В своём письме брату Тео живописец писал об этой картине последующее:
В ней я старался выделить, что эти люди, поедающие собственный картофель при свете лампы, теми же руками, которые они протягивают к блюду, копали землю; таким макаром, полотно гласит о томном труде и о том, что персонажи честно заработали свою пищу.Содержание
1 Литературные трактовки 2 Подражания 3 Примечания 4 СсылкиЛитературные трактовки
Рисунок картиныЛюбопытно, что картина Ван Гога стала источником вдохновения, по последней мере, 2-ух создателей, издавших произведения под этим заглавием.
В романе Дмитрия Бавильского этюд к картине стал иллюстрацией переживаний и стремлений основных героев: «Особой репутацией воспользовался зал без обычной уже, казалось бы, числа. И хотя называли его „вангоговским кабинетом“, висела там только одна малая картиночка известного художника — предварительный этюд к картине „Едоки картофеля“: тёмная, мутная клякса, жирные полосы, закрученные углем в осыпающуюся спираль, подобия лиц, глаз и носов, ничего толком не разберешь … Разочарованные гости недоумённо пожимали плечами: угольная клякса, издалече напоминающая трещинку в небе, почерневшую, обуглившуюся молнию (и только позднее, если присмотреться, из мрака начинали проступать усмотрительные фигуры людей, их перекрученные бедностью бледностью лица), не пробуждала мемуаров, не добивалась отождествлений, не находила людского сочувствия».
В повести писателя Николая Ивеншева творение ван Гога представлено в несколько наизловещем свете: «На репродукции в сероватом воздухе витали, по-другому не скажешь, облачные люди. Человекозвери. Мужчины-уроды и дамы того же переходного вида, зверюхи, но в незапятнанных чепчиках, такие носила прислуга в российских дворянских усадьбах девятнадцатого века. Застолье в подвале при свете керосиновой лампы. Ублюдочная вечеря, ритуал».
Подражания
Может быть, этот раздел содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в неприятном случае он может быть удалён. Дополнительные сведения могут быть на страничке обсуждения. (21 февраля 2015)Стилистика «Едоков картофеля» (сродни известной рецензии Л. Фейербаха на книжку Я. Молешотта: «человек есть то, что он ест») часто переосмысливается современными живописцами. Так, на картине О. Целкова «Едоки арбуза» (1963 г.) люди изображены с красными лицами и малеханькими очами в виде арбузовых семечек.