О картине
Набросок картины в пастелиКартина «Водоём» была написана летом 1902 года в Зубриловке — в самый счастливый период в жизни художника: критики отметили художника, его картины воспользовались фуррором, и женщина, в которую он длительное время был влюблён, отдала ему согласие выйти замуж. Конкретно свою жену Лену Владимировну Александрову (женщина, сидячая на берегу в голубом платьице), также сестру Лену Борисову-Мусатову (стоящая женщина в розовом платьице) живописец изобразил на картине. Но при всем этом Борисов-Мусатов не пробовал написать их портреты, а только передать образы 2-ух юных женщин.
Картина поразила современников собственной новизной красок и поэтичностью. Огромное внимание на картине уделено природе: размеренной и безмятежной. В воде отражаются небо и деревья, и, на самом деле, весь пейзаж, представленный на картине, находится конкретно в отражении в водоёме. Фигуры 2-ух женщин смещены к правому краю. В их нет той безмятежности, которую живописец показал в природе. В самом же сюжете нет повествовательности — нет никакого определенного деяния.
В. Станюкович писал о встрече с картиной:
Мы пришли к Виктору из мутной жизни. Мы были ослеплены, красками, не понимали... Изумленные, мы посиживали перед картиной и длительно молчали. Стояла тишь. Виктор прогуливался в другой комнате. «Как отлично… Боже, как отлично!» - шепнул кто-то тихо. И широкая струя счастья залила наши сердца, как будто не было низенькой мастерской, дождика по ту сторону окна, этих длинноватых провинциальных буден. Мы сходу встрепенулись, заговорили, зашумели - счастливые, веселые. И Виктор улыбался, отрадно смущенный.