Картина Гентский алтарь



Кто автор: Хуберт ван Эйк

Как называется картина: Гентский алтарь

Доп. информация (Год создания картины, чем написана, на чем написана и какие матералы использовались, размеры и где сейчас хранится картина):

  • В каком году написана(когда): в 375 на 520 см.
  • Собор Святого Бавона

Описание картины "Гентский алтарь"

Гентский алтарь — церковный створчатый алтарь (алтарь-складень) в католическом кафедральном соборе Святого Бавона в бельгийском городке Гент (провинция Восточная Фландрия). Сотворен для собственной домашней капеллы по заказу Йоса Вейдта (нидерл. Joos Vijdt), обеспеченного ктитора церкви Святого Иоанна Богослова (XV век), позже ставшей собором Святого Бавона (1561).

Надпись на алтаре докладывает, что он был начат Хубертом ван Эйком, «величайшим из всех», и закончен его братом Яном, «вторым в искусстве». Освящён 6 мая 1432 года.

Алтарь состоит из 24 панелей, на которых изображены 258 человечьих фигур. Высота алтаря в центральной части добивается трёх с половиной метров, ширина (в раскрытом виде) — 5 метров. Картины, из которых состоит алтарь, размещены на наружной и внутренней стороне алтаря.

Темой алтаря является поклонение Агнцу из Откровения Иоанна Богослова, согласно которому пророки, предки, апостолы, страдальцы и святые стекаются к алтарю, на котором стоит Агнец, символизирующий Христа.

Содержание

1 Наружняя сторона алтаря 2 Внутренняя сторона 2.1 Верхний ряд 2.2 Нижний ряд 3 Стихотворная надпись 4 История алтаря 5 Другие детали 6 Современная версия Гентского алтаря 7 Примечания 8 Литература 9 Ссылки

§Наружняя сторона алтаря

Алтарь в закрытом виде

В закрытом состоянии — на наружной стороне алтаря изображён донатор и его супруга, молящиеся перед скульптурами Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. В среднем ряду изображена сцена Благовещения. Фигуры Девы Марии и архангела Гавриила разбиты изображением окна, в каком виден городской пейзаж, который, как считается, соответствовал виду из окна в доме Вейдтов.

В верхнем ряду картин представлены фигуры ветхозаветных пророков и языческих пророчиц, предсказавших пришествие Христа.

Донатор (заказчик алтаря)

Иоанн Креститель

Иоанн Богослов

Супруга донатора

§Внутренняя сторона

В раскрытом виде размеры алтаря растут вдвое.

В центре верхнего ряда изображен Бог-Отец, сидячий на престоле (в неких источниках пишут Христос). У ног Бога-Отца лежит корона, символизирующая приемущество над всеми царями. Слева и справа от престола изображения Богоматери и Иоанна Крестителя. Дальше следуют изображения музицирующих ангелов. Ангелы — без крыльев. Один из ангелов (св. Цецилия) играет на органе с металлическими трубами. Завершают ряд оголенные фигуры Адама и Евы.

Над Адамом и Евой размещены сцены убийства Каином Авеля и жертвоприношение Каина и Авеля.

Посреди нижнего яруса сцена поклонения жертвенному агнцу, символизирующему Христа (об иконографии см. Собор всех святых). Перед алтарем размещен фонтан — знак христианства. Слева от фонтана — группа ветхозаветных праведников, справа — апостолы, за ними папы и епископы, монахи и миряне.

На правых боковых створках изображены шествия отшельников и пилигримов. На левых створках — шествие воинства Христова и Праведных Арбитров.

§Верхний ряд

Адам и ангелы

Ангелы и Ева

§Нижний ряд

Праведные Судьи и Воинство Христово

Поклонение агнцу

Шествие отшельников и пилигримов

§Стихотворная надпись

При расчистке алтаря сначала XIX в. на нижней раме наружной его стороны было найдено чуть различимое четверостишие (гекзаметром) на латинском языке, на основании которого искусствоведы и сделали принципиальные заключения об создателях алтаря:

PICTOR HUBERTUS EEYCK. MAIOR QUO NEMO REPERTUS INCEPIT. PONDUS. QUE JOHANNES ARTE SECUNDUS PERFECIT. JUDOCI VIJD PRECE FRETUS VERSU SEXTA MAI. VOS COLLOCAT ACTA TUERI

Если буковкы, отмеченные в последней строке красноватым цветом (тут - выделены полужирным начертанием), представить как римские числа (U=V) и сложить их, выйдет 1432 — предполагаемая дата сотворения шедевра.

§История алтаря

В 1566 году, во время борьбы Фландрии против Испании алтарь перенесли из церкви в башню Святого Бавона, а потом в ратушу. Победившие в Генте протестанты решили подарить алтарь британской царице Елизавете в благодарность за помощь в войне. Наследник заказчика алтаря был против и достигнул того, чтоб алтарь остался в городке. После перехода власти к католикам в 1584 г. алтарь установили на прежнем месте. В 1781 году австрийский правитель Иосиф II при посещении собора выразил недовольство оголенными фигурами Адама и Евы. Створки с их фигурами были сняты и перенесены в церковную библиотеку.

В 1792 году французы вывезли четыре центральные части алтаря в Лувр. Наполеон желал получить и боковые створки алтаря. Было предложено поменять эти части алтаря на картины Рубенса, но власти Гента отказались от обмена. Людовик XVIII, ставший владыкой Франции после поражения Наполеона, в 1815 г. возвратил Генту четыре створки.

Позже викарий собора похитил несколько створок, и продал их брюссельскому торговцу. Антиквар Ньивенхёйс и собиратель Солли перепродали створки прусскому королю Фридриху Вильгельму III для берлинского Кайзер-музеума.

В 1861 году правительство Бельгии за 50 000 франков купило створки с изображениями Адама и Евы. Части алтаря были помещены в музее Брюсселя.

Во время Первой мировой войны германские войска, вступившие в Бельгию в 1914 году, пробовали отыскать части Гентского алтаря в Брюсселе и Генте. Каноник собора Святого Бавона ван ден Гейн с 4-мя ассистентами прятали части алтаря до 1918 года. По условиям Версальского мирного контракта Генту возвратили боковые створки, приобретённые Пруссией в 1821 году для Кайзер-музеума.

В ночь с 10 на 11 апреля 1934 года была похищена створка алтаря с изображением «Праведных судей». Епископ Гента получил требование выплатить 1 млн бельгийских франков за створку. 25 ноября 1934 г. обитатель Гента Арсен Кудертир умирая сказал на исповеди, что он похитил створку и упрятал её в столе. Створку найти не удалось, и в 1945 году она была заменена копией работы художника ван дер Фекена.

Бельгийские фашисты желали подарить весь алтарь Гитлеру. 16 мая 1940 года алтарь на трёх грузовиках был вывезен во Францию. Алтарь был помещён на хранение в замок По. С фашистским правительством было подписано соглашение о том, что алтарь можно будет изъять из замка только при согласии трёх сторон — бургомистра Гента, представителя правительства Виши и германского уполномоченного. В сентябре 1942 года представители Германии востребовали передать им Гентский алтарь. Из замка По Гентский алтарь перевезли в Париж и соединили с художественными ценностями, отобранными для музея Гитлера в Линце и для личного собрания Геринга. Дальше алтарь переправили в замок Нойшванштайн в Баварии.

В конце войны фашисты приняли решение захоронить художественные сокровища в заброшенных шахтах. 10 апреля 1945 года в Зальцбург прибыло несколько грузовиков с тяжёлыми ящиками. Гауптштурмфюрер СС Гельмут фон Гуммель с ассистентами из штаба Розенберга решили убить все свезённое в шахтах. Группа австрийских партизан смогла взять под контроль шахты, и Кальтенбруннер отдал приказ приостановить взрывы.

8 мая 1945 года 3-я южноамериканская армия захватила шахты. Алтарь доставили в Мюнхен, а 20 августа 1945 года алтарь возвратился в Бельгию.

§Другие детали

Алтарь с Агнцем

Фонтан

Ангелы поющие

Ангелы музицирующие (с арфой, позитивом и виелой)

Христово воинство

Каин и Авель

Деталь наружной стороны алтаря

Деталь наружной стороны алтаря

Гентский алтарь на Викискладе?

§Современная версия Гентского алтаря

В рамках 54 Венецианской Биеннале в июне 2011 года осуществлён арт-проект Post-vs-Proto-Renaissance украинского художника Оксаны Мась (англ.) по созданию фрагментов Гентского алтаря, собранных из модулей в виде яиц (англ.) (англ.). Каждый кусок Гентского алтаря размером 6×6 метров сотворен из рукописных древесных яиц. В целом установка площадью 92×134 метра воплощена из 3 840 000 яиц. В разработке международного проекта участвуют представители более сорока государств мира.

§

Адам и ангелы

Retable de l'Agneau mystique (1).jpg

Ангелы и Ева

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный