Хуан Пантоха де ла Крус был уроженцем Испании, также как и его учитель живописец Алонсо Санчес Коэльо. Он родился в Вальядолиде около 1553 г. и погиб в Мадриде в октябре 1608 г.
Предположительно он прибыл в столицу в очень юном возрасте и оказался в мастерской Санчеса Коэльо, с которым, как считают некие испанские исследователи, его могли связывать схожие узы. В период, пока Пантоха работал в мастерской собственного учителя, он фактически не подписывал свои работы, хотя некие анонимные произведения атрибутируются как принадлежащие его кисти. После погибели Санчеса Коэльо, придворного царского художника, ситуация изменяется и Пантоха становится независящим мастером.
Официальным живописцем двора Пантоха стал после вступления на трон Филиппа III в 1598 г., и отныне ведется детальная документация его произведений.
Стиль
Портрет Филиппа III. 1605 Музей Прадо. Мадрид Портрет Филиппа II в старости. 1590-е гг. Библиотека ЭскориалаХарактеризуя стиль его полотен, исследователи отмечают, что Пантоха достоверно писал одежку и драгоценности, вдаваясь в маленькие подробности и не избегая сухой объективности фламандской традиции. А его трактовка лиц, но, ясно свидетельствует об исследовании им венецианской портретной живописи, в особенности Тициана. Наилучшими произведениями Пантохи числятся его портреты молодых инфант, где твердость изображения все таки смешивается с приметным притягательностью.
В собственных портретах короля Филиппа II Пантоха отталкивался от концепции собственного учителя, развивая при всем этом парадный портрет в сторону большей репрезентативности.
Творчество Пантохи — последующая ступень складывания общего типа т. н. «сословного портрета», т. н. «испанской формулы» портрета.
Неувязка авторстваВ последние пару лет многие из его работ, также как и полотен Санчеса Коэльо, приписываются современными исследователями работавшей в те же годы при дворе итальянской художнице С.Ангиссоле. Все же, сами эти картины не подписаны никем из живописцев своими руками. Атрибуция этих портретов членов царской семьи Санчесу Коэльо и Пантохе была проведена в 19 и 20 вв. как по стилю, так и согласно официальным платежным ведомостям двора.