Родился в деревне в Рязанской губернии, в семье сельского священника, в избе 90-летнего деда отца Никанора. И прадеды, и отец и дед художника были попками либо сельскими дьячками. Совместно с 2-мя своими братьями получил духовное образование — с 9-ти лет в Зарайском духовном училище и Рязанской семинарии.
О годах ученичества, проведенных в этом заведении, он вспоминал: «Зарайск! Туда возил меня зимней дорогой, за 20 5 верст, сероватый мерин… Летом на широкой тележке, на жесткой дерюге, накрывавшей мешки ржи, приезжал я на постоялый двор… где пил чай с изюменным ситным. Позже с мешком и сундуком, где лежало белье, шерстяные чулки и материны пышки, отец провожал меня в кремль, в каменное двухэтажное здание училища. Там я был должен жить восемь месяцев в году и получать знания».
ПойлоВсякая дрянь напихалася за денек в огромную лоханку: Здесь кожица огурцов, корки, заплесневший хлеб; В желтоватых помоях из щей, образуемых с мыльной водою, Плавает корнем наверх вялый обмусленный лук; Рядом лежит скорлупа и ошметки от старенькой подошвы, Очень намокнув в воде, медлительно идут ко дну. Всклянь налилася лоханка, пора выносить поросятам, — В черном они котухе подняли жалобный визг. Древняя бабка Аксинья, в подтыканной наверх поневе, Взявши за ушки лохань и, поднатужась, несет. Вылила смачное пойло она поросятам в корыто. Чавкают, грузно сопят, к бабе хвосты обратив.
Отказавшись принять сан, в революционный 1905 год он без паспорта отчаливает в Москву, где решает поступить в Столичное училище живописи, ваяния и зодчества. Берет уроки в студии Большакова. Но в конечном итоге в 1906 году поступает на филологический факультет Казанского института (в столичные институты семинаристов не воспринимали), который кончает в 1911 году с дипломной работой о Гомере («Гомер в произведениях греческих художников»). Сразу обучался живописи, брал уроки у Н. И. Фешина. С 1908 года выступает как живописец.
В 1912 году вышла 1-ая книжка стихов «Полевые псалмы», отмеченная как перспективная; 2-ая книга Радимова — «Земная риза» в целом разочаровала критиков. Он встал в число крестьянских поэтов, его стихи читают вкупе с Есениным и Клюевым. В 1914 году вышел сборник гекзаметров «Попиада». В 1914—1916 гг. — сотрудник газеты «Сибирская жизнь» и журнальчика «Сибирский студент».
С 1911 года принят экспонентом в Приятельство передвижников (дебютируя на 39-й выставке), а в 1914 году становится его членом по советы Поленова и Репина за картину «Старый мезонин». Преподавал историю искусства в Казанской художественной школе.
В 1917 году в Казани заведывал отделом искусств Наркомпроса Татарии. Интенсивно включился в культурно-агитационную работу, продолжая параллельно заниматься поэзией и живописью. В 1918 году избран главой приятельства передвижников.
В 1921 году П.Радимов приезжает с выставкой собственных работ в Москву, а в 1922 году вместе с живописцами Григорьевым и Наумовым учавствует в организации АХРРа. В конце 20-х годов XX века преподаёт в Училище памяти 1905 года.
В 1922 г. выпустил сборник стихов «Деревня». Избирался председателем Всероссийского Союза поэтов, работал в Кремле, дружил с Луначарским, Ворошиловым и Буденным, также с Есениным, своим земляком. В 1926 году с делегацией живописцев он едет в Финляндию к Репину. В Пенатах делает портрет Репина (он хранится в Третьяковской галерее).
«Парад на Красноватой площади», 1948 годС течением времени Радимов попал под кампанию «раскулачивания кулацких поэтов», после этого «переключился на пейзажно-описательную лирику с элементами социалистической бутафории (красноватый флаг на дугах тележки и проч.)». В следующие годы работал в большей степени в области живописи. Много путешествовал по Русскому Союзу, писал об увиденных краях стихи и картины.
С 1930-х годов поселился в Хотьково, где много отрисовывал, а позднее — в Ново-Абрамцевском посёлке, где жил с 1932 года. В 1957 году открыл в Абрамцеве народную выставку «для свободного и бесплатного посещения всех, кто любит искусство».
Скончался в собственном доме в Хотьково 12 февраля 1967 года. Похоронен на Хотьковском кладбище Сергиево-Посадского района. Перезахоронен на Столичном Введенском кладбище.
Семья Татьяна Павловна Радимова (1916—2000) — дочь, художница. Живописец. Заслуженный работник культуры Рф, член МОСХа. Обучалась у отца в МГХИ им. В. И. Сурикова до 1941 г. Писала пейзажи и стихи. Создатель книжки о собственном отце. Мария Павловна Радимова (р.1915) — дочь Радимова и художницы Марии Медведевой (дочери художника Григория Медведева), замужем за Константином Павловичем, художница-пейзажист. Иван Александрович Радимов — брат художника, академик живописи. В статье приведена его картина из собрания музея «Зарайский кремль», нареченная тут «Парад Победы». По сути деле картина именуется «Конница Белова в Зарайске» Радимов, Сергей Павлович — отпрыск Радимов, Сергей Сергеевич (1964) — внук Радимова, Екатерина Сергеевна — внучка Радимов, Павел Сергеевич (1987) — правнукЧерта живописи
«Улица в Казани», 1929 г.Его 1-ые живописные работы, повествующие о Казани и Казанской губернии, часто начали появляться с 1908 года («Окраина Казани», 1908; «Суконная слобода в Казани. Зима», 1910; «Рыбный рынок в Казани», 1911; «Пожарная каланча в Казани», 1917; и проч.). В 1-ые десятилетия собственной работы изображал в большей степени избушки и «огороды затихших глухих деревень».
Был членом Приятельства передвижников и последним его председателем — темы и стиль этого направления приметны в его работах. Когда в 1918 году скончался председатель Приятельства передвижных выставок Н. Н. Дубовской, Радимов был избран председателем Приятельства, достигнул в 1922 году организации 47-й выставки передвижников.
В связи с закрытием 47-й выставки передижников он выступил с докладом на, казалось бы, беспритязательную тему «Об отражении быта в искусстве». Этот доклад, встреченный обезумевшими атаками всего «левого» фронта, содействовал организации русской Ассоциации живописцев революционной Рф (АХРР). Как говорит каталог выставки АХРРа 1933 года: «В 1922 г. на 47-й передвижной выставке выступил с докладом о реалистическом искусстве, отражающем русский быт. Доклад послужил началом огромного русского публичного художественного движения, оформившегося в виде АХРР (Ассоциация живописцев революционной Рф)». В 1922 году Радимов вошел в АХРР.
Уже в 1922 году Радимов в составе первой маленький бригады русских художников-реалистов отчаливает с этюдником на заводские зарисовки и пишет литейный цех. Как живописец находился на партийных съездах, делая эскизы к портретам вождей, сделал картины «Заседание в Кремле», «Выступление Троцкого на II конгрессе Коминтерна». Ему отведена мастерская в Кремле, совместно с его другом Евгением Кацманом, секретарем АХРРа, и Давидом Штеренбергом. Он делает эскизы заседаний съездов, участников III конгресса Коминтерна, много этюдов старенького и освеженного Кремля. Содействовал строительству Дома Живописцев на Масловке.
В 1928 году на юбилейной выставке 10-летия Красноватой Армии (10-я выставка АХРР — «10 лет РККА»), одним из организаторов которой он стал, Радимов выставляет огромную картину на историко-революционную тему «Люди в рогожах» (баржа с революционерами-смертниками, спасенными из белогвардейского плена — именитая баржа Колчака в Сарапуле), позже выставленную в центральном зале Русского павильона в Венеции.
Радимов в старости, ХотьковоПосле «кампании раскулачивания кулацких поэтов» занимается фактически одной живописью. Организует Столичный областной альянс живописцев, избирается его первым председателем. Не усердствует в теме социалистического реализма, введённого АХРРом, предпочитая пейзаж.
После революции возникают циклы пейзажных работ Радимова, посвященные Башкирии, Чувашии, Марийской земле, Средней Азии и, в конце концов, средней полосе Рф и Подмосковью.
Последняя индивидуальная прижизненная выставка художника прошла в Москве в 1962 году и была посвящена его 75-летию. В 2005 году галерея «Золотой плес» показывала выставку «Павел Радимов. Передвижник и поэт» в Каминном зале Дома журналиста (Москва). В 2007 году в Казани свершилась посмертная выставка к 120-летию со денька рождения.
Черта поэзии
Весна (кусок)Виден весь двор мужчины Агафона: омшанник, закуты Для лошадок и скотин, с дверями все, катухи. Овцы глядятся гурьбою через дранки набитой решетки, Мордою мерин гнедой ткнулся в тележку. Об ось Чешет заржавелый бок отлежавшийся за зиму боров. Куры в траве клюют выбитый колос пустой. К ним воробьи налетели, пробуждались стаей с застрехи, Подняли щебет таковой, что и скворцу не стерпеть, Он только с прошлого дня домовничает в новейшей скворешне, Хитрецкий резьбой Агафон вывел над нею князек, Полочку заместо крылечка приделал и прутик запихнул, Поднял на длинноватом шесте певчему гостю жилище. «Эк заливается птица!» — промолвил хозяйке владелец, — «Значит, весна напрямки к нам на деревню пришла». Баба, помои плеснув и поневу спустив над коленкой, Поспешила быстрей с шайкою в избу войти. А Агафон, засучив рукава, что есть силы стукнул Вилами в жирный навоз, пласт отрывая сырой.
До революции был близок к кругу акмеистов, в 20-е годы — «новокрестьянских» поэтов и Есенину. В 1922 году перевёл с монгольского языка произведения Ф.Бурнаша, Г.Губайдуллина, Г.Ибрагимова, А.Камала, А.Тукаева (притча «Шурале») и др.
Как отмечает «Литературная энциклопедия» (1929-39): «ранние стихи Радимова свойственны, с одной стороны, пантеистически окрашенными мотивами („Полевые псалмы“), а с другой — мотивами, близко соприкасающимися с тем течением в акмеизме, которое представлено дореволюционным творчеством Нарбута и Зенкевича. Радимов в ряде стихов делает истинные гимны плоти, отрисовывают образы „зверья первозданного“, первобытного человека с его буйными и простыми инстинктами самца, хищника, охотника. Но уже со 2-ой книжки в творчестве Радимова возникает тема российской деревни, ставшая центральной и основной для него. Его деревенские стихи описательны и статичны; натуралистически выписанная деталь выдвигается на 1-ый план: „Вымя, нагрубшее за денек, скотина несет над землею, низковато, как полный сосуд, капли на сосках дрожат“».
Исследователи отмечают: «В предстоящем Радимов нередко эксплуатировал отысканный им прием: бытовые рисунки российского села, описанные праздничным „древним“ размером, давали эффект внезапной современной стилизации „Трудов и дней“ Гесиода». Позднее стихи были собраны им в единую книжку, в разном объёме выходившую несколькими изданиями (Казань, 1922; Ревель, 1923; Берлин, 1923; Москва, 1924 и 1926).
В 1926 году П.Коган ещё писал о нём: «Поэзия Радимова подходящая, может быть, самая подходящая поэзия в наше время… Революция уперлась в делему крестьянина», а скоро Радимов уже попал под «кампанию раскулачивания кулацких поэтов». В 1935 году о нём пишут: «Революционная перестройка деревни после Октября практически не затронута в творчестве Радимова. В созерцательной поэзии …идеализирующей и утверждающей старозаветный деревенский уклад, сказалось воздействие кулацких настроений». Его книжки «Земное» (изд. 1927) и «Полевые псалмы» (изд. 1912) были запрещены.
Критика Строчки Маяковского о Радимове «Четырехэтажная халтура» (кусок, 1926 год) «Венера Милосская и Вячеслав Полонский» (кусок, 1927 год)Не желаете под гармошку поплясать ли? — Это, в лапти нарядившись, выступают дачники под заглавием — крестьянские писатели. О, сколько нуди таковой городимо, от которой мухи падают замертво! Чего только стоит один Радимов с греко-рязанским своим гекзаметром!
Грезит он об эллинских гостях, о тогах, о сандалиях в Рязани, Чтоб гекзаметром сменилась лефовца строфа, чтоб Радимовы скакали по дорожке, и чтобы Радимов был не человек, а фавн, — Чтоб свирель, набедренник и рожки.
Гумилёв: «…его описания воскрешает чисторусская, даже народная, коварная насмешливость… Отлично читать его длинноватую поэму в гекзаметрах „Попиаду“, историю только-только окончившего семинариста, едущего с папой по примыкающим приходам выбирать для себя невесту. Ни на минутку не тревожит она читателя, но он всегда слышит запах травки и лип, внимает стрекозам, благовесту и приличным речам на буковку „о“ и любит всех этих умеренных поповен с русыми косами в руку толщиной». Но уже о 2-ой книжке Радимова Гумилёв 2-мя абзацами выше писал: «Мы можем заключить, что имеем дело с поэтом, пожелавшим отмежевать для себя маленькую область и далее её не высовывать носа… Поза, в какой заблагорассудилось застыть Павлу Радимову, это поза человека, благословляющего мир. Это, ещё хорошо! Плохо то, что мир для него облеплен густым слоем сусального золота».. Маяковский интенсивно не обожал Радимова, о чём не раз писал: в прозе: «Форма в большинстве случаев не по росту: либо факт совершенно затеряется, как блоха в штанах, к примеру, радимовские поросята в его греческих, адаптированных для „Илиад“ пентаметрах, — либо факт выпирает из поэтической одежи и делается забавным, заместо величественного». в стихах (см. таб.). Издания В Викитеке есть тексты по теме Радимов, Павел Александрович Полевые псалмы. — Казань: Тип. окр. штаба, 1912. — 254 с. Земная риза. 2-я кн. стихов. — Казань: Тип. окр. штаба, 1914. — 209 с. Земная риза. 2-я кн. стихов. Изд. 2-е. — Казань: Изд. создателя, 1915. — 195 с. Попиада. Поэма, изд. 3. — Казань: 1922. — 70 с. Старик и липа, либо Отчего по свету пошли медведи: Вотская притча / Илл. и обл. отрисовывал и резал на линелеуме С. Федоров. — Казань: 1922. — 16 с. Деревня. Стихи. — Казань: 1922. — 46 с. Деревня. Стихи. — Ревель; Берлин: Библиофил, 1923. — 63 с. Попиада. Поэма. — Казань, 1922 — 70 с. Деревня. — М.: Гиз, 1924. — 104 с. Деревня. Со статьями П. С. Когана и В. Н. Перельмана. — М.: АХР, 1926. — 128 с. Земное. Избранные стихи, пред. Л. Сосновского. — М.: Огонек, 1927. — 48 с. Тележка. Избранные стихи. — М.: Узел, 1926. — 32 с. Столбовая дорога". Избранное. — М.: Сов. писатель, 1959. — 179 с. Ливень. — М.: Столичный рабочий, 1962. — 64 с. О родном и близком. Книжка мемуаров. — М.: Столичный рабочий, 1973. — 160 с. Перелески: стихи. — М.: Русский писатель, 1973. — 32 с. Край родной . — М.: Столичный рабочий, 1958. — 62 с. Каталог «Павел Александрович Радимов: Выставка произвед. живописи» / Моск. орг. Союза хужд. РСФСР, Центр. Дом лит-ов — М., 1978 — 26 с : ил. ; 21 см — : Избранные стихи. — М.: Художественная литература, 1988. — 398 с.