Цянь Сюань




Биография

Жизнь художника пришлась на переломную эру, когда китайское правительство Южная Сун (1127—1279), невзирая на сопротивление, было разгромлено войсками Хубилай-хана, и в Китае была установлена власть монголов.

Цянь Сюань родился в расположенном на юге Китая городке Усине (пров. Чжецзян) в семье, имевшей долгую историю чиновного служения. Китайская историческая традиция утверждает, что Цянь Сюань с блеском выдержав экзамены и получив высшую степень «цзиньши» ещё при древнем, китайском режиме, отказался служить монголам, удалившись от дел и став «иминь» (так в Китае называли людей отказавшихся участвовать в гос службе). В реальности Цянь Сюань никогда не был «цзиньши». В 1262 году он прибыл в южносунскую столицу Линьань (сейчас это г. Ханьчжоу), чтоб сдать экзамены на высшую степень («цзиньши»), но потерпел беду. Невзирая на это в столичных образованных кругах он зарекомендовал себя как многообещающий ученый, и с уверенностью смотрел в будущее. Будучи способным исследователем и знатоком традиционных текстов, также одарённым каллиграфом, живописцем и литератором, Цянь Сюань имел фуррор посреди наилучших интеллектуалов Линьаня. Столица посреди XIII века, по показаниям учёных-современников, представляла собой, прекрасный город с потрясающими садами, шикарными домами, и красочными озёрами, в каком «редкий денек проходил без увеселений и неповторимых развлечений». Потом Цянь с ностальгической грустью вспоминал его в собственных четверостишиях. После первой беды, Цянь Сюань был вторично зарегистрирован как кандидат на сдачу экзаменов, но в 1276 году, когда он собрался на переэкзаменовку, Линьань захватили монголы. Столичное чиновничество и интеллигенция бежали из городка. Часть из их осела в Усине, который в этот период стал одним из важных культурных центров Китайской империи.

После того, как пала столица, и весь Китай оказался в руках монголов, установивших новейшую правящую династию, Цянь Сюань, подобно многим образованным бюрократам, испытал глубочайшее разочарование. В жизни образованного чиновного класса произошли драматические перемены: верой и правдой служившие государству, они мгновенно оказались чуждыми и находящимися под подозрением людьми. В итоге, невзирая на то, что позже татарская администрация стала приглашать этот образованный класс на муниципальную службу, многие из учёных-чиновников предпочли зарабатывать на жизнь живописью, гаданием, медициной и иными нестандартными для их занятиями, которые посреди служащих числились низкими, если не презираемыми. Цянь Сюань, которому к тому моменту было 40 с маленьким лет, тоже резко изменил соц статус. Его разочарование было настолько велико, что он сжёг несколько томов собственных исследовательских работ конфуцианских традиционных текстов, которые написал в юности, и начал карьеру проф художника в родном Усине. Этот жест был кое-чем огромным, чем только признаком нежелания служить монголам. В надписи на одной из собственных картин Цянь Сюань выражает печальные мысли о бесполезности учёных-чиновников, обычных попечителей китайской культуры, которые оказались неспособны защитить цивилизацию от татарской угрозы. Позже он подтвердил свою антимонгольскую позицию тем, что отказался региться у новейшей администрации в качестве главы «жу-ху» («конфуцианской семьи»), невзирая на то, что этот статус давал значительные достоинства в налогообложении.

После захвата монголами в Усине было установлено управление, состоявшее из самих монголов и китайцев-северян, которые охотнее шли на сотрудничество с завоевателями, чем южане, которых монголы поставили в самый низ учреждённой ими публичной иерархии. Это служило дополнительным раздражающим фактором в неприятии усинской интеллигенцией татарской власти. Часть местных интеллектуалов составила то, что в предстоящем стало понятно как «Усин бацзюнь» — «Восемь талантов из Усина»; их идеологическим вдохновителем стал узнаваемый философ-конфуцианец Ао Цзигун (2я пол. XII — нач. XIII в.). Эстетические идеи «талантов из Усина», вызревали уже в последние годы правления династии Южная Сун, татарское завоевание отдало предстоящий толчок их развитию. В эту группу входили как бежавшие из столицы интеллектуалы, так и местные учёные, посреди которых выделялся Чжао Мэнфу, царевич, принадлежавший к свергнутому монголами сунскому императорскому клану. Этот юный, профессиональный и неоднозначно образованный учёный стал учеником и другом Цянь Сюаня невзирая на существенную разницу в возрасте.

«Восемь талантов из Усина» выдвинули творческую программку, целью которой было сохранение обычных китайских духовных ценностей в критериях татарского режима. В живописи и каллиграфии они считали нужным ориентироваться на античные эталоны, сделанные в период династий Тан (618—907) и Северная Сун (960—1127), а в эстетическом осмыслении искусства стали использовать термин «гуи» — «идея древности», которым обозначали простоту, безыскусность, а в неких случаях даже примитивность — черты, присущие, по их воззрению, искусству того исторического периода, который им из их реального казался «золотым веком» китайского страны. Их живопись в известной мере была попыткой передать этот «дух древности», используя новые изобразительные средства. Эстетические установки объединения позже подытожил юаньский художественный критик Ся Вэньянь в своём трактате «Тухуй баоцзянь» — «Драгоценное зерцало живописи» (1365г).

После того, как Чжао Мэнфу в 1286 году принял приглашение Хубилай-хана поступить на муниципальную службу, а его учитель Цянь Сюань, по слухам, отдал отказ татарскому посланнику, патриотически настроенные литераторы в протяжении нескольких веков порицали первого и восхваляли второго. В действительности Цянь Сюань вероятнее всего отказался от службы в силу преклонных лет (ему тогда шёл 6-ой десяток). Но, может быть, причина была более сложной, и не считая этого включала его желание жить свободной от условностей чиновного обряда жизнью, и сложившуюся уже привычку к праздному времяпрепровождению (из исторических источников понятно, что Цянь Сюань злоупотреблял алкоголем; его склонность к возлияниям не ограничивалась обыденным для интеллектуалов общительным застольем, которое было обычным элементом общения, но входила еще далее. Чжао Мэнфу, докладывает, что нередко после пьянки у Цяня так дрожали руки, что он не мог писать). Невзирая на вероятные расхождения, учитель и ученик поддерживали теплые дружественные дела до самой погибели Цянь Сюаня. По всей вероятности, это были не столько учитель и ученик, сколько два единомышленника, фактически идиентично понимавшие искусство и сущность собственных поисков в нём.

Цянь Сюань писал картины в самых различных жанрах на самые различные темы, но больший фуррор имели его картины в жанре «цветы-птицы». Свои произведения он был должен продавать через чайные и книжные лавки. Торговля его работами имела таковой фуррор, что на рынке стали появляться подделки, в связи с чем Цяню в старости пришлось поменять манеру. В 1971 году в гробнице минского царевича Чжу Таня, погибшего в 1389 году, нашли свиток Цянь Сюаня с изображением лотосов. В надписи на нём живописец докладывает, что обязан поменять свою подпись-псевдоним и использовать некие новые идеи для того, чтоб повредить планы поддельщиков. Остаток жизни Цянь Сюань провёл в родном Усине. Четкая дата погибели художника не известна. Документы позволяют сделать заключение, что он скончался до 1307 года.

Творчество. Пейзаж

Ван Сичжи следит за гусями. Левая часть. Ван Сичжи следит за гусями. Правая часть.

Творческие устремления Цянь Сюаня были связаны с эстетикой, выработанной «усинской восьмёркой», и совпадали с планами Чжао Мэнфу, но отличались своими плодами, так как Чжао был еще более большим мастером. Следование идее «гуи» можно созидать в почти всех его работах, а именно в одном из самых узнаваемых свитков «Ван Сичжи следит за гусями» (ок. 1295г; бумага, тушь, краски; 23,2х92,7 см, Музей Метрополитен, New-york).

Ван Сичжи следит за гусями. Музей Метрополитен, New-york

Ван Сичжи (303—361) был известным каллиграфом прошедшего, письмо которого стало прототипом для многих поколений образованного чиновничества. Из собственного прославленного Павильона Орхидей он следил за гусями для того, чтоб проникнуться их движениями, и передать их красоту в роскошном каллиграфическом почерке. Пейзаж Цянь Сюаня выдержан в сине-зелёных тонах, он отсылает зрителя к танским пейзажам семейства Ли, в то время как асимметричная композиция картины вызывает в памяти произведения Ма Юаня. Но это только поверхностный взор. Левая часть композиции смотрится плоской картинкой и выпадает из остального, вроде бы уходящего вдаль места. Написанная в архаичном стиле она преднамеренно отходит от южно-сунского натурализма. Этому содействует несколько доверчивый набросок гусей и человечьих фигурок. Треугольные горы вдалеке напоминают до-танский пейзаж с его геометрической простотой. Бледноватые «брови» далеких пиков — мотив, позаимствованный из южно-сунской академической живописи. Словом, произведение представляет собой попытку синтеза самых различных частей древней живописи ради извлечения из этой консистенции квинтэссенции — «гуи» (духа древности). Исследователи подчёркивают также, что эклектичная архаика и некий примитивизм этой работы вроде бы говорят примат традиции учёных-художников (другими словами любителей) над мастерски постигаемыми способностями членов Академии. Это наблюдение подтверждается периодическим внедрением Цянь Сюанем бумаги, которую применяли для собственных красочных и каллиграфических упражнений учёные, а не шёлка, которым обычно воспользовались художники-академисты. В поэтической надписи на свитке Цянь восхваляет способность Ван Сичжи к свободному существованию в период политических пертурбаций, когда половиной Китая правила некитайская династия, возможно, намекая на своё и собственных коллег положение.

Другой тип пейзажа можно созидать в другой, более известной картине Цянь Сюаня, которую он именовал «Жилище в плывущих нефритовых горах» (бумага, тушь, краски; 29,6х98,7 см; Музей Шанхая). В отличие от большинства его пейзажных картин выдержанных в архаическом сине-зелёном стиле, эта работа имеет мерклую, бедную палитру. В собственной надписи Цянь Сюань докладывает, что это изображение его горного уединённого пристанища, размещенного к западу от Усина. На свитке начертано несколько похвальных колофонов юаньскими и поболее поздними живописцами и литераторами, что свидетельствует о значимости этого произведения в истории китайской живописи. Три надписи, принадлежащие Хуан Гунвану, поэту Чжан Юю (1337—1385) и раннеминскому художнику Яо Шоу докладывают, что как живописец Чжао Мэнфу многим должен Цянь Сюаню. В обсуждениях о датировке произведения большая часть создателей склоняются к тому, что это ранешняя работа Цянь Сюаня.

В пейзаже отсутствуют все главные черты академического сунского стиля: нет кропотливо скомпонованных и натуралистически изображённых гор, утопающих в туманной дымке, нет текстурного контраста горной поверхности. Картина смотрится огромным шагом вспять по сопоставлению с работами мастеров X—XII веков, и создаёт воспоминание, что на этом произведении величавая традиция сунского пейзажа пресеклась.

Жилье в плывущих нефритовых горах. Шанхай, Музей.

На картине изображены три покрытых деревьями острова; текстура их камешков и скал передана при помощи мягеньких параллельных мазков кисти, схожих с манерой Дунь Юаня. Некие исследователи подразумевают, что картина сотворена после того, как в 1295 году в Усин возвратился Чжао Мэнфу, который привёз с собой огромное количество красочных свитков с севера Китая, посреди которых были и работы Дун Юаня (раб. в 934—962 гг). Конкретно этот древний мастер цзяннаньского пейзажа, имевший умеренный культурный резонанс до того, как его «заново открыл» Чжао Мэнфу, воздействовал на творчество усинских живописцев в период Юань. Угловатые горы в центре композиции со склонами, схожими на стиральную доску и плотной листвой перекликаются с художественными мыслями Фань Куаня (раб. 1023—1031) и Ли Тана (ок.1070 — ок. 1150). В картине нет пробы передать пространственную глубину, она имеет преднамеренно тонкий вид; видны также нарушения масштаба в изображении гор и деревьев; в итоге она создаёт чувство неравномерности места и даже волнения. Словом, это ещё одна попытка синтезировать различные древние техники пейзажа с целью выразить «дух древности», приведшая к такому довольно внезапному итогу. Картина сопровождается поэмой Цянь Сюаня, в какой он обрисовывает, какой свободной становится его душа в этих безбрежных горных просторах. Небольшой домик в окружении гор и деревьев был эмблемой уединённости и бегства от тягот и сложностей жизни; этот знак в предстоящем перешел в картины живописцев поздней Юань и стал очень распространённым мотивом.

Горная обитель. Гугун, Пекин.

Другой пейзаж с таким же мотивом «Горная обитель» (бумага, тушь, краски; 26,5х111,6 см; Гугун, Пекин) выдержан в более классическом танском сине-зелёном стиле. Живописец применяет узкую обрисовку тушью и густые минеральные краски. Горы, также сосны и остальные деревья написаны в архаичной манере, частью апеллирующей к до-танским образчикам. Далекая высочайшая гора припоминает работы Цзюй Жаня (раб. в 960-985гг); бледноватые горы на горизонте собственной геометрической простотой повторяют те, что изображены на картине «Ван Сичжи следит за гусями». Возрождение позабытых и полузабытых старых стилей было главной особенностью пейзажей Цянь Сюаня.

Цветы-птицы

Восемь расцветающих ветвей. Гугун, Пекин.

В собственных поздних картинах этого жанра Цянь также постарался отступить от южносунской традиции. Большая часть живописцев его времени писало «цветы-птицы» в ярчайших, натуралистических тонах, продолжая традиции «сунского реализма». Работы Цяня обычно написаны более блеклыми тонами, хотя в собственном рисунке идеальны. Произведения мастера в этом жанре имели большой фуррор при его жизни; сейчас они есть в нескольких экземплярах и отлично исследованы. Картины выполнены ровненькой узкой линией обрисовки и размывами светлого пигмента. В отличие от наряженных сунских картин эти произведения полны меланхолии и хрупкого изящества. Похоже, что Цянь Сюань стремился избежать выражения всех сильных чувств; исследователи считают, что эта особенность могла быть как следствием его характера и узкого вкуса, так и рвения отмежеваться от вала стандартной коммерческой продукции, представленной на художественном рынке.

«Цветущие ветки одичавшей яблони и гардении» (бумага, тушь, краски; 29,2х78,3 см; Галерея Фрир, Вашингтон) представляет собой два альбомных листа, смонтированные в свиток. На листах нет подписи художника, но стоят его печати. На свитке начертаны три колофона, один из которых принадлежит Чжао Мэнфу, утверждающему, что это подлинная работа Цянь Сюаня, а весь остальной «мусор, изготовлен его последователями». Серия из восьми схожих расцветающих ветвей, также написанных на отдельных листах и смонтированных в свиток, хранится в пекинском Дворцовом музее (Гугун), причём ветки, изображённые на листах из Галереи Фрир практически копируют два из восьми пекинских листов. В связи с этим исследователи не исключают, что «Две расцветающие ветви» из Фрир в прошедшем были бы частью более широкой серии.

Другая работа в этом жанре «Цветущая груша» (ок. 1280г; бумага, тушь, краски; 31.1х95,3 см; Музей Метрополитен, New-york) пронизана этим же изяществом и исполнена в той же технике. Невзирая на то, что изображена только ветка расцветающего растения, в четверостишии, приписанном рукою художника, картине придан совершенно другой смысловой колер. Он пишет о собственной печали по утраченной красе, говоря о ветке груши, но аллегорически намекая на разрушенную южносунскую цивилизацию: «как по различному переливалась она, купаясь в золотых лучах лунного света, пока не наступила темнота». Печаль по утраченному миру была настолько велика, что этим чувством были пронизаны даже картины такового оптимистического жанра, как «цветы-птицы»; выраженный художником потаенный посыл был понятен всем образованным людям, приобретавшим его работы.

Расцветающие ветки одичавшей яблони и гардении. Галерея Фрир, Вашингтон

Расцветающая груша. Музей Метрополитен, New-york

Ранешняя весна. Институт искусств. Детройт

Стрекоза на ветке бамбука. Бостон, Музей роскошных искусств.

Цветочки и птицы. Работа в стиле Цянь Сюаня. Кливленд. Музей искусства.

Белка на ветке персика. Гугун, тайбэй.

Посреди произведений Цянь Сюаня в этом жанре есть и потрясающие натуралистические изображения насекомых, в каких он продолжает традицию, идущую от сунского мастера Хуан Цюаня (ок.900- 965) («Стрекоза на ветке бамбука», 37.2 x 27.5 см; Бостон, Музей роскошных искусств; «Ранняя весна», 26.7 x 120.7 см; Детройт Институт искусства, и др.), и изображения птиц и насекомых («Цветы и птицы», 29,4х28,8 см; Кливленд, Музей искусства) и изображения животных («Белка на ветке персика»,26,3х44,3 см; Государственный дворцовый музей, Тайбэй).

Живопись фигур

Ян Гуйфэй садится на жеребца. Галерея Фрир, Вашингтон. Дворянин. 1290 г. Английский музей, Лондон

Следование «духу древности» (гуи) распространялось и на живопись фигур; в этом жанре живописец ориентировался на античные эталоны Янь Либэня, У Даоцзы, Хань Ганя и Ли Гунлиня. Живопись фигур выделилась в особенный жанр и достигнула высот во времена династии Тан. В период Сун она поддерживалась многими выдающимися живописцами, членами Академии живописи, которые, следуя шестому правилу Се Хэ, копировали танские работы, «улучшая» их и придавая им стилистику, соответствующую для сунской Академии живописи. В отличие от их Цянь Сюань пробовал передать простоту старой живописи.

Картина «Ян Гуйфэй садится на коня» (бумага, тушь, краски; 29,5х117 см; Галерея Фрир, Вашингтон) была скопирована со древней работы, которая обычно приписывалась Хань Ганю (ок.706 — 783). На ней изображён правитель Минхуан (Сюань-цзун, правил в 713-756гг), наблюдающий, как его возлюбленная наложница Ян Гуйфэй садится на жеребца, чтоб отправиться с ним на охоту. Подобно всем архаичным работам в этом жанре, вокруг основных героев картины нет никакого предметного окружения, нет никакого пейзажа, с ними только служанки и конюхи. На свитке живописец начертал свои стихи, в каких задаёт поучительный вопрос: как вышло, что правитель Минхуан разъезжавший на шикарных жеребцах с нефритовой уздечкой, оказался убегающим в королевство Шу на ишаке? (намёк на чрезмерную любовь к красавице Ян Гуйфэй, погубившей империю).

Ши Мяо и телёнок. Гугун, Тайбэй.

Другая копия древней работы «Ши Мяо и телёнок» (28.5x112 см, Гугун, Тайбэй) посылает зрителя к событиям времён Троецарствия и страны Вэй (220-265гг) . Ши Мяо (разум. ок. 240г) был высокопоставленным бюрократом в правительстве Цао Цао (ок. 155-220гг). В один прекрасный момент его жёлтая скотина родила телёнка, но так как скоро Ши Мяо ушёл с гос службы, он не стал его брать с собой, так как считал, что телёнок принадлежит государству, а не ему (другими словами показал высочайшую политическую добродетельность, но все решили, что он сошёл с разума). Из исторических источников понятно, что первую картину на данную тему написал танский живописец Чжоу Фан (работал в 780-810гг). На свитке слева стоят бюрократы с дарами, провожающие Ши Мяо, справа сам Ши Мяо прощается с ними, оставляя муниципальным мужам телёнка. В его повозку впряжена та скотина, вокруг теленка которой появилась эта поучительная история. Существует и картина Чжао Мэнфу на данную тему; возможно, история о добродетельности бюрократа Ши Мяо была популярна и особо животрепещуща в юаньское время.

Согласно трактату Ся Вэньяня «Тухуй баоцзянь» — «Драгоценное зерцало живописи» (1365г), Цянь Сюань нередко аккомпанировал свои картины стихами. Потому он остался в китайской истории и как одарённый поэт, и как хороший каллиграф. Невзирая на то, что став художником-профессионалом Цянь Сюань поставил себя в зависимость от рыночного спроса, он смог избежать эталонов расхожей рыночной продукции, создав, на самом деле, новое искусство. Его усилия по новаторскому чтению древней живописи, вместе с усилиями Чжао Мэнфу, очертили путь, по которому пошли все большие живописцы позднего периода Юань.

Перечень произведений Цянь Сюаня

(по кн. James Cahill «An index of early Chinese painters and paintings: Tang, Sung, and Yüan» University of California Press. 1980) В перечне не приведены произведения, в отношении которых нет колебаний, что это не работы Цянь Сюаня. Таких поздних копий или подделок существует несколько 10-ов.

1 Парень в красноватом верхом на жеребце с огромным луком в руке. Свиток. Стихи создателя, и дата 1290 г. Несколько надписей эры Юань и Мин. Английский Музей, Лондон. 2 Белоснежный лотос, цветочки и листья. Тушь и светло-зелёные краски на бумаге. Свиток. Колофоны Фэн Цзычжэна, Чжай Яня. Найден в гробнице Чжу Таня (мозг. в 1389г) Музей провинции Шаньдун, Цзинянь. 3 Горная обитель. Речной пейзаж в архаическом стиле. Свиток, тушь краски по бумаге. Подписан. Пекин, Гугун. 4 Восемь растений. Свиток, тушь и краски по бумаге. Надпись Чжао Мэнфу. Два цветка похожи на свиток из галереи Фрир. Гугун, Пекин 5 Жилье в горах Фоуюй. Свиток, тушь и краски по бумаге. Есть надпись и подпись создателя. Колофоны Чжан Юя и Хуан Гунвана (оба датир. 1348г), Яо Шоу и других. Шанхай, музей 6 Правитель Минхуан учит Ян Гуйфэй играть на флейте. Свиток. Колофоны эры Юань. Может быть копия. Ранее находился в Гугун, Пекин 7 Сунский поэт Линь Бу глядит на ветку сливы в вуале, слуга и журавль слева. Свиток. Подписан и надписан. TWSY ming-chi 92 8 Свиток с постройками на полуострове и людьми на мосту. Подписан и надписан. Гугун, Пекин? 9 Лу Дун готовит чай на садовой террасе. Печать создателя. Приписана поэма правителя Цяньлуна. Возм. Копия. Гугун, Тайбэй. 10 Дыня, фрукты и цветочки. Подписан. Поэма создателя. Гугун, Тайбэй 11 Ждя переправу на туманной реке. Есть надпись и подпись художника. Гугун, Тайбэй 12 Два пиона. Поэма, подпись и три печать художника. Колофоны Чжао Мэнфу, Кэ Цзюсы, Ни Цзаня и т. д. Копия. Гугун, Тайбэй. 13 Белка на ветке персика. Свиток. Печати художника. Поэма Цяньлуна. Гугун, Тайбэй. 14 Ши Мяо оставляет телёнка. Свиток. Подписан. Копия древней работы. Есть версии этого сюжета, приписываемые Чжао Мэнфу и Чжоу Фану. Гугун, Тайбэй 15 Семеро бессмертных. Свиток. Может быть копия с его работы. Тайбэй, Гугун 16 Монгольский правитель Ши Ло спрашивает о Пути Будды. (по картине Чжао Боцзюя) свиток. Подписан. Четыре колофона. Копия (есть другие версии этого сюжета). Коллекция Ц. Д. Чэнь, Гонконг 17 Птичка на ветке расцветающего фруктового дерева. Бумага, краски. Близка по стилю Цянь Сюаню. 18 Дыня, лотос, груша и росток бамбука. Альбомный лист. Приписывается. Коллекция Ц. Д. Чэнь, Гонконг 19 Белоснежные цветочки вишни Альбомный лист. Печать художника. Колл. Суганума. 20 Дыня и два кузнечика. Альбомный лист. Печать художника. Колл. Суганума 21 Краб и редис. Печать художника. Колл. Маруяма 22 Хун-яй (Чжан Юнь, даосский отшельник эры Тан) перебирается на новое место. Свиток, тушь, шёлк. Подписан. Колофоны Чжу Дэи и других. Может быть близкая копия. Фудзи Юринкан, Киото 23 Фрукт и осенние насекомые. Альбомный лист. Надписан и подписан. Приписывается. Музей искусства Масаки 24 Малая птичка на расцветающей ветке груши. Альбомный лист. Приписывается, но возможно не его работа. Музей Нецу, Токио 25 Хуан И (флейтист, живший в 4 веке) чистит свои ногти. Липовая печать Цянь Сюаня. Приписывается. Колл. Кавасаки 26 Ветка расцветающего абрикоса. Печать художника. Кавасаки колл. 27 Целозия. Подписан. Поэма создателя. Может быть, близкая копия. Нац. Музей Киото 28 Одичавшие утки. Приписывается. Может быть копия. Нац. Музей, Токио 29 Две птицы на расцветающей ветке. Тушь и краски на бумаге. Поэма, подпись создателя и две его печати. Может быть имитация. Собрание Ябумото Коцзо, Амагасаки 30 Трое странноватых парней приносят тибетского мастиффа и его щенка в дар. Согласно надписи художника, скопировано с картины Янь Либэня. Свиток, печати художника. Колл. Чэн Ци, Токио 31 Баклажан. Печать художника. Колл. Чэн Ци, Токио. 32 В Стране восходящего солнца хранится огромное количество произведений, которые когда-то неопределённо были приписаны Цянь Сюаню, либо носят его неверные печати: две картины с изображением пионов в Дайтокудзи, Киото, Пионы в сосуде в Чионин, Киото, Два свитка в изображением лотосов в этом же храме, картина с изобр. Корзины цветов в музее Хаконе 33 Расцветающие кусты и растения, птицы и бабочки. Свиток. Подписан. Имитация. Галерея Фрир. Вашингтон 34 Сяо И получает свиток Ланьтин от Бяньцая. Свиток. Печать художника. Колофон Вэнь Чжэнмина (по всей вероятности). Копия. Галерея Фрир, Вашингтон. 35 Ветки расцветающей магнолии и груши. Два альбомных листа смонтированные в свиток. Две печати художника. Колофоны Чжао Мэнфу и других. Галерея Фрир, Вашингтон. 36 Ян Гуйфэй садится на жеребца отправляясь на охоту с царем Сюаньцзуном, сидячим на белоснежном жеребце. Их сопровождают восемь конюхов и четыре служанки. Свиток, тушь и краски на бумаге. Надпись художника. Есть другие версии этого сюжета. Галерея Фрир, Вашингтон 37 Стрекоза на ветке бамбука. Стоят печати художника. Может быть, работа не его, а печати интерполированы. Бостон, Музей Роскошных Искусств. 38 Иллюстрация к Возвращению домой Тао Юань мина. Подписан. Свиток, тушь и краски по бумаге. Может быть близкая копия. Музей Метрополитен. Н-Й. 39 Ван Сичжи восхищается плывущими гусями, смотря из павильона. Свиток, тушь и краски по бумаге. Поэма художника. Печати периода Юань и поболее поздних веков. Музей Метрополитен Н-Й (Ещё одна версия хранится в Гугун, Тайбэй). 40 Ветка расцветающей груши. Маленький свиток. Тушь и краски по бумаге. Более 20 колофонов периода Юань и поболее поздние. Метрополитен, Н-Й 41 Принесённые в дань жеребцы, и конюхи. Свиток. Приписывается. Музей Фогг, Кембридж 42 Два голубя на ветке расцветающей груши. Маленький свиток. Подпись художника и четыре его печати. Колофоны и поэмы более 20 ценителей периода Юань и поболее позднего времени. Муз. Искусства. Цинциннати 43 Две птицы на расцветающей ветке. Нет подписи и печати, но стиль Цянь Сюаня. Музей искусства, Кливленд 44 Ранешняя весна (насекомые посреди травок и цветов) Свиток. Подпись и печати художника. Может быть, более поздняя работа. Детройт, Институт искусства. 45 Три растения. Свиток. Надписи художника и правителя Цяньлуна. Может быть, копия. Колл. Франка Каро, Н-Й 46 Прощание Су У и Ли Лина. Свиток. Печати художника. Отлично изготовленная работа, но может быть не Цянь Сюаня. Коллекция Э. Эриксона.

Библиография

Чэнь Гаохуа. Юаньдай хуацзя шиляо (Исторические источники и материалы о художниках династии Юань). Шанхай жэньминь чубаньшэ. 1980. 309—325 Кучера, С. Неувязка преемственности китайской культурной традиции при династии Юань. в сб. «Роль традиций в истории и культуре Китая». М.: Наука, 1972. стр. 276—308 Завадская Е. В. Усин (Хучжоу) — центр художественной культуры в период Юань. XVII НК ОГК. Ч.I. М.1986 Духовная культура Китая. Энциклопедия. Т.6, М. 2010, стр. 797—799 Richard Edwards, Ch’ien Hsuan and Early Autumn; Archives VII, 1953, pp 71-83; James Cahill, Ch’ien Hsuan and His Figure Paintings; Archives, XII, 1958, pp 11-29; Wen Fong, The Problem of Ch’ien Hsuan, Art Bulletin XLII (sept. 1960), pp 174—189 Cahill, James. Chinese Painting. Geneva, 1960. pp 100 −105 Cahill, James. Hills beyond the River. Chinese Painting of the Yuan Dynasty. 1279—1368. N-Y, 1976. pp 19-38 Li, Chu-tsing «The Role of Wu-shing in Early Yuan Artistic Development under Mongol Rule» in John D. Langlois (ed) China under Mongol Rule. Princeton University Press.1981 pp 331—370 Shih Shou-chien «Eremitism in Landscape Paintings by Ch’ien Hsüan (ca 1235 -before 1307)». Ph.D. diss. Princeton University, 1984 Robert E. Harrist Jr. Ch’ien Hsuan’s Pear Blossoms: the Tradition of Flower Painting and Poetry from Sung to Yuan. Metropolitan Museum Journal, Vol. 22, 1987. pp.53-70. Hay, John «Poetic Space: Ch’ien Hsüan and the Association of Painting and Poetry, Calligraphy, and Painting» in «Words and Images: Chinese Poetry, Calligraphy, and Painting» Ed. By Murck, Alfreda, and Wen C. Fong. New York: Metropolitan Museum of Art; Princeton, NJ: Princeton University Press. 1991. pp 173—198 Various authors. Three Thousand Years of Chinese Painting. Yale University Press, London, 1997. pp 141—143 Watson, William, The Arts of China 900—1620. Yale University Press, London 2000, pp 139—140 Watt, James C.Y. The World of Khubilai Khan. Chinese Art in the Yuan Dynasty. N-Y — London, 2010. pp 186—190 Искусство империи Юань Драма Бо Пу • Ван Шифу • Гуань Ханьцин • Ли Хаогу • Ма Чжиюань • Чжэн Гуанцзу • Чжэн Тинъюй Изобразительное искусство Ван И • Ван Мэн • Гуань Даошэн • Жэнь Жэньфа • Кэ Цзюсы • Ни Цзань • У Чжэнь • Хуан Гунван • Цянь Сюань • Чжао Мэнфу Поэзия «Плач Тогон-Тэмура» • Садула • Хань Симэн Архитектура Амир ад-Дин

Цветущие ветви дикой яблони и гардении. Галерея Фрир, Вашингтон

Цветущая груша. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Ранняя весна. Институт искусств. Детройт

Стрекоза на ветке бамбука. Бостон, Музей изящных искусств.

Цветы и птицы. Работа в стиле Цянь Сюаня. Кливленд. Музей искусства.

Белка на ветке персика. Гугун, тайбэй.

Другие материалы в этой категории: « Чжан Дацянь Цю Ин »

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный