Кантор Тадеуш



Когда родился: 6 апреля

Где родился: Гмина Велёполе-Скшиньске

Когда умер: 8 декабря

Где умер: Краков

Страна: Российская империя





Биография

В 1939 окончил Краковскую художественную академию В 1942—1944, в критериях оккупации, организовал подпольный Независящий театр, где ставил пьесы Ю. Словацкого и С. Выспяньского. В 1955 с группой единомышленников сделал в Кракове экспериментальный театр-мастерскую «Крико-2» (сначала 30-е годов тут действовал авангардный театр «Крико»), на сцене которого были осуществлены его главные, прославленные по всему миру постановки: «Умерший класс» («Umarła klasa») (1975), «Велёполе, Велёполе» (1980), «Пусть сгинут артисты» (1985), «Я сюда уже никогда не вернусь» (1988), «Сегодня мой денек рождения» (посмертная премьера 1991). В 1980 сделал творческий архив-музей «Крикотека», который по сегодняшний денек собирает, издает и распространяет материалы, связанные с жизнью и творчеством режиссёра, деятельностью его театра Бюст Тадеуша Кантора

Творчество

Не считая собственных работ и коллективных акций труппы, Тадеуш Кантор ставил Шекспира, гротескные драмы С. И. Виткевича, использовал прозу Б. Шульца, драмы В. Гомбровича, произведения мирового изобразительного искусства (Веласкес, Рембрандт).

Как живописец участвовал в кассельской documenta (1959), 1977).

В 1965, по стипендии Фонда Форда, Кантор побывал в США, познакомился с нью-йоркским художественным авангардом. В 1969 «Крико-2» стал открытием на Фестивале современного искусства в Риме, был приглашен на гастроли в Париж и Лондон.

Помещение Крико-2 в Кракове

«Внеформальный», «нулевой» театр Тадеуша Кантора, его «театр смерти» (наименования основополагающих манифестов режиссёра), где вместе с актёрами выступают предметы и куколки, а границ меж жизнью, сновидением и небытием, как и меж театральными жанрами, не существует, ориентирован на подрыв обыденных условностей и легенд, включая национальные стереотипы, усилием персональной памяти и средствами безудержной импровизационной игры, близкой хеппенингу.

Манифесты, статьи, выступления

A Journey Through Other Spaces. Essays and Manifests 1944—1990/ Michał Kobiałka, ed. Berkeley a.o.: University of California Press, 1993

Признание

Золотой Крест Награды с клинками (Польша) (1954). В 1978 получил в Базеле премию Рембрандта. В 1986 получил премию нью-йоркских критиков за наилучшую постановку на Бродвее В 1989 был удостоен во Франции Ордена искусств и литературы В 1990 был удостоен Огромного креста Ордена за награды перед ФРГ

Сценические поиски Кантора воздействовали на театральные опыты Ю. Шайны, Е. Гротовского. Ему посвящены глубочайшие работы Я. Котта. В 2010 в Барселоне прошёл интернациональный симпозиум, посвященный Кантору и его театру.

Литература

Березкин В. И. Польский театр художника: Кантор, Шайна, Мондзик. М.: Аграф, 2004 Amey Cl. Tadeusz Kantor. Theatrum litteralis. Art, pensée, théâtralité. Paris: Harmattan, 2002 Miklaszewski K. Tadeusz Kantor: między śmietnikiem a wiecznością. Warszawa: PIW, 2007 Kobialka M. Further on, nothing: Tadeusz Kantor’s theatre. Minneapolis: University of Minnesota Press, 2009 Witts N. Tadeusz Kantor. London; New York: Routledge, 2010

Другие материалы в этой категории: « Каплиньский Леон Каневский Ян Ксаверий »

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный