Спасский Евгений Дмитриевич



Когда родился: 1900

Где родился: Киев

Когда умер: 1985

Гражданство: СССР

Жанр: Религиозная живопись


Биография

Е. Спасский. 20-е годы

Родился в 1900 году в Киеве. В 1902 году семья Спасских переселяется на Кавказ, а позднее переезжает в Тифлис. К рисованию у Евгения «с самого юношества была большая тяга». В 12 лет Евгений Спасский, молча родителям, поступает в Тифлисскую школу живописи, ваяния и зодчества при Императорской Академии художеств. В собственных «Воспоминаниях» живописец писал:

Это была моя стихия. Я бежал туда после гимназии и со священным трепетом, практически не дыша, замирал на два – два с половиной часа над своим листом бумаги, прикрепленным к доске... И когда пропадали штришки и полосы карандаша, выявлялась жизнь, трепещущая, мерцающая, живущая кроме тебя...

Молодые годы художника пришлись на эру становления российского авангардизма. Позднее живописец вспоминал:

Был футуристом, и кубистом, и пуантилистом, импрессионистом, конструктивистом и, в конце концов, супрематистом

В 1914 году происходит 1-ая встреча с футуристами Владимиром Маяковским, Давидом Бурлюком и Василием Каменским. У Евгения самые теплые и дружественные дела сложились с Давидом Бурлюком. В том же году семья Спасских поселяется в Самаре. В короткой автобиографии Спасский упоминает, что начал выставляться вкупе с Бурлюком, будучи еще учеником гимназии. В 1917 году он оканчивает Первую самарскую мужскую гимназию и отчаливает в Москву, где продолжает участвовать в выставках вместе с Д. Бурлюком. Тогда же по протекции Бурлюка Спасский поступает в московскую художественную Студию М. Леблана, П. Бакланова и М. Северова на Тверской. Зима и весна 1917—1918 гг. были решающими в формировании творческих устремлений художника. В этот период Спасский в первый раз попадет на поэтические и лекционные выступления Андрея Белоснежного, которые будет вспоминать с одушевлением даже многие годы спустя.

Огромное Сибирское турне. 1919 год. На первом плане: Д. Бурлюк, Е. Спасский

Весной 1918 года у Давида Бурлюка созревает план совместной летней работы и осенней поездки по Восточной Рф, нареченной позже «Большим сибирским турне». Посреди городов, через которые пролегал маршрут «Большого сибирского турне» были Уфа, Челябинск, Омск и др. В каждом городке устраивалась выставка. Кроме картин Д. Бурлюка и Е. Спасского на выставках также показывались произведения местных живописцев. В Омске Спасский выяснит о планах Бурлюка покинуть Россию. Как понятно из «Воспоминаний» художника, Спасский не решается принять предложения Бурлюка и они расстаются. Война равномерно докатилась до Омска. Город был занят войсками Колчака. Спасскому не было к тому же 19 лет, когда его забрали в армию. Спустя некое время по доносу штабного начальства он попадает под арест и оказывается в Омской кутузке. Из камеры каждый денек по несколько человек уводят на расстрел. Спасскому удаётся избежать расстрела и освободиться из кутузки благодаря хлопотам, как он пишет в «Воспоминаниях», некоего казака-офицера в чине капитана, посещавшего выставки и поэзоконцерты. Живописец отчаливает на вокзал с целью покинуть город, где встречает В. Янчевецкого. Янчевецкий, знавший Спасского по поэзоконцертам, предлагает ему работу в передвижной типографии, которую тогда возглавляет. Практически два года путешествует по стальной дороге, делает клише, вырезает из линолеума заставки, виньетки и картинки. Сюда же на работу к для себя редактор берет поэта Бориса Четверикова и писателя Всеволода Иванова. Оформление книжек и нот потом в протяжении пары лет будет одной из статей дохода Спасского. Красноватый фронт приближался, Янчевецкий, эвакуируясь на Восток, поручил Спасскому доставить типографию в Иркутск. Но скоро поезд захватили красноватые. Спасский оказался в Ново-Николаевске, где стал очевидцем катастрофической смерти сотен боец белоснежной армии, оставленных на произвол судьбы своим командованием. Из Ново-Николаевска в конце 1920 года живописец ворачивается в Самару, где поначалу ведет кружок в местном отделении Пролеткульта, а потом работает в декоративной мастерской военного окрестность. Тогда же в Самару перебралось много столичных друзей: «художников, архитекторов, поэтов, бежавших из Москвы от голода». В этот период живописец читает сочинения Э. Сведенборга, Ф. Ницше, Я. Бёме, А. Безант и Е. Блаватской и др. Духовный поиск приводит художника в церковь, но там он наталкивается на «разрыв и полное невежество». В конце концов, Спасскому попадается книжка германского философа, основоположника антропософии Р. Штейнера, о которой он отзывается так:

Она сразу поражает собственной конкретностью, собственной бездонной правдой. Той правдой, которую, кажется, находил всю жизнь.

Суровое увлечение антропософией Спасский пронесёт через всю жизнь. В 1922 году Спасский вступает в Столичное антропософское общество.

В 1921 году Спасский опять попадает в Москву, поступает во ВХУТЕМАС, получает комнату в студенческом общежитии и сразу работает художником в Союзе поэтов. Наряду с учебой во ВХУТЕМАСе Спасский работал также в кафе «Домино», занимался оформлением книжек, брошюр, плакатов и афиш к поэзоконцертам, проходившим тут же в кафе. В период сотрудничества Спасского в ВСП союзом повсевременно устраивались лекции и диспуты, публиковались сборники стихов. На эстраде ВСП выступали: В. Брюсов, С. Есенин, Р. Ивнев, В. Шершеневич, В. Каменский, В. Маяковский, В. Мейерхольд, Б. Пастернак и др. Союзом был издан сборник СОПО. В это время Спасский сотрудничает в ПУРе (Политическое управление республики), где работали Брюсов, Маяковский: инструктирует московские клубы по оснащенности декорациями. В 1922 году на одном из вечеров во ВХУТЕМАС Спасский встречает В. Хлебникова. Зиму и весну 1922 года Хлебников прожил у Спасского. Период 1922—1923 годов отмечен в жизни художника также встречей с музыковедом и филологом, поэтом и антропософом Борисом Леманом. Леман пригласил Спасского в Петербург, потому что тогда являлся секретарем Петербургского отделения Российского антропософского общества. Полгода живописец жил и работал в Северной столице. В 1923 г. Антропософское общество было закрыто, а посреди 20-х годов Лемана сослали в Среднюю Азию. Недолговременное знакомство с Леманом, по словам самого художника, оказало на него сильное воздействие. Позже, в зрелые годы Спасский делает портрет собственного духовного наставника, одну из наилучших его работ.

В 1923-24 годах Спасский преподает в Сухановской школе. 1925—1935 годы — работает в цирке, в качестве режиссёра и шпрех-шталмейстера, другими словами директора, потом ассистентом режиссёра в театре Е. Вахтангова, пишет портреты, оформляет книжки, сотрудничает в издательстве «Музгиз». Сразу сотрудничает с конструкторами Фоминым (Роспись лазарета в Лефортове), Душкиным (станция метро «ЗИС», интерьеры «Детского мира»). В 1935 году начинает заниматься реставрацией икон и расписывать храмы.

В 40-е годы (1942—1945) переезжает в Тбилиси, где живет семья супруги, работает художником-декоратором в Театре оперы и балета им. З. Палиашвили.

После войны изучает иконопись и прямо до начала 70-х годов занимается реставрацией и расписывает храмы. В последние годы выступал в роли ведущего музыкальных вечеров, устраиваемых вместе с виолончелисткой солисткой ГАБТ Ирой Алексеевной Морозовой.

Скончался живописец в 1985 году.

Дмитрий Иосифович(отец), Сергей (брат), Женя и Екатерина Евгеньевна (мама) Спасские Семья Отец — Спасский-Медынский Дмитрий Иосифович.

Отец Евгения Спасского, Дмитрий Иосифович, происходил из известного священнического рода и был человеком художественно даровитым. Е. Д. Спасский пишет о собственном отце в «Воспоминаниях»:

Отец мой был многогранно профессиональным человеком. За которую область искусства он ни брался, всегда достигал огромных результатов; но всё несчастье его было в том, что он был очень увлекающийся и непостоянный человек. Он не мог тормознуть ни на одной какой-либо отрасли искусства и заниматься ею всю жизнь. То он лепил, то отрисовывал, то писал прозу, то переходил на стихосложение…. В Киеве он обучался рисованию в Школе живописи, ваяния и зодчества. По вечерам пел в хоре, организованном киевским композитором С. Н. Лысенко и всегда обожал театр и музыку. Где бы мы ни жили у нас повсевременно, по определенным денькам собирались музыканты, поэты, писатели, живописцы и актеры.

— «Мемориальная квартира Андрея белоснежного на Арбате» Выставка из цикла «Современники Андрея Белого»

Мама — Екатерина Евгеньевна Спасская. Брат — Спасский Сергей Дмитриевич — русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературный критик. Супруга — ?

Творчество

Стиль художника

Е. Д. Спасский творил в большей степени в религиозно-визионерской традиции. Он начинал собственный путь в как авангардист и футурист, но в 30-е годы от увлеченности авангардом живописец перебегает к исследованию евро Ренессанса и православной иконописи. Знакомится с патриархами Тихоном и Алексием (Симанский), пишет на заказ иконы.

В общей трудности около 14 лет Спасский предназначил церковной стенописи. В русские годы, когда видные деятели культуры оказались в эмиграции и живое церковное искусство было практически уничтожено, Спасский делает свои главные религиозно-мистические полотна, где он указывает возможность синтеза иконописи и живописи Возрождения. Реставрация икон и роспись церквей, суровое исследование иконописи почти во всем обусловили не только лишь способ, но сюжеты и иконографию мастера.

Был последователем Р. Штейнера и сделанной Штейнером антропософии. Антропософские мотивы доминируют в его позднем творчестве.

Выставки

При жизни Спасского состоялись только две его выставки: в ДК Института атомной энергии им. И.Курчатова и в стенках Шуйского историко-художественного музея. В ближайшее время его работы выставлялись не один раз на столичных выставочных площадках (Музей в бывш. ц. Симеона Столпника, выставочные залы «Беляево», «Кунцево», «На Каширке» и др.) и вызвали значимый резонанс в умственной и художественной среде.

Наследство Е. Д. Спасского довольно велико — согласно сохранившемуся каталогу, около 600 работ. Самая ранешняя из узнаваемых датирована 1923 г. Его произведения находятся в Гос Третьяковской галерее, Муниципальном Литературном музее, Шуйском историко-художественном музее, Краеведческом музее с. Васильевское, в музеях Соликамска, Рузы, Иркутска, в музее Д. Бурлюка в США, личных собраниях Рф, США, Канаде, Франции, Румынии, Германии.

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный