме вешнего симбирского подгорья — посвящение товарищам по искусству, на лирическом полотне «Болото» — «тем, кому мы не необходимы и бесполезны».
Собрания
Ульяновский областной художественный музей (более 50 красочных и графических работ) Вологодская областная картинная галерея Водоём. Ок. 1911 г. Вологодская областная картинная галерея Сумерки. 1931 г. Ульяновский областной художественный музейТончи Сальваторе
Биография
Родился в январе 1759 года в Риме. В юности служил в Неаполитанской царской гвардии. Занятия поэзией доставили ему известность на родине. В то же время Тончи занимался пением и изучал живопись. Член Римской академии де Форти (1792) и Болонской академии (1793).
Из Италии поначалу приехал, в качестве певца, ко двору польского короля Станислава Понятовского, а в 1795 году, совместно с отрекшимся от престола владыкой, переехал в Петербург. С 1800 года работал в Москве, где в 1805 году женился на дочери князя Ивана Сергеевича Гагарина. Благодаря этому браку Тончи стал вхож в высшее общество, по словам Д. П. Рунича, он «стал светилом всех Столичных клубов и другом Ф. Ростопчина, и всех князей и графов». С. П. Жихарев писал в собственном дневнике:
У князя Гагарина повстречал я известного живописца Тончи. Он женат на старшей дочери князя. Сед, как лунь. Судя по виду, ему должно быть лет около 60, но по живости разговора нельзя дать ему и 40; он занимал всю беседу. Умопомрачительный человек. Кажется, живописец, а стоит хоть какого доктора: все знает, все лицезрел, всему обучался. Что за разлюбезный человек и с каким многосложным образованием этот Тончи. Он страстно любит литературу и сам пишет стихи... Тончи сейчас не достаточно занимается живописью и пишет только портреты с родных супруги собственной.Разорение Москвы в 1812 году и страшная погибель на его очах Верещагина, так очень воздействовали на Тончи, что он временно помутился рассудком, и, выехав во Владимир, пробовал бритвой перерезать для себя гортань. Рана была безопасная, и он скоро оздоровел, а в память собственного спасения, написал огромную картину «Крещение Владимира» для собора.
В 1815 году поступил на службу в Кремлевскую экспедицию, а потом в течение 25 лет был инспектором рисовальных классов Архитекторской школы в Москве. В 1831 году готовил издание собственных трудов, которые остались в рукописи. Вышел в отставку коллежским советником в 1842 году, погиб в декабре 1844 года.
Семья
С 1806 года женат на княжне Наталье Ивановне Гагариной (1778—1832), их альянс был мезальянсом и привел семью князя Гагарина в отчаяние. Влюбленная княжна настояла на браке и «ничто на свете не сумело переменить ее намерения». Она уехала с Тончи из Москвы и повенчалась с ним. В браке имели 2-ух дочерей:
Мария Николаевна (1812—1898), после погибели родных поступила сначала в Столичный Новодевичий монастырь, а в 1848 году в Федоровский монастырь в Переславле-Залесском, в каком и жила до собственной погибели. Не принимая на себя монашества, она в звании послушницы вела монашескую жизнь. Софья Николаевна (1816—1825)Галерея
Исполнил ряд портретов (Г. Р. Державина, 1801, Павла I, Ф. В. Ростопчина и др.), картин на религиозные и исторические темы, литографий. Творчеству Тончи присущи черты реализма и романтичной приподнятости, соответствующие для современного ему российского искусства. Отрисовывал и карикатуры, всегда меткие, но не злостные.
Г. Р. Державин Правитель Павел I Императрица Елизавета Алексеевна Ф. РостопчинЛитература
Российские портреты XVIII—XIX веков. Изд. Вел. Кн. Николая Михайловича. СПб. 1906. Т. 5 вып 3. № 90. Селиванов А. В., Живописец Сальватор Тончи, «Труды Владимирской ученой архивной комиссии», Владимир, 1904, кн. 6, стр. 133—155. Владимиросуздальский музей-заповедник С. Тончи Муниципальный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник."Картинки Сальватора Тончи. Каталог". Составитель Игольникова М.Е. 116 с.2005 год.Г. Р. Державин Император Павел I Императрица Елизавета Алексеевна Ф. Ростопчин
Толстой Фёдор Петрович
Биография
Фёдорвей Толстой родился в семье графа Петра Андреевича Толстого, начальника Кригс-комиссариата, старшего из отпрыской графа А. И. Толстого. А. К. Толстой приходился Фёдорвею Петровичу родным племянником, а Л. Н. Толстой — двоюродным.
С рождения был записан сержантом в Преображенский полк. Обучался в Полоцком иезуитском коллегиуме, в Белоруссии, потом в Морском кадетском корпусе. Рано показал талант к изобразительному искусству. Ещё учась в Морском корпусе, Толстой начал посещать Петербургскую Академию художеств в качестве вольнослушателя. В 1804 году подал в отставку и начал карьеру художника.
В Академии художеств Толстой учился скульптуре у И. П. Прокофьева. В 1809 году сделал свою первую медаль «В память просветительной деятельности Чацкого». В том же году он был избран почётным членом Академии художеств. В 1810 году получил предназначение в Петербургский Монетный двор.
После победы в Российскей войне 1812 года выпустил серию медальонов, пользовавшихся широкой известностью, использованных в варианте проекта Александровской колонны.
В 1818 году Ф. П. Толстой вступил в потаенное общество «Альянс Процветания», где состоял одним из управляющих (председателем Коренного Совета).
В восстании декабристов не участвовал.
В 1849 году Совет Академии художеств утвердил Толстого в должности доктора за награды в области статуи. Толстой также участвовал в оформлении Храма Христа Спасателя.
А. С. Пушкин, описывая в «Евгении Онегине» альбомы светских дам, написал:
Прекрасные альбомы, Мученье престижных рифмачей, Вы, увенчанные проворно Толстого кистью чудотворной Иль Баратынского пером…
Погиб Фёдорвей Петрович Толстой 13 (25) апреля 1873 года; похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
В 1858 г. воспринимал у себя величавого поэта Тараса Шевченко, прожившего у него один год.
Семья
Могила Ф. П. Толстого на Лазаревском кладбище Супруга с 1810 Анна Фёдоровна Дудина (1792—1835) дочь Елизавета (1811—1836), погибла от скоротечной чахотки. дочь Мария (3 октября 1817 Петербург − 22 июля 1898 Петербург) — писательница, супруга беллетриста П. П. Каменского. 2-ая супруга, Анастасия Ивановна Иванова (1816, Петербург — 1.11.1889, Петербург). (Совместно с супругом добивалась освобождения Тараса Шевченко) дочь Екатерина (24.11.1843, Петербург — 20.01.1913, Москва), художница, мемуаристка, основоположница первой в Рф рисовальной школы для женщин в Киеве. Супруг Юнге Эдуард Андреевич (1831—1898), врач-окулист, доктор. дочь Ольга (1849 Петербург — 25.10.1869 Одесса), супруга статского советника А. А. Дмитриева.Именным Высоким указом, от 12 (24) февраля 1871 года, допустимо вице-президенту Академии художеств, потаенному советнику, графу Фёдоровичу Петровичу Толстому усыновить внука собственного (рождённого от дочери Ольги, по супругу Дмитриевой), молодого отпрыска статского советника Александра Александровича Дмитриева, которому допустимо принять фамилию и титул деда и именоваться, потомственно, графом Толстым.
Автопортрет Толстой с первой супругой и дочерьми Анастасия Ивановна, 2-я супругаПроизведения
Ф. П. Толстой. Народное ополчение 1812 года. 1816. Медальон. Воск Ф. П. Толстой. Ягоды красноватой и белоснежной смородины. 1818. Горельефы и барельефы «Мальчик под покрывалом», «Купающиеся дети» (оба 1808—1809, Калининская областная картинная галерея), «Душенька» (1808—09, Эрмитаж) портрет А. Ф. Дудиной «Триумфальный заезд Александра Македонского в Вавилон» (1809, Эрмитаж) Статуи «Голова Морфея» (терракота, ГРМ), «Бюст Николая I» (1839, мрамор, ГРМ), «Голова Христа» (1848, гипс, ГРМ; мрамор, ГТГ). Медальоны Фёдорвея Толстого Народное ополчение. (1816, ГРМ) Картины «Ягоды красноватой и белоснежной смородины» (1818, бумага коричневая, гуашь, ГТГ). «Семейный портрет» (1830, ГРМ), «За шитьём. В комнатах» (ГТГ), «Варвик» (1853, не сохранилась) «Вид чади Марковиль в Финляндии» (1855, ГТГ). «Цветы, фрукты, птицы, насекомые»Литературные сочинения
Некие возможности к литературе для образованного человека XIX столетия — вещь естественная и повсеместная. А потому нет ничего необычного, что подобные сочинения, авторства Ф. П. Толстого, были обнаружены и размещены. Посреди их, Обзор своей деятельности, относящийся более к деловой документальной хронике, и классические для собственного времени достаточно любознательные Воспоминания. Приводим оба эти произведения:
Граф Федор Петрович Толстой. Обзор художественной деятельности // Российская старина, 1873. — Т. 7. — № 4. — С. 517—532. Записки графа Ф. П. Толстого, товарища президента Императорской Академии художеств // Российская старина, 1873. — Т. 7. — № 1. — С. 24-51.Библиография
Мроз Е. К., Ф. П. Толстой. 1783—1873, М. — Л., 1946.Две миниатюры Федора Толстого «Птичка» и «Смородина», упоминаемые его дочерью Каменской-Толстой М. Ф. в «Воспоминаниях» находятся в Иркутском Художественном музее, а 17 медалей в Иркутском доме-музее декабриста Волконского.