Время сотворения картины относится к самому радостному периоду жизни Рембрандта, когда он достигнул популярности как живописец, количество заказов на его картины возросло, появились ученики. Он был счастлив и в домашней жизни, и решил сделать портрет собственной семьи. Это единственная картина Рембрандта, на которой он изобразил себя с Саскией (есть ещё офорт «Автопортрет с Саскией», датируемый 1636 годом).
Существует версия, что сначало на картине были и другие персонажи, но позже живописец решил бросить только себя и Саскию, и холст с левой стороны был обрезан самим Рембрандтом.
Офорт «Автопортрет с Саскией», 1636К теме блудного отпрыска живописец возвратится год спустя в офорте «Возвращение блудного сына», и 31 год спустя — в финишной картине «Возвращение блудного отпрыска».
Описание
Картина иллюстрирует рассказ из Евангелия от Луки 15:13: «По прошествии немногих дней младший отпрыск, собрав всё, пошел в далекую сторону и там расточил имение свое, живя распутно».
На картине Рембрандт играет роль блудного отпрыска, расточающего «имение своё с блудницами», элегантно одетого в камзол со шпагой, шапку с пером, высоко поднимающего хрустальный бокал с вином. На коленях у него посиживает Саския, тоже в богатой одежке в роли блудницы. На столе видно блюдо с павлином, эмблемой тщеславия.
Невзирая на веселье, изображенное на картине, Рембрандт всё же одной деталью напомнил, какое продолжение имеет библейская история. На стенке видна грифельная доска — знак того, что в какой-то момент за всё придётся платить.