Картина Женский портрет в профиль



Кто автор: Леонардо да Винчи

Как называется картина: Бьянка Сфорца

Доп. информация (Год создания картины, чем написана, на чем написана и какие матералы использовались, размеры и где сейчас хранится картина):

  • В каком году написана(когда): в около 1495?
  • Оригинальное название картины на английском: Bianca Sforza? Пергамент, чернила, цветной мел. 33 на 22 см.
  • Частная коллекция, Канада

Описание картины "Женский портрет в профиль"

«Женский портрет в профиль» либо «Портрет юной невесты» — портрет девицы в профиль, в костюмчике эры Возрождения, выполненный на листе пергамента красноватым, черным и белоснежным мелом.

По воззрению оксфордского доктора Мартина Кемпа, этот портрет — работа Леонардо да Винчи, изображающая Бьянку Сфорца, легализованную дочь миланского правителя Лодовико Моро.

Содержание

1 Обладатели 2 Аргументы в пользу авторства Леонардо 3 Аргументы против авторства Леонардо 4 Портрет Бьянки Сфорца? 5 Примечания 6 Ссылки

Обладатели

В 1998 году на аукционе «Кристис» вдова швейцарского реставратора, жившего во Флоренции, продала неведомый ранее дамский портрет в профиль. Аукционный дом обусловил, что создатель произведения — германский мастер начала XIX века (один из назарейцев). Графическую работу за 19 000 баксов США приобрёл арт-дилер Питер Сильверман. Потом портрет был вновь перепродан, сейчас личным образом, и в текущее время принадлежит жителю Канады, который не желает именовать собственного имени.

После того, как произведение было атрибутировано Леонардо да Винчи, его начальный обладатель заявил о намерении подать в трибунал на аукционный дом за введение в заблуждение относительно авторства работы.

Аргументы в пользу авторства Леонардо

Приобретая набросок, Сильверман рассчитывал, что он возможно окажется не поздней стилизацией под искусство Возрождения, как считали сотрудники «Кристис», а подлинным произведением той эры. Заказанный им радиоуглеродный анализ позволил установить, что пергамент сделан в просвет с 1440 по 1650 годы. О своём вкладе в атрибуцию произведения Сильверман поведал в книжке «Потерянная принцесса Леонардо» (Leonardo’s Lost Princess, 2012).

Опрошенные обладателем спецы склонялись к тому, что это монумент Северного Возрождения: итальянские живописцы кватроченто не работали в технике пастели. Но Кристина Геддо, спец по леонардескам, направила в 2008 г. внимание, что дама одета по моде Милана конца XV века. Убранство головы приводит на мозг причёску «прелестной Ферроньеры». К тому же штриховка на рисунке очевидно выполнена левой рукою. Посреди миланских живописцев конца XV века известен только один левша — Леонардо да Винчи.

К экспертизе завлекли Карло Педретти, директора Центра исследовательских работ наследства Леонардо да Винчи при институте Лос-Анджелеса, и Николаса Тёрнера, бывшего куратора отдела рисунков Английского музея и Музея Гетти. Оба высказались, что это или очень высококачественная копия ученика Леонардо, или новое, неведомое ранее произведение самого Леонардо. Но больший резонанс вызвало изготовленное в 2009 г. заявление спеца по дактилоскопии Питера Биро о том, что понизу рисунка отлично различим отпечаток пальца, «весьма напоминающий» отпечаток на ватиканском «Святом Иерониме» Леонардо да Винчи.

Более энергично за атрибуцию рисунка Леонардо высказался Мартин Кемп из Оксфордского института. В книжке La Bella Principessa. The Profile Portrait of a Milanese Woman (2010) он собрал огромное количество аргументов в пользу этой атрибуции: тонко выписанные детали, штриховка левой рукою, следы бессчетных конфигураций в процессе реализации плана. По аналогии с «Прелестной Ферроньерой» он прозвал произведение «Прекрасной принцессой» (La Bella Principessa).

Аргументы против авторства Леонардо

Руководители глобальных музеев, в том числе таких больших, как нью-йоркский Метрополитен и венская Альбертина, отнеслись к известию об открытии новейшей работы Леонардо да Винчи с нескрываемым скептицизмом. В пользу догадки о подделке — отсутствие понятного провенанса, сухость и некая монотонность выполнения, также то, что Леонардо никогда не работал с пергаментом.

В конце 2011 года Английская Государственная галерея провела беспримерную по полноте выставку произведений Леонардо да Винчи миланского периода. На ней публике в первый раз был представлен как работа мастера неведомый ранее «Спасатель мира». В то же время устроители выставки вообщем не посчитали необходимым как-либо упомянуть «Женский портрет в профиль».

Спец по творчеству назарейцев, Фред Клайн, убеждён в авторстве Шнорра фон Карольсфельда (1794—1872), который, как и другие живописцы этого круга, сознательно имитировал ренессансное искусство. Он даже заявляет, что нашел посреди его графических работ, собранных в маннгеймском музее, зарисовки той же самой девицы.

Портрет Бьянки Сфорца?

«Сфорциада» из библиотеки Залуских

В упомянутой выше книжке доктор Кемп высказывает предположение, что на портрете изображена внебрачная дочь миланского правителя Лодовико Моро — Бьянка Сфорца (1482-97). В Варшавской Государственной библиотеке он нашел экземпляр «Сфорциады» — стихотворного панегирика в честь Франческо Сфорца, который сочинил придворный гуманист Джованни Симонетта. Эта инкунабула, происходящая из собрания Залуских, могла попасть в Польшу совместно с Боной Сфорца — миланской принцессой, ставшей польской царицой.

В четыре сохранившихся экземпляра «Сфорциады» перед титульным листом были вклеены рукописные иллюминации на пергаменте, изображавшие обладателя книжки. Миланский барон раздавал экземпляры своим родственникам по случаю таких принципиальных событий, как рождение ребёнка либо вступление в брак. На варшавском экземпляре отчётливо видно, что страничка перед титульным листом вырвана (возможно, при переплетении книжки в XVIII веке). Кемп обосновывает, что «Женский портрет в профиль» совершенно подходит к местам разрыва.

Это позволяет ему выдвинуть догадку, что на портрете изображена владелица этого экземпляра — 13-летняя Бьянка Сфорца. Портрет мог быть выполнен по случаю её брака с генералом Галеаццо Сансеверино, который состоялся в 1496 году. В будущем году Бьянка погибла, после этого владелицей книжки и стала её кузина Бона Сфорца.

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный