Ризенер Анри-Франсуа




Биография

А.−Ф. Ризенер происходил из семьи именитых краснодеревщиков, выходцев из Германии. Отец его, Ж.−А. Ризенер (1734−1806), был не только лишь профессиональным мебельщиком при дворе Людовика XVI, стилистическими особенностями собственных роскошных произведений почти во всем предначертавшим развитие классицизма в интерьере, но также и изобретателем — его детище, «механизм для откидывания цилиндрической крышки бюро», до сего времени, хоть и в трансформированном виде, но находит обширное применение в современной мебели. Известное бюро короля Людовика XV работы Ж.−А. Ризенера было начато его учителем Ж.−Б. Обеном (1721−1763), с кончиной которого мастерская, с позволения сказать — вкупе с его супругой, Франсуазой Маргаритой (урождённой Вандеркруз), перебежала по наследию ученику… Дочь Франсуазы Маргариты Обен от первого брака, Виктория — мама Эжена Делакруа. Семейство Ризенеров было очень безбедным. Произведения их стоили недешево, французские закзчики не всегда успевали впору расплатиться, но недочета в желающих стать владельцами изделий мастерской Обена, позже — Ризенера, никогда не было — клиенты, посреди которых случались и богатые зарубежные заказчики, банкиры, сполна покрывали расходы. Потом революционные перемены скажутся на положении дел и в этом ремесле. Значимая часть прежней клиентуры пропадет, поменяются запросы и пристрастия…

А в наилучшую пору вкусы времени добивались использования древних мотивов как в общем виде произведений, так и в виде включения соответствующих частей декора. С 1769 года Ж.−А. Резинер, становится официальным поставщиком царской мебельной коллекции (фр. Garde-Meuble) и получает в 1774−м звание «королевского краснодеревщика» (фр. ébéniste du roi); в предстоящем — производит преобразование стиля Людовика XV в стиль Людовика XVI, он первым стал использовать довольно сложную по технологии узкого рисунка золочёную бронзу. Всё это обязывало к потребности в разговоре со спецами, учёными, в их числе был и именитый мастер бронзового литья Пьер−Филипп Томир (1751−1843), и один из самых узнаваемых французских естествоиспытателей эры минералог академик Габриель Делафос (1795−1878). Словом, и с представителями среды «научно−технической» семейство также поддерживало тесноватые дела. В таковой атмосфере рос и воспитывался будущий живописец.

Творчество

А.−Ф. Ризенер. Морис Кэи. 1797−1799. Лувр. Париж

Анри−Франсуа сначало занимался у А. Вестье, а потом продолжил учёбу в Царской академии живописи, статуи и архитектуры у Ф.−А. Венсана, позже — у Ж.-Л. Давида. Во время революции он вступил в армию и учавствовал в войнах, которые вела Французская республика.

В конце 1790−х А. Ризенер вновь берётся за кисть; он пишет портреты маслом и миниатюры, чуть успевая делать бессчетные заказы, что, естественно сказалось и на содержательности его произведений — редчайший мастер способен в светском портрете дать представление о внутреннем мире изображаемого, раскрыть психологию персонажа, для этого нужна и его внутренняя независимость, естественно, и определённая смелость, уверенность в силе собственного искусства. Но перед тем, как живописец будет обязан подчинить свою творческую волю условностям света, принести её в жертву эталону заказа, им будет написна одна из наилучших его картин — «Портрет Мориса Кэи». Лиричность и живость вида, внутренний характер, краткость, роднят её с шедеврами мастеров испанского возрождения, приводят на память Б. Э. Мурильо, Ф. Сурбарана… В целом же общее настроение и размещение духа, транслируемые А.−Ф. Ризенером в этом полотне, изредка бывают в таковой мере присущи его живописи… Но другим его работам характерны и другие выразительные свойства, он применяет их, может быть, и не всегда пропорционально решаемым задачкам, но почти всегда находя подабающее направление их воздействия, иногда — более чем успешно.

А.−Ф. Ризенер. Ф.−Ж. Тальма

Понятно, что выступая прикладными по отношению к сценическому искусству — изобразительные, благодаря, «легальной» в этом случае, литературной составляющей, обязательно присутствующей здесь в виде целой палитры реминисценций, получают в дополнение к конкретному собственному инструментарию новые средства повествования. Обозначенные особенности дают собственного рода карт−бланш художнику в его потребности высказаться (если есть что…); с другой стороны, — фактор четкой топологической принадлежности обязует не забывать об уместности и согласовании серьезной сюжетной полосы, эре и т. д. В контексте этой увлекательной темы домом стоит жанр театрального портрета, который предполагает, кроме вероятных аллюзий, особенность портретируемого. На скрещении этих критерий отыскать эквивалентные средства в разработке вида — такая сложная задачка художника. Жанр этот существует с давних времён. Если вникнуть, ещё античность даёт нам массу примеров: от сюжетов красно— и чёрнофигурной керамики, до римских портретов; а на Востоке, в Стране восходящего солнца, например, он представлен театральной гравюрой, причём реализация нареченных задач тут, по ряду обстоятельств, ещё сложней (это продиктовано и без того мудрёной классической семантикой японской гравюры как такой; с другой стороны, как раз этот канон, стереотипность почти все и упрощает…).

Галерее портретов не только лишь известного, да и восхитительного французского актёра-реформатора Франсуа-Жозефа Тальма (1763—1826) могут позавидовать актёры всех времён. Посреди её создателей Э. Делакруа, Л. Давид, Д. Энгр, Годефруа, В.−Ж. Э. Жуи, Ж.−Ж. Легрене−мл., Пико, Л. Мариме, Обер, Олье, Колен и многие другие позабытые и неведомые живописцы. Не озадачиваясь анализом и сопоставлением, можно сказать с уверенностью: образ, сделанный Анри−Франсуа Ризенером занимает достойное место в этом ряду.

А.−Ф. Ризенер. Граф Ш.-А. Тертр, играющий на гитаре. ок. 1814

Написанный им в годы Империи натурный «Портрет Наполеона» имел большой фуррор. Живописец воспроизвёл его более пятидесяти раз (в текущее время известны 15 реплик этой работы). С 1801 по 1827 год мастер показывал свои произведения в Салоне, наградившем его в 1808 году собственной медалью. В это время у него родится отпрыск Леон, которому также предначертано будет стать художником .

В 1814 и 1815 годах посреди его заказчиков было много российских гвардейских офицеров, находившихся в Париже. А в 1816−м по приглашению величавого князя Константина Павловича Анри Ризенер приезжает в Варшаву, а потом — в Санкт−Петербург, где делает заказы правителя Александра I и императрицы Марии Федоровны, князя Н. Б. Юсупова, графов Олсуфьевых и др. До 1823 года он продолжал работать в большей степени в Рф, только наездами бывая в Париже, где он оставил супругу и отпрыска. Прямо за «Портретом Александра I со свитой», выполненным вместе с Ж.−Ф.−Ж. Свебахом, продолжилась вереница портретов российской знати. Посреди сделанных им произведений были картины парадные и поболее умеренные, изображения погрудные и в рост.

Искусствоведы отмечают, что работы его отличает кропотливая отделка, сказывающаяся некой сухостью и статичностью живописи, но, непременно, он был хорошим рисовальщиком, мастером цвета, А.−Ф. Ризенер искрометно передаёт состояние воздушной среды, колористические эффекты двойного освещения (портрет С. П. Апраксиной; кстати, произведение это можно отнести к немногим примерам сентиментализма в живописи).

А.−Ф. Ризенер. С. П. Апраксина. ок. 1819

Исследователь пишет: «художник не добивается глубочайшего раскрытия образа», но и начисто лишёнными характерности даже «проходные» его портреты уж никак нельзя именовать. Довольно выразительны портреты Я. А. Потёмкина и М. Ф. Орлова. Умопомрачительно другое: даже те немногие известные работы живописца принуждают невольно оказываться в плену чувства, что они вышли из под кисти различных создателей… До таковой степени отличающимися в сравнении манеры и по валёру стают они… Вроде бы то ни было, живопись А.−Ф. Ризенера очень высоко ценились современниками. Творчество этого художника заслуживает более пристального исследования.

Нельзя не сказать и о той роли, которую мастер сыграл в формировании 1-го из «самых французских художников» — собственного племянника Эжена Делакруа. Он нередко давал советы начинающему живописцу, брал их с Леоном на этюды в Нормандию, Анри−Франсуа настоял на поступлении юноши в мастерские П.−Н. Герена, повсевременно уделял свое внимание на необходимость исследования технических приёмов старенькых мастеров и «горячо призывал идти своим и только своим оковём в искусстве»…

Работы Ризенера представлены в разных французских собраниях, также в коллекциях Муниципального Эрмитажа, Гос Третьяковской галереи, Музея−усадьбы «Архангельское» и др.

Произведения

Живопись Сидячий парень. Последняя четверть XVIII века. Париж. Лувр Автопортрет. Последняя четверть 18-го столетия. Париж. Лувр. Морис Кэй. Последняя четверть 18-го века. Париж. Лувр. Портрет Шарля-Анри Делакруа в форме капитана Императорской гвардии. Портрет дамы в жёлтом мадрасе (тюрбане). Последняя четверть 18−го века. Дижон. Государственный музей Мажни. Портрет Арчилла Жибера с малеханькой внучкой Камиллой Сейер, графиней Симеон. Личное собрание. Портрет Величавой княгини Екатерины Павловны. 1810. Тверская областная картинная галерея. Базине, метрдотель (камергер) царицы Гортензии. Рюи-Мальмезон. Государственный музей замков Мальмезон и Де Буа-Прево. Портрет генерала барона Пьера Домениля. 1811 Граф Ш.-А. Тертр, играющий на гитаре. ок. 1814 Мишель, граф Ордене, генерал (1755−1811). Версаль. Государственный музей дворца Трианон. Портрет Барбе де Жуи. Произведение утрачено. Портрет Ф.−Ж. Тальма. Портрет стоящей императрицы Жозефины. Рюи−Мальмезон. Государственный музей замков Мальмезон и Де Буа−Прево. Портрет стоящей девченки. Нормандия. Музей Эврё. Портрет дамы в белоснежном. Последняя четверть 18-го века. Париж. Лувр. Портрет Жана-Батиста Бесьера, барона д’Истри маршала Франции (1768−1813). Версаль. Государственный музей дворца Трианон Портрет маршала Бессьера. Монтабо. Музей Ингре. Портрет члена семьи Барбе с отпрыском. Последняя четверть 18−го века. Руэн. Музей роскошных искусств. Марк-Антоан Дезожье (1772—1826). Версаль. государственный музей дворца Трианон. Антоан Андре Раврио (1759−1814) (кузен художника, царский бронзовщик). Париж. Лувр. Жан-Батист Коллен, граф де Сюсси (1750−1826). Версаль. Государственный музей дворца Трианон. Антоан Жюль, Жюлье (1755−1825). Версаль. Государственный музей дворца Трианон. Жан−Жерар Лакюе, граф де Сессак (1752—1841). Версаль. Государственный музей дворца Трианон. Жан Элевью. Версаль. Государственный музей дворца Трианон. Портрет М. Ф. Орлова. Около 1816. Музей Бородинской Панорамы. Москва. Портрет С. П. Апраксиной. ок. 1819 года. Эрмитаж. Портрет П. П. Лачинова. Эрмитаж. Портрет Я. А. Потёмкина. 1810−1820. Музей−панорпма «Бородинская битва». Портрет княгини В. С. Долгорковой (ур. кж. Гагариной). Муниципальный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина Портрет Жозефины Фридрихс. 1813. Эрмитаж. Портрет неведомой. Молдавский государственный музей искусства. Кишенёв. Портрет неведомой. Личная коллекция Мадам Буланже (1786−1850). Версаль. Государственный музей дворца Трианон. Портрет Франсуа Адриен Буаэльдьё. Руан. Музей роскошных искусств. Портрет девицы. 19−й век. Музей Гренобля.

Другие материалы в этой категории: « Ришар Флёри Франсуа Риго Гиацинт »

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный