Родился 9 (21) июля 1882 в семье агронома-самоучки Бурлюка Давида Давидовича. У него было два брата и три сестры — Владимир, Николай, Людмила, Марианна и Надежда. Владимир и Людмила были живописцами, Николай — поэтом. Они также были участниками движения футуристов.
Обучался в Александровской гимназии г. Сумы. В детстве родной брат случаем лишил Давида глаза во время игры с игрушечной пушкой. Потом прогуливался со стеклянным глазом, это стало частью его стиля.
В 1898—1910 обучался в Казанском и Одесском художественных училищах. В печати дебютировал в 1899. Изучал живопись в Германии, в Мюнхене, в «Королевской Академии» у доктора Вилли Дитца и у словенца Антона Ашбе и во Франции, в Париже, в Школе роскошных искусств Кормона.
Возвратившись в Россию, в 1907—1908 Бурлюк сошёлся с левыми живописцами и участвовал в художественных выставках. В 1911—1914 занимался вкупе с В. В. Маяковским в Столичном училище живописи, ваяния и зодчества. Участник футуристических сборников «Садок арбитров», «Пощёчина публичному вкусу» и др.
В Первую мировую войну Бурлюк не подлежал призыву, потому что у него не было левого глаза. Жил в Москве, издавал стихи, сотрудничал в газетах, писал картины.
Весной 1915 года Бурлюк очутился в Уфимской губернии (станция Иглино Самаро-Златоустовской стальной дороги), где находилось поместье его супруги. Мама Давида Бурлюка, Людмила Иосифовна Михневич, жила в это время в Буздяке — в 80 км от Уфы. За два года, проведенные тут до отъезда он успел сделать около двухсотен полотен. 37 из их составляют существенную и более колоритную часть коллекции российского искусства начала XX века, представленной в Башкирском художественном музее им. М. В. Нестерова. На сегодня музейное собрание произведений Давида Бурлюка является одним из самых полных и высококачественных собраний его живописи в Рф. Бурлюк нередко приезжал в Уфу, посещает Уфимский художественный кружок, сплотивший вокруг себя юных башкирских живописцев. Тут он сдружился с художником Александром Тюлькиным, с которым он нередко бывает на этюдах.
В 1918 году Бурлюк чудом избежал смерти во время погромов и расстрелов анархистов в Москве и опять уехал в Уфу. В 1918—1920 он гастролировал вкупе с В. Каменским и В. Маяковским по Уралу, Сибири, Далекому Востоку.
В 1920 эмигрировал в Японию, где прожил два года, изучая культуру Востока и занимаясь живописью. Тут им написано около 300 картин на японские мотивы, средств от реализации которых хватило на переезд в Америку. В 1922 поселился в США.
В Нью-Йорке Бурлюк развил активность в просоветски нацеленных группах и, написав поэму к 10-летию Октябрьской революции, стремился, а именно, снискать признание в качестве «отца русского футуризма». Был неизменным создателем газеты «Русский голос». Свои сборники, брошюры, журнальчики Бурлюк издавал вдвоем с супругой Марией Никифоровной и через друзей распространял эти издания в большей степени в границах СССР. С 1930 в течение десятилетий Бурлюк сам издавал журнальчик «Color and Rhyme» («Цвет и рифма»), частью на британском, частью на российском языках, объёмом от 4 до 100 страничек, со своими красочными работами, стихами, рецензиями, репродукциями футуристских произведений и т. п. Работы Бурлюка участвовали в выставках существовавшей в конце 1920-х — начале 1930-х годов группы русских живописцев «13».
В 1956 и в 1965 гг. посетил СССР. Невзирая на неоднократные предложения к изданию в СССР собственных произведений, ему не удалось напечатать ни строчки.
Супруга — Мария Никифоровна Еленевская (1894—1967) — мемуаристка, издатель. В 1962 году супруги сделали путешествие по Австралии и Италии, посетили Прагу, где жила его сестра. Живописные работы Бурлюка выставлялись в Брисбене.
Погиб 15 января 1967 года в г. Хэмптон-Бейз, штат New-york. Его тело было кремировано согласно завещанию и останки развеян родственниками над водами Атлантики с борта парома. Лена Шварц откликнулась на весть о его погибели стихами:
О российский Полифем! Гармонии стрекало Твой выжгло глаз, Музыка сладкая глаза нам разъедала, Как мыло, и твой мык не слышен был для нас.
Творчество
«Облако в штанах»И — как в смерть дредноута от душащих спазм бросаются в разинутый лючок — через собственный до клика разодранный глаз лез, обезумев, Бурлюк. Практически окровавив исслезенные веки, вылез, встал, пошел и с нежностью, внезапной в жирном человеке, взял и произнес: «Хорошо!»
В. МаяковскийБурлюк считал: «Истинное художественное произведение можно сопоставить с аккумом, от которого исходит энергия электронных внушений. В каждом произведении отмечено, как в театральном действии, определенное количество часов для любования и разглядывания его. Многие произведения вмещают в себя припасы эстет-энергии на долгие сроки, как озёра горные, из коих безустанно вытекают величавые реки воздействий, а истоки не иссякают. Таково творчество Н. К. Рериха».
Картины и картинки Бурлюка разбросаны по всему свету в музеях и личных коллекциях. Многие из их репродуцированы в его книжках либо книжках о нём. «Отец русского футуризма», Бурлюк воспринимал активное роль в выступлениях футуристов, являясь их теоретиком, поэтом, художником и критиком. Характерные футуризму эпатажность и антиэстетичность ярче всего проявлялись в его стихах:
…Душа — кабак, а небо — рвань,
Поэзия — потрепанная девка,
А краса — кощунственная дрянь…
…Звезды — червяки, опьяненные туманом…
…Мне нравится беременный мужик…
и т. д.
Маяковский вспоминал о нём: «Мой действительный учитель, Бурлюк сделал меня поэтом… Выдавал раз в день 50 копеек. Чтобы писать, не голодая». Большой энтузиазм представляют его мемуары о футуризме и В. Маяковском.
Проект формы милиции от имени Д. Бурлюка. Карикатура. 1917Труды
Поэмы «Толстой», «Горький». Книжка «Энтелехизм», монография «Рерих. Жизнь и творчество», «Радио-манифест», сборник стихов «Бурлюк Д. 1/2 века» (1932).
Бурлюк Д. Д. Галдящие «бенуа» и Новое Российское Национальное Искусство (Разговор г. Бурлюка, г. Бенуа и г. Репина об искусстве). СПб.: Книгопечатня Шмидт, 1913. 22 с.