Девлеткильдеев Касим Салиаскарович родился в 1887 году в деревне Кугуль (Марьино) Новоселовской волости Уфимской губернии (Благоварский район Башкортостана) в дворянской семье из рода монгольских князей Девлеткильдеевых. В автобиографии сам Девлеткильдеев указал, что отец по национальности татарин, мама — башкирка. Отец погиб, когда мальчугану исполнилось 7 лет. Художественным воспитанием мальчугана занимался его дядя. Касим много отрисовывал, копировал картины из журналов, очень обожал отрисовывать цветочки.
После погибели отца до 15-16 лет он жил в Уфе у брата, который работал народным учителем, обучался в гимназии. Графические искусства и черчение в гимназии преподавал Александр Андреевич Соколов. Он предложил Касиму заниматься живописью дополнительно, учил его отрисовывать и уверял его не кидать рисование.
После окончания гимназии Касим сдал экзамены в Казанской учительской школе на звание народного учителя. Он поддерживал семью, в какой не считая мамы было ещё две сестры – Котлазаман и Бахрамхаят, давал личные уроки.
В 1907 году в Санкт-Петербурге Девлеткильдеев поступил в рисовальную школу при Центральном училище технического рисования барона Штиглица. За один год Девлеткильдеев сдал программку 4-х отделений училища.
В 1908 году он поступил в Центральное училище технического рисования барона А.Л.Штиглица (позднее - это Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И.Мухиной). Учителями были: академик исторической живописи А.Н.Новоскольцев, академик пейзажной живописи К.Я.Крыжицкий, доктор Н.А.Кошелев, график и живописец Г.М.Манизер, доктор В.Е.Савинский, граверный класс вел В.В.Матэ.
1-ые его работы в училище - зарисовки частей орнамента, декора гобеленов, эталоны древесной резьбы, книжные виньетки, «Гипсовые цветы», «Греческие вазы». Вещественно поддерживало Уфимское студенческое землячество, в предстоящем он получал стипендию. В 1914 году он закончил училище с педагогическим и декоративным уклоном по классу настенный живописи, потом работал педагогом графических искусств в Серпуховском коммерческом училище, в Санкт-Петербурге преподавал в фабричной школе при резиновой мануфактуре «Треугольник», брал уроки в личных художественных мастерских.
В 1916 году Девлеткильдеев поступил в Академию художеств в Санкт-Петербург, но через полгода из-за слабенького здоровья и по семейным происшествиям возвратился в Уфу.
В Уфе в 1917 году Девлеткильдеев вступил в Уфимский художественный кружок, членами которого были живописцы Ю.Ю. Блюменталь, П.М.Лебедев, Б.А.Васильев, А.Э.Тюлькин, М.Н.Елгаштина, Д.Д.Бурлюк. Вокруг кружка в Уфе объединились живописцы, ставшие основателями изобразительного искусства Башкортостана.
В 1919—1921 гг. в Уфе был организуется целый ряд художественных студий. В здании бывшего коммерческого училища (сейчас здание Авиационного техникума) был открыт рабочий клуб им. В.И.Ленина с художественной студией, создателем и преподавателем которой был Девлеткильдеев. Сразу он преподавал графические искусства на первых мусульманских неизменных педагогических курсах.
В 1921 году, как сотрудник Наробраза по делам музеев и охране памятников искусства и старины. он учавствует в экспедиции по Туркестану. Основная цель поездки — собрать экспонаты для сотворения музея Народов Востока.
В 1924 году Наркомпрос Башкирии утвердил положение об организации художественно-технической студии коллектива живописцев: К.С. Девлеткильдеева, А.П.Лежнева, И.Н. Самарина, А.Э.Тюлькина, Г.П.Черкашенинова. В предстоящем эта студия переросла в художественное отделение Башкирского техникума искусств. В этом учебном заведении Девлеткильдеев преподавал долгие и длительные годы (с 1936 года "Театрально-художественное училище" (УУИ)).
Девлеткильдеев воспитал целую плеяду живописцев, которые долгие и длительные годы определяли высочайший уровень изобразительного искусства Башкортостана. Его учениками были Г.Имашева, Г.Мустафин, Р.Ишбулатов, Р.Гумеров, Р.Усманов, В.Андреев.
Девлеткильдеев работал также в Пролетарском художественном музее, который был основан в Уфе в 1919 году. Тут Девлеткильдеев читал лекции, был экскурсоводом, организовал раздел башкирского декоративно-прикладного искусства. Для сбора экспонатов музея с другими живописцами он решает экспедиции по районам Башкирии – Белорецкий, Аргаяшский, где по частицам собирали предметы быта башкир. Эти экспедиции вдохновили его на создание ряда картин, которые стали классикой башкирской художественной школы, таких как «Деревня Ново-Усманово» (б., гуашь, акв.), «Тубинский рудник» (б., акв.), «Общий вид Баймакского завода» (б., акв.).
Работал Девлеткильдеев в большей степени в технике акварели.
C 1937 года Девлеткильдеев – член Союза Живописцев СССР.
В годы войны Девлеткильдеев работает в комиссии по приему и размещению экспонатов, эвакуированных из художественных музеев Украины, продолжает писать картины : «За Родину» (1942), «Хлеб фронту». В военном лазарете он писал портреты бойцов Башкирской кавалерийской дивизии.
В это время ему жилось очень тяжело. Пришлось даже реализовать свою коллекцию фарфора, которую он собирал долгие и длительные годы. После войны, уже совершенно нездоровым, он продолжал отрисовывать. Скончался Девлеткильдеев в 1947 году. Похоронен на монгольском кладбище в Уфе. На могиле установлен монумент, выполненный архитектором Г.И. Мухаметшиным.
Память
На доме по адресу: г. Уфа, ул. К.Маркса, где жил живописец, установлена мемориальных доска Девлеткильдееву Касиму Салиаскаровичу - первому проф художнику Башкортостана.
Республиканская художественная гимназия-интернат в Уфе носит имя К. А. Девлеткильдеева
Творчество
Основная тема работ Девлеткильдеева - быт башкир: «Крыльцо башкирской избы» (1928, б., акв.), «Девушка-башкирка»(1928, б., акв.), «Девушка-башкирка в голубом» (1928, б., акв.), «Башкир Ибрагим» (1928, б., уголь), «Башкир-охотник» (1928, б., акв.), «Переход войск Салавата к Пугачеву» (1936).
Акварели Девлеткильдеев носят лирический нрав с государственным. колоритом.
В 1937 написал он ряд картин в технике масляной живописи: «Портрет Мажита Гафури», «Портрет артиста Мингажева», «Пушкин посреди башкир».
Картины К.С. Девлеткильдеева хранятся в Башкирском Муниципальном музее имени М. В. Нестерова в Уфе, в личных коллекциях.
Роль в выставках
Выставка Уфимского художественного кружка (1917) Выставка Ассоциации живописцев революционной Рф (1926, 1928) В г. Уфе на всех выставках, 1917—1946. Юбилейная выставка искусства народов СССР, Москва, 1927. Выставка работ живописцев старшего поколения РСФСР, Москва, 1940. Выставка наилучших произведений русского реализма в ГТГ, Москва, 1941. Межобластная выставка в г. Казани, 1947. Выставка работ живописцев государственных окраин Русской Рф в США, г.Сан-Диего, 1929.Достойные внимания факты
Героиней картины Девлеткильдеевв «Девочка - башкирка в голубом» была Марьям Юмагуловна Мустафина, мама пятерых деток, жительница поселка Бриштамак Белорецкого района Башкортостана.