В 1742 прибыл совместно с братом, Г. Х. Гротом, в Санкт-Петербург в качестве «контрофагера», т. e. реставратора картин, провёл в Рф 58 лет, обрусел и имел существенное воздействие на развитие российской живописи.
Императрица Елизавета Петровна увлекавшаяся охотой, обожала также и изображения охотничьих сцен, одичавших животных и домашних питомцев. Грот, писавший подобные сюжеты, воспользовался её расположением и по монаршим заказам написал огромное количество картин в этом жанре. Каждое новое произведение его кисти служило поводом к посещению его мастерской целым двором.
С 1749 по 1761 гг. он носил титул придворного живописца.
В 1765 году новоучреждённая Санкт-Петербургская Академия художеств по случаю собственной инаугурации приняла его в свою среду со званием академика и где он преподавал в «живопискном классе», потом, через год, построила в советники, а в 1774 году — в почётные свободные общники. Он был в ней первым педагогом живописи животных и имел много учеников, в том числе и М. М. Иванова. В 1775 году в «живописном классе» его поменял «зверописец» К. Ф. Кнаппе.
Коллекция картин, выполненных Гротом по заказам императрицы Елизаветы, декорировала охотничий павильон Мон-Бижу в Королевском Селе; отсюда она в 1765 году была передана (в числе 41 картины) в Академию художеств, где до начала XIX века составляла необыкновенную «Гротовскую галерею». В конце XIX века из этих картин в академическом музее имелась только одна («Битая дичь»); другие пропали. Но, достаточно много произведений Грота сохранилось в Гатчинском дворце, в охотничьем домике в селе Ящеры и у личных хозяев.