
«Иоанн III разрывает ханскую грамоту». Малая золотая медаль Императорской Академии художеств
Биография
«Иоанн III свергает монгольское иго, разорвав изображение хана и приказав умертвить послов», (1862) — Сумской художественный музей им. Н.Х. Онацкого.Николай Семёнович Шустов — академик исторической живописи Санкт-Петербургской Императорской Академии Художеств. Художественное образование получил в Петербургской Академии Художеств, где своими возможностями направил на себя внимание профессоров. В 1856 году он получил серебряную медаль 2-го плюсы за живопись с натуры, а в будущем году такую же медаль за набросок с натуры и серебряную медаль 1-го плюсы за этюд с натуры. В 1858 году Шустов представил совету Академии на соискание золотой медали 2-го плюсы свою программку картины: «Иоанн III свергает монгольское иго, разорвав изображение хана и приказав умертвить послов». За эту картину Шустову была выражена Академией благодарность и в 1861 году он был награжден за нее золотой медалью 2-го плюсы.
Два года спустя, Шустову, вкупе с другими учениками Академии, предложено было для получения золотой медали 1-го плюсы написать картину на сюжет «Валгалла», но он отказался и вкупе с Иваном Крамским, Константином Маковским и 11 другими товарищами вышел из Академии со званием потрясающего художника. Юные живописцы организовали «артель российских художников», в какой Шустов работал до самой собственной погибели. В 1865 году на выставке произведений этих живописцев направил на себя внимание портрет генерал-губернатора Восточной Сибири М. С. Корсакова работы Шустова, и Академия Художеств за этот портрет построила его в звание академика исторической живописи. Не считая портрета Корсакова, Шустов оставил после себя еще несколько добротных портретов, а из малочисленных картин его известны: «Призвание вельможи Миши Федоровича Романова» и «Иоанн Суровый у гроба убитого им сына». Шустов скончался в Петербурге сначала февраля 1869 года, чуть достигнув 30-летнего возраста.
Шyстов числился y товарищей огромным талантом, от него ожидали многого. Это был необычно прекрасный брюнет с очень выразительными темными очами и гениально высочайшим и широким лбом. Нельзя было придyмать более безупречной нарyжности хyдожника. К несчастью, бyрной артистичной юностью он расстроил свое здоровье, захворал на психическом уровне и скоро yмер, оставив молодyю женy.— Илья Репин «Далёкое близкое».
При написании этой статьи употреблялся материал из Российского биографического словаря А. А. Половцова (1896—1918).Галерея
Призвание Миши Федоровича на королевство, (1859), холст, масло — Муниципальный Российский музей
«Иоанн Суровый у гроба убитого им сына», (1860-е), холст, масло — Тульский музей изобразительных искусств.
Портрет Карин Паландер Поппиус, (1867), холст, масло — личное собрание.