Дейнека Александр Александрович



Когда родился: 8 20 мая

Где родился: Курск

Когда умер: 12 июня

Где умер: Москва

Страна: Российская империя

Жанр: сюжетный








Биография

Александр Александрович Дейнека родился 8 (20 мая) 1899 года в Курске в семье железнодорожника. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917). Юность художника, как и многих его современников, была связана с революционными событиями. В 1918 он работал фотографом в Угрозыске, возглавлял секцию ИЗО Губнадобраза, оформлял агитпоезда, театральные постановки, участвовал в обороне Курска от белоснежных. С 1919 по 1920 Дейнека служил в РККА, где управлял художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске.

Могила Дейнеки на Новодевичьем кладбище Москвы.

Из армии был командирован обучаться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его преподавателями были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). Огромное значение в творческом становлении художника стали годы ученичества и общения с В. А. Фаворским, также встречи с В. В. Маяковским. Творческий вид Дейнеки ярко и ясно проявился на первой же большой выставке в 1924 (1-ая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в какой он участвовал в составе «Группы трех» (вместе с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). В 1925 Дейнека стал одним из основоположников Общества станковистов (ОСТ). В эти годы им была сотворена 1-ая русская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928).

В 1928 Дейнека вышел из ОСТа и стал членом художественного объединения «Октябрь», а в 1931—1932 — членом Русской ассоциации пролетарских живописцев (РАПХ). В 1930 живописец сделал выразительные в цветовом и композиционном отношении плакаты «Механизируем Донбасс», «Физкультурница». В 1931 появились очень различные по собственному настроению и теме произведения: «На балконе», «Девочка у окна», «Наемник интервентов».

Новый шаг в творчестве Дейнеки начался в 1932. Самой значимой работой этого периода является картина «Мать» (1932). В эти же годы художником были сделаны поэтичности произведения: «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами» (1933), «Купающиеся девушки» (1933), «Полдень» (1932) и др. Вместе с работами лирического звучания появились и общественно-политические произведения: «Безработные в Берлине» (1933), заполненные гневом картинки к роману «Огонь» А. Барбюса (1934).

С начала 1930-х Дейнека обращается к теме авиации («Парашютист над морем», 1934), иллюстрации к детской книжке летчика Г. Ф. Байдукова «Через полюс в Америку» (вышла в свет в 1938). Он написал ряд красочных работ, одна из самых романтических — «Будущие лётчики» (1937).

Историческая тема отыскала свое воплощение в монументальных произведениях, посвящённых в главном дореволюционной истории. Художником были изготовлены наброски панно для выставок в Париже и Нью-Йорке (не реализовано). К числу более значимых работ конца 1930-х — начала 1940-х относится «Левый марш» (1940).

В период Величавой Российскей войны Дейнека жил в Москве и делал политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». В 1942 году вместе с художником Г. Г. Нисским сделал поездку на фронт под город Юхнов. В это время он сделал напряженные и драматичные произведения. Картина «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» (1941) — 1-ая в этом ряду. Глубочайшим страданием проникнуто другое произведение — «Сгоревшая деревня» (1942). В 1942 Дейнека сделал заполненное геройским пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось собственного рода гимном мужеству защитников городка.

К числу значимых работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря. Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Столичном Кремле (1961). Мозаики Дейнеки декорируют станции столичного метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Столичном полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Столичном институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957). Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР.

12 июня 1969 года Александр Александрович Дейнека скончался. Похоронен на столичном Новодевичьем кладбище (участок № 7). Работы Дейнеки находятся в собраниях: ККГ им. А. А. Дейнеки, ГТГ, ГРМ, Института российского реалистического искусства (ИРРИ) и др. Работы Дейнеки в связи с развитием арт-рынка в Рф в последние годы, востребованностью произведений этого художника и отсутствием новых серьёзных научных описаний его творчества достаточно нередко становятся объектом фальсификации.

Личная жизнь В 1930-е -1950-е годы штатская супруга и «муза» художника Серафима Ивановна Лычёва (1906-1992). Адресок в Москве: Новинский бульвар, д. 25, корп. 1, кв. 18 Дом Наркомфина, с 1930 по 1959 год. 2-ая супруга Лена Павловна Волкова-Дейнека (вдова художника), проживали с 1959 ул. Горьковатого, д. 25.

Заслуги и премии

народный живописец СССР (1963) Ленинская премия (1964) — за комплекс мозаичных работ «Красногвардеец», «Доярка», «Рабочее утро», «Хоккеисты». Герой Социалистического Труда (1969) два ордена Ленина орден Трудового Красноватого Знамени медали

Известные ученики

Васнецов, Андрей Владимирович Данешвар, Юлия Прокофьевна Страхов, Андрей Александрович Тутеволь, Клавдия Александровна Ясиненко, Николай Васильевич Никифоров, Сергей Иванович Сальников, Евгений Павлович

Произведения

Перечень «Портрет железнодорожника.(Инженер А. Н. Невердов)», 1914, ГТГ, Москва «Автопортрет в панаме», начало 1920-х, Курская картинная галерея им. А. А. Дейнеки «Женский портрет», начало 1920-х, Курская картинная галерея им. А. А. Дейнеки «Портрет художника К. А. Вялова», 1923, Курская картинная галерея им. А. А. Дейнеки «Две натурщицы», 1923, Курская картинная галерея им. А. А. Дейнеки «Перед спуском в шахту», 1924, ГТГ, Москва «Девушка, сидячая на стуле», 1924, ГТГ, Москва «Футбол», 1924, Личная коллекция «После дождика. Курск», 1925 «Весна», 1925 «Боксер Градополов», 1926, уничтожена создателем «На стройке новых цехов», 1926, ГТГ, Москва «Текстильщицы», 1927, ГРМ, Санкт-Петербург «Оборона Петрограда», 1928, Центральный музей Вооружённых Сил СССР, Москва. Повторение картины 1954 года в ГТГ «Механизируем Донбасс!» (плакат), 1930 «Китай на пути освобождения от империализма» (плакат), 1930 «Надо самим стать спецами, хозяевами дела, нужно оборотиться лицом к техническим познаниям. (Сталин)» (плакат), 1930 «Наемник интервентов», 1931, ГТГ, Москва «На балконе», 1931, ГТГ, Москва «Кросс», 1931 «Полдень», 1932 «Девочка у окна. Зима», 1931, Личное собрание «Безработные в Берлине», 1932, ГТГ, Москва «Бомбовоз», 1932, Астраханская муниципальная картинная галерея им. П. М. Догадина «Мать», 1932, ГТГ, Москва «Игра в мяч», 1932, ГТГ, Москва «Спящий ребенок с васильками», 1932, ГТГ, Москва «Футболист», 1932, Курская картинная галерея им. А. А. Дейнеки «Кто кого?», 1932, ГТГ, Москва «Ночной пейзаж», 1933, Личная коллекция «Сельский пейзаж с коровами», 1933, ГРМ, Санкт-Петербург «Купающиеся девушки», 1933, ГТГ, Москва «Физкультурница» / «Работать, строить и не ныть!» (плакат), 1933, ГИМ, Москва «Безработные в Берлине», 1933, ГТГ, Москва «Штаб белоснежных. На допросе», 1933, ГРМ, Санкт-Петербург «Бегуны», 1934 «Боксёр», 1933 «Лыжники», 1934, ГТГ, Москва «Вратарь», 1934, ГТГ, Москва «Портрет девицы с книгой», 1934, ГРМ, Санкт-Петербург «Над бескрайними просторами», 1934, Муниципальный художественный музей им. М. К. Чюрлениса, Каунас «Вратарь», 1934, ГТГ, Москва «Пионер», 1934, Курская картинная галерея им. А. А. Дейнеки «Крымские пионеры», 1934, Пермская муниципальная художественная галерея «Парашютист над морем», 1934, Кыргызский государственный музей изобразительных искусств им. Г.Айтиева «Улица в Риме» 1935, ГТГ, Москва «Монахи», 1935, ГТГ, Москва «Тюильри», 1935, ГТГ, Москва «Набережная Сены», 1935, ГТГ, Москва «Париж. В кафе», 1935, ГРМ, Санкт-Петербург «Парижанка», 1935, ГРМ, Санкт-Петербург «Негритянский концерт», 1935 «Дорога в Маунт-Вернон», 1935, ГРМ, Санкт-Петербург «Колхозница на велосипеде», 1935, ГРМ, Санкт-Петербург «В обеденный перерыв в Донбассе», 1935 «Скука», 1936, Личная коллекция «Первая пятилетка», 1936 «Натурщица», 1936, Курская картинная галерея им. А. А. Дейнеки «Стахановцы», 1937, Пермская муниципальная художественная галерея «Будущие летчики», 1938, ГТГ, Москва «Никитка — 1-ый российский летун», 1940, ГТГ, Москва «Левый марш», 1941, Муниципальный Литературный музей «Владимир Маяковский в РОСТА», 1941, Муниципальный Литературный музей «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года», 1941, ГТГ, Москва «Площадь Свердлова в декабре 1941 года» «Вечер. Патриаршие пруды. 1941 год», ГТГ, Москва «Сгоревшая деревня», 1942, ГРМ, Санкт-Петербург «Эвакуация колхозного скота», ГТГ, Москва «Колхозницы копают противотанковые рвы на подступах к Москве», ГТГ, Москва «Ремонт танков на прифронтовом заводе», ГТГ, Москва «Танки идут на фронт», ГТГ, Москва «Оборона Севастополя», 1942, ГРМ, Санкт-Петербург «После боя», 1937-42, ГТГ, Москва «Сбитый ас», 1943, ГРМ, Санкт-Петербург «После боя», 1937-44, ГТГ, Москва «В оккупации», 1944, Курская картинная галерея им. А. А. Дейнеки «Раздолье», 1944, ГРМ, Санкт-Петербург «Берлин. В денек подписания декларации», 1945, ГТГ, Москва «Под Курском. Река Тускорь», 1945, ГТГ, Москва «Эстафета» (статуя), 1945, ГТГ, Москва «Боксёр» (статуя), 1947 «Стометровка» (статуя), 1947, ГТГ, Москва «Автопортрет», 1948, Курская картинная галерея им. А. А. Дейнеки «Эстафета по кольцу Б», 1947, ГТГ, Москва «Донбасс», 1947, ГТГ, Москва «После работы», 1947 «На просторах подмосковных строек», 1949, ГТГ, Москва «Лыжники» (мозаика), 1950, Курская картинная галерея им. А. А. Дейнеки «Футболисты» (статуя), 1950 «Перед забегом» (статуя), 1951, ГТГ, Москва «Обнаженная девушка», 1951 «Дачный поселок Кратово», 1951 «В Севастополе», 1953, ГТГ, Москва «Снегурочка», 1954, Тамбовская областная картинная галерея «Натюрморт. Клубника», 1955, Личное собрание «Футболисты» (рельеф на решетке), 1955, ГТГ, Москва «Тракторист», 1956, ГРМ, Санкт-Петербург «У моря», 1956—1957 "У моря, 1957, ГРМ, Санкт-Петербург «Толкание ядра» (статуя), 1957 «Голова парашютиста» (мозаика), 1957 «Хорошее утро» (мозаика), 1959—1960, ГТГ, Москва «Хоккеисты» (мозаика), 1959—1960 «Мирные стройки», Набросок мозаики, 1959—1960, ГТГ, Москва «Октябрьские лозунги мира у Невской заставы», 1960 «Хоккеисты» (мозаика), 1959—1960 «Покорители космоса», 1961 «Доярка» (мозаика), 1962 «Красногвардеец» (мозаика), 1962 «Бегущая спортсменка» (статуя)

Объекты, нареченные в честь А. А. Дейнеки

Астероид (9514) Дейнека. Улица Дейнеки в Курске Курская областная картинная галерея им. А.А. Дейнеки (Курск) Лайнер Airbus A321 (VP-BUM) авиакомпании «Аэрофлот» «А. Дейнека»

Библиография

Почтовая карточка с репродукцией картины «Раздолье» (1944 г.), выпущенная к столетию со денька рождения Александра Дейнеки. Наша родина, 1999 г. А. А. Дейнека. , M., 1935; Никифоров Б. М. А. Дейнека. Л. 1937; С. В. Герасимов, А. А. Дейнека, П. П. Кончаловский, С. Д. Лебедева, В. И. Мухина, Д. А. Шмаринов., , М. ГТГ. 1944; Маца И. Л., А. Дейнека, M., 1959; А. А. Дейнека. , M., 1957; Konečny D., A. Dejneka, Praha, 1961; 2-ая Республиканская художественная выставка «Советская Россия». Живопись. Статуя. Графика. Монументально-декоративное и театрально-декорационное искусство. Каталог. — М: Русский худочник, 1965. — с.4. А. А. Дейнека. , M., 1969; Дейнека А. Жизнь, искусство, время..М., 1974; Демосфенова Г. Л. Журнальная графика Дейнеки. М., 1979; А. А. Дейнека. , M., 1980; Сысоев В. П., А. Дейнека, Л., 1982; И. Ненарокомова. "Люблю огромные планы…" Живописец Александр Дейнека. М., 1987; А. А. Дейнека. , M., 1989; А. А. Дейнека. , M., 2001; Kiaer Christina, Was Socialist Realism Forced Labour? The Case of Aleksandr Deineka in the 1930s., Oxford art journal, 28.03.2005; Дейнека. Графика. М., "Интерроса", 2009; А. Якимович. Дейнека и другие : свет и тьма в искусстве русской эры // Собрание шедевров: наследство и современность. - 2009. - № 2. - С. 76-85; Дейнека. Живопись. М., "Интерроса", 2010; А. А. Дейнека. Живопись, графика, статуя. Тексты И.Вакар, И.Лейтес, Л.Бедретдинова, Е.Воронович, К.Кэр. , M., ГТГ, 2010; Е.Воронович. Александр Дейнека: люблю спорт // Молодой живописец. — 2010. — N 8. — С. 11-15; Aleksandr Deineka. Il maestro sovietico della modernità. Texts by Matteo Lafranconi, Elena Voronovich, Irina Vacar, Kirill Svetliakov, Christina Kiaer, Alessandro De Magistris. , Рим, 2011; Епишин А. С. Российское? Русское? Космополитическое? Искусство Дейнеки // Собрание шедевров: наследство и современность. №3. Сентябрь – Москва, 2011. — С.28-37; Дейнека. Монументальное искусство. Статуя. М., "Интерроса", 2012; ALEKSANDR DEINEKA (1899-1969). An Avant-Garde for the Proletariat. Texts by Alessandro De Magistris, Ekaterina Degot, Manuel Fontán del Junco, Boris Groys, Fredric Jameson, Christina Kiaer and Irina Leytes. Fundación Juan March, Madrid, 2011; EXHAUSTED HEROES: Ferdinand Hodler – Aleksandr Dejneka – Neo Rauch. , 2012

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный