Картина Женщина держащая плод



Кто автор: Поль Гоген

Как называется картина: Женщина, держащая плод

Доп. информация (Год создания картины, чем написана, на чем написана и какие матералы использовались, размеры и где сейчас хранится картина):

  • В каком году написана(когда): в 1893
  • Оригинальное название картины на английском: маори
  • Холст, масло.
  • 92,5 на 73,5 см.
  • Государственный Эрмитаж

Описание картины "Женщина, держащая плод"

«Женщина, держащая плод» (маорийское заглавие картины — Eu haere ia oe — переводится как «Куда идёшь?») — картина Поля Гогена, написанная им в 1893 году, в период собственного первого приезда на Таити. Сначало приобретённое столичным негоциантом И. А. Морозовым до 1948 года это полотно входило в его собрание живописи. С 1948 года по истинное время картина повсевременно находится в собрании Муниципального Эрмитажа.

Малоизвестный, написанный в 1892 году, вариант картины находится в Гос галерее (англ.)русск. Штутгарта. Он обнаруживает ряд существенных различий со 2-ой версией картины.

Содержание

1 Свойства картины 1.1 Заглавие и дата написания 1.2 Описание и сюжет 2 История картины 3 Художественные особенности. Трактовка 4 Ранешний вариант 5 В филателии 6 Примечания 7 Литература 8 Ссылки

Свойства картины

Заглавие и дата написания

Таитянские и маорийские наименования Поль Гоген давал большинству собственных полотен, написанных в Полинезии. «Женщина, держащая плод» не стала исключением — живописец подписал её словами Eu haere ia oe. Искусствоведы Буже и Даниельссон в собственных работах, посвящённых Гогену, переводили это словосочетание как «Куда идёшь?». Присвоение полотнам «вопрошающих» заглавий тоже было одной из особенностей художника.

1893 год, подписанный самим Гогеном в нижнем левом углу холста, оспаривается некими исследователями творчества живописца. Так, Бернард Доривал и Чарльз Стерлинг считали, что Гоген написал «Женщину…» в 1892 году, а подпись просто поставил позже. Своё мировоззрение они аргументировали тем, что дамские фигуры в фоновой части полотна были «перенесены» быстрее с полотен Гогена 1891—1892 годов, ежели следующего периода.

Описание и сюжет

Действия, которые запечатлел живописец, разворачиваются в таитянском селении: перед зрителем стают две обыкновенные хижины, скрытые травкой. На фронтальном плане картины изображена юная таитянская дама, держащая в руках зеленовато-лимонный плод манго, по форме напоминающий сосуд для воды (по другой версии, поддерживаемой большим исследователем творчества Гогена Даниельссоном, героиня полотна держит за верёвочку особый сосуд, вырезанный в полости тыквы, и собирается идти по воду). Лицо таитянки серьёзно и выразительно, взор — внимателен. Существует версия, что моделью для центрального персонажа картины послужила молодая невенчанная супруга Гогена, таитянка Техура — этого представления придерживалась и искусствовед Анн Дистель. Загорелое, смуглое женское тело, само по себе напоминающее зрелый фрукт, написано прекрасным золотисто-коричневым тоном и передано преднамеренно плоскостно. Чёткая непрерывная линия, описывающая контур женской фигуры, делает её более плотной и выразительной, придаёт весомость и объём. Таитянский пейзаж на фоне трактован довольно обобщённо: на картине нет солнечных лучей либо вибрации воздуха, но зной тропического солнца чувствуется и в цвете кожи дамы, и в синеве неба, и в неподвижности веток, и в насыщенно-красных пятнах одежки. Жёлтый орнамент на красноватой юбке вторит узору, который образуют листья деревьев над головой туземки, за счёт чего сама она кажется неотъемлемой частью природы.

История картины

Столичный негоциант Иван Абрамович Морозов — представитель большой династии промышленников и видный собиратель живописи — в первый раз приобрёл три полотна кисти Гогена («Беседа», «Пейзаж с павлинами» и «Сладкие грёзы»), в 1907 году. Последующая большая покупка работ этого художника — у арт-дилера Амбруаза Воллара, — свершилась в 1908 году и принесла Морозову 5 картин, посреди которых была и «Женщина, держащая плод». Полотна Гогена, выставлявшиеся в коттедже собирателя, вызывали у гостей дома разноплановую реакцию: некие из их восторгались творчеством художника, у других оно вызывало возмущение.

В декабре 1918 года коллекция Морозова была национализирована большевиками и спустя несколько месяцев реорганизована в собрание «Второго музея новейшей западной живописи» (в «Первом музее» экспонировалась коллекция Щукина). В 1923 году, уже после эмиграции Морозова, оба музея западной живописи слились в Муниципальный музей новейшей западной живописи (ГМНЗИ). Тут «Женщина, держащая плод» находилась прямо до 1948 года.

Художественные особенности. Трактовка

«Женщина, держащая плод» ярко иллюстрирует своеобразие творческого способа, с которым живописец подходил к изображению людей, за что, вобщем, нередко подвергался критике и обвинениям в смещении и нарушении пропорций. Искусствоведы отмечают, что «Женщина, держащая плод», вместе с рядом других картин, написанных Гогеном в Полинезии, отличается броской палитрой цветов, нарочитой экзотичной декоративностью и необычной поэтичностью. Формы человечьих фигур, изображённых на картине, статичны; неподвижен и тропический пейзаж, на фоне которого они находятся. В этом проявляется неразрывная связь меж людьми и окружающей их средой, которая всегда была присуща работам Гогена. Работая над станковой картиной, живописец всегда старался решить её декоративно: плавные контуры, набросок тканей.

Главный персонаж картины — таитянка, держащая в руках плод, — является, по воззрению ряда искусствоведов, олицетворением Евы. Нередко обращавшийся к религиозной теме в собственных работах, Гоген лицезрел в жительницах Таити первобытность и экзотичность, представлявшие собой, на его взор, неотъемлемые атрибуты этой библейской героини. «Женщина, держащая плод» — не единственная картина полинезийского периода, на которой Гоген изобразил полуобнажённую даму с тропическим фруктом. Последний, в свою очередь, не только лишь играет роль «запретного плода», в христианстве символизирующего грех, да и отсылает к теме материнства и продолжения жизни, также плодовитости и обилия. Размещение персонажей картины на заднем плане также имеет сокрытый смысл, перекликаясь с центральной фигурой: женщина, находящаяся слева от центральной героини — незамужняя, а дама справа — с ребёнком на руках. В последнем обстоятельстве исследователи лицезреют намёк ещё и на то, что на момент сотворения «Женщины…» Техура была беременна от Гогена.

Положения, принятые девицами на заднем плане, похожи на позы персонажей персидских миниатюр, где люди обычно изображались на корточках, тогда как напоминающий волну элемент в нижнем левом углу написан в духе классической японской живописи. Вкупе с тем некие детали картины очевидно позаимствованы художником у себя самого. А именно, фигура девицы, сидящей напротив хижины, скопирована с полотна 1892 года «Когда выйдешь замуж? (исп.)русск.» (она также встречается на гогеновских картинах «Чёрные свиньи» и «Te Fare Hymenee»). Вторую молодую таитянку, наполовину сокрытую древесным стволом, также даму с ребёнком, стоящую вдали, можно найти посреди рисунков Гогена, выполненных графически — последнюю живописец изобразил на одной из страничек собственного таитянского дневника.

Ранешний вариант

1-ый вариант картины (Штутгарт)

В отличие от версии «Женщины…» 1893 года, вариант, лежащий в Гос галерее (англ.)русск. Штутгарта, фактически не пользуется известностью и считается одной из ранешних «таитянских» картин Гогена. Не считая того, холст 1892 года несколько выше и уже окончательного варианта. В руках у «первой» таитянки нет плода — заместо него на картине находится юный волчонок. Туземка, изображённая на полотне 1892 года, находится поближе к краю полотна, тогда как таитянка с картины 1893 года размещена поближе к центру, за счёт чего её фигура кажется более монументальной. Детали одежки и украшений дамы с поздней версии картины выписаны более кропотливо, что позволяет зрителю осознать символическое значение композиции.

В штутгартском варианте символизм фактически отсутствует, и запечатлённая художником сцена носит быстрее бытовой нрав. Работа 1893 года, в свою очередь, рассматривается как более «зрелая» версия «Женщины, держащей плод» — с её возникновением 1-ая картина утратила свою актуальность.

В филателии

23 декабря 1970 года тридцатикопеечная марка с репродукцией картины «Женщина, держащая плод» была выпущена Почтой СССР в серии «Зарубежная живопись в музеях СССР». В 1972 году авиапочтовую марку достоинством 2 риала с репродукцией «Женщины…» выпустили в эмирате Фуджейра (см. Песочные дюны).

Soviet stamp Gauguin.jpg Fujairah 1972 Woman Holding a Fruit.jpg

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный