Павел Николаевич родился в Москве 27 декабря 1882 года по ст. стилю, другими словами 8 января 1883 — по новенькому, но предки Филонова, как он сам пишет, — «мещане г. Рязани»; все бессчетные члены семьи значились в податных книжках и посемейных перечнях Рязанской мещанской управы до 1917 года.
Отец — Николай Иванов, крестьянин села Реневка Ефремовского уезда Тульской губернии, до августа 1880 года — «бесфамильный»; предположительно, за ним фамилия «Филонов» была закреплена при переезде семьи в Москву. П. Филонов показывает, что отец работал кучером, извозчиком. О мамы, Любови Николаевне, он докладывает только то, что она брала белье в стирку. Так и не установлено где в Москве жили Филоновы — в городском ли доме господ Головиных либо служили у их, имели ли свое дело…
1894−1897 — ученик городской («Каретнорядной») приходской школы (Москва), которую закончил с различием; за год до того от чахотки погибла мама.
После переезда в Петербург в 1897 году Филонов поступил в живописно-малярные мастерские и по окончании оных работал «по малярно-живописному делу». Параллельно, с 1898 года он посещал вечерние рисовальные классы Общества поощрения художеств, а с 1903 года — обучался в личной мастерской академика Л. Е. Дмитриева-Кавказского (1849—1916).
В 1905—1907 гг. Филонов путешествовал по Волге, Кавказу, посетил Иерусалим.
Завершив занятия в личной мастерской, Филонов пробовал три раза поступить в Петербургскую Академию художеств; в 1908 г. был принят вольнослушателем в школу при Академии художеств, из которой он «добровольно вышел» в 1910 г.
К 1910 г относится роль Филонова в выставке «Союза молодёжи», сделанного по инициативе Волдемара Матвея, Е. Г. Гуро и М. В. Матюшина; к зиме 1910 г — «первая картина» (по утверждению самого художника) — «Головы» (картон, масло, 28,5 × 47,5 см.).
Филонов участвует в выставках и мероприятиях «Союза…» до его распада в 1914 г. К этому периоду относятся «Пир королей», 1913 г. (холст, масло, 175 × 215 см.), «Крестьянская семья», 1914 г (х., м., 159 × 128 см.), «Мужчина и женщина», 1912—1913 гг. (бумага, смеш. техника, 31 × 23,3 см.), также бессчетные работы на бумаге и картоне, которые он (уже) именует «формулами»: формула цветка, городового, пролетариата и т. п.
В 1912 г. Филонов пишет статью «Канон и закон», где уже ясно сформулированы принципы аналитического искусства: антикубизм, принцип «органического» — от личного к общему. Филонов не отрывается от природы, как кубисты, но стремится её понять, анализируя элементы формы в их непрерывном развитии.
Живописец совершает поездки по Италии, Франции и в 1913 г пишет декорации для постановки катастрофы В.Маяковского «Владимир Маяковский» в театре петербургского Луна-парка.
Филонов и ХлебниковСначала 1910-х вышло сближение Павла Филонова и Велимира Хлебникова. Мимолётно, ёмким проблеском образ его и мироощущение художника — в рассказе В. Хлебникова «Ка» (22 февраля — 10 марта 1915).
...Я повстречал 1-го художника и спросил, пойдет ли он на войну? Он ответил: «Я тоже веду войну, только не за место, а за время. Я сижу в окопе и отымаю у прошедшего клочок времени. Мой долг идиентично тяжел, что и у войск за пространство». Он всегда писал людей с одним глазом. Я смотрел в его вишневые глаза и бледноватые скулы. Ка шел рядом. Лился дождик. Живописец писал пир трупов, пир мести.Покойники величественно и принципиально ели овощи, озаренные схожим лучу месяца бешенством скорби.
Филонов написал портрет поэта (1913; не сохранился) и иллюстрировал его «Изборник» (1914), а в 1915 году опубликовал свою поэму «Пропевень о проросли мировой» с своими иллюстрациями.
В творчестве Павла Филонова и Велимира Хлебникова наблюдается очевидное духовное родство и взаимовлияние: как в изобразительных принципах Павла Филонова — и графических опытах Велимира Хлебникова, так и в поэтическом строе, метрике последнего — и особенностях звучания, построения литературного языка первого.
Соавторство, о котором сказано выше, было единственным, как и единственным — этот случай роли П. Филонова в литографских изданиях футуристов, но выбор художника (либо предложение к иллюстрированию) стихов Велимира Хлебникова — неслучаен.
Встреча произошла не только лишь благодаря конгениальности поэта и художника, да и из-за внутреннего родства. В предвоенные годы Хлебникова и Филонова связывали дружественные дела. Они виделись нечасто, но их встречи были встречами равных и творчески близких людей. В 1913 году Филонов написал портрет Хлебникова, безо всяких следов исчезнувший. «Помню, — вспоминал Кручёных, — Филонов писал портрет „Велимира Сурового“, сделав ему на высочайшем лбу очень выдающуюся, набухшую, вроде бы напряжённую идеей жилу». Поэт и живописец идиентично пристально всматривались в архаику поэтическую и пластическую, стремясь расчистить словесный и образный архетипы от позднейших усложняющих наслоений, возвратить слову и изображению первозданную чистоту и свежесть. Но не считая родственности творческих принципов есть совпадения совершенно изумительные. Они относятся к стихам Филонова и к рисункам Хлебникова. В 1915 году Матюшин издал книжку Филонова «Проповень о проросли мировой», иллюстрированную рисунками самого художника. Матюшин писал: «Филонов длительно и упрямо творчески работал как живописец, сразу находил и сделал ценную фактуру слова и речи. Вроде бы коснувшись глубочайшей старины мира, ушедшей в подземный огнь, его слова появились драгоценным сплавом, веселым, сверкающим кусочками жизни, и ими зачата книжка мирового расцвета...». Написанные сдвиговой ритмизованной прозой, поэмы Филонова по сложной многоплановой образности и характерному им столкновению неологизмов с архаизмами родственны стихотворной практике Хлебникова. Поэт высоко ставил литературный дебют художника: «от Филонова как писателя я жду добротных вещей; и в этой книжке есть строки, которые относятся к наилучшему, что написано о войне» Е. Ф. Ковтун 1-ый манифест аналитического искусства «Сделанные картины»В марте 1914 года П. Филонов, А. Кириллова, Д. Н. Какабадзе, Э. Лассон-Спирова (участница выставки «Союза молодёжи») и Е. Псковитинов выпустили манифест «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков „Изготовленные картины“» (пометка: «Изд. „Мировый расцвет“», на обложке репродукция — филоновский «Пир королей»). Эта 1-ая печатная декларация аналитического искусства — единственное свидетельство существования общества, где провозглашается реабилитация живописи (в противовес концепции и способу К. Малевича, «живописному анекдоту» В. Татлина) — «сделанных картин и изготовленных рисунков»:
Цель наша — работать картины и картинки, изготовленные со всей красотой упрямой работы, потому что мы знаем, что самое ценное в картине и рисунке — это могучая работа человека над вещью, в какой он выявляет себя и свою бессмертную душу. ...Относительно живописи мы говорим, что боготворим её, введённую и въевшуюся в картину, и это мы 1-ые открываем новейшую эру искусства — век изготовленных картин и изготовленных рисунков, и на нашу родину переносим центр масс искусства, на нашу родину, создавшую незабвенно чудные храмы, искусство кустарей и иконы.Каждое прикосновение к холсту, по Филонову, — «единица действия», атом — всегда действует формой и цветом сразу. Потом (в «Докладе» 1923 года, и в предстоящем) П. Филонов развивает тезисы манифеста: «Упорно и точно рисуй каждый атом. Упрямо и точно вводи выявленный цвет в каждый атом, чтоб он туда въедался, как тепло в тело либо органически был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветом». Филонову важны способы, которыми действует природа, а не её формы. Живописец показывает на то, что для него нет принципной различия меж формой, которой творят — «крайне правый реалист и левый беспредметник, и все имеющиеся разновидности всех течений и мастеров во всех и в любом методе и сорте внедрения материала и в искусстве, и в производстве — все поголовно работают одною и тою же и только одною только реалистическою формой, другой формы нет и не может быть…»
1915 — 1941В 1915 г. Филонов пишет «Цветы мирового расцвета» (х., м., 154,5 × 117 см.), которая войдёт в цикл «Ввод в мировой расцвет».
Осенью 1916 г. мобилизован на войну и ориентирован на Румынский фронт рядовым 2-го полка Балтийской морской дивизии. Павел Филонов воспринимает активное роль в революции и занимает должности председателя Исполнительного военно-революционного комитета Придунайского края в Измаиле и т. п.
В 1918 г. возвратился в Петроград и принял роль в Первой свободной выставке произведений живописцев всех направлений — превосходной выставке в Зимнем дворце. Виктор Шкловский приветствует художника, отмечая «громадный размах, пафос величавого мастера». На выставке были представлены работы из цикла «Ввод в мировой расцвет». Две работы: «Мать», 1916 г. и «Победитель города», 1914—1915 гг. (обе — смешанные техники на картоне либо бумаге) были подарены Филоновым государству.
В 1922 г. дарует две работы Русскому музею (в том числе — «Формулу петроградского пролетариата», 1920—1921 гг. — х., м., 154 × 117 см.).
К 1922 г. относится попытка Филонова реорганизовать красочный и скульптурный факультеты Академии художеств в Петрограде — безуспешная; идеи Филонова не находят официальной поддержки. Но Филонов прочёл ряд лекций по теории и «идеологии» аналитического искусства. Конечным результатом была «Декларация „Мирового расцвета“» — более принципиальный документ аналитического искусства. Филонов там настаивает, что, не считая формы и цвета, есть целый мир невидимых явлений, которые не лицезреет «видящий глаз», но познает «знающий глаз», с его интуицией и познанием. Живописец представляет эти явления «формою изобретаемою», другими словами беспредметно.
Попытка художника визуально воссоздать параллельный природе мир, другими словами уйти от действительности в изобретаемое, отвлечённое, невзирая на революционно-пролетарскую фразеологию Филонова, становится небезопасной утопией. Равномерно вокруг художника воздвигается стенка изоляции и отвержения. Филонов пробует удержаться, создавая группу «мастеров аналитического искусства» — МАИ.
В 1927 г. МАИ выставляется в Доме печати и участвует в постановке «Ревизора» Гоголя.
В 1932 году группе учеников П. Н. Филонова издательством «Academia» было предложено иллюстрировать финский эпос «Калевала» под художественным управлением П. Н. Филонова. Работа велась строго по принципу аналитического способа П. Н. Филонова. Над оформлением книжки работали: Т. Глебова, А. Порет, Е. Борцова, К. Вахрамеев, С. Закликовская, Павел Зальцман, Н. Иванова, Э. Лесов, М. Макаров, Н. Соболева, Л. Тагрина, М. Цыбасов.
В 1930-е гг. Филонов не делает заказных работ, преподаёт безвозмездно; он получает время от времени пенсию, как «научный работник 3-го разряда» (либо же — «художник-исследователь», согласно Филонову). Мастер голодает, сберегает на чае и картошке, питаясь лепёшками, но не запамятывая о щепотке махорки… Он нередко пишет алкидными красками по бумаге либо картону (многие шедевры, как «Формула империализма», 1925 г., 69,2 × 38,2 см; «Нарвские ворота», 1929 г., 88 × 62 см; «Животные», 1930 г., 67,5 × 91 см; одна из последних работ Филонова — «Лики», 1940 г., 64 × 56 см.).
К этому периоду относятся так же принципиальные работы на холсте, как два варианта «Формулы весны», 1927—1929 гг. (2-ой монументальный холст — 250 × 285 см.), «Живая голова», 1923 г., 85 × 78 см; оживленное — «Без названия», 1923 г, 79 × 99 см и «Композиция», 1928—1929 гг., 71 × 83 см.
3 декабря 1941 года погиб от голода в блокадном Ленинграде. Художница Т. Н. Глебова обрисовывает прощание с учителем: «8 декабря. Была у П. Н. Филонова. Электричество у него пылает, комната имеет таковой же вид, как обычно. Работы красивые, как перлы светятся со стенок, и как обычно в их такая сила жизни, что точно они шевелятся. Сам он лежит на столе, покрытый белоснежным, худенький как мумия. 4 декабря 1941 года на собрании в ЛОССХ было предложено почтить память погибших товарищей, в множестве которых был и Филонов. Так было объявлено о его смерти».
П. Н. Филонов похоронен на Серафимовском кладбище, на 16 участке, конкретно около церкви св. Серафима Саровского. В той же могиле в 1980 г. захоронена его сестра Е. Н. Глебова (Филонова).
Работы Филонова были унаследованы его сёстрами, Марией и Евдокией Филоновыми, в 1970-х годах Е. Н. Глебова (Филонова) (1888—1980) передала своё собрание в дар Муниципальному Русскому Музею.
Адреса в Петрограде—Ленинграде
1918—1919 — Старо-Петергофский проспект, 44; 1919 — 03.12.1941 года — общежитие писателей имени В. И. Голубева — улица Литераторов, 19.Выставки
В 1929 г. Российский музей собирался сделать индивидуальную выставку П. Филонова. Работы художника провисели на стенках музея целый год; был два раза подготовлен каталог; шла принципиальная полемика в прессе и дискуссии во время закрытых просмотров. Выставка, но, не открылась, невзирая на поддержку Филонова И. И. Бродским, наикрупнейшим официальным портретистом (Бродский прославился своими портретами И.Сталина и К. Ворошилова).
В 1932—1933 гг. Филонов учавствует в выставках «Художники РСФСР за 15 лет», после чего времени фактически, не выставляется.
1-ая послевоенная индивидуальная выставка работ П. Н. Филонова открылась 18 августа 1967 г. в Новосибирске, в Картинной галерее Сибирского отделения АН СССР.
1 февраля 1968 г., прошла однодневная выставка и вечер памяти П. Н. Филонова в Большенном зале Ленинградского отделения СХ РСФСР, на ул. Большая Морская, 38.
В 1988 г. прошла объёмная и значимая индивидуальная художника выставка в Российском музее в Санкт-Петербурге.
После выставки художника в музее центра Ж. Помпиду в Париже, в конце 1989 — начале 1990 гг. Филонов получает признание, как один из классиков искусства XX века. В каталоге этой выставки были воспроизведены несколько рисунков П. Н. Филонова, копии которых под видом подлинных работ находились в собрании Российского музея. По инициативе Муниципального Российского музея было возбуждено расследование, проведённое ФСБ Рф. Пару лет спустя, по достигнутой контрактённости парижских хозяев работ Филонова и русского правительства, обозначенные подлинные картинки Филонова были переданы в ГРМ. Живописец принципно не продавал собственных работ за предел, оставил своё наследство своим сёстрам; более значимая часть его наследства была передана Е. Н. Глебовой в Российский музей.
В 1994 г. в рамках арт-проекта «С днём рождения, Павел Филонов!» Антона Кузьмина состоялось 1-ое экспонирование работ (четыре графических (бум., тушь) и одна красочная — «Композиция», х., масло) Павла Филонова в Екатеринбурге.
2006 — в июле в Российском музее началась выставка «Павел Филонов. Свидетель незримого».
Литературное творчество Филонова
Филонов П. Пропевень о проросли мировойИллюстрации
Изборник стихов с послесловием Ръчяря. 1907 — 1914 гг. / 11 рисунков П. Филонова, 1 набросок К. Малевича. Подобень В. Хлебникова набросок Над. Бурлюк. — СПб: ЕУЫ. 1914 (К типографскому изданию на 48 страничке литографированное приложение на розовой бумаге 16 л. Текст стихов и картинки П. Филонова «Перуну» из книжки «Деревянные идолы». На обложке книжки техника рисунков Филонова неверно определена как «кисть, перо и резец».Избранные работы
Головы, 1910. Масло на картоне. Российский музей. 28,5 × 47,5 см.
Мужик и дама, 1912-1913. Акварель, тушь, перо, кисть на бумаге. Российский музей. 31 × 23,3 см.
Пир правителей, 1913. Масло на холсте. Российский музей. 175 × 215 см.
Композиция. Корабли, 1913-1915. Масло на холсте. Муниципальная Третьяковская галерея. 117 × 154 см.
Фермерская семья, 1914. Масло на холсте. Российский музей. 159 × 128 см.
Портрет Евдокии Глебовой (сестра художника), 1915. Масло на холсте. Российский музей. 117 × 152,5 см.
Формула современной педагогики, 1923. Тушь, перо, кисть на бумаге. Российский музей. 17,5 × 20 см.
Лошадки, 1924-1925. Акварель, тушь, перо на бумаге. Российский музей. 5,6 × 13,5 см.
Две головы, 1925. Масло на бумаге. Российский музей. 70,5 × 44 см.
Животные, 1930. Масло на бумаге. Российский музей. 67,5 × 91 см.
"Ударники", 1935 Масло на холсте. Российский музей.72 х 82 см.
Лица, 1940. Масло на бумаге. Российский музей. 64 × 56 см.
«Мастера Аналитического Искусства» (МАИ). Ученики Павла Филонова
Одна из больших школ российского авангарда. Сотворена Филоновым в 1925 г. Официально признана в 1927 г. В различные годы в состав МАИ входило до 70 живописцев. Творческий способ МАИ основывался на теоретических установках Филонова, которые были развиты в манифесте «Сделанные картины» (Петербург, 1914 г.), в «Декларации Мирового Расцвета» («Жизнь искусства», 1923 г. Номер 20. Стр. 13) и в рукописи «Идеология аналитического искусства и принцип сделанности». Официально МАИ была до весны 1932 г., но занятия в мастерской Павла Филонова длилось прямо до его погибели в 1941 г.
Авлас Владимир Дмитриевич (1904—1975) — член МАИ. Борцова Лена Николаевна (1903-19??) — член МАИ с 1925 по 1932 г. Вахрамеев Константин Васильевич (1889—1934) — член МАИ с 1925 г. Глебова Татьяна Николаевна (1900—1985) — член МАИ с 1926 по 1931 г. Гурвич Борис Исаакович (1905—1985) — член МАИ с 1924 по 1930 г. Евграфов Николай Иванович (1904—1941(1942?)) — член МАИ с 1925 по 1932 г. Закликовская Софья Людвиговна (1899—1975) — член МАИ с 1927 по 1932 г. Зальцман Павел Яковлевич (1912—1985) — член МАИ с 1930 по 1932 г. Иванова Людмила Александровна (1904—1978) Иванова Нина Владимировна (19??-197?) — член МАИ по 1932 г. Капитанова (Арапова) Юлия Григорьевна (1889—1976) — член МАИ с 1929 по 1932 г. Кибрик Евгений Адольфович (1906—1978) — член МАИ с 1926 по 1930 г. Кондратьев Павел Михайлович (1902—1985) — член МАИ с 1927 по 1932 г. Курдов Валентин Иванович (1905—1989) Лукстынь Ян Карлович (1887—1938) — член МАИ с 1925 по 1926 г. Макаров Миша Константинович (1904—196?) — член МАИ с 1927 г. Мордвинова Алевтина Евгеньевна (1900—1980) — член МАИ с 1927 г. Новиков Жора Александрович (1898—1981) — член МАИ с 1927 по 1932 г. Порет Алиса Ивановна (1902—1984) — член МАИ с 1925 г. Сашин Андрей Тимофеевич (1896—1965) — член МАИ с 1927 по 1930 г. Суворов Иннокентий Иванович (1898—1947) член МАИ 1925—1930 г. Сулимо-Самуйлло Всеволод Ангелович (1903—1965) — член МАИ с 1926 по 1932 г. Тагрина Любовь Николаевна (1884—1955) — член МАИ с 1929 г. Тенисман(Тэннисман) Эдуард Альма (ок.1906- 1941/42) -член МАИ 1925—1930 г. Хржановский Юрий Борисович (1905—1987) — член МАИ с 1927 по 1930 г. Цыбасов Миша Петрович (1904—1967) — член МАИ с 1926 г.Источники
Книжки
Филонов П. Н. Пропевень о Проросли Мировой. — Пг., Журавль, 1915. Филонов П. Н. Дневники. — СПб.: Азбука, 2006. Филонов. Живописец. Исследователь. Учитель. В 2-х тт. — М., 2006. Боулт Джон Эллис, Мислер Николетта. Филонов. Аналитическое искусство. — М.: Русский живописец, 1990. — 248 с. — ISBN 5-269-00078-4. Павел Филонов. Действительность и миф. (сост. Правоверова А. Л.) — М.: Аграф, 2008. Križ J. Pavel Nikolaevič Filonov. Praha, 1963. Павел Николаевич Филонов. Под редакцией Джона Э. Боулта, Николетты Мислер, Иры Меньшовой. /Еxperiment/Опыт: Журнальчик российской культуры. № 11. LA (USA), 2005.Сборники.
Павел Николаевич Филонов. — Л., 1930. Павел Филонов. Каталог. — Л.: ГРМ, 1988. Филонов и его школа. Каталог выставки. — Дюссельдорф, Кёльн, 1990.Статьи
Ковтун Е. Ф. Из истории российского авангарда. (П. Н. Филонов). // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского дома на 1977. — Л.: Наука. 1979. — С. 216−235. Мосякин А. Г. Страсти по Филонову // «Огонёк», 1990, № 15 и «Смена» (Ленинград), 1990, 17-18 мая; «Огонёк», 1990, № 32, с. 20. Раппапорт А. Утопия и авангард: портрет у Малевича и Филонова // «Вопросы философии», 1991, № 11. Genevieve Cloutier. Velimir Chlebnikov and Pavel Filonov's "Formulae" and the Question of History in Russian Avant-Garde // Russian Literature, 65, 2009, № 4, p. 421-429. Глебова Т. Н. Мемуары о Павле Николаевиче Филонове / Публ. Е. Ф. Ковтуна // Панорама искусств. Вып. 11. — М., 1988. — С. 108-127. Глебова Т. Н. Мемуары и размышления. Суждения и возражения / Вступ. статья, подгот. текстов, коммент. Е. С. Спицыной // Еxperiment/Опыт: Журнальчик российской культуры. № 11. LA (USA), 2005. — С. 216-296. Лена Спицына. Брат. О моей работе с сестрой Филонова. // Там же, С. 300-312.Интервью, общественные выступления
Споров Дмитрий. Джон Боулт и Николетта Мислер о вдовах живописцев, исследователях и собирателях российского авангарда // Фонд «Устная история». — 4 марта 2014 года.Ссылки
Павел Филонов в интернет-журнале «Старатель» Сборник работ Павла Филонова Павел Филонов в обществе «АртАнклав» Реставрация картин Павла Филонова в Российском музее Могила Павла Филонова на Серафимовском кладбище Кинофильм о П. Филонове Джон Боулт «Прекрасный и мученический Павел Филонов»Головы, 1910. Масло на картоне. Русский музей. 28,5 × 47,5 см.
Мужчина и женщина, 1912-1913. Акварель, тушь, перо, кисть на бумаге. Русский музей. 31 × 23,3 см.
Пир королей, 1913. Масло на холсте. Русский музей. 175 × 215 см.
Композиция. Корабли, 1913-1915. Масло на холсте. Государственная Третьяковская галерея. 117 × 154 см.
Крестьянская семья, 1914. Масло на холсте. Русский музей. 159 × 128 см.
Портрет Евдокии Глебовой (сестра художника), 1915. Масло на холсте. Русский музей. 117 × 152,5 см.
Формула современной педагогики, 1923. Тушь, перо, кисть на бумаге. Русский музей. 17,5 × 20 см.
Лошади, 1924-1925. Акварель, тушь, перо на бумаге. Русский музей. 5,6 × 13,5 см.
Две головы, 1925. Масло на бумаге. Русский музей. 70,5 × 44 см.
Животные, 1930. Масло на бумаге. Русский музей. 67,5 × 91 см.
"Ударники", 1935 Масло на холсте. Русский музей.72 х 82 см.
Лица, 1940. Масло на бумаге. Русский музей. 64 × 56 см.