Содержание
1 Описание 2 История 3 Отзывы 4 См. также 5 Примечания 6 СсылкиОписание
Сначало Васильев планировал написать картину в горизонтальном формате, но позже решил использовать полотно, вытянутое по вертикали, чтоб выделить устремлённость ввысь и передать высоту гор, затянутых тучами. Дополнительный эффект присваивают сосны на склоне горы, также обрыв над дорогой, по которой движется монгольская повозка, запряжённая быками.
История
«В Крымских горах» — одна из последних законченных картин Фёдорвея Васильева, написанная в 1873 году, незадолго до погибели юного художника (Васильев погиб от туберкулёза в возрасте 23 лет). В том же 1873 году картина участвовала в конкурсной выставке Общества поощрения живописцев и получила там первую премию посреди ландшафтных произведений.
Картина была куплена у создателя Сергеем Третьяковым, а после его погибели в 1892 году вкупе с его коллекцией перебежала к его брату Павлу Третьякову, в итоге чего оказалась в собрании Третьяковской галереи.
Отзывы
Живописец Иван Крамской так писал Васильеву о картине «В Крымских горах» в своём письме от 28 марта 1873 года:
Реальная картина — ни на что уже не похожа, никому не подражает — ни мельчайшего, даже отдаленного сходства ни с одним художником, ни с какой школой, это что-то до таковой степени самобытное и изолированное от всяких воздействий, стоящее вне всего теперешнего движения искусства, что я могу сказать только одно: это еще не отлично, даже местами плохо, но это — гениально.И дальше, в том же письме, описывая свои воспоминания от этой картины, Крамской продолжает:
… Чем далее, тем больше зритель невольно не знает, что ему с собой делать. Ему очень не по привычке то, что ему демонстрируют, он не желает идти за Вами, он упирается, но какая-то сила тянет его все далее и далее, и, в конце концов, он, точно очарованный, теряет волю сопротивляться и совсем покорливо стоит под соснами, слушает некий шум в вышине над головою, позже опускается, как сомнамбул, за пригорок, ему кажется, — неподалеку уже лес, который вот-вот перед ним; приходит и туда, но как отлично там, на этой горе, плоской, грозной, неразговорчивой, так много места; эти тени, чуть обозначенные солнцем через облака, так мистически действуют на душу, уж он утомился, ноги чуть двигаются, а он все далее и далее уходит и, в конце концов, вступает в область туч, сырых, может быть, прохладных; здесь он пропадает, не лицезреет дороги, и ему остается взбираться на небо, но это уж когда-нибудь после, и от всего верха картины ему остается только ахнуть.