Картина Дама с единорогом (картина Рафаэля)



Кто автор: Рафаэль Санти

Как называется картина: Дама с единорогом

Доп. информация (Год создания картины, чем написана, на чем написана и какие матералы использовались, размеры и где сейчас хранится картина):

  • В каком году написана(когда): в ок. 1506
  • Оригинальное название картины на английском: итал. дерево, масло.
  • 65 см.
  • на 61 см.
  • см.
  • Галерея Боргезе

Описание картины "Дама с единорогом (картина Рафаэля)"

«Дама с единорогом» (итал. Dama col liocorno) — узнаваемый дамский портрет кисти Рафаэля, написанный около 1505—1506 годов, произведение Высочайшего Ренессанса.

Содержание

1 Описание 2 История 2.1 Записи 2.2 Модель 3 Место в творчестве Рафаэля 4 Выставки 5 См. также 6 Примечания 7 Ссылки

§Описание

Композиция портрета, судя по всему, сотворена под воздействием «Моны Лизы», написанной Леонардо да Винчи в 1505—1506. А именно, идет речь об обрамляющих фигуру колоннах лоджии (в современном виде в «Моне Лизе» — обрезаны), также позитуре модели.

Дама изображена в поколенном срезе, в трехчетвертном повороте сидящей в лоджии на фоне озерного пейзажа. Она одета как великодушная дама, в платьице с низким вырезом и с широкими рукавами (фактически идентично наряду на картине «Донна Гравида»). На шейке у нее насажена золотая цепь с подвеской из рубина и изумруда с грушевидной жемчужиной. На голове — маленькая диадема, практически сокрытая волосами. Но, что удивительно, на ее пальцах нет колец, включая обручальных — это особенно, потому что дамские портреты тех пор создавались обычно по случаю женитьбы.

В руках дама держит маленького единорога — знак целомудрия. Согласно средневековым легендам, приручить его могла только девственница.

Две главные черты этого портрета: «грациозное изящество, которому тяжело противостоять, и таинственный нрав этой загадочной дамы, которая все также продолжает избегать опознания».

«Донна Гравида» кисти Рафаэля

Ранешняя копия «Моны Лизы» с сохранившимися колоннами

§История

У Вазари этот портрет не упоминается. Есть возможность, что он был частью наследия Альдобрандини, которое в 1682 году влилось в коллекцию Боргезе, где и остается до наших дней. Против этого свидетельствует то, что в той описи упоминается картина еще наименьшего размера, и хотя там бытует единорог, к этому моменту единорога на полотне, может быть, уже не было (см. ниже).

Пару раз картина была переатрибутирована. В инвентории Галереи Боргезе за 1760 год она упоминается в первый раз — под заглавием «Святая Екатерина Александрийская» кисти Перуджино и числилась портретом неведомой дамы с атрибутами святой страдалицы. Это ее 1-ое упоминание. В число ее создателей также записывали Ридольфо Гирландайо, Франческо Граначчи, Андреа дель Сарто.

§Записи Картина до реставрации 1930-х годов Рентгеновский снимок собачки

В 1934—1936 году «Святая Екатерина» была подвержена реставрации, которая подтвердила догадку историка искусств Роберто Лонги о том, что она написана Рафаэлем. Сразу с этим был снят слой записи, идентифицированной как позже добавление в 1916 году исследованием Джулио Канталамесса.

Записи были таковы: поверх единорога был написан обычный атрибут святой Екатерины — страдальческое колесо и пальмовая ветвь мученичества, а плечи прикрывала мантия. Кисти рук также были переписаны. Последующая реставрация 1959 года, при которой в первый раз в науке искусствознания было использовано просвечивание рентгеновским излучением, показала, что до единорога это место занимала собака, знак брачной верности. Но, так как здесь яркий слой был намного посильнее утрачен, восстанавливать собаку, убрав единорога, не стали.

Таким макаром, на данный момент подразумевается, что работа велась в несколько стадий:

Фактически Рафаэль написал фигуру до талии, небо и пейзаж. Дама на этой стадии была намного более зрелой, чем на данный момент. Потом другой живописец написал колонны, парапет, рукава, собаку и руки. Может быть, этот сделал Джованни Сольяни, ученик Лоренцо Креди. Следом был положен очередной слой краски — на колонны и парапет, увеличен объем волос, дописаны рукава и собака. Позже, несколько десятилетий спустя, собачка была преобразована в единорога. Тогда же были переписаны обе руки. И, в конце концов, уже намного позднее неведомая дама была преобразована в святую Екатерину методом прибавления плаща и атрибутов. Это могло произойти в конце XVII века. §Модель

Для кого была написана картина, и кто послужил ее моделью, — не выяснено.

Существует предположение, что моделью была Джулия Фарнезе, любовница папы Александра VI Борджиа, так как единорог являлся родовой символом ее фамилии. Ортолани показывает на набросок в Лувре, который возможно является предварительным к портрету, и предлагает идентифицировать модель как Маддалену Дони, предмет другого портрета кисти Рафаэля. Эта идентификация на данный момент отвергается. Интересно, вобщем, что украшение на шейки Маддалены Дони имеет изображение единорога.

Собачка позволяет представить, что вначале это был предсвадебный портрет какой-либо юный флорентийки.

Артемизия Джентилески, «Портрет дамы в виде св. Екатерины Александрийской» - направьте внимание на ветвь и колесо.

Доменикино (?), «Девушка и единорог», фреска в Палаццо Фарнезе, ок. 1602 — вероятное посмертное Джулии Фарнезе с единорогом.

Маддалена Дони кисти Рафаэля

Набросок из Лувра

«Дама с собачкой» кисти Лоренцо Коста — пример изображения дамы с эмблемой брачной верности.

§Место в творчестве Рафаэля

Вместе с «Донной гравида» и «Маддаленой Дони» заходит в число 3-х первых дамских портретов Рафаэля. Оберхубер считает, что это был 1-ый реальный «живой человек», написанный художником. Большая часть исследователей подразумевают, что эта картина является результатом переосмысления Рафаэлем находок портретной живописи, предложенных в «Моне Лизе».

§Выставки

С 26 марта по 10 мая 2011 года «Дама с единорогом» прибыла в Москву в ГМИИ им. А. С. Пушкина в рамках проекта «Выставка одной картины» и перекрестного года Россия-Италия.

§См. также

Дама с единорогом (картина Рафаэля) на Викискладе? Дама с единорогом — цикл шпалер

§

«Донна Гравида» кисти Рафаэля

Ранняя копия «Моны Лизы» с сохранившимися колоннами

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный