Владимир Татлин родился 16 (28) декабря 1885 в Москве в семье железнодорожника. После погибели мамы семья переехала в Харьков. В 13 лет удрал из дома, жил случайными заработками, плавал юнгой в Турцию, помогал богомазам и театральным декораторам. В 1902 поступил в Столичное училище живописи, ваяния и зодчества, но уже через год был отчислен «за неуспеваемость и неодобрительное поведение». Потом с 1905 по 1910 годы занимался в Пензенском художественном училище.
В 1906 году вкупе с российской кустарной выставкой посетил Париж, выступая в качестве проф музыканта-бандуриста.
В 1910-х участвовал в выставках таких объединений, как «Мир искусства», «Союз молодёжи», «Бубновый валет» и «Ослиный хвост».
В 1913 году посетил мастерскую Пабло Пикассо.
В 1915 году участвовал в знаменитой Последней футуристической выставке 0.10, представив свои «контррельефы» (вещественный подбор), большие произведения, понимаемые как «беспредметные», построенные на сравнении разных материалов.
В 1923 году поставил в ГИНХУКе как режиссёр, сценограф и актёр спектакль по поэме В. Хлебникова «Зангези».
В 1925—1927 — доктор в Киевском Художественном Институте . Посреди учеников были ставшие потом известными: И. Каракис и др.
В 1927—1930 — доктор ВХУТЕИНа в Москве.
В 1930—1940-х годах Татлин был обязан работать как книжный живописец и сценограф.
Скончался в Москве 31 мая 1953 года. Кремирован и захоронен в 106 секции колумбария Новодевичьего кладбища
Потомки Внебрачный отпрыск от Нины Игнатьевны Бам (1901—1975) — Анатолий Сергеевич Ромов (р. 1935), русский и русский прозаик, сценарист. Внуки: Сергей Анатольевич Ромов. Филипп Анатольевич Ромов. Нина Анатольевна Ромова.Творческий путь
Владимир Татлин стал известен не столько живописью и контррельефами (которые некие искусствоведы считают продолжением разработок Пабло Пикассо), но, в основном, проектами, которые предназначались для реализации в жизнь, но не дошли до производства, так и оставшись мыслями, которые продолжают фигурировать в виде реконструкций и эскизов до сего времени («Памятник III-му Интернационалу», «Летатлин», «Нормаль-одежда»).
Понятно противоборство Владимира Татлина концепциям Казимира Малевича, настаивавшего на форме и цвете, в то время как Татлин предлагал «ставить глаз под контроль осязания», связывал искусство с жизнью. Существует даже исторический смешной рассказ о случае, когда Татлин вышиб стул из-под Малевича, предложив ему посидеть на геометрии и цвете.
Работы В. Татлина вдохновили германских художников-дадаистов, которые сообразили их как революцию в искусстве. Известна фото Георга Гроса и Джона Хертфилда, держащих плакат с надписью «Искусство умерло — Да здравствует машинное искусство Татлина!».
Утопический потенциал конструктивизма, художника-участника промышленной революции полностью был реализован В.Татлиным при разработке проекта летательного аппарата, получившего заглавие «Летатлин». Формы этого проекта, отдаленно напоминающего картинки Леонардо Да Винчи, воспроизведённые в XX веке, предъявляют конструктивизм как недостижимую мечту об органичном единении людского и машинного (см. Конструктивизм (искусство)). «Летатлин» выставлялся в Пушкинском музее искусств. Также было несколько попыток произвести реальные тесты «Летатлина» как летательного аппарата грядущего. Тесты так и не состоялись по различным причинам.
Единственная прижизненная индивидуальная выставка Владимира Татлина свершилась в 1932 году. В предстоящем, когда, все «формальные» направления были искоренены победившей идеологией социалистического реализма, Татлин сотрудничал с театром и возвратился к живописи.
Татлин погиб в 1953 году, но его наследство оказалось нужным поначалу в 1960-е, а потом — в 1990-е годы в Европе и Рф. Проводились ретроспективные выставки, его проекты реконструировались и цитировались разными живописцами, наследство В. Татлина стало одним из знаков российского авангарда.
Известные работы
Башня Татлина (слева) на марке 2000 года Матрос (Автопортрет), 1911, Российский музей, Петербург «Монумент III Коммунистического Интернационала» либо «Башня Татлина» 1919—1920 «Летатлин», летающий аппарат (орнитоптер), 1929—1932, Музей истории авиации, Монино, Столичная область Череп на раскрытой книжке, 1948—1953.Творческое наследство
Работы Татлина находятся в собраниях:
Гос Третьяковской галерее ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве ГЦТМ им. А. А. Бахрушина в Москве Муниципальном Российском музее в Санкт-Петербурге.