Радимов Павел Александрович



При рождении был назван (первое имя): Павел Александрович Радимов
Когда родился: 11 сентября

Где родился: село Ходяйново

Когда умер: 12 февраля

Где умер: Хотьково

Страна: Российская империя


Биография

Родился в деревне в Рязанской губернии, в семье сельского священника, в избе 90-летнего деда отца Никанора. И прадеды, и отец и дед художника были попками либо сельскими дьячками. Совместно с 2-мя своими братьями получил духовное образование — с 9-ти лет в Зарайском духовном училище и Рязанской семинарии.

О годах ученичества, проведенных в этом заведении, он вспоминал: «Зарайск! Туда возил меня зимней дорогой, за 20 5 верст, сероватый мерин… Летом на широкой тележке, на жесткой дерюге, накрывавшей мешки ржи, приезжал я на постоялый двор… где пил чай с изюменным ситным. Позже с мешком и сундуком, где лежало белье, шерстяные чулки и материны пышки, отец провожал меня в кремль, в каменное двухэтажное здание училища. Там я был должен жить восемь месяцев в году и получать знания».

Пойло

Всякая дрянь напихалася за денек в огромную лоханку: Здесь кожица огурцов, корки, заплесневший хлеб; В желтоватых помоях из щей, образуемых с мыльной водою, Плавает корнем наверх вялый обмусленный лук; Рядом лежит скорлупа и ошметки от старенькой подошвы, Очень намокнув в воде, медлительно идут ко дну. Всклянь налилася лоханка, пора выносить поросятам, — В черном они котухе подняли жалобный визг. Древняя бабка Аксинья, в подтыканной наверх поневе, Взявши за ушки лохань и, поднатужась, несет. Вылила смачное пойло она поросятам в корыто. Чавкают, грузно сопят, к бабе хвосты обратив.

Отказавшись принять сан, в революционный 1905 год он без паспорта отчаливает в Москву, где решает поступить в Столичное училище живописи, ваяния и зодчества. Берет уроки в студии Большакова. Но в конечном итоге в 1906 году поступает на филологический факультет Казанского института (в столичные институты семинаристов не воспринимали), который кончает в 1911 году с дипломной работой о Гомере («Гомер в произведениях греческих художников»). Сразу обучался живописи, брал уроки у Н. И. Фешина. С 1908 года выступает как живописец.

В 1912 году вышла 1-ая книжка стихов «Полевые псалмы», отмеченная как перспективная; 2-ая книга Радимова — «Земная риза» в целом разочаровала критиков. Он встал в число крестьянских поэтов, его стихи читают вкупе с Есениным и Клюевым. В 1914 году вышел сборник гекзаметров «Попиада». В 1914—1916 гг. — сотрудник газеты «Сибирская жизнь» и журнальчика «Сибирский студент».

С 1911 года принят экспонентом в Приятельство передвижников (дебютируя на 39-й выставке), а в 1914 году становится его членом по советы Поленова и Репина за картину «Старый мезонин». Преподавал историю искусства в Казанской художественной школе.

В 1917 году в Казани заведывал отделом искусств Наркомпроса Татарии. Интенсивно включился в культурно-агитационную работу, продолжая параллельно заниматься поэзией и живописью. В 1918 году избран главой приятельства передвижников.

В 1921 году П.Радимов приезжает с выставкой собственных работ в Москву, а в 1922 году вместе с живописцами Григорьевым и Наумовым учавствует в организации АХРРа. В конце 20-х годов XX века преподаёт в Училище памяти 1905 года.

В 1922 г. выпустил сборник стихов «Деревня». Избирался председателем Всероссийского Союза поэтов, работал в Кремле, дружил с Луначарским, Ворошиловым и Буденным, также с Есениным, своим земляком. В 1926 году с делегацией живописцев он едет в Финляндию к Репину. В Пенатах делает портрет Репина (он хранится в Третьяковской галерее).

«Парад на Красноватой площади», 1948 год

С течением времени Радимов попал под кампанию «раскулачивания кулацких поэтов», после этого «переключился на пейзажно-описательную лирику с элементами социалистической бутафории (красноватый флаг на дугах тележки и проч.)». В следующие годы работал в большей степени в области живописи. Много путешествовал по Русскому Союзу, писал об увиденных краях стихи и картины.

С 1930-х годов поселился в Хотьково, где много отрисовывал, а позднее — в Ново-Абрамцевском посёлке, где жил с 1932 года. В 1957 году открыл в Абрамцеве народную выставку «для свободного и бесплатного посещения всех, кто любит искусство».

Скончался в собственном доме в Хотьково 12 февраля 1967 года. Похоронен на Хотьковском кладбище Сергиево-Посадского района. Перезахоронен на Столичном Введенском кладбище.

Семья Татьяна Павловна Радимова (1916—2000) — дочь, художница. Живописец. Заслуженный работник культуры Рф, член МОСХа. Обучалась у отца в МГХИ им. В. И. Сурикова до 1941 г. Писала пейзажи и стихи. Создатель книжки о собственном отце. Мария Павловна Радимова (р.1915) — дочь Радимова и художницы Марии Медведевой (дочери художника Григория Медведева), замужем за Константином Павловичем, художница-пейзажист. Иван Александрович Радимов — брат художника, академик живописи. В статье приведена его картина из собрания музея «Зарайский кремль», нареченная тут «Парад Победы». По сути деле картина именуется «Конница Белова в Зарайске» Радимов, Сергей Павлович — отпрыск Радимов, Сергей Сергеевич (1964) — внук Радимова, Екатерина Сергеевна — внучка Радимов, Павел Сергеевич (1987) — правнук

Черта живописи

«Улица в Казани», 1929 г.

Его 1-ые живописные работы, повествующие о Казани и Казанской губернии, часто начали появляться с 1908 года («Окраина Казани», 1908; «Суконная слобода в Казани. Зима», 1910; «Рыбный рынок в Казани», 1911; «Пожарная каланча в Казани», 1917; и проч.). В 1-ые десятилетия собственной работы изображал в большей степени избушки и «огороды затихших глухих деревень».

Был членом Приятельства передвижников и последним его председателем — темы и стиль этого направления приметны в его работах. Когда в 1918 году скончался председатель Приятельства передвижных выставок Н. Н. Дубовской, Радимов был избран председателем Приятельства, достигнул в 1922 году организации 47-й выставки передвижников.

В связи с закрытием 47-й выставки передижников он выступил с докладом на, казалось бы, беспритязательную тему «Об отражении быта в искусстве». Этот доклад, встреченный обезумевшими атаками всего «левого» фронта, содействовал организации русской Ассоциации живописцев революционной Рф (АХРР). Как говорит каталог выставки АХРРа 1933 года: «В 1922 г. на 47-й передвижной выставке выступил с докладом о реалистическом искусстве, отражающем русский быт. Доклад послужил началом огромного русского публичного художественного движения, оформившегося в виде АХРР (Ассоциация живописцев революционной Рф)». В 1922 году Радимов вошел в АХРР.

Уже в 1922 году Радимов в составе первой маленький бригады русских художников-реалистов отчаливает с этюдником на заводские зарисовки и пишет литейный цех. Как живописец находился на партийных съездах, делая эскизы к портретам вождей, сделал картины «Заседание в Кремле», «Выступление Троцкого на II конгрессе Коминтерна». Ему отведена мастерская в Кремле, совместно с его другом Евгением Кацманом, секретарем АХРРа, и Давидом Штеренбергом. Он делает эскизы заседаний съездов, участников III конгресса Коминтерна, много этюдов старенького и освеженного Кремля. Содействовал строительству Дома Живописцев на Масловке.

В 1928 году на юбилейной выставке 10-летия Красноватой Армии (10-я выставка АХРР — «10 лет РККА»), одним из организаторов которой он стал, Радимов выставляет огромную картину на историко-революционную тему «Люди в рогожах» (баржа с революционерами-смертниками, спасенными из белогвардейского плена — именитая баржа Колчака в Сарапуле), позже выставленную в центральном зале Русского павильона в Венеции.

Радимов в старости, Хотьково

После «кампании раскулачивания кулацких поэтов» занимается фактически одной живописью. Организует Столичный областной альянс живописцев, избирается его первым председателем. Не усердствует в теме социалистического реализма, введённого АХРРом, предпочитая пейзаж.

После революции возникают циклы пейзажных работ Радимова, посвященные Башкирии, Чувашии, Марийской земле, Средней Азии и, в конце концов, средней полосе Рф и Подмосковью.

Последняя индивидуальная прижизненная выставка художника прошла в Москве в 1962 году и была посвящена его 75-летию. В 2005 году галерея «Золотой плес» показывала выставку «Павел Радимов. Передвижник и поэт» в Каминном зале Дома журналиста (Москва). В 2007 году в Казани свершилась посмертная выставка к 120-летию со денька рождения.

Черта поэзии

Весна (кусок)

Виден весь двор мужчины Агафона: омшанник, закуты Для лошадок и скотин, с дверями все, катухи. Овцы глядятся гурьбою через дранки набитой решетки, Мордою мерин гнедой ткнулся в тележку. Об ось Чешет заржавелый бок отлежавшийся за зиму боров. Куры в траве клюют выбитый колос пустой. К ним воробьи налетели, пробуждались стаей с застрехи, Подняли щебет таковой, что и скворцу не стерпеть, Он только с прошлого дня домовничает в новейшей скворешне, Хитрецкий резьбой Агафон вывел над нею князек, Полочку заместо крылечка приделал и прутик запихнул, Поднял на длинноватом шесте певчему гостю жилище. «Эк заливается птица!» — промолвил хозяйке владелец, — «Значит, весна напрямки к нам на деревню пришла». Баба, помои плеснув и поневу спустив над коленкой, Поспешила быстрей с шайкою в избу войти. А Агафон, засучив рукава, что есть силы стукнул Вилами в жирный навоз, пласт отрывая сырой.

До революции был близок к кругу акмеистов, в 20-е годы — «новокрестьянских» поэтов и Есенину. В 1922 году перевёл с монгольского языка произведения Ф.Бурнаша, Г.Губайдуллина, Г.Ибрагимова, А.Камала, А.Тукаева (притча «Шурале») и др.

Как отмечает «Литературная энциклопедия» (1929-39): «ранние стихи Радимова свойственны, с одной стороны, пантеистически окрашенными мотивами („Полевые псалмы“), а с другой — мотивами, близко соприкасающимися с тем течением в акмеизме, которое представлено дореволюционным творчеством Нарбута и Зенкевича. Радимов в ряде стихов делает истинные гимны плоти, отрисовывают образы „зверья первозданного“, первобытного человека с его буйными и простыми инстинктами самца, хищника, охотника. Но уже со 2-ой книжки в творчестве Радимова возникает тема российской деревни, ставшая центральной и основной для него. Его деревенские стихи описательны и статичны; натуралистически выписанная деталь выдвигается на 1-ый план: „Вымя, нагрубшее за денек, скотина несет над землею, низковато, как полный сосуд, капли на сосках дрожат“».

Исследователи отмечают: «В предстоящем Радимов нередко эксплуатировал отысканный им прием: бытовые рисунки российского села, описанные праздничным „древним“ размером, давали эффект внезапной современной стилизации „Трудов и дней“ Гесиода». Позднее стихи были собраны им в единую книжку, в разном объёме выходившую несколькими изданиями (Казань, 1922; Ревель, 1923; Берлин, 1923; Москва, 1924 и 1926).

В 1926 году П.Коган ещё писал о нём: «Поэзия Радимова подходящая, может быть, самая подходящая поэзия в наше время… Революция уперлась в делему крестьянина», а скоро Радимов уже попал под «кампанию раскулачивания кулацких поэтов». В 1935 году о нём пишут: «Революционная перестройка деревни после Октября практически не затронута в творчестве Радимова. В созерцательной поэзии …идеализирующей и утверждающей старозаветный деревенский уклад, сказалось воздействие кулацких настроений». Его книжки «Земное» (изд. 1927) и «Полевые псалмы» (изд. 1912) были запрещены.

Критика Строчки Маяковского о Радимове «Четырехэтажная халтура» (кусок, 1926 год) «Венера Милосская и Вячеслав Полонский» (кусок, 1927 год)

Не желаете под гармошку поплясать ли? — Это, в лапти нарядившись, выступают дачники под заглавием — крестьянские писатели. О, сколько нуди таковой городимо, от которой мухи падают замертво! Чего только стоит один Радимов с греко-рязанским своим гекзаметром!

Грезит он об эллинских гостях, о тогах, о сандалиях в Рязани, Чтоб гекзаметром сменилась лефовца строфа, чтоб Радимовы скакали по дорожке, и чтобы Радимов был не человек, а фавн, — Чтоб свирель, набедренник и рожки.

Гумилёв: «…его описания воскрешает чисторусская, даже народная, коварная насмешливость… Отлично читать его длинноватую поэму в гекзаметрах „Попиаду“, историю только-только окончившего семинариста, едущего с папой по примыкающим приходам выбирать для себя не­весту. Ни на минутку не тревожит она читателя, но он всегда слышит запах травки и лип, внимает стрекозам, благовесту и приличным речам на буковку „о“ и любит всех этих умеренных поповен с русыми косами в руку толщиной». Но уже о 2-ой книжке Радимова Гумилёв 2-мя абзацами выше писал: «Мы можем заключить, что имеем дело с поэтом, пожелавшим отмежевать для себя маленькую область и далее её не высовывать носа… Поза, в какой заблагорассудилось застыть Павлу Радимову, это поза человека, благословляющего мир. Это, ещё хорошо! Плохо то, что мир для него облеплен густым слоем сусального золота».. Маяковский интенсивно не обожал Радимова, о чём не раз писал: в прозе: «Форма в большинстве случаев не по росту: либо факт совершенно затеряется, как блоха в штанах, к примеру, радимовские поросята в его греческих, адаптированных для „Илиад“ пентаметрах, — либо факт выпирает из поэтической одежи и делается забавным, заместо величественного». в стихах (см. таб.). Издания В Викитеке есть тексты по теме Радимов, Павел Александрович Полевые псалмы. — Казань: Тип. окр. штаба, 1912. — 254 с. Земная риза. 2-я кн. стихов. — Казань: Тип. окр. штаба, 1914. — 209 с. Земная риза. 2-я кн. стихов. Изд. 2-е. — Казань: Изд. создателя, 1915. — 195 с. Попиада. Поэма, изд. 3. — Казань: 1922. — 70 с. Старик и липа, либо Отчего по свету пошли медведи: Вотская притча / Илл. и обл. отрисовывал и резал на линелеуме С. Федоров. — Казань: 1922. — 16 с. Деревня. Стихи. — Казань: 1922. — 46 с. Деревня. Стихи. — Ревель; Берлин: Библиофил, 1923. — 63 с. Попиада. Поэма. — Казань, 1922 — 70 с. Деревня. — М.: Гиз, 1924. — 104 с. Деревня. Со статьями П. С. Когана и В. Н. Перельмана. — М.: АХР, 1926. — 128 с. Земное. Избранные стихи, пред. Л. Сосновского. — М.: Огонек, 1927. — 48 с. Тележка. Избранные стихи. — М.: Узел, 1926. — 32 с. Столбовая дорога". Избранное. — М.: Сов. писатель, 1959. — 179 с. Ливень. — М.: Столичный рабочий, 1962. — 64 с. О родном и близком. Книжка мемуаров. — М.: Столичный рабочий, 1973. — 160 с. Перелески: стихи. — М.: Русский писатель, 1973. — 32 с. Край родной . — М.: Столичный рабочий, 1958. — 62 с. Каталог «Павел Александрович Радимов: Выставка произвед. живописи» / Моск. орг. Союза хужд. РСФСР, Центр. Дом лит-ов — М., 1978 — 26 с : ил. ; 21 см — : Избранные стихи. — М.: Художественная литература, 1988. — 398 с.

Ссылки

Страница на Масловка.орг Картины В Луганском музее В Чувашском музее Мемуары Радимова о Есенине Высококачественное фото Шаржи на Радимова Пародия А.Архангельского на Радимова Радимов и Башкирия Могилы ушедших поэтов

Литература

Путеводитель по современной российской литературе, составл. И. Н. Розановым, «Рабпрос», М., 1928 Розанов Ив., Российские лирики, М., 1929 Перельман В. Н., Живопись Радимова, АХР, М., 1926 Бескин О., Кулацкая художественная литература и оппортунистическая критика, М., 1930 Глинкин, Миша Дмитриевич. Монография о жизни и творчестве. Сокольников М. П. Сердечко художника (П. А. Радимов) // Пейзажи Родины: Очерки о мастерах живописи / М. П. Сокольников; Предисл. народного художника РСФСР А. Каманина. — М.: Изобразительное искусство, 1980. — С. 79-83. — 128 с. — 10 000 экз. (в пер.)

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный