Картина Дама с горностаем



Кто автор: Леонардо да Винчи

Как называется картина: Дама с горностаем

Доп. информация (Год создания картины, чем написана, на чем написана и какие матералы использовались, размеры и где сейчас хранится картина):

  • В каком году написана(когда): в 1489–1490
  • Оригинальное название картины на английском: Dama con l'ermellino Дерево Музей Чарторыйских

Описание картины "Дама с горностаем"

Состояниеотпатрулирована

Перейти к: навигация, поиск Леонардо да Винчи Дама с горностаем, 1489–1490 Dama con l'ermellino Дерево, масло. 54 × 40 см Музей Чарторыйских, Краков

«Дама с горностаем» (итал. Dama con l'ermellino) — картина, как считается, принадлежащая кисти Леонардо да Винчи. По воззрению многих исследователей, это портрет Чечилии Галлерани — любовницы Лодовико Сфорца по прозванию Иль Моро, барона Миланского, что находит доказательство в сложной символике картины.

Вместе с «Моной Лизой», «Портретом Джиневры де Бенчи» и «Прелестной Ферроньерой» полотно принадлежит к числу четырёх дамских портретов кисти Леонардо.

Содержание

1 Предполагаемая модель портрета 2 История и дата сотворения 3 Авторство и сохранность 4 Описание картины и её символика 4.1 Горностай 5 История полотна в Новое время 6 Примечания 6.1 Комменты 6.2 Источники 7 Ссылки

Предполагаемая модель портрета

Обычно считается, что моделью была любовница миланского барона Чечилия Галлерани. Ранее была версия, что та же самая дама изображена на другом портрете Леонардо — «Красивая Ферроньера», хотя в реальный момент подразумевают, что он изображает последующую любовницу барона — Лукрецию Кривелли.

Идентификация этого портрета как изображения Галлерани относится к Новому времени. Ещё в 1877 году исследователи творчества Леонардо писали: «от этого прославленного поэтами портрета осталось менее чем несколько спорных копий и сонет Беллинчиони. Указывают, что уникальный портрет кросотки Чечилии был в течение XVIII века во владении маркиза Boursane в Милане. Но где он на данный момент? Ранее древная копия его находилась в Амброзианской библиотеке; и в Пинакотеке Мюнхена есть „Святая Цецилия“, которая ранее была во владении доктора Франки и происходит от копии 1-го из учеников Леонардо с очень несвятой Чечилии Галлерани. Также есть 2-ой уникальный портрет Чечилии, находящийся в семье Паллавичино в Сан-Калочеро, написанный на взлёте её славы».

История и дата сотворения

«Красивая Ферроньера», другая работа Леонардо, предположительно изображает Лукрецию Кривелли, последующую любовницу Лодовико иль Моро, одетую по той же моде, что и дама с горностаем

Подразумевается, что Леонардо, работавший при миланском дворе, написал портрет, когда Чечилия стала любимой барона — начиная с 1489—1490 гг. В литературе принято указывать, что портрет изображает 17-летнюю Чечилию, что, вобщем, недоказуемо. С другой стороны, встречается датировка, относящаяся к преждевременному периоду его творчества в Милане, — 1482—1483 гг. В таком случае портрет изображает не Чечилию, потому что той тогда было около 10 лет. По другим указаниям: «Портрет написан после 1487 года, на что показывает причёска Чечилии по испанской моде, введённой в Милане Изабеллой Арагонской», дата брака которой с племянником Лодовико Сфорца известна.

Сонет XLV

К портрету мадонны Чечилии, написанному Леонардо

(Диалог Поэта и Природы)

– Природа, сердишься, завидуешь чему-то? – Да Винчи, что звезду земную написал, Чечилию, чей взор красивый так блестел, Что солнца лик смог превзойти он на минутку. – Вся честь – одной для тебя, Природа; хоть будто бы На полотне – вся слух, сомкнувшая уста… Знай, ведь она сейчас жива навечно, И стала нескончаемым твоей славы атрибутом. За это – славь Иль Моро. Либо всё же, Талант и руку Леонардо восхвали, Он сохранил тебя навеки для потомства. Портрет лицезрев, люди произнесут грёжа, Что им на данный момент как дар преподнесли, Пленительный пример природы чудотворства.

Бернардо Беллинчионе

Есть косвенные сведения о знакомстве Чечилии с Леонардо. Она повстречалась с ним в замке Сфорца, как считается, в 1489 году он начал писать её портрет. Она приглашала его на встречи миланских интеллектуалов, на которых дискуссировались философия и другие науки; Чечилия лично председательствовала на этих встречах.

У Леонардо сохранился черновик письма, предположительно адресованного Чечилии и начинающегося: «Возлюбленная моя богиня…» (amantissima mia diva). Есть догадки об интимной связи меж Леонардо и Чечилией, но они не много обусловлены, потому что схожий слог не был отличительной чертой любовной переписки, а достоверные свидетельства об интересе Леонардо к дамам отсутствуют.

Как молвят, поэт Бернардо Беллинчионе (1452—1492), лицезрев портрет синьоры Чечилии, произнес о нём: «Ломбардским увальням и обжорам дан красивый урок: в конюшне, полной навоза, тосканец смог найти перл чистоты и изящества, лютню, бренчание которой заглушает опьяненные крики этих нахалов и бездельников», также написал сонет («Rime», XLV), размещенный через год после его погибели (Они были отлично знакомы с Леонардо — живописец делал сценографию для постановки его La Festa del Paradiso).

Предположительно, эта самая картина упоминается в письме Чечилии Галлерани к Изабелле д’Эсте от 29 апреля 1498 года. Изабелла высказала просьбу прислать ей портрет, чтоб сопоставить его с работой Джованни Беллини: «Припоминая, что Леонардо нарисовал Ваш портрет, мы просим Вас быть настолько разлюбезной и прислать нам Ваш портрет с этим посыльным, чтоб мы смогли не только лишь сопоставить работы этих 2-ух живописцев, но также и иметь наслаждение опять видеть ваше лицо».

Чечилия отвечает, что портрет уже не похож на оригинал, потому что он был написан, когда она была ещё очень молода, и её вид с того времени вполне поменялся (per esser fatto esso ritratto in una eta sм imperfecta che io ho poi cambiata tutta quella effigie) (Она пишет «15 лет прошло», что относит дату к 1483 году, когда по сути ей было 10 лет). Портрет был послан Изабелле.

Авторство и сохранность

Амброджио де Предис. Портрет Беатриче д’Эсте, легитимной супруги Лодовико Сфорца, ок. 1490. Как считается, Леонардо помогал Предису в работе над этой картиной Леонардо да Винчи, т. н. «Bella principessa»: предположительно изображает Бьянку Сфорца, внебрачную дочь Лодовико Сфорца от ещё одной любовницы, Бернардины де Коррадис. Ок. 1496 (?). Женщина одета по той же моде, с ферроньеркой и платьицем с прорезными рукавами

Картина очень переписана, что не позволяет с полной уверенностью сказать, что её создателем является Леонардо. Все же, не плохое состояние сохранности тех частей картины, на которых изображены лицо дамы и фигура горностая, обнаруживает высочайшее мастерство выполнения.

Не считая Леонардо, работа ранее приписывалась различным художникам: Марко д'Оджоно, Больтраффио, Амброджио ди Предису.

На рентгенографическом исследовании картины было установлено, что она переписывалась. Её фон стал темнее (может быть, сначала он был тёмно-синим), и дверь (окно), находившаяся справа вверху (за её левым плечом), была удалена. Фон был записан при ремонте картины меж 1830—70 гг., подразумевают, что это был в состоянии сделать Эжен Делакруа.

На уникальном изображении голову дамы декорировала прозрачная вуаль, которая была заретуширована волосами. Изменена переносица и линия волос. Положение 2-ух нижних пальцев на правой руке тоже изменено, и они смотрятся наименее естественно, чем другие. Надпись «LA BELE FERONIERE LEONARD D’AWINCI» в левом верхнем углу выполнена позже и не рукою Леонардо — подразумевают, что сначала XIX века после покупки картины Чарторыйским, потому что он подразумевал, что на этой картине — та же дама, что на «Прекрасной Ферроньере» из Лувра. В любом случае, надпись изготовлена не в Италии, потому что там имя Леонард написали бы с «О» на конце и не использовали бы «W».

Исследование нашло следы техники spolvere на контурах фигуры и головы, что подтверждает внедрение «картона» — начального рисунка, который был перенесён на доску картины наложением и прорисовкой сверху. Следы пальцев, которые обычно встречаются в картинах Леонардо этого периода (он немного размазывал краски), также были выявлены на лице Чечилии и голове зверя. Рентген показал, что Леонардо желал поначалу окружить фигуру аркой либо полукруглым окном, но потом передумал.

Описание картины и её символика

Лоб дамы перехвачен узкой фероньеркой, на голове у неё прозрачный чепчик, закреплённый под подбородком. На её шейке колье из тёмного жемчуга, окаймляющее шейку и спускающееся 2-ой, длинноватой, петлёй на грудь, где оно зрительно пропадает на фоне квадратного выреза платьица.

Чечилия Галлерани изображена в повороте головы чуток в сторону, что, невзирая на сильный наклон головы к левому плечу, смотрится очень естественно. Это воспоминание дополняют мягенькие и нежные черты незрелого лица, обрамлённого гладко уложенными под подбородок волосами. Строгость причёски и отведённый в сторону от зрителя взор делают чувство мерклого, сдержанного вида, во наружности Чечилии ощущается какая-то незаконченность, что придаёт ей типичное очарование.

На портрете Чечилия поворачивается влево, как будто прислушиваясь к кому-то невидимому (это в первый раз отметил поэт Бернардо Беллинчионе). Таковой портрет в три четверти был одним из изобретений Леонардо.

«В портрете синьоры Чечилии Галлерани плечи развернуты таким макаром, что совсем понятно, как их движение находится в зависимости от положения рук и поворота головы. Если плечи двинутся дальше, оборотится и голова, но в согласии с правилом контрапоста в обратную сторону. Отроческая по своим пропорциям и худобе кисть синьоры Чечилии сложена ковшиком и средние фаланги пальцев раздвинуты: ковшиком огорожен прижавшийся в испуге к плоской груди синьоры зверь – белоснежная куница, каких держат в домах ради утехи. Изображение куницы истолковывается двойственно — как знак девственности и как знак власти. 1-ое сюда не подходит — остается 2-ое: куница может стать горностаем, а Лодовико Моро — герцогом Миланским».

Как считает К. Педретти: «Возможно, самая прекрасная картина Леонардо да Винчи. Основание — оригинальность позы, колоритная выразительность, которая вроде бы устанавливает символические дела меж аристократическим лицом дамы и геральдическим знаком зверя. Этой картиной Леонардо да Винчи начинает традицию портретов пятнадцатого века: дается уже не профиль модели, как на медали, а трёхчетвертное изображение, обычное для бюстов. В нём находится естественность, фиксация 1-го мгновения, схожая на кадры в ленте кинематографа».

Этюд для «Мадонны в гроте»

В. Гращенков пишет об этой картине: «Следуя флорентийским образчикам 1470-х годов, Леонардо изобразил свою модель по пояс, получив тем возможность показать руки. С большой психической точностью передано их движение, позволяющее поймать скрытое духовное воздействие. Пальцы Чечилии с трепетной осторожностью нежно касаются шерстки трусливого зверя, горностая, расположившегося в её руках. Выразительным был и сильный контрапост, введенный в портретную композицию. В то время как плечи юный дамы развернуты на лево, её практически бесстрастное лицо резко оборотилось в обратную сторону. Этот контрапост заносит в портретный образ одушевленное движение, вызывая в памяти известный набросок Леонардо тех лет (Турин, Царская библиотека) — зарисовку женской головы, использованную в качестве этюда для лица ангела в его картине „Мадонна в гроте“ (1483-86; Париж, Лувр). Но идея о том, что в рисунке запечатлен вид Чечилии Галлерани, представляется нам очень смелой».

Горностай Горностай числился эмблемой чистоты и целомудренности и по легенде погибал, если его шкура маралась и теряла белоснежный цвет

Это воспоминание разворота подчёркивается зверем, обычно именуемым горностаем. Его присутствие на картине разъясняют несколько версий:

Греческое заглавие горностая — др.-греч. γαλῆ (гале) — этимологически связано с фамилией Галлерани. В то время схожая игра слов была популярна в светских кругах Италии. За собственный белоснежный мех горностай числился эмблемой чистоты и целомудрия. Об этом Леонардо знал: существует сделанный им набросок Allegory of the Ermine (Музей Фицуильяма, Кэмбридж), где изображена сцена, в какой горностай предпочитает быть пойманным охотником, чем испачкать белоснежную шкурку. Он мог подчёркивать соответствие любовницы барона официальной придворной морали: дама должна быть с одной стороны девственной, с другой — быть прелестной любимой. Другими словами, невзирая на то, что она не состояла в браке, это не является пятном на её репутации. Один учёный высказал предположение, что Чечилия, должно быть, была беременна в момент написания портрета, и горностай не только лишь делает композиционную функцию, прикрывая животик, да и обозначает, что вынашивание бастарда не является позором. С другой стороны, горностай мог относиться к Лодовико Сфорца, так как он был членом Ордена Горностая Фердинанда I Неаполитанского с 1488 года и включил его изображение в свою индивидуальную эмблему (В литературе встречается упоминание, что горностай был символом рода Сфорца; это не так, символом был змей-бисцион, см. герб Милана). Высказываются и другие пути толкования вида, более метафорические: «замечательное реалистическое произведение, максимально точно характеризующее утонченную, но императивную натуру фаворитки, длительно державшей в собственных руках „горностая“, другими словами владетельного князя, каким был Лодовико Сфорца».

Анатомически очень четкое изображение зверя и его лапы с когтями по воззрению исследователей вступает в противоречие с его религиозно-моральным статусом и несёт внутри себя сексапильную расцветку, о которой гласит и разрез рукава платьица Чечилии — знак вагины. Тема сексапильной потенции не является кое-чем новым для эры Ренессанса.

Существует версия, которой посреди иных придерживался Вильгельм фон Боде, что на картине изображён не горностай, а белоснежный домашний хорёк.

В 2011—2014 годах картину изучил французский учёный Паскаль Котт, основоположник Lumiere Technology, и при помощи мультиспектральной камеры нашел слой картины, на котором отсутствует горностай, и другой слой, на котором животное наименьшего размера сероватого цвета.

История полотна в Новое время

Александр Рослин. Портрет Изабеллы Чарторыйской. Эта самая собирательница, возможно, несет ответственность за большая часть записей на картине Леонардо

Достоверная письменная история данной картины выслеживается с конца XVIII века: в 1798 году (предположительно) полотно было привезено из Италии в Краков польским князем Адамом Чарторыйским. Его мама Изабелла, которой он подарил полотно, расположила картину в музей, основанный ею в собственном имении Пулавы в 1802 году.

Во время Польского восстания 1830 года имущество Чарторыйских было конфисковано Русской империей, но Чарторыйский отослал картину в Париж, и она находилась в Отель Ламбер, где жил князь и располагалась его коллекция. Внук Изабеллы Владислав, спасаясь от франко-прусской войны, покинул Францию и возвратил собрание в Польшу в 1876 году, где в Кракове открыл Музей Чарторыйских, частью которого стала картина. Судя по всему, идентификация картины с кистью Леонардо произошла довольно поздно — в каталогах его работ XIX века она не упоминается, а узнаваемый по письменным источникам портрет Чечилии считается утраченным (см. выше, раздел Предполагаемая модель портрета). Картина была доступной для профессионалов уже в Париже. Её репродукция в первый раз была размещена в 1889 году германским историком искусства Мюллером-Вальде. Как портрет Чечилии Галлерани её идентифицировал Ян Болож-Антоневич (Jan Boloz-Antoniewicz) в 1900 году.

Во время Первой мировой войны картина для безопасности была отослана в Дрезденскую галерею. Незадолго до начала 2-ой мировой войны она снова была спрятана, но в сентябре 1939 года она попала в руки нацистов.

После оккупации Германией Польши в 1939 году картина была вывезена с целью отправки в Музей Гитлера в Линце и помещена в берлинский Музей кайзера Фридриха (сейчас Музей Боде). В 1940 году Ганс Франк, генерал-губернатор Польши, отдал приказ возвратить её в свою резиденцию в Кракове. В конце войны она была найдена польско-американской комиссией в доме Франка в Баварии и в 1946 году возвращена в Польшу.

Картина является единственным произведением да Винчи на местности Польши и составляет предмет государственной гордости. Кинофильм «Ва-банк 3» (польск. Vinci) посвящён измышленной истории её кражи, также благородству жулика, который не может пойти на то, чтоб украсть у родины схожее сокровище.

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный