Буржуа Луиза



При рождении был назван (первое имя): Луиза Жозефина Буржуа
Когда родился: 25 декабря

Где родился: Париж

Когда умер: 31 мая

Где умер: Нью-Йорк

Гражданство: США

Жанр: скульптура

Где учился: Лицей Фенелона

В каком стиле писал: модернизм

Cамые известные картины: Maman

На него(неё) оказали влияние школа: Одилон Редон


Оказал влияние на: Ева Гессе

«Золотой лев




Биография

Луиза Буржуа родилась 25 декабря 1911. Её детство и отрочество прошли в Обюссоне. У родителей была мастерская по реставрации шпалер. В эти ранешние годы Луиза Буржуа стала свидетельницей брачных измен отца с британской гувернанткой, жившей у их в доме. Эти действия, ранешняя погибель мамы в 1932 на почве личных переживаний, попытка самоубийства и сложные дела с папой оставили глубочайшие чувственные раны, от которых Буржуа пробовала освободиться в предстоящем с помощью творчества. Дневники, которые она хранила с 1923, молвят о раздиравших Луизу Буржуа эмоциях гнева, вины, ужаса. Богатое символическое творчество Буржуа носит глубоко личный нрав, его нельзя рассматривать раздельно от её истории жизни.

В 1932 Буржуа поступила в Сорбонну, где изучала арифметику, от начертательной геометрии перебежала к геометрическму кубизму, оставила четкие науки ради неточного искусствоведения в Школе Лувра и в Школе роскошных искусств, ассистировала Фернану Леже, вела жизнь богемы, увлеклась левыми мыслями, сюрреализмом, конструктивизмом и коммунизмом. Тогда же несколько раз посетила Русский Альянс. Она начала учить искусство в 1936. В 1938 вышла замуж за южноамериканского искусствоведа Роберта Голдуотера, профессионала по первобытному искусству, который стал первым директором нью-йоркского музея первобытного искусства в 1957. В 1939 вкупе с супругом переехала в New-york. В Америке она совсем решила, что математика, политика, искусствоведение и живопись не для неё, и обратилась к скульптуре. В 1947 Буржуа сделала первую вертикальную статую из дерева, 1-ая выставка её скульптур прошла в 1949 году. В 1951 году погиб отец художницы, Луиза Буржуа получила южноамериканское гражданство. С 1960 году Буржуа начала преподавать на постоянной базе. С 1966 году стала участницей феминистского движения. В 1967 году Буржуа начала использовать мрамор и бронзу при разработке скульптур. С 1972 году художница часто посещает Италию. В 1973 году погиб супруг Буржуа, Роберт Голдуотер. В 1977 году художница получила почетную степень доктора роскошных искусств Йельского института. В 1980 году Буржуа покупает огромную студию в Бруклине. В 1982 году прошла 1-ая ретроспектива художницы — в Музее современного искусства в Нью-Йорке. В 1985 году свершилась 1-ая индивидуальная выставка художницы во Франции. В 1992 году Буржуа указывает 1-ый скульптурный энвайронмент. В 1993 году представляет США на Венецианской биеннале. В 2001—2002 в Эрмитаже прошла выставка работ Буржуа (скульптур, предметов и литографий).

31 мая 2010 года Буржуа скончалась в Нью-Йорке в возрасте 98 лет.

Творчество

Мать, бронза, 9 м, установлена у Государственной галереи Канады

Творчество Луизы Буржуа нередко именуют энциклопедией современного искусства, потому что в нём отыскали свое отражение все главные направления искусства двадцатого века — кубизм, футуризм, сюрреализм, конструктивизм и абстракционизм. Её работы — абстрактные и фигуративные, близкие к реальности и фантасмагоричные, изготовлены в разных манерах и из разных материалов, таких как дерево, мрамор, бронза, гипс, латекс и ткань.

Сначала творческой карьеры Буржуа занималась графикой и живописью. Отражение послевоенной ситуации можно отыскать в ряде запоминающихся работ художницы, показанных на её первой индивидуальной выставке. В сериях «Femme Maison» (1945—1947) и «Fallen Women (Femme Maison)» (1946—1947), Буржуа использовала технику сюрреалистов, сплавляя разные объекты: тело женщины и похожие на дома структуры. Эти работы свидетельствуют о роли художницы в качестве первопроходчика поколения дам, сломавших многие барьеры в маскулинных художественных кругах тех пор. Не считая того, на более глубочайшем уровне, эти произведения выражали чувство расстройства и бессилия перед лицом разрушительной опасности фашизма и войны.

В 1940-х Буржуа сконцентрировала свое внимание на скульптуре, за какую она в текущее время признана в качестве 1-го из ведущих мастеров двадцатого столетия. На Буржуа существенное воздействие оказал приток европейских художников-сюрреалистов, иммигрировавших в Соединенные Штаты после 2-ой мировой войны. Сначала статуи Буржуа состояли из групп абстрактных и органических форм, нередко вырезанных из дерева. В 1960-х она начала использовать латекс, бронзу и камень, сами произведения стали больше, начали отсылать к тому, что стало главной темой её творчества — травматический опыт юношества.

В конце 1960-х послевоенный бум завершился и Буржуа стала очевидцем новейшей волны революционной борьбы (1968—1975) и краха ряда диктатур. Она была не готова к этому новенькому периоду и обратилась к политике идентичности. Дистанцировав себя от социализма и левых мыслях во время периода после войны в Америке и прохладной войны, Буржуа обратилась к «альтернативной» политике, основанной на гендерных дилеммах. Обычными работами этого периода являются Sleep II (1967) и Fillette (1968), которые представляют собой интерпретации мужских половых органов.

Одной из самых значимых работ конца этого периода стала установка Разрушение отца («Destruction of the Father», 1974), представляющая собой похожую на пещеру структуру, в какой похожие на камешки фигуры окружают жертвенную плиту, на которой разбросаны части тела (в том числе кусочки реального ягненка, приобретенные в мясной лавке). Это очень тревожная работа, которая припоминает творчество 1-го из возлюбленных живописцев Буржуа, испанца Франсиско Гойи.

В 1982 Буржуа написала текст для «Artforum», озаглавленный «Child Abuse» («Жестокое воззвание с детьми»), в каком она обусловила свои художественные концепции практически вполне в рамках детских травм. Иллюстрацией этого периода является мраморная статуя Femme Maison (1983) — сидячая женская фигура с головой, напоминающей здание. В Femme Maison, сделанной в 1994, женская фигура лежит на спине без рук, голова сплавлена с домом, у которого есть малая дверь.

В 1980-х творчество Буржуа стало предметом возрастающего энтузиазма. С одной стороны, разные академические круги приветствовали её, в связи с экзистенциализмом и феминизмом. С другой стороны, юные живописцы интересовались её жизнью и работой из-за творческой независимости, использования разных стилей, ссылкам к истории искусства и чувствительности к соц вопросам.

На 1990-е пришелся новый период в творчестве Буржуа — «клетки». Одной из целей художницы было создание самодостаточного энвайронмента, независящего от музейной среды, в который можно войти. Эти конструкции представляют собой своеобразную изоляцию прошедшего опыта. Заглавие работы «Dangerous Passageway» («Опасный проход») гласит само за себя. Длиннющий проход, схожий на тюремный, идет повдоль камер с видами прошедшего и устройствами для пыток. В Cell (Choisy) (1990—1993) клеточка содержит мраморную статую дома, расположенного под большой гильотиной, напоминая сцену из ночного ужаса.

Более поздние работы (конец 1990-х -) включают серию голов и фигур из ткани, изображающих разные стадии боли и отчаяния. К примеру, в Couple IV (1997), то, что смотрится старомодным экраном из провинциального музея, показывает две безголовые тряпичные фигуры, пытающиеся заниматься любовью.

Луиза Буржуа сделала собственный особенный символический словарь, в каком личный опыт и фантазии конкретизированы в выразительные образы. К примеру, внедрение паука не является признаком арахнофобии (ужас пауков), а свидетельствует об обертывающей и терпеливой мамы. Таким же образом, швейные иглы не являются брутальными знаками, а употребляются для обозначения восстановления утрат. Дома изображены не как убежище, а в качестве камеры либо клеточки, где находится опасность утратить себя.

Широкую известность получили «Пауки» Буржуа — железные статуи больших пауков. В 1999 художница получила «Золотого льва» 48-й Венецианской биеннале.

Признание

Орден Почётного легиона (2008) Австрийский почётный символ «За науку и искусство» (2005) Премия Вольфа в области искусств (2002/3). Императорская Премия Стране восходящего солнца (1999). Государственная медаль США в области искусств (1997).

Индивидуальные выставки (1990—2009)

2009 Hirshhorn Museum and Sculpture Garden, Вашингтон 2008 «Diana + Actaeon, Der Verbotene Blick auf die Nacktheit», Museum Kunst Palast, Дюссельдорф 2008 «Луиза Буржуа», Музей современного искусства, Лос-Анджелес 2008 Museo Nazionale di Capodimonte, Неаполь 2008 La Rivière Gentille, Галерея Hauser & Wirth, Цюрих 2008 «Recent Drawings», Inverleith House, Эдинбург 2007 «Луиза Буржуа», Marlborough Gallery, Лондон 2007 Луиза Буржуа: ретроспектива, Tate Modern, Лондон; Musée National d’art moderne, Центр Помпиду; Музей Гуггенхайма, New-york, Музей современного искусства, Лос-Анджелес; The Hirshhorn Museum, Вашингтон 2007 Луиза Буржуа: новые работы, Hauser & Wirth, Лондон 2007 «Буржуа в Бостоне», Институт современного искусства, Бостон 2007 «Луиза Буржуа», Christine König Galerie, Вена 2007 «Луиза Буржуа: абстракция», Kukje Gallery, Сеул 2007 «Луиза Буржуа», Storm King Art Center, New-york 2007 «Луиза Буржуа: Crouching Spider», Филадельфийский музей искусства, Филадельфия 2007 «Луиза Буржуа: The Woven Child», Worcester Art Museum, Вустер 2007 «Fugue», Kunstmuseum Bern, Graphisches Kabinett, Берн 2006 «Луиза Буржуа», Christine Bader, Лугано 2006 «Works on Paper from the 1940s and 1950s», Peter Blum, New-york 2006 Roni Horn, Hauser & Wirth, Цюрих 2006 Goya Contemporary, Балтимор 2006 Galerie Lelong, Париж 2006 Greg Kucera Gallery, Сиэтл 2006 Walters Art Museum, Балтимор 2006 Kunsthalle Bielefeld, Билефельд 2006 Butler Gallery, Килкенни 2005 Galerie Karsten Greve, Кельн 2005 Kunsthalle Wien, Вена 2005 Gallery Paule Anglim, Сан-Франциско 2005 Neue Galerie im Höhmannhaus, Аугсбург 2005 Galleri Stefan Andersson, Умео 2005 Sublimation, Hauser & Wirth, Лондон 2005 Museum of Contemporary Art, Северная Майами 2005 Wifredo Lam Centre, Гавана 2005 Kukje Gallery, Сеул 2004 Karsten Greve, Париж 2004 Cheim & Read Gallery, New-york 2004 Центр современного искусства, Малага 2004 Daros Collection, Цюрих 2004 Akira Ikeda Gallery Muranchi, Йокосука 2004 The Fruitmarket Gallery, Эдинбург 2004 Peter Blum, New-york 2004 Galleri Stefan Andersson, Умео 2004 Galerie Scheffel, Бад Хомбург 2003 Sigmund Freud Museum, Вена 2003 Aspen Art Museum, Аспен 2003 Zacheta Gallery of Art, Варшава 2003 Paule Anglim Gallery, Сан-Франциско 2003 Akademie der Künste, Берлин 2003 Louisiana Museum for Moderne Kunst, Хумлебек 2003 Xavier Hufkens Gallery, Брюссель 2003 Shiraishi Contemporary Art, Токио 2003 Dia Center for the Arts, Beacon, New-york 2003 Frederik Meijer Gardens and Sculpture Park, Гранд Рапидс, Мичиган 2003 Galerie Karsten Greve, Кельн 2003 The Whitney Museum of American Art, New-york 2003 Irish Museum of Modern Art, Дублин 2003 White Cube Gallery, Лондон 2002 Helsinki City Art Museum, Хельсинки 2002 Palais de Tokyo, Париж 2002 Galería Soledad Lorenzo, Мадрид 2002 Galerie Karsten Greve, Милан 2002 Kukje Gallery, Сеул 2002 Fine Arts Work Center, Массачусетс 2002 Playhouse Square’s Star Plaza, Кливленд 2002 The Ace Gallery, Гамильтон 2002 Kulturhuset, Стокгольм 2002 Beaumontpublic + Königbloc, Люксембург 2002 Ars TEOR / Ética Fundacion, Сан-Хосе 2002 Museet for Samtidskunst, Осло 2002 Hauser & Wirth, Цюрих 2002 Kunsthaus Bregenz, Брегенц; Bunkier Sztuki Gallery of Contemporary Art, Краков; Akademie der Künste, Берлин 2002 Krannert Art Museum, Шампейн; Madison Art Center, Мадисон 2002 David Floria Galllery, Аспен 2001 Galerie Karsten Greve, Париж 2001 C&M Arts, New-york 2001 Cheim & Read Gallery, New-york 2001 Guggenheim Museum Bilbao, Бильбао 2001 Akademie der bildenden Künste, Вена 2001 Kunstraum Innsbruck, Инсбрук 2001 The State Hermitage Museum, Санкт-Петербург 2001 Peter Blum, New-york 2001 Rockefeller Center / Public Art Fund, New-york 2001 Galerie Fahnemann, Берлин 2001 Miriam and Ira D. Wallach Art Gallery, Columbia University, New-york 2001 Musée d’Art Américain, Giverny/FR 2001 Williams College Museum of Art, Williamstown MA 2000 Hauser & Wirth Zürich, Цюрих 2000 Galleria Karsten Greve, Милан 2000 Galerie Lelong, Париж 2000 Kappatos Gallery Athens, Афины 2000 National Museum of Contemporary Art, Kyungki-do/KS 2000 Tate Modern, Лондон 2000 Grafiska Sallskapet, Стокгольм; Norrköpings Konstmuseum, Norrköping 2000 Göteborg Museum of Art, Гетеборг 2000 Jardin des Tuileries, Париж 1999 Minneapolis Institute of Arts, Миннеаполис 1999 Galerie Lelong, New-york 1999 Wexner Center for the Visual Arts, Колумбус 1999 Remba Gallery, Западный Голливуд 1999 Piece Unique, Париж 1999 Museo Nacional, Centro de Arte Reina Sofìa, Мадрид 1999 Kunsthalle Bielefeld, Bielefeld 1999 Jaffe-Friede & Strauss Galleries, Hopkins Center, Dartmouth College, Ганновер 1999 Maier Museum of Art, Randolph-Macon Woman’s College, Lynchburg 1999 Galerie Karsten Greve, Кельн 1999 Galerie Paula Böttcher, Берлин 1999 Galerie Seitz-von Werder, Берлин 1999 Ernst-Museum, Будапешт 1998 Serpentine Gallery, Лондон 1998 Centro Cultural de Belém, Лиссабон 1998 Barbara Krakow Gallery, Бостон 1998 Wood Street Galleries, Питсбург 1998 The Art Gallery of Ontario, Торонто 1998 The Whitney Museum of American Art, New-york 1998 Galerie Lars Bohman, Стокгольм 1998 Malmö Konsthall, Мальме 1998 Espace Saint-François, Лозанна 1998 Musée d’Art Contemporain, Бордо 1998 North Carolina Museum of Art, Рейли 1998 The Art Gallery of Ontario, Торонто 1998 The Lotos Club, New-york 1997 The Arts Club of Chicago, Чикаго 1997 Xavier Hufkens Gallery, Брюссель 1997 Prada Foundation, Милан 1997 Rhona Hoffman Gallery, Чикаго 1997 Cheim & Read Gallery, New-york 1997 The Contemporary Arts Center, Цинциннати 1997 Centro Cultural da Light, Рио-де-Жанейро 1997 Marion Locks Gallery, Филадельфия 1997 Centro Cultural Banco Cultural do Brasil, Рио-де-Жанейро 1997 Galerie Karsten Greve, Париж 1997 Galerie Karsten Greve, Кельн 1997 Brooklyn Academy of Music, Бруклин 1997 Robert Miller Gallery, New-york 1997 Yokohama Museum of Art, Йокогама 1996 Hauser & Wirth Zürich, Цюрих 1996 Galerie Soledad Lorenzo, Мадрид 1996 University Art Museum, University of California, Беркли 1996 The Drawing Center, New-york 1996 The List Visual Art Center, Massachusetts Institute of Technology, Кембридж 1996 The Art Gallery of Ontario, Торонто 1996 Fundacão Cultural de Curitaba/Museu da Gravura, Куритиба 1996 Gallery Paule Anglim, Сан-Франциско 1996 Ville de Choisy, Service municipal d’arts plastiques, Choisy le Roi 1996 Galerie Karsten Greve, Кельн 1996 Deichtorhallen, Гамбург 1996 Musée d’art contemporain de Montréal, Монреаль 1996 Baumgartner Galleries, Вашингтон 1996 Rupertinum, Зальцбург 1996 Galerie Samuel Lallouz, Монреаль 1996 Gallery Josedoff / Harry Jack Gray Center, University of Hartford, Westford 1996 Centro Andaluz de Arte Contemporaneo, Севилья 1996 Museo Rufina Tamayo, Мехико 1996 ORIEL, The Arts Council of Wales Gallery, The Friary, Кардифф 1996 Bonnefanten Museum, Маастрихт 1995 Museo del Arte Contemporanéo, Монтеррей 1995 Museum of Modern Art, Оксфорд 1995 Barbara Mathes Gallery, New-york 1995 National Gallery of Victoria, Melbourne 1995 Museum of Contemporary Art, Сидней 1995 Galerie Piece Unique, Париж 1995 Galerie Karsten Greve, Кельн 1995 Galerie Karsten Greve, Париж 1995 Galeria Rudolfinum, Прага 1995 Théâtre du Vieux Colombier, Париж 1995 Walker Hill Art Center, Сеул 1995 Mitsubishi-Jisho Artium, Fukuoka 1995 École Nationale des Beaux-Art de Bourges, Bourges 1995 Центр Помпиду, Париж 1995 Helsinki City Art Museum, Хельсинки 1995 Musée d’Art moderne de la Ville de Paris, Париж 1995 Musée du Dessin et de l’Estampe Originale, Гравелин 1995 Bibliothèque Nationale, Париж 1994 «The Locus of Memory», The Corcoran Gallery of Art, Вашингтон 1994 Museum of Modern Art, New-york 1994 Galerie Karsten Greve, Кельн 1994 Galerie Karsten Greve, Милан 1994 Kestner-Gesellschaft, Hanover 1994 Archives of American Art, New-york 1994 Marion Locks Gallery, Филадельфия 1994 Peter Blum, New-york 1994 Galleria Karsten Greve, Милан 1994 Galerie Espace, Амстердам 1994 The Saint Louis Art Museum, St. Louis 1994 Nelson-Atkins Museum of Art, Канзас 1994 Brooklyn Museum of Art, Бруклин 1993 Венецианская биеннале, южноамериканский павильон 1993 Ginny Williams Family Foundation, Денвер 1993 Galerie Ramis Barquet, Monterrey 1993 Laura Carpenter Fine Art, Санта Фе 1993 Jan Weiner Gallery, Topeka 1993 Linda Cathcart Gallery, Санта Моника 1992 Galerie Karsten Greve, Париж 1992 National Gallery of Art, East Wing, Вашингтон 1992 Barbara Krakow Gallery, Бостон 1992 The Fabric Workshop, Филадельфия 1992 Second Floor, Reykjavik 1992 Milwaukee Art Museum, Milwaukee 1992 Ydessa Hendeles Art Foundation, Торонто 1992 Parrish Art Museum, Southampton 1991 Galerie Lelong, Цюрих 1991 Kunstmuseum Bern, Берн 1991 Kröller-Müller Museum, Otterlo 1991 Robert Miller Gallery, New-york 1991 Ydessa Hendeles Art Foundation, Торонто 1990 Galerie Karsten Greve, Кельн 1990 Barbara Gross Galerie, Мюнхен 1990 Fondación Tàpies, Барселона 1990 Galerie Krinzinger, Вена 1990 Linda Cathcart Gallery, Санта Моника 1990 Ginny Williams Gallery, Денвер 1990 Monica Sprüth Galerie, Кельн 1990 Riverside Studios, Лондон 1990 Städtische Galerie im Lenbachhaus, Мюнхен 1990 Musée d’art contemporain, Lyon 1990 Karsten Schubert, Лондон

Общественные коллекции

Australian National Gallery, Канберра Bibliotheque Nationale de Paris, Париж British Museum, Лондон Carnegie Museum, Питтсбург Cleveland Museum of Art, Кливленд Corcoran Gallery of Art, Вашингтон Denver Art Museum, Денвер Grafische Sammlung Albertina, Вена Hirshhorn Museum and Sculpture Garden, Вашингтон Kröller-Müller Museum, Otterlo Kunstmuseum Basel, Базель Kunstmuseum Bern, Берн Metropolitan Museum of Art, New-york Moderna Museet, Стокгольм Museum Ludwig, Кельн Museum of Modern Art, New-york Museum Moderner Kunst, Вена Монреальский музей современного искусства, Монреаль Musée National d’Art Moderne, Centre Georges Pompidou, Париж National Gallery of Art, Вашингтон Государственная галерея Канады, Оттава Philadelphia Museum of Art, Филадельфия Reina Sofia, Мадрид Solomon R. Guggenheim Museum, New-york Tate Collection, Лондон Uffizi Museum, Флоренция Walker Art Center, Миннеаполис Whitney Museum of American Art, New-york

Цитаты

«Два изображения её родителей могут считаться иллюстрациями и в истории искусства ХХ века, и в истории психоанализа. „Разрушение отца“ (1974) с разбросанными по комнате частями родительской плоти, работа, которая на данный момент находится в неизменной коллекции музея центра Помпиду, и „Мать“ (1999), серия многометровых железных пауков на больших тонких ногах с телом-корзиной, в какой лежат большие паучьи яичка. Странноватое заглавие для паука, как может показаться. Угрожающая восьмиметровая мать с яичками может выражать любые чувства, но наименее всего материнскую нежность. Буржуа сама все растолковала. „Почему паук? — отвечала она на вопросы,— да так как моим самым близким другом была моя мать. Она была таковой же умной, терпеливой, незапятанной, рассудительной и неотклонимой, как паук. И она искусна оградить себя“. Мама занималась ткачеством — семья держала небольшую фабрику ковров, и история девицы Арахны, уличившей богов-отцов в прелюбодеяниях и заставленной за это вечно плести паучьи сети, казалась Луиз Буржуа одним из наилучших древних легенд. Арахнофобия перевоплотился для неё в арахнофилию» — А. Тарханов, «Коммерсантъ», 2011.

Другие материалы в этой категории: « Бурлюк Давид Давидович Буало Филип »

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный