Самохвалов Александр Николаевич (художник)



Когда родился: 21 августа

Где родился: Бежецк

Когда умер: 20 августа

Где умер: Ленинград

Подданство: Российская империя

Гражданство: РСФСР

Жанр: живопись

Где учился: Институт имени Репина

В каком стиле писал: Реализм

Заслуженный деятель искусств РСФСР




Биография

Под солнцем. 1953

Александр Самохвалов родился 8 (21) августа 1894 года в городке Бежецк Тверской губернии. Его отец Николай Дмитриевич Самохвалов занимался маленькой торговлей (погиб в 1917 году). Мама Самохвалова Лена Фёдоровна (в девичестве Чистякова, разум. в 1937) занималась домашним хозяйством и воспитанием четырёх деток. Своё образование Самохвалов начал в механико-техническом училище в Калязине, откуда был исключён в 1908 году за роль, как писал живописец в автобиографии сначала 1950-х, в «школьном революционном движении». В следующем окончил реальное училище в Бежецке.

Обучался в Академии художеств до её закрытия (1914—1918), потом возвратился на родину в Бежецк. Завершал образование уже в Петроградских Свободных художественных мастерских (1919—1923).

Посреди учителей особенное воздействие на Александра Самохвалова оказал К. С. Петров-Водкин. Пространственная система построения картины, разработанная Петровым-Водкиным, трудности соотношения цвета и формы увлекли Александра Самохвалова, для которого поиски собственного видения, образного воплощения эры стали постоянными спутниками творчества. Не случаем путешествие с К. С. Петровым-Водкиным в Самарканд (1921 год) и работу в составе экспедиции Института истории вещественной культуры по зарисовкам и обмеру памятников он принимал потом как переломный момент в своём миропонимании и творчестве. Другим наисильнейшим впечатлением, повлиявшим на формирование творческого стиля художника, стало роль Александра Самохвалова в работах по реставрации Георгиевского собора в Старенькой Ладоге (1926), где он открыл себе древнерусскую фресковую живопись.

Александр Самохвалов начал участвовать в выставках с 1914 года. В 1917 участвовал в выставке объединения живописцев «Мир искусства». Писал портреты, жанровые картины, пейзажи. Занимался плакатом, статуей, монументальной и станковой живописью, декоративно-прикладным искусством, иллюстрировал книжки.

Дипломная картина «Головомойка» (1923, Российский музей), в какой живописец стремился воплотить принципы «сферической перспективы» в духе Петрова-Водкина, стилистически близка сюрреализму. Но Александр Самохвалов вступил на самостоятельный творческий путь в тот период, когда модернистски-авангардные поиски равномерно уходили в сферу «тихого искусства» либо вообщем в «подполье». Все же, подобно мастерам ОСТа, к которому ленинградский «Круг художников» был эстетически очень близок, Самохвалов смог сохранить калоритные черты поэтически-вольного символизма и во полностью официальных, заказных произведениях.

В особенности удавались Самохвалову образы «героинь труда и спорта» («Кондукторша», 1928; «Девушка с ядром», 1933, Третьяковская галерея; именитая акварельная серия «Метростроевки», 1933—1934, в главном — Российский музей) — образы, полные мажорного пафоса и в то же время по-своему сюрреального, практически «мифологического» притягательности; это собственного рода загадочные современные богини, окружённые романтичным нимбом. Конкретно ему принадлежит знаковое произведение русского искусства 1930-х годов — «Женщина в футболке» (1932), в каком более много воплотилось рвение художника к созданию вида юного современника, осознание зрелым мастером собственных красочных задач.

В 1937 году картина Самохвалова «Девушка в футболке» на Интернациональной выставке в Париже была удостоена золотой медали. Тогда же за панно «Советская физкультура», выполненное для русского павильона, и за иллюстрации к «Истории 1-го города» М. Е. Салтыкова-Щедрина живописец получает два Гран-при Интернациональной выставки.

Книжкой и книжной графикой Александр Самохвалов занимался с середины 1920-х годов, сотрудничая с ленинградскими издательством «Радуга» и Детгизом. Примечательны артистические детские книги, в том числе с текстами самого художника («Наш город», 1927; «Ночные страхи», 1927; «Водолазная база», 1928; «Мстительный Худжар», 1929, и др.).

Александр Самохвалов удачно выступал также как живописец театра. С середины 30-х годов он оформлял спектакли «Бесприданница» А. Н. Островского (режиссёр С. А. Морщихин, 1935, ГБДТ, Ленинград), «Горячее сердце» А. Н. Островского, «Стакан воды» Э. Скриба (оба 1943, Академический театр драмы им. А. С. Пушкина) и др. После начала войны Самохвалов эвакуировался с Академическим театром драмы им. А. С. Пушкина в Новосибирск, где оформил спектакли «Свадьба Кречинского», «Платон Кречет», «Маскарад», также ряд спектаклей для Столичного театра оперетты.

Вместе с этим Александр Самохвалов исполнил и огромное число заказных полотен («С. М. Киров воспринимает парад физкультурников» (1935, ГРМ), «Появление В. И. Ленина на Всероссийском съезде Советов» (1939, ГРМ), «Парад Победы» (1947, набросок для росписи «Дворец Советов», личная коллекция), «С. М. Киров и И. В. Сталин на Волховстрое» (1950, личное собрание, Лондон) и др. Посреди произведений, сделанных А. Самохваловым в станковой живописи, также картины «В. Ленин и И. Сталин на втором съезде РСДРП» (1939, ГРМ), «Фронтовые друзья» (1946), «Сталинградка», «Вспоминая боевые дни» (обе 1948), «Портрет Е. Мравинского» (1950), «Под солнцем» (1953), «Кафе «Гурзуф» (1956), «Портрет М. А. Клещар» (1958) и другие.

В 1948—1951 годах Самохвалов преподавал на кафедре монументально-декоративной живописи ЛВХПУ им. В. И. Мухиной. Создатель книжки мемуаров «Мой творческий путь» (1977), повести «В годы неспокойного солнца» (1996). Выставки произведений А. Н. Самохвалова были показаны в 1963, 1968 и 1975 годах в Ленинграде (ЛОСХ, Дом писателей, ГРМ) и в 1964 в Москве. В 1967 году А. Н. Самохвалов был награждён Орденом Ленина за выдающийся вклад в развитие русского изобразительного искусства.

С 1926 года Самохвалов был членом ленинградского объединения «Круг художников», которое покинул в 1928 году. В 1929—1932 был членом общества живописцев «Октябрь», с 1932 года — членом Ленинградского Союза русских живописцев. С 1938 по 1940 годы был заместителем председателя ЛССХ.

Александр Николаевич Самохвалов скончался в Ленинграде 20 августа 1971 года на 70 седьмом году жизни. Похоронен на Комаровском кладбище. Монумент на могиле является культурно-историческим наследием с федеральным уровнем охраны. Произведения Александра Николаевича Самохвалова находятся в Муниципальном Российском музее, Гос Третьяковской галерее, в музеях и личных собраниях в Рф, Германии, Англии, Франции, США, Италии и других странах.

Галерея

Под солнцем. 1953

Кафе «Гурзуф». 1956

Обнажённая. 1958

На пляже. 1964

См. также

Монумент А. Н. Самохвалову на кладбище «Комаровский некрополь» Культурное наследство Русской Федерации, объект № 7810733000 объект № 7810733000 Перечень живописцев Рф XX века Перечень живописцев Ленинградского Союза живописцев Ткацкий цех (картина) Метростроевка со сверлом Дом Творчества живописцев «Старая Ладога»

Под солнцем. 1953

Кафе «Гурзуф». 1956

Обнажённая. 1958

На пляже. 1964

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный