Гнездовский Яков Яковлевич



Когда родился: 27 января

Где родился: село Пилипче

Когда умер: 8 ноября

Где умер: Нью-Йорк

Гражданство: Австро-Венгрия

Жанр: живопись

Где учился: Варшавская Академия искусств

В каком стиле писал: стилизованный реализм

На него(неё) оказали влияние школа: Альбрехт Дюрер

Сайт: www.hnizdovsky.com




Биография

Класс, в каком обучался Яков Гнездовский (посиживает на ящике в фронтальном ряду; 1930-е)

Яков родился в 1915 году в галицком селе Пилипче, сейчас Борщёвского района Тернопольской области Украины). Он прямой потомок украинского дворянского рода Кораб. Обучался в Чортковской гимназии. В 1933 году Гнездовский переезжает во Львов, где обучается во Львовской духовной семинарии.

Во Львове Яков жил в общежитии в одной комнате со студентами, связанными с украинским государственным подпольем. Весной 1934 года польская милиция устроила в общежитии обыск, во время которого были найдены пропагандистские листовки. Яков был арестован по подозрению в принадлежности к незаконному кружку. Он провёл в кутузке некоторое количество дней. Во время суда он свидетельствовал о том, что не имел дела к политической деятельности собственных соседей по общежитию. Его попросили показать записную книгу и нашли, что во время заседания он нарисовал всех, кто находился в зале суда. Это произвело огромное воспоминание на присутствующих, стало ясно, что Гнездовского ничто не интересует, не считая искусства. Все обвинения с художника были сняты.. В 1938 году Яков переехал в Варшаву. Там он обучался в Варшавской Академии искусств.

С началом 2-ой мировой войны в 1939 году он уезжает в Загреб, где обучается в Загребской академии искусства (сейчас Хорватия). Выехав из Загреба в 1944 году, Гнездовский оказался в лагере для перемещённых лиц близ Мюнхена, где пробыл до 1949 года.

В 1949 году Гнездовский переехал в США. Он поселился в городке Сент-Пол (Миннесота), где получил должность дизайнера в маркетинговой фирме «Браун энд Бигелоу» (англ. «Brown and Bigelow»). В 1950 году живописец переезжает в New-york. Тут он основался в Бронксе близ Ботанического сада и зоопарка.

В 1956—1958 годах он улучшал мастерство в Париже. Там же 16 февраля 1957 года он женился на Стефании Кузан — дочери выходцев из Украины после Первой мировой войны.

Яков Гнездовский погиб 8 ноября 1985 года в Нью-Йорке и был похоронен в колумбарии Собора Иоанна Богослова. 5 ноября 2005 года состоялось перезахоронение урны с его прахом на Лычаковском кладбище во Львове.

Семья

Отец — Яков Андреевич, мама — Марта Дмитриевна (урождённая Кубей).

Супруга — Стефания (Фанни) Стефановна (урождённая Кузан), дочь — Мира Яковлевна.

Творчество

Ранешний период Экслибрис работы Я. Гнездовского

Склонность к рисованию проявилась у Якова ещё во время учёбы в гимназии: это были маленькие эскизы людей, пейзажей, домашних питомцев. Во Львове Гнездовский интенсивно включился в художественную жизнь городка, вступив в молодёжное крыло Ассоциации независящих украинских живописцев (АНУМ). Карикатурист Эдвард Козак завлекает его к иллюстрированию львовской газеты «Новое время» и журнальчика «Комар». Талант юного графика был оценён меценатом и огромным знатоком искусства митрополитом Андреем Шептицким, который предоставил Гнездовскому стипендию для продолжения художественного образования в Варшавской Академии искусств, где он изучал живопись и графику.

Обучаясь в Загребской академии искусства Гнездовский также занимается в главном живописью. В это время он уделяет свое внимание на ксилографию. Его 1-ые работы по дереву, сделанные в 1944 году, представляют собой этюды фигур. Вдохновение Яков Гнездовский черпал в гравюрах Альбрехта Дюрера. Одна из самых уникальных ранешних гравюр художника «Куст», сделанная им в том же 1944 году, содержит элементы, которые станут предвестниками его более зрелых работ. Сосредоточение на изолированной форме природы, наполнение места запутанным переплетением безлиственных ветвей — это идеи, которые станут центральными для его стиля.

За то время, что Гнездовский прожил в лагере для перемещённых лиц близ Мюнхена, ему удалось сделать только две ксилографии. Невзирая на это, он интенсивно занимался графикой, работая ответственным художественным редактором украинского литературно-художественного ежемесячника «Арка», также иллюстрируя, пользующееся популярностью посреди украинской диаспоры, издание «Грань». Кроме этого живописец работал над афишами, учебниками, рекламой, увлекался экслибрисами.

Южноамериканский период

Дебютное признание в США живописец получил в 1950 году на выставке графики в Миннеапольском институте искусств. За ксилографию «Куст» ему была присуждена 2-ая премия. 2-ая заслуга была присуждена Гнездовскому через несколько недель на торгово-промышленной выставке штата Миннесота за картину «Яйца». Эта заслуга подтолкнула его к мысли переехать в New-york для того, чтоб заниматься только искусством.

В США Гнездовский вдохновился японской ксилографией. На собственных работах по дереву он нередко изображал растения и животных. Основной предпосылкой этого стало отсутствие у художника нужных средств для оплаты натурщиков после переезда в New-york. Но то, что сначала было только принужденной подменой, позже стало его основной и возлюбленной темой. Живописец был отлично известен во всех ботанических садах Нью-Йорка, там он находил добровольческих бесплатных «моделей». Много таких «моделей», согласных позировать, как писал живописец, «за арахис», он нашёл в Бронксском зоопарке. Одной из возлюбленных «моделей» Гнездовского был орангутан Энди, который жил в «Доме обезьян» Бронксского зоопарка. Когда Энди скончался, Бронксский зоопарк сразу приобрёл ксилографию с его изображением.

Другая возлюбленная «модель» художника — овца из зоопарка Бронкса, позировавшая для одной из самых узнаваемых гравюр Гнездовского «Овцы». Эта гравюра была изображена на плакате очень удачной выставки Гнездовского в галерее Ламли Казале в Лондоне.

Гнездовский резал в большей степени на вишне, груше, буке либо яблоне. Большая часть ксилографий художника было написано на васи.

Я. Гнездовский у картины «Перемещённые люди» (1948)

В 1954 году свершилась его 1-ая индивидуальная выставка в США. Окончательное признание мастерства Гнездовского в США вышло, когда галерея Ассоциации американских живописцев в Нью-Йорке купила 220 оттисков его серии ксилографий «Сосны».

За два неполных года проживания в Париже, Гнездовский имел три удачные выставки. Там же он в первый раз выставил масляные картины, керамику и статую малых форм. После 1960 года художественный авторитет Гнездовского растёт, он приобретает международное признание. Его работы обширно экспонируются в странах Африки и на Ближнем Востоке, в Англии и Западной Германии, в Чехословакии и Стране восходящего солнца. Его гравюры стали темой документального кинофильма «Овцы в дереве», который получил заслугу на кинофестивале в Нью-Йорке. Питер Вик, куратор отдела графики библиотеки Гарвардского института, писал:

Ксилография Якова Гнездовского является одним из самых богатых и самых уникальных свершений в южноамериканском графическом искусстве за последние 30 лет.

Яков Гнездовский — создатель иконостаса для украинской грекокатолической церкви святой Троицы в Керхонксоне (Kerhonkson, штат New-york).

Я. Гнездовский. Автопортрет (стилизация марки Украины, дизайн А. Сдобникова)

Яков Гнездовский был членом редколлегии журнальчика экслибристов Англии и членом Южноамериканского общества любителей и создателей книжного знака, неизменным корреспондентом журнальчика Филадельфийского отдела Объединения украинских живописцев Америки (укр. Об'єднання українських мистців Америки; ОМУА) «Заметки из искусства». Он является создателем ряда статей на художественные темы. Его наблюдения и размшления об искусстве «Пробуждённая царевна» и другие эссе на украинском языке вышли в 1967 году в Нью-Йорке отдельной книжкой.

Наследство Якова Гнездовского

Яков Гнездовский отрисовывал алкидными красками и темперой, разными твёрдыми красителями, гравировал на древесных и железных досках, время от времени прибегал к скульптуре малых форм. Его наследство составляет сотки картин, также более чем 300 гравюр (ксилографии, офорты и линогравюры). В своё время две его картины — «Зимний пейзаж» и «Подсолнечник» декорировали кабинет президента США Джона Кеннеди в Белоснежном доме. Работы художника хранятся в личных собраниях и музеях, а именно в библиотеке Конгресса, Бостонском музее, Филадельфийском музее, Институте Делавэр, Институте Вашингтона, Институте Батлер, фундации Вудварда, коллекции Нельсона Рокфеллера (США), также в музеях Стране восходящего солнца. Некие работы Якова Гнездовского находятся в фондах личной дизайнерской студии Галины Воскобойник (Галина Воскобійник) «Helen Woskob» в Стейт-Колледже (англ. State College штат Пенсильвания) и были представлены на выставках, организованных этим заведением.

В 1990 году вдова художника Стефания Гнездовская передала в дар музеям в Киеве, Львове и Тернополе ряд работ Якова Гнездовского, позже работы художника были подарены музеям в Ивано-Франковске и Черновцах. Несколько оригиналов его графических работ хранятся в Борщёвском краеведческом музее. В 2005 году С. Гнездовская передала в дар Львовскому национальному музею бюст Якова Гнездовского работы Лео Мола (англ. Leo Mol).

Работы Гнездовского выставляются и публикуются в книжках в качестве иллюстраций. Его архивы располагаются в славянском и балтийском отделах Нью-Йоркской общественной библиотеки.

Некие работы Якова Гнездовского Молитва ребёнка Благовещение Пресвятой Богородицы Создание марок

Яков Гнездовский является создателем марок пластовой почты, которые издавались в нью-йоркском пластовом лагере «Волчья тропа».

1-ая серия из четырёх марок, выполненных по проекту Гнездовского, была выпущена 29 мая 1954 года Пластовой командой Праздничка Весны окрестность New-york в честь Праздничка Весны. Живописец изобразил пластовый символ отличия и Святого Жору, покровителя Пласта. Марка была отпечатана офсетной печатью в типографии «Small Photo-Offset Reproduction» в Нью-Йорке. Сразу были сделаны картмаксимумы. Марки гасились особым штемпелем, выполненным по рисунку Я. Гнездовского.

Конверт со спецгашением Союза украинских филателистов и нумизматов в честь Я. Гнездовского (выставка «UKRAINPEX», США, 1990)

28 августа 1961 года был выпущен блок из четырёх юбилейных марок в честь 50-й годовщины организации Пласт. Проекты этих марок были также подготовлены Яковом Гнездовским. На марках были запечатлены портреты основателя Пласта Александра Тисовского, бывшего главы Пласта Северина Левицкого (Северин Левицький), золотой юбилейный значок Пласта и 1-ая марка пластовой почты 1926 года.

Память

В 1990 году Альянс украинских филателистов и нумизматов (США) подготовил для выставки «UKRAINPEX» личный филателистический сувенир — конверт со спецгашением, который был посвящён художнику.

5 ноября 2005 года в Государственном музее во Львове открылась ретроспективная выставка произведений Якова Гнездовского из коллекций музеев Львова, Киева и Тернополя, посвященная перезахоронению праха художника во Львове, также 90-летию со денька его рождения и 20-летию со денька погибели.

Имя художника носят улицы во Львове (до 1993 года улица Левандовская) и Борщёве.

Я. Гнездовский (2-ой слева в фронтальном ряду) с группой семинаристов у могилы Ивана Франко на Лычаковском кладбище (1930-е)

Достойные внимания факты

Имеется фото Якова Гнездовского, изготовленная после окончания им семинарии у могилы Ивана Франко во Львове. На ней живописец посиживает и глядит на то самое место на Лычаковском кладбище, где сейчас находится его могила.

Книжки, иллюстрирующие работы Я. Гнездовского

Tahir A. M., Jr. Jacques Hnizdovsky Woodcuts and Etchings. — Pelican Publishing Co, 1987. — ISBN 0-88289-487-0. В каталоге показаны все гравюры, сделанные художником; каталог богато иллюстрирован. Tahir A. M., Jr. Hnizdovsky Woodcuts 1944—1975, a catalogue raissonné. — Pelican Publishing Co, 1975. — ISBN 0-88289-149-9, ISBN 0-88289-072-7, ISBN 0-88289-150-2. В каталоге показаны гравюры, сделанные меж 1944—1975 годами; каталог богато иллюстрирован. Hnizdovsky J. Jacques Hnizdovsky Ex Libris / S. Hnizdovsky. — 1986. — ASIN B0007BYZ94. В каталоге представлены 54 экслибриса, которые живописец сделал для друзей, семьи, музеев и библиотек.

Другие материалы в этой категории: « Голдман Тодд Глейзер Милтон »

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный