В эру позднего Средневековья числилось, что земная жизнь — странствие человека от рождения до погибели, а поэтому понятие странника имело большущее значение в христианской жизни. Аллегоричные изображения странника кропотливо изучались, зрители находили намёки на угрозы и искушения, на то, что следует делать в этой жизни, а от чего лучше отрешиться.
Картина обнаруживает приметное сходство с изображением на наружных створках триптиха «Воз сена». Ещё более измождённый и оборванный скиталец изображён на фоне 1-го из самых неповторимых пейзажей, выполненных художником. Приглушённый желтовато-серый спектр тонко передаёт облачный денек, настолько соответствующий для дождливой Голландии.
Наружные створки триптиха «Воз сена». «Путник» («Странник», «Пилигрим»)Картина открывает пессимизм Босха, который всюду лицезрел угрозы, подстерегающие человека. Скиталец по земной жизни должен преодолеть тыщи искушений и избежать опасных ловушек. Кроме собаки, которая тоже должна ассоциироваться с инсинуацией, все остальные угрозы подстерегают тут не плоть человека, а его дух. Сначала это полуразрушенная таверна слева, воплощающая внутри себя весь набор мирских соблазнов, которые бес отправляет людям. О непонятном нраве этого заведения можно судить по его гостям — справа мужик, отойдя за угол, справляет нужду; в дверном проёме пара ведёт любовную игру; в окне с выбитыми стёклами и полуоторванными ставнями видна голова дамы, с любопытством выглядывающая наружу. По одной из версий, касающихся сюжета картины, считается, что гость, которого поджидает дама, — и есть сам странник, который, миновав таверну на своём пути, сейчас тормознул в раздумье, привлечённый теми наслаждениями, которые она сулит. Одежка пилигрима и все его дорожные «аксессуары» символически разъясняют его сегодняшний плачевный вид, греховные наклонности, доведшие странника до такового состояния, и готовность вновь поддаться искушению. В сопоставлении с персонажем триптиха «Воз сена», духовное состояние пилигрима передано конкретней и непосредственней — Босх изменил его жест: если на створках триптиха он отбивался от собаки, то в роттердамской версии он колеблется в нерешительности, полуобернувшись к таверне с практически мученическим лицом.
Литература
Тревин Коплстоун. Хиеронимус Босх. Жизнь и творчество. — М: «Лабиринт-К», 1998. Девитини А. Босх: Пер. с итал./А.Девитини — М: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002. Баттилотти Д. Босх: Пер. с итал./Д.Баттилотти — М: «Белый город», 2000. Вальтер Бозинг. Босх: Пер. с нем./В.Бозинг — М: Арт-Родник, 2001. История искусства забугорных государств. Средние века, Возрождение / Под ред. Ц. Г. Нессельштраус. М., 1982 Фомин Г. И. Иероним Босх. М., 1974 Ш. де Тольнай. Босх. М., 1992 Г. Мартин. Босх. М., 1992 К. С. Егорова. Три картины Босха на тему «Мыслитель и природа». Сов. искусствознание, вып. 19. М., 1985 Р. Х. Марейниссен, П.Рейфеларе. Иероним Босх: художественное наследство. М., 1998 Иероним Босх КартиныИзвлечение камня глупости (1475—1480) • Семь смертных грехов и Четыре последние вещи (1475—1480) • Брак в Кане Галилейской (1475—1480) • Распятие с донатором (1480—1485) • Ecce Homo (1480—1485) • Несение креста (1490—1500) • Несение креста (1515—1516) • Святой Иоанн Креститель в пустыне (1504—1505) • Святой Христофор (1504—1505) • Святой Иероним за молитвой (ок. 1505) • Увенчание терновым венцом (1508—1509) • Увенчание терновым венцом (ок. 1510) • Блудный отпрыск (ок. 1510)
Куски триптиховКорабль дураков (1495—1500) • Аллегория чревоугодия и любострастия (ок. 1500) • Погибель скупца (ок. 1500) • Святой Иоанн на Патмосе (1504—1505) • Блаженные и окаянные (1504—1505) • Несение креста (1505) Ад и Потоп (1508—1514) •
ТриптихиВоз сена (1500—1502) • Распятая страдалица (1500—1503) • Сад земных удовольствий (1500—1510) • Ужасный трибунал (1504) • Святые отшельники (ок. 1505) • Искушение святого Антония (1505—1506) • Поклонение волхвов (ок. 1510)
ГрафикаСлышащий лес и зрячее поле (ок. 1500) • Человек-дерево (1475—1516) • Гнездо сов (1455—1516) • Два монстра (1470—1516) • Черепаха с черепом на панцире и крылатый бес (1470—1516) • Две колдуньи (ок. 1450—1516) • Эскизы чудовищ (1465—1516) • Улей и колдуньи (1455—1516) • Колдуньи (ок. 1475—1525)
Картины, приписываемые БосхуИскушение св. Антония (1510) • Голова алебардщика (ок. 1500) • Женская голова (ок. 1500) • Две мужские головы (ок. 1475—1480) • Святой Иаков и колдун (1550—1575) • Поклонение малышу (?) • Поклонение волхвов (1500—1510) • Погибель распутницы (1490—1510) • Ужасный трибунал (ок. 1515) • Фокусник (1475—1480) • Концерт (ок. 1516)