Бурлюк Давид Давидович



При рождении был назван (первое имя): Давид Давидович Бурлюк
Когда родился: 9 21 июля

Где родился: хутор Семиротовщина, Лебединского уезда Харьковская губерния

Когда умер: 15 января

Где умер: Лонг-Айленд

Подданство: Российская империя
Гражданство: CША, получил Гражданство в начале 1930-х гг.
Жанр: Футуризм
Где учился: Казанское художественное училище
Одесское художественное училище
Московское училище живописи, ваяния и зодчества


Оказал влияние на: Н. Н. Сторожевский




Биография

Родился 9 (21) июля 1882 в семье агронома-самоучки Бурлюка Давида Давидовича. У него было два брата и три сестры — Владимир, Николай, Людмила, Марианна и Надежда. Владимир и Людмила были живописцами, Николай — поэтом. Они также были участниками движения футуристов.

Обучался в Александровской гимназии г. Сумы. В детстве родной брат случаем лишил Давида глаза во время игры с игрушечной пушкой. Потом прогуливался со стеклянным глазом, это стало частью его стиля.

В 1898—1910 обучался в Казанском и Одесском художественных училищах. В печати дебютировал в 1899. Изучал живопись в Германии, в Мюнхене, в «Королевской Академии» у доктора Вилли Дитца и у словенца Антона Ашбе и во Франции, в Париже, в Школе роскошных искусств Кормона.

Возвратившись в Россию, в 1907—1908 Бурлюк сошёлся с левыми живописцами и участвовал в художественных выставках. В 1911—1914 занимался вкупе с В. В. Маяковским в Столичном училище живописи, ваяния и зодчества. Участник футуристических сборников «Садок арбитров», «Пощёчина публичному вкусу» и др.

В Первую мировую войну Бурлюк не подлежал призыву, потому что у него не было левого глаза. Жил в Москве, издавал стихи, сотрудничал в газетах, писал картины.

Весной 1915 года Бурлюк очутился в Уфимской губернии (станция Иглино Самаро-Златоустовской стальной дороги), где находилось поместье его супруги. Мама Давида Бурлюка, Людмила Иосифовна Михневич, жила в это время в Буздяке — в 80 км от Уфы. За два года, проведенные тут до отъезда он успел сделать около двухсотен полотен. 37 из их составляют существенную и более колоритную часть коллекции российского искусства начала XX века, представленной в Башкирском художественном музее им. М. В. Нестерова. На сегодня музейное собрание произведений Давида Бурлюка является одним из самых полных и высококачественных собраний его живописи в Рф. Бурлюк нередко приезжал в Уфу, посещает Уфимский художественный кружок, сплотивший вокруг себя юных башкирских живописцев. Тут он сдружился с художником Александром Тюлькиным, с которым он нередко бывает на этюдах.

В 1918 году Бурлюк чудом избежал смерти во время погромов и расстрелов анархистов в Москве и опять уехал в Уфу. В 1918—1920 он гастролировал вкупе с В. Каменским и В. Маяковским по Уралу, Сибири, Далекому Востоку.

В 1920 эмигрировал в Японию, где прожил два года, изучая культуру Востока и занимаясь живописью. Тут им написано около 300 картин на японские мотивы, средств от реализации которых хватило на переезд в Америку. В 1922 поселился в США.

В Нью-Йорке Бурлюк развил активность в просоветски нацеленных группах и, написав поэму к 10-летию Октябрьской революции, стремился, а именно, снискать признание в качестве «отца русского футуризма». Был неизменным создателем газеты «Русский голос». Свои сборники, брошюры, журнальчики Бурлюк издавал вдвоем с супругой Марией Никифоровной и через друзей распространял эти издания в большей степени в границах СССР. С 1930 в течение десятилетий Бурлюк сам издавал журнальчик «Color and Rhyme» («Цвет и рифма»), частью на британском, частью на российском языках, объёмом от 4 до 100 страничек, со своими красочными работами, стихами, рецензиями, репродукциями футуристских произведений и т. п. Работы Бурлюка участвовали в выставках существовавшей в конце 1920-х — начале 1930-х годов группы русских живописцев «13».

В 1956 и в 1965 гг. посетил СССР. Невзирая на неоднократные предложения к изданию в СССР собственных произведений, ему не удалось напечатать ни строчки.

Супруга — Мария Никифоровна Еленевская (1894—1967) — мемуаристка, издатель. В 1962 году супруги сделали путешествие по Австралии и Италии, посетили Прагу, где жила его сестра. Живописные работы Бурлюка выставлялись в Брисбене.

Погиб 15 января 1967 года в г. Хэмптон-Бейз, штат New-york. Его тело было кремировано согласно завещанию и останки развеян родственниками над водами Атлантики с борта парома. Лена Шварц откликнулась на весть о его погибели стихами:

О российский Полифем! Гармонии стрекало Твой выжгло глаз, Музыка сладкая глаза нам разъедала, Как мыло, и твой мык не слышен был для нас.

Творчество

«Облако в штанах»

И — как в смерть дредноута от душащих спазм бросаются в разинутый лючок — через собственный до клика разодранный глаз лез, обезумев, Бурлюк. Практически окровавив исслезенные веки, вылез, встал, пошел и с нежностью, внезапной в жирном человеке, взял и произнес: «Хорошо!»

В. Маяковский

Бурлюк считал: «Истинное художественное произведение можно сопоставить с аккумом, от которого исходит энергия электронных внушений. В каждом произведении отмечено, как в театральном действии, определенное количество часов для любования и разглядывания его. Многие произведения вмещают в себя припасы эстет-энергии на долгие сроки, как озёра горные, из коих безустанно вытекают величавые реки воздействий, а истоки не иссякают. Таково творчество Н. К. Рериха».

Картины и картинки Бурлюка разбросаны по всему свету в музеях и личных коллекциях. Многие из их репродуцированы в его книжках либо книжках о нём. «Отец русского футуризма», Бурлюк воспринимал активное роль в выступлениях футуристов, являясь их теоретиком, поэтом, художником и критиком. Характерные футуризму эпатажность и антиэстетичность ярче всего проявлялись в его стихах:

…Душа — кабак, а небо — рвань,

Поэзия — потрепанная девка,

А краса — кощунственная дрянь…

…Звезды — червяки, опьяненные туманом…

…Мне нравится беременный мужик…

и т. д.

Маяковский вспоминал о нём: «Мой действительный учитель, Бурлюк сделал меня поэтом… Выдавал раз в день 50 копеек. Чтобы писать, не голодая». Большой энтузиазм представляют его мемуары о футуризме и В. Маяковском.

Проект формы милиции от имени Д. Бурлюка. Карикатура. 1917

Труды

Поэмы «Толстой», «Горький». Книжка «Энтелехизм», монография «Рерих. Жизнь и творчество», «Радио-манифест», сборник стихов «Бурлюк Д. 1/2 века» (1932).

Бурлюк Д. Д. Галдящие «бенуа» и Новое Российское Национальное Искусство (Разговор г. Бурлюка, г. Бенуа и г. Репина об искусстве). СПб.: Книгопечатня Шмидт, 1913. 22 с.

Роль в выставках

Выставка акварелей, пастелей и рисунков. Харьков, 1906 Свободная эстетика, Москва, 1909 «Бубновый валет» 1910 Выставка «Свободной молодежи», С. Петербург, 1911 «Бубновый валет», Москва, 1912 Выставки Уфимского художественного кружка, Уфа, 1916, 1917 Международные выставки современного искусства. Филадельфия, 1926. Выставки в галереях Нью-Йорка, Филадельфии, 1930—1960. Индивидуальные выставки в Сан-Франциско, Лос-Анджелесе, Сиэтле, Вашингтоне, Нью-Йорке. 1960-е годы. Выставка в Австралии, 1962.

Память

В Бруклине сотворен музей Давида Бурлюка. Интернациональная Академия Зауми раз в год вручает поэтическую премию, которая именуется Интернациональная отметина имени Давида Бурлюка Мемориальная доска установлена в Казани.

Киновоплощения

2004 год — сериал «Грехи отцов» — сыграл Алексей Колган 2011 год — кинофильм «Маяковский. Два денька» — сыграл Дмитрий Нагиев

Другие материалы в этой категории: « Бутч Хартман Буржуа Луиза »

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный