Картина Дама в голубом (Сомов)



Konstantin Somov - Дама в голубом. Портрет Е.М.Мартыновой - Google Art Project.jpg

Кто автор: Константин Сомов

Как называется картина: Дама в голубом

Доп. информация (Год создания картины, чем написана, на чем написана и какие матералы использовались, размеры и где сейчас хранится картина):

  • В каком году написана(когда): в 1897—1900
  • Холст Государственная Третьяковская галерея

Описание картины "Дама в голубом (Сомов)"

«Дама в голубом» («Портрет Е. М. Мартыновой») — картина живописца К. А. Сомова. Писалась с перерывами в связи с заболеванием модели в 1897—1900. Сейчас находится в Третьяковской галерее в Москве (инв. 1574).

Содержание

1 История сотворения 2 Художественные особенности 3 См. также 4 Примечания 5 Ссылки

История сотворения

Константин Сомов заходил в художественное объединение «Мир искусства» и, как и другие «мирискусники», он стремился отмежеваться от стиля 2-ой половины XIX века с его мыслями народничества, просветительства и «пользы», манифестом которых стали философские и эстетические работы Чернышевского. Творчеству передвижников Сомов противопоставил жанр воззвания к миру прошедшего, в эры рококо и ампир.

Скоро после возвращения из-за границы Сомов начинает работу над 3-мя картинами: «Вечер», «Остров любви» и «Дама в голубом», которые стали настоящим манифестом художника и всего «Мира искусства», эстетики ушедшего и красивого мира XVIII века.

В виде загадочной Прелестной Дамы живописец изобразил свою бывшую соученицу по Академии художеств Елизавету Михайловну Мартынову (1868–1905). Время от времени подразумевают, что она была одним из малочисленных дамских увлечений художника.

Работа продвигалась с перерывами, потому что Мартынова уже была тяжело больна чахоткой и пару раз выезжала на исцеление. Картина была закончена в 1900 году и впервой выставлялась под заглавием «Портрет». Потом живописец стал именовать её «Портрет дамы в голубом платье», в музейной же традиции закрепилось более короткое «Портрет дамы в голубом».

Понятно, что Мартынова была решительно против реализации картины кому бы то ни было. Узнав скоро после первого показа картины о предложении Третьяковской галереи приобрести её у художника, она пишет Сомову:

Может быть, Вы будете удивлены, Константин Андреевич, получив это письмо, и тотчас приедете ко мне, станете меня с ухмылкой и некой драматичностью убеждать глядеть на вещи по другому, но это мне всё равно... Сейчас ночкой я пробудилась и не спала от одной раздражающей и истязающей мысли: „Вы не должны и не имеете права реализовать мой портрет“. Я позировала Вам вам, для незапятнанного искусства, а не для того, чтоб Вы получили за мою грусть в очах, за мою душу и мучения средства... Я не желаю этого! Оставьте портрет у себя, сожгите его, если Вам так жалко дать его мне, подарите его даром в галерею...

Все же три года спустя портрет был всё-таки продан Сомовым Третьяковской галерее. Через год, в 1905, 37-летняя Мартынова скончалась от чахотки.

Художественные особенности

Подруга Мартыновой М. Ямщикова так обрисовала свои воспоминания от портрета:

Что сделал живописец с этим лицом, с этими когда-то зияющими торжеством очами? Как смог вынуть на свет глубоко запрятанную боль и печаль, горечь неудовлетворённости? Как смог передать это нежное и совместно с тем болезненное выражение губ и глаз?

В портрете употребляется необыкновенная композиция атмосферы XVIII века со древним парком и платьицем героини — и самой героини, в какой зрители должны были выяснить свою современницу, даму эры, позже нареченной Серебряным веком. По словам искусствоведа:

Это — дама конца XIX века. Всё в ней типично: и болезненная хрупкость, и чувство щемящей тоски, печаль в её огромных очах и плотной полосы горестно сжатых губ. И та естественная бледнота, которой в XVIII веке добивались только искусственными снадобьями... Чтоб ярче передать утончённость вида, живописец прибегает к лессировкам, добиваясь тончайших ярких аспектов, прозрачных голубых теней в живописи лица и открытых плеч. Замечательны по собственной выразительности жесты отлично написанных рук. В левой, поднесённой к груди, и в бессильно опущенной правой есть что-то неописуемо немощное. Обычно в собственных портретах К. Сомов не настолько открыто воспользовался жестом как средством свойства, но «Дама в голубом» стала исключением.

На заднем фоне видна мужская фигура, с которой сравнивают самого Сомова. Она подчёркивает одиночество героини: мужик тут, но не с нею. В рецензии 1913 года С. К. Маковский увидел, что в портретах Константина Сомова, в его отношении к жизни как к «маске небытия» таится «скорбное сознание собственной одинокости в этом мире, очень призрачном, чтоб веровать ему до конца».

См. также

Тургеневская женщина

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный