Гофман Эрнст Теодор Амадей




Биография

Гофман родился в семье прусского адвоката Кристофа Людвига Гофмана (1736—1797), но когда мальчугану было три года, его предки разошлись, и он воспитывался в доме бабушки по материнской полосы под воздействием собственного дяди-юриста, человека умного и профессионального, склонного к фантастике и мистике. Гофман рано показал возможности к музыке и рисованию. Но, не без воздействия дяди, Гофман избрал для себя стезю юриспруденции, из которой всю свою следующую жизнь пробовал вырваться и зарабатывать искусством.

В 1800 году Гофман отлично закончил курс юридических наук в Кёнигсбергском институте и связал свою жизнь с гос службой. В этом же году он покинул Кёнигсберг и до 1807 года работал в различных чинах, в свободное время занимаясь музыкой и рисованием. Потом пробы его зарабатывать на жизнь искусством приводили к бедности и бедствиям, только после 1813 года дела его пошли лучше после получения маленького наследия. Место капельмейстера в Дрездене на короткий срок удовлетворило его проф амбиции; после 1815 он растерял это место и принуждён был опять поступить на ненавистную службу, уже в Берлине. Но новое место давало и заработок, и оставляло много времени для творчества.

Чувствуя омерзение к мещанским «чайным» обществам, Гофман проводил огромную часть вечеров, а время от времени и часть ночи, в винном погребке. Расстроив для себя вином и бессонницей нервишки, Гофман приходил домой и садился писать; страхи, создаваемые его воображением, время от времени приводили в ужас его самого. А в легализованный час Гофман уже посиживал на службе и усердно работал.

Своё миропонимание Гофман проводит в длинноватом ряде превосходных в своём роде умопомрачительных повестей и сказок. В их он умело смешивает расчудесное всех веков и народов с личным вымыслом, то мрачно-болезненным, то грациозно-весёлым и саркастическим.

В свою пору германская критика была не очень высочайшего представления о Гофмане; там предпочитали романтизм широкомысленный и серьёзный, без примеси сарказма и сатиры. Еще популярнее Гофман был в других странах Европы и в Северной Америке; в Рф Белинский именовал его «одним из величайших германских поэтов, живописцем внутреннего мира», а Достоевский перечитал всего Гофмана по-русски и на языке оригинала.

В 46 лет от роду Гофман был совсем истощён своим образом жизни; да и на смертном одре он сохранил силу воображения и остроумие. Погиб в Берлине, похоронен на Иерусалимском кладбище Берлина в районе Кройцберг.

Жизни Гофмана и его произведениям посвящена опера Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана» и поэма М. Бажана «Ночь Гофмана». 1821 — в августе Гофман приступает к работе над 2-м томом «Житейских мнений кота Мурра» и к началу декабря кончает его. 8 октября его переводят в Верховный апелляционный сенат апелляционного суда с увеличением оклада. Сначала ноября Гофман отправляет издателю Вильмансу 1-ые странички «Повелителя блох». План романа «Предсвадебный медовый месяц Тимотеуса Шнельпфеффера» (не был написан). В ночь с 29 на 30 ноября у Гофмана погибает возлюбленный кот Мурр, не дождавшись издания 2-го тома «Житейских воззрений» (середина декабря).

1822 — примерно 18 января Гофман тяжело заболевает. 23 января по распоряжению прусского правительства конфискованы рукопись и уже отпечатанные листы «Повелителя блох», также переписка писателя с издателем. 31 января Кампц решает вопрос доказанности выдвинутых против Гофмана обвинений относительно насмешек над бюрократами и нарушения служебной потаенны; он просит применить к Гофману серьезное наказание. По ходатайству Гиппеля допрос Гофмана откладывается. 23 февраля нездоровой Гофман диктует речь в свою защиту; 28 февраля он диктует окончание «Повелителя блох». 26 марта Гофман составляет завещание, прямо за чем у него наступает паралич. В апреле писатель диктует новеллу «Угловое окно». В свет выходит «Повелитель блох» (в урезанном варианте). Приблизительно 10 июня Гофман диктует рассказ «Враг» (оставшийся незаконченным) и смешной рассказ «Наивность». 24 июня паралич добивается шейки. 25 июня в 11 часов утра Гофман погибает.

Хронология жизни и творчества

24 января 1776 года — в Кёнигсберге (Пруссия), в семье адвоката царского суда Кристофа Людвига Гофмана и его кузины Луизы Альбертины (урождённой Дёрфер), рождается 2-ой отпрыск — Эрнст Теодор Вильгельм Гофман.

1778 — предки Гофмана разводятся. Трёхлетний Эрнст вкупе с мамой ворачивается в дом собственной бабушки, где и воспитывается под присмотром семьи Дёрферов. Старший брат Иоганн Людвиг остаётся с папой.

Автопортрет Гофмана с другом Гиппелем в виде Кастора и Полидевка (1803)

24 мая 1779 — погибает обожаемая тётя Фюсхен (Шарлотта Вильгельмина Дёрфер).

1782—1792 — Гофман посещает реформатскую школу в Кёнигсберге. Отца Гофмана переводят на службу в Инстербург.

1786 — Гофман знакомится с Теодором Готлибом Гиппелем (род. в 1775 году). Их дружба будет длиться до самой погибели Гофмана.

1790 — Гофман становится учеником соборного органиста и композитора Христиана Подбельского и живописца Земана.

1792 — Гофман поступает на юридический факультет Кёнигсбергского института, продолжая семейные традиции. В свободное время он пишет, придумывает музыку и отрисовывают.

1793 — начинается роман Гофмана с замужней Дорой Хатт, которая старше его на 9 лет.

1794 — отъезд Гиппеля из Кёнигсберга. Гофман начинает переписку с ним.

1795 — Гофман пишет романы «Корнаро, воспоминания графа Юлиуса фон С.» и «Таинственный» (не сохранились) и впервой слушает «Дон Жуана» Моцарта. Круг его чтения в это время составляют сочинения Гроссе, Стерна, Жана Поля, Руссо и Шекспира. Длится потаенный роман с Дорой Хатт.

Автопортрет Гофмана

1795 — 22 июля Гофман сдаёт 1-ый экзамен по юриспруденции и назначается судебным следователем при кёнигсбергском окружном управлении.

1796 — в январе у Гофмана происходит конфликт с хахалем Дорвеи Хатт, и парень желает покинуть Кёнигсберг. Семья воспринимает решение отослать его в Глогау, к дяде по мамы, И. Л. Дёрферу, крёстному папе Эрнста. 13 марта погибает мама Гофмана. В июле он уезжает в Глогау, где знакомится с художником Алоисом Молинари и расписывает с ним местную иезуитскую церковь. Знакомство с И. фон Фоссом.

1797 — Гофман начинает дружбу с бюрократом и композитором Иоганном Хампе. 27 апреля погибает отец Гофмана, и в мае—июне он совершает поездку в Кёнигсберг. Маленькая встреча в пути с Гиппелем. Последнее свидание и окончательный разрыв с Дорой Хатт.

1798 — помолвка Гофмана с кузиной Минной Дёрфер. 20 июня он с фуррором сдаёт 2-ой экзамен по юриспруденции и заботится о своём переводе в Берлин, на должность референдария апелляционного суда. В августе Гофмана переводят в Берлин. Он путешествует по Великанским горам вкупе со своим экзаменатором Ф. Г. Ягвицем и в первый раз увлекается азартной игрой. В конце августа Гофман через Дрезден ворачивается в Берлин и селится поначалу в пансионе, а потом в доме Дёрферов. Начинается дружба Гофмана с актёром и гитаристом Ф. фон Гольбейном. Гофман изучает композицию у Ф. Рейхардта.

1799 — Гофман пишет музыку и текст трёхактного зингшпиля «Маска».

1800 — в январе Гофман неудачно заботится о постановке собственного зингшпиля в Царском Государственном театре. 27 марта он сдаёт 3-ий экзамен по юриспруденции и в мае назначается на должность асессора в познаньском окружном суде. Сначала лета Гофман путешествует совместно с Гиппелем в Потсдам, Лейпциг и Дрезден, а потом прибывает в Познань. На Рождество Гофман приезжает в Берлин, где знакомится с Жаном Полем, бывающим в доме Дёрферов.

Автопортрет-карикатура

1801 — Гофман пишет зингшпиль «Шутка, хитрость и месть» на слова Гёте, который в Познани ставят на сцене. Жан Поль посылает партитуру со собственной рекомендацией Гёте.

1802 — Гофман создаёт карикатуры на неких лиц познаньского высшего общества. В итоге последовавшего за этим скандала Гофман переводится в порядке наказания в Плоцк. Сначала марта Гофман разрывает помолвку с Минной Дёрфер и женится на польке Михалине Рорер-Тжчиньской (он лаского кличёт её Мишей). Летом молодые супруги переезжают в Плоцк. Тут Гофман остро переживает свою принужденную изоляцию, он ведёт замкнутый стиль жизни, пишет церковную музыку и произведения для фортепиано, изучает теорию композиции.

1803 — 1-ая литературная публикация Гофмана: эссе «Письмо монаха собственному столичному другу» написано 9 сентября в «Прямодушном». Безуспешная попытка участвовать в конкурсе Коцебу на наилучшую комедию («Премия»). Гофман заботится о переводе в одну из западных провинций Пруссии.

1804 — с 24 января до 15 февраля Гофман в последний раз гостит в Кёнигсберге, где встречается в Гиппелем и Мальхен Хатт, дочерью скончавшейся к тому времени Дорвеи Хатт. В марте его переводят в Варшаву и назначают на должность правительственного бюрократа; тут начинается дружба Гофмана и Юлиуса Эдуарда Хитцига. В декабре Гофман создаёт двухактный зингшпиль «Весёлые музыканты» по тексту К. Брентано — и в первый раз на титульном листе партитуры возникает имя Амадей.

1805 — Гофман пишет музыку к спектаклю Захарии Вернера «Крест на Балтике». «Весёлых музыкантов» ставят на сцене в Варшаве. 31 мая появляется «Музыкальное общество», и одним из его управляющих становится Гофман. В июле на свет возникает дочь Цецилия — 1-ый и единственный ребёнок Гофмана.

1806 — Гофман занимается оформлением дворца Мнишков, приобретённом «Музыкальным обществом», сам расписывает многие его помещения. На праздничном открытии дворца Гофман дирижирует собственной симфонией ми-бемоль мажор. 28 ноября Варшаву занимают французы; прусские учреждения закрыты, и Гофман лишается должности.

1807 — в январе Миша с Цецилией уезжают в Познань, к родственникам. Гофман селится в мансарде дворца Мнишков, ставшего резиденцией Дарю, и тяжело хворает. Срывается его переезд в Вену, и Гофман едет в Берлин, к Хитцигу, на помощь которого он очень рассчитывает. Гофман прибывает в Берлин 18 июня; должности у него нет, и он пробует зарабатывать на жизнь только искусством. Начало нужды и голода. Посреди августа в Познани погибает его дочь Цецилия.

Театр в Бамберге, главный вход

1808 — посреди апреля Гофман занимает должность капельмейстера в Бамберге. Сначала мая у Гофмана появляется план «Кавалера Глюка»; в это время он очень остро нуждается. 9 июня Гофман уезжает из Берлина, посещает Хампе в Глогау и конфискует Мишу из Познани. 1 сентября он прибывает в Бамберг, а 21 октября безуспешно дебютирует как дирижёр в Бамбергском театре. Сохранив звание капельмейстера, Гофман слагает с себя обязанности дирижёра. На жизнь он зарабатывает личными уроками и случайными музыкальными сочинениями для театра.

1809 — публикация «Кавалера Глюка» во «Всеобщей музыкальной газете» (15 февраля); начало сотрудничества с этим изданием. В этом году Гофман знакомится с виноторговцем К. Ф. Кунцем, который станет позже его первым издателем. В августе Гофман пишет фортепианное трио ми-мажор.

1810 — Гофман выступает в качестве композитора, декоратора, драматурга, режиссёра и ассистента директора Бамбергского театра, переживающего собственный расцвет. Создание вида Иоганнеса Крейслера — alter ego Гофмана («Музыкальные мучения капельмейстера Крейслера»).

1811 — Гофман даёт уроки пения Юлии Марк и влюбляется в свою ученицу. Она не додумывается о эмоциях учителя. Гофман знакомится с К. М. фон Вебером.

1812 — Гофман страстно влюблён в Юлию, что вызывает ревность его супруги Миши. Родные устраивают помолвку Юлии. Гофман находится на грани безумия и помышляет о двойном самоубийстве. 1-ый план романа «Часы просветления некоего бедного музыканта». Много времени Гофман посвящает исследованию натурфилософии и «животного магнетизма». 14 мая в Бамберге проездом оказывается Наполеон. Летом Гофман задумывает оперу «Ундина». 5 сентября, во время поездки в Поммерсфельден, Гофман порывает с семейством Марк, а 19 сентября начинает писать «Дон Жуана». В декабре Юлия Марк вступает в брак с негоциантом Грепелем. Фридрих де ла Мотт Фуке создаёт либретто к опере «Ундина».

1813 — в феврале Гофмана приглашают на должность музыкального директора оперной труппы Йозефа Секонды. 18 марта он заключает издательский контракт с Кунцем. 25 апреля Гофман приезжает в Дрезден, где встречает Гиппеля. 19 мая Гофман начинает писать «Магнетизёра», а 20 мая уезжает в Лейпциг, где находится оперная труппа Секонды, и приступает к выполнению обязательств её директора. 24—25 июня совместно с труппой Гофман перебирается в Дрезден. Тут он становится очевидцем битвы под городом (26—27 августа). В октябре и ноябре Гофман дирижирует оперой в осаждённом Дрездене и задумывает повесть-сказку «Золотой горшок». После поражения Наполеона (10 декабря) Гофман ворачивается с труппой в Лейпциг.

1814 — 15 февраля Гофман кончает «Золотой горшок». Секонда увольняет Гофмана, обвинив его в некомпетентности. Гофман вновь нуждается и пробует заработать на жизнь антинаполеоновскими карикатурами и рецензиями для «Всеобщей музыкальной газеты». 5 марта он приступает к работе над романом «Эликсиры сатаны», с которым связывает надежды на улучшение собственного денежного положения и именует его «эликсиром жизни». Сначала мая выходят 1-ые два тома «Фантазий в манере Калло». 5 августа Гофман завершает оперу «Ундина». В сентябре министерство юстиции Пруссии предлагает Гофману должность муниципального бюрократа, сначала без оклада, и он соглашается. 26 сентября Гофман приезжает в Берлин, где знакомится с Фуке, Шамиссо, Тиком, Францем Хорном, Филиппом Фейтом. «Фантазии в манере Калло» пользуются популярностью, Гофмана приглашают в литературные салоны.

1815 — Гофман больше не нуждается: он пользующийся популярностью создатель альманахов и карманных изданий; не приносящая существенного дохода работа для «Всеобщей музыкальной газеты» прекращается. 27 мая «Ундина» принимается для постановки на сцене Государственного театра. Гофман знакомится с Брентано и Эйхендорфом. 1 июля он арендует квартиру на Таубенштрассе, 31 (на Жандармском рынке), ставшую последним его пристанищем. Дружба с Девриентом. В сентябре выходит 1-й том «Эликсиров сатаны».

1816 — рушатся надежды Гофмана занять должность капельмейстера. 22 апреля он назначается советником апелляционного суда с окладом; Гофман смиряется со своими юридическими занятиями «хлеба насущного» ради. В мае выходит 2-й том «Эликсиров сатаны». Летом появляется его дружба с К. М. фон Вебером. 3 августа играют премьеру «Ундины»; музыка Гофмана имеет фуррор. Выходят в свет «Ночные рассказы» (до 1817 года).

1817 — положительная рецензия К. М. фон Вебера на «Ундину» во «Всеобщей музыкальной газете». Денежные дела Гофмана поправляются: он популярен как композитор и литератор; не считая того, он пользуется репутацией блестящего судьи апелляционного суда. 27 июля играют 14-е (последнее) представление «Ундины»; 29 июля пожар уничтожает театр, при всем этом сгорают декорации «Ундины». Дом, в каком живойёт Гофман, также чуть не становится жертвой огня. Гофман не входит более в литературные салоны, заместо того он становится частым гостем питейных заведений, в особенности винного погребка «Люттер и Вегнер».

1818 — Гофман задумывает книжку «Мастера пения. Роман для друзей музыкального искусства» (не написана). Появляется план сборника рассказов «Серапионовы братья» (сначало — «Серафимовы братья») и оперы «Любовник после смерти» по произведению Кальдерона, либретто к которой пишет Контесса. Весной Гофман тяжело хворает; у него возникает план «Крошки Цахеса». Летом Гофман заводит кота и именует его Мурр. В октябре писатель оканчивает рассказ «Мадемуазель де Скюдери». 14 ноября учреждается кружок «Серапионовых братьев», куда входят, кроме самого Гофмана, Хитциг, Контесса и Кореф.

1819 — в январе в свет выходит 1-й том «Фантазий в манере Калло», в феврале — 1-й том «Серапионовых братьев». В мае Гофман начинает роман «Прозаические мнения кота Мурра». 1 октября он назначается членом «Непосредственной следственной комиссии по выявлению изменнических связей и других небезопасных происков»; в процессе работы комиссии в октябре—ноябре Гофман подготавливает судебные заключения с требованием об освобождении обвиняемых. В конце ноября Гофман поддерживает иск арестованного Яна («отца гимнастического движения»), поданный против начальника милиции Кампца; нарастают разногласия «Непосредственной комиссии» с прусским правительством. В декабре выходит 1-й том «Кота Мурра».

1820 — в феврале Гофман готовит решение по делу Яна, требуя его освобождения. 23 марта писатель получает письмо от Бетховена с выражениями признательности. К началу лета Гофман оканчивает «Принцессу Брамбиллу». В сентябре—октябре в свет выходит 3-й том «Серапионовых братьев». Гофман делает перевод и перерабатывает либретто оперы «Олимпия».

А. Кравченко. Иллюстрация к повести Гофмана «Повелитель блох». 1922

1821 — в августе Гофман приступает к работе над 2-м томом «Прозаических мнений кота Мурра» и к началу декабря кончает его. 8 октября его переводят в Верховный апелляционный сенат апелляционного суда с увеличением оклада. Сначала ноября Гофман отправляет издателю Вильмансу 1-ые странички «Властелина блох». План романа «Предсвадебный медовый месяц Тимотеуса Шнельпфеффера» (не был написан). В ночь с 29 на 30 ноября у Гофмана погибает возлюбленный кот Мурр, не дождавшись издания 2-го тома «Прозаических мнений» (середина декабря).

1822 — примерно 18 января Гофман тяжело заболевает. 23 января по распоряжению прусского правительства конфискованы рукопись и уже отпечатанные листы «Повелителя блох», также переписка писателя с издателем. 31 января Кампц решает вопрос доказанности выдвинутых против Гофмана обвинений относительно насмешек над бюрократами и нарушения служебной потаенны; он просит применить к Гофману серьезное наказание. По ходатайству Гиппеля допрос Гофмана откладывается. 23 февраля нездоровой Гофман диктует речь в свою защиту; 28 февраля он диктует окончание «Повелителя блох». 26 марта Гофман составляет завещание, прямо за этим у него наступает паралич. В апреле писатель диктует новеллу «Угловое окно». В свет выходит «Повелитель блох» (в урезанном варианте). Приблизительно 10 июня Гофман диктует рассказ «Враг» (оставшийся незаконченным) и смешной рассказ «Наивность». 24 июня паралич добивается шейки. 25 июня в 11 часов утра Гофман погибает.

Гофман и романтизм

Как живописец и мыслитель Гофман преемственно связан с йенскими романтиками, с их осознанием искусства как единственно вероятного источника преобразования мира. Гофман развивает многие идеи Ф. Шлегеля и Новалиса, к примеру учение об универсальности искусства, концепцию романтичной драматичности и синтеза искусств. Музыкант и композитор, художник-декоратор и мастер графического рисунка, писатель Гофман близок к практическому осуществлению идеи синтеза искусств.

Творчество Гофмана в развитии германского романтизма представляет собой шаг более обостренного и катастрофического осмысления реальности, отказа от ряда иллюзий йенских романтиков, пересмотра соотношения меж эталоном и реальностью. В. Соловьёв так охарактеризовал творчество Гофмана:

Значимый нрав поэзии Гофмана… состоит в неизменной внутренней связи и обоюдном проникновении умопомрачительного и реального частей, при этом фантастические образы, невзирая на всю свою замысловатость, являются не как привидения из другого, чуждого мира, как другая сторона той же самой реальности, такого же самого реального мира, в каком действуют и мучаются живы лица, выводимые поэтом. …В умопомрачительных рассказах Гофмана все лица живут двойною жизнью, попеременно выступая то в фантастическом, то в реальном мире. Вследствие этого они либо, лучше сказать, поэт — через их — ощущает себя свободным, не привязанным только ни к той, ни к другой области.

Герой Гофмана старается вырваться из кандалов окружающего его мира средством драматичности, но, понимая бессилие романтичного противоборства реальной жизни, писатель сам похихикивает над своим героем. Романтичная драматичность у Гофмана меняет свое направление, она, в отличие от йенцев, никогда не делает иллюзии абсолютной свободы. Гофман сосредоточивает пристальное внимание на личности художника, считая, что он более всех свободен от алчных побуждений и мелочных хлопот.

Произведения

Литературные произведения. Сборник новелл «Фантазии в манере Калло» (нем. Fantasiestücke in Callot's Manier) (1814): «Жак Калло» (нем. Jaques Callot) «Кавалер Глюк» (нем. Ritter Glück) «Крейслериана (I)» (нем. Kreisleriana): Музыкальные мучения капельмейстера Иоганнеса Крейслера; Ombra adorata; Мысли о высочайшем значении музыки; Инструментальная музыка Бетховена; Очень несвязные мысли; Совершенный машинист «Дон Жуан» (нем. Don Juan) «Известие о последующих судьбах собаки Берганца» (нем. Nachricht von den neuesten Schicksalen des Hundes Berganza) «Магнетизер» (нем. Der Magnetiseur) «Золотой горшок» (нем. Der goldene Topf) «Приключение в ночь под Новый год» (нем. Die Abenteuer der Silvesternacht) «Крейслериана (II)» (нем. Kreisleriana): Письмо барона Вальборна капельмейстеру Крейслеру; Письмо капельмейстера Крейслера барону Вальборну; Музыкально-поэтический клуб Крейслера; Сведения об одном образованном юном человеке; Неприятель музыки; Об одном изречении Саккини и так именуемых музыкальных эффектах; Аттестат Иоганнеса Крейслера Пьеса-сказка «Принцесса Бландина» (нем. Prinzessin Blandina) (1814) Роман «Эликсиры сатаны» (нем. Die Elixiere des Teufels) (1815) Повесть-сказка «Щелкунчик и Мышиный повелитель» (нем. Nußknacker und Mausekönig) (1816) Сборник новелл «Ночные этюды» (нем. Nachtstücke) (1817): «Песочный Человек» (нем. Der Sandmann) «Обет» (нем. Das Gelübde) «Игнац Деннер» (нем. Ignaz Denner) «Церковь иезуитов» (нем. Die Jesuiterkirche in G.) «Майорат» (нем. Das Majorat) «Пустой дом» (нем. Das öde Haus) «Sanctus» (нем. Das Sanctus) «Каменное сердце» (нем. Das steinerne Herz) Эссе «Необыкновенные мучения директора театра» (нем. Seltsame Leiden eines Theater-Direktors) (1818) Повесть-сказка «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» (нем. Klein Zaches, genannt Zinnober) (1819) Повесть-сказка «Принцесса Брамбилла» (нем. Prinzessin Brambilla) (1820) Сборник новелл «Серапионовы братья» (нем. Die Serapionsbrüder) (1819-21): «Отшельник Серапион» (нем. Der Einsiedler Serapion) «Советник Креспель» (нем. Rat Krespel) «Фермата» (нем. Die Fermate) «Поэт и композитор» (нем. Der Dichter und der Komponist) «Эпизод из жизни 3-х друзей» (нем. Ein Fragment aus dem Leben dreier Freunde) «Артурова зала» (нем. Der Artushof) «Фалунские рудники» (нем. Die Bergwerke zu Falun) «Щелкунчик и Мышиный повелитель» (нем. Nußknacker und Mausekönig) «Состязание певцов» (нем. Der Kampf der Sänger) «История с привидением» (нем. Eine Spukgeschichte) «Автоматы» (нем. Die Automate) «Дож и догаресса» (нем. Doge und Dogaresse) «Старая и новенькая духовная музыка» (нем. Alte und neue Kirchenmusik) «Майстер Мартин-бочар и его подмастерья» (нем. Meister Martin der Küfner und seine Gesellen) «Неизвестное дитя» (нем. Das fremde Kind) «Сведения из жизни известного лица» (нем. Nachricht aus dem Leben eines bekannten Mannes) «Выбор невесты» (нем. Die Brautwahl) «Зловещий гость» (нем. Der unheimliche Gast) «Мадемуазель де Скюдери» (нем. Das Fräulein von Scudéry) «Счастье игрока» (нем. Spielerglück) «Барон фон Б.» (нем. Der Baron von B.) «Синьор Формика» (нем. Signor Formica) «Захариас Вернер» (нем. Zacharias Werner) «Видения» (нем. Erscheinungen) «Взаимозависимость событий» (нем. Der Zusammenhang der Dinge) «Вампиризм» (нем. Vampirismus) «Эстетическое чаепитие» (нем. Die ästhetische Teegesellschaft) «Королевская невеста» (нем. Die Königsbraut) Роман «Прозаические мнения кота Мурра» (нем. Lebensansichten des Katers Murr) (1819-21) Роман «Властелин блох» (нем. Meister Floh) (1822) Поздние новеллы (1819—1822): «Хайматохаре» (нем. Haimatochare) «Маркиза де ла Пивардьер» (нем. Die Marquise de la Pivardiere) «Двойники» (нем. Die Doppeltgänger) «Разбойники» (нем. Die Räuber) «Ошибки» (нем. Die Irrungen) «Тайны» (нем. Die Geheimnisse) «Огненный дух» (нем. Der Elementargeist) «Datura fastuosa» (нем. Datura fastuosa) «Мастер Иоганн Вахт» (нем. Meister Johannes Wacht) «Враг» (нем. Der Feind (Fragment)) «Выздоровление» (нем. Die Genesung) «Угловое окно» (нем. Des Vetters Eckfenster) Главные музыкальные произведения зингшпиль «Веселые музыканты» (нем. Die lustigen Musikanten) (либретто: Клеменс Брентано) (1804) музыка к катастрофы Захариаса Вернера «Крест на Балтийском море» (нем. Bühnenmusik zu Zacharias Werners Trauerspiel Das Kreuz an der Ostsee) (1805) сонаты для фортепиано: A-Dur, f-moll, F-Dur, f-moll, cis-moll (1805—1808) балет «Арлекин» (нем. Arlequin) (1808) Miserere b-moll (1809) «Большое трио для фортепиано, скрипки и виолончели» (нем. Grand Trio E-Dur) (1809) мелодрама «Дирна. Индийская мелодрама в 3-х актах» (нем. Dirna) (либретто: Юлиус фон Зоден) (1809) опера «Аврора» (нем. Aurora) (либретто: Франц фон Хольбайн) (1812) опера «Ундина» (нем. Undine) (либретто: Фридрих де ла Мотт Фуке) (1816)

Библиография

Теодор Гофман . Собрание сочинений в восьми томах. — СПб.: Типография братьев Пантелеевых, 1896—1899. Э. Т. А. Гофман. Музыкальные новеллы. — М.: Глобальная литература, 1922. Э. Т. А. Гофман. Собрание сочинений в 7 томах. — М.: Недра, 1929. (под общей редакцией П. С. Когана. С портретом создателя. Перевод с германского под редакцией З. А. Вершининой) Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок. — М.: ГИХЛ, 1958. — 92 с. Гофман. Избранные произведения в трёх томах.. — М.: ГИХЛ, 1962. Э. Т. А. Гофман. Крейслериана. Прозаические мнения кота Мурра. Дневники. — М.: Наука, 1972. Э. Т. А. Гофман. Новеллы. — М.: Художественная литература, 1983. — 399 с. Гофман. Собрание сочинений в 6 томах.. — М.: Художественная литература, 1991-2000. Э. Т. А. Гофман. Эликсиры сатаны.. — М.: Республика, 1992. — ISBN 5-250-02103-4. Э. Т. А. Гофман. Крошка Цахес, по прозванию Циннобер. — М.: Радуга, 2002. — ISBN 5-05-005439-7.

Балеты по произведениям Э. Т. А. Гофмана

Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик» (1-ая постановка в 1892 году). Коппелия (Коппелия, либо Кросотка с голубыми очами, фр. Coppélia) — смешной балет французского композитора Лео Делиба. Либретто написано по новелле Э. Гофмана «Песочный человек» Ш. Нюитером (Charles Nuitter) и балетмейстером спектакля А. Сен-Леоном). Балет С. М. Слонимского «Волшебный орех» (1-ая постановка в 2005 году).

Экранизации

Щелкунчик (мульт, 1973) Орешек Кракатук, 1977 — кинофильм Леонида Квинихидзе Ошибка старенького волшебника (кинофильм), 1983 год Щелкунчик и мышиный повелитель (мульт), 1999 год Щелкунчик (мульт, 2004) «Гофманиада» Щелкунчик и Крысиный Повелитель (кинофильм в формате 3D), 2010 год

В астрономии

В честь героини произведения Гофмана «Принцесса Брамбилла» назван астероид (640) Брамбилла (англ.)русск., открытый в 1907 году.

Достойные внимания факты

Гофман в собственном имени Эрнст Теодор Вильгельм изменил последнюю часть на Амадей в честь возлюбленного композитора Моцарта. Гофман является одним из писателей, повлиявших на творчество Э. А. По, Г. Ф. Лавкрафта, также М. М. Шемякина. Оказал воздействие на творчество русского рок-музыканта, фаворита групп Агата Кристи и Глеб Самойлоff & the Matrixx Глеба Самойлова.

Другие материалы в этой категории: « Граматте Вальтер Гофман Людвиг фон »

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный