Содержание
1 История 2 Описание 3 Отзывы 4 Примечания 5 СсылкиИстория
Аркадий Рылов с юных лет интересовался темами, связанными с морскими и речными широтами. А именно, он изображал птиц у воды («Чайки», 1910 год). Будучи на Каме, живописец написал серию пейзажей, из которых более понятно полотно с изображением птиц, парящих над водой — «Лебеди над Камой» (1912 год), которое потом пару раз им повторялось. Эта картина считается конкретной предшественницей картины «В голубом просторе», написанной в 1918 году. Время от времени на последнюю даже ссылаются как на выполненный в более мажорном ключе вариант картины «Лебеди над Камой».
Аркадий Рылов писал картину «В голубом просторе» в 1918 году, в грозных критериях послереволюционного Петрограда. По мемуарам самого́ художника,
Работать становится тяжело. Мысли заняты только тем, вроде бы съесть чего-нибудь… В кухне днем вода леденела и в ведре, и в самоваре. Двойной набор белья, телогрейка, на голове шерстяной шлем, на руках рукавицы — таковой был мой ночной костюмчик… Укрывался я 2-мя одеялами и шубой…Все же, картина была окончена, и в 1919 году она была представлена на Первой гос свободной выставке произведений искусства, проходившей в Петрограде. В русское время картина рассматривалась как программное произведение и своебразная точка отсчёта для истории русской пейзажной живописи.
Чайки (1910) Лебеди над Камой (1920, повторение картины 1912 г.)Описание
На картине на фоне голубого неба и белоснежных кучевых туч изображены лебеди, парящие над тёмно-синей волнистой поверхностью моря. На горизонте видны скалистые острова, символизирующие серьезную северную природу. Плывущий вдалеке парусник подчёркивает романтизм морского пейзажа.
Полёт птиц лёгок и свободен — они как будто купаются в прозрачном, заполненном броским светом воздухе. Горизонтальное направление их движения подчёркивается расположением полосы перистых туч, находящихся вдалеке и изображённых под птицами. Хотя движение происходит справа влево, не создаётся воспоминания, что оно собирается выйти за границы картины — через 2-ух птиц у левого края, парящих ниже, его направление вроде бы перебегает на парусник, а потом, через заснеженные горы островов, ворачивается назад к правому краю полотна.
Отзывы
Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов так писал в собственной книжке о творчестве Аркадия Рылова:
Картина А. А. Рылова «В голубом просторе» относится к числу тех произведений, с которых принято начинать историю русской живописи… Её историческое значение и высочайшее художественное качество признаются всеми. Совместно с тем она является итогом многих поисков и достижений Рылова. В ней соединяются неунывающая эпичность «Зелёного шума» с драматизмом «Лебедей над Камой» и лиричностью «Чаек». Символика полёта могучих птиц над водой заполучила тут новое звучание. Её волевое, эффективное начало дано не в борьбе, а в размеренной гармонии с морем и небом.И дальше Фёдоров-Давыдов продолжает:
Своим мажорным, светлым строем картина «В голубом просторе» свойственна для общих настроений, переживавшихся в это время теми живописцами, которые приветствовали революцию, как Рылов… Это чувство вырвавшейся на свободу жизни, веселого рождения светлого, нового мира и выразил Рылов в своём пейзаже, пронизанном светом и воздухом…