Содержание
1 Актуальный контекст 2 Комменты 3 Галерея 4 ПримечанияАктуальный контекст
После переезда в июне 1877 года из Санкт-Петербурга в Москву юный живописец Василий Поленов снимал квартиру в центре первопрестольной столицы, неподалеку от старенького Арбата, близ Храма Спаса Преображения, на углу Трубниковского переулка.
В картине «Бабушкин сад» изображен тот же усадебный дом, окружённый садом, что и в «Московском дворике». Появились обе эти работы в одном и том же 1878 году.
Столичный дом и сад вокруг него играют в картине важную роль, давая зрителю приятное представление о центре городка тех пор. После опустошительного пожара 1812 года Москва застраивалась дворянскими домами в стиле классицизма. Представительность древесным строениям присваивали лепные декорации, штукатурка под каменную кладку, портик с колоннами и фронтоном. На картине, правда, усадебный дом смотрится уже несколько постарело, штукатурка с недостатками, колонны и каменные ступени выщерблены.
В российской живописи Василий Поленов считается одним из зачинателей «пейзажей настроения» прямо за А. К. Саврасовым, перед И. И. Левитаном и К. А. Коровиным.
Если в «Московском дворике» открытое место, залитое солнечным светом, создаёт удовлетворенное настроение, то в «Бабушкином саду» замкнутость снутри затенённого сада вызывает у зрителя другие ассоциации.
В сюжет собственных картин В. Поленов вводит не только лишь природные и строительные мотивы, да и сценки ежедневной жизни, называя это «пейзажным бытовым жанром». Будучи потомком дворянского рода, живописец делает убедительные образы жительниц «дворянского гнезда», что присваивает настроению картины ностальгический нрав и заносит колер литературности. Композиционное решение перекликается с театральными постановками, посвящёнными уходящему миру русского дворянства, по произведениям российских классиков от И. С. Тургенева до А. П. Чехова.
Внимание и любовь к природе живописец проявлял с ранешнего юношества. Принципы пленэрной живописи Василий Поленов почти во всем воспринял от импрессионистов, с картинами которых знакомился во время забугорной стажировки в качестве пенсионера Академии художеств.
Своё отношение к творчеству живописец выразил коротко:
Мне кажется, что искусство должно давать счастье и удовлетворенность, по другому оно ничего не стоит.Комменты
Полотна, сделанные Василием Поленовым в конце 1870-х годов и показанные на передвижных художественных выставках 1878—1879 годов, направили на себя внимание критиков.
Новаторские особенности живописи Василия Поленова были отмечены в Столичных ведомостях:
Такие картины рассчитаны на то, чтоб дать вам сначала «настроение», и составляют в живописи примерно то же самое, что в поэзии составляет элегия.Илья Остроухов, тогда ещё только мечтавший о карьере художника, оставил свои воспоминания от посещения Передвижных выставок 1878—1879 годов:
Одним из внезапно огромных праздничков было возникновение на их первых интимных пейзажей Поленова в самом конце 70-х годов. Меня поразило только: Столичный дворик, Бабушкин сад, Заросший пруд, У мельницы, Сероватый денек, и ряд других «тургеневских» интимных мотивов явились мне внезапно, ново, свежо, проникнуто правдой, узким музыкальным лиризмом и роскошной техникой.Элегичность картины «Бабушкин сад» вызывала ассоциации с лирикой А. А. Фета.
Галерея
Вид на дом и сад с 2-ух различных точек зрения Бабушкин сад Столичный дворик