Ли Чэн




Биография

Ли Чэн происходил из знатной семьи ученых-конфуцианцев, принадлежавшей к правящему танскому клану. Все праотцы Ли были в своё время известными учёными - конфуцианцами и бюрократами. Сдав муниципальный экзамен на степень цзиньши, но никогда не поступал на муниципальную службу. Творческая деятельность Ли Чэна пришлась на период 5 династий (907-960) и начало правления династии Сун (960 - 1279). Согласно историческим источникам, живописец жил и работал в трёх городках, поначалу в старенькой танской столице Чанани, потом в городке Инцю в Цзинчжоу, и окончил свои деньки в сунской столице Кайфыне. Начав с исследования и копирования произведений Цзин Хао и Гуань Туна живописец потом выработал свою манеру и стал основоположником стиля "затуманенных деревьев в ровненькой дали", который обрёл известность посреди мастеров пейзажа. В изображении человеческих фигур в пейзаже Ли Чэн нередко кооперировался с Ван Сяо, художником, даты жизни и погибели которого неопознаны.

В период существования королевства Позже Чжоу (951-960) Ли примкнул к сторонникам новейшей всекитайской династии - Сун (960-1279), и скоро после её воцарения был приглашён в столицу, став членом Академии Ханьлинь и получив от правителя почётный титул "гуанлу-чэн" (имеющий светлые награды). Судя по описанию жившего в XI веке историка и критика искусства Го Жосюя, Ли Чэн изредка откликался на приглашения авторитетных и богатых вельмож, но предпочитал путешествовать по провинции, изучая природу. В одном из таких путешествий он захворал и скончался в 967 году. Его отпрыск Ли Цзюэ был выдающимся знатоком конфуцианского канона и принципов искусства. Подобно папе он стал членом Академии Ханьлинь, а правитель Тай-цзу (927-976) поручил ему чтение лекций по традиционной конфуцианской литературе.

Красочная манера Ли Чэна была не столько техничной и аналитической, сколько интуитивной. Исследователи его творчества считают, что сливая отдельные детали и предметы картины в единый образ, он стремился выразить принцип "ли" - центральное понятие неоконфуцианской философии в его время, который присваивал равновесие и гармонию бессчетному количеству вещей в мире. Как живописец, Ли Чэн был одним из продолжателей Цзин Хао и, вместе с Гуань Туном, Фань Куанем, стал одним из основателей жанра монохромной пейзажной живописи, который стал необыкновенно популярен в периоды 5 Династий и Сун. В своём творчестве он смог соединить северную и южную живописные традиции, величавые горные пейзажи Цзин Хао и Гуань Туна с "белой тушью и светлыми туманами" цзяннаньских мастеров. Более поздние создатели считали его основоположником "сунского пейзажного стиля", имевшего огромное количество последователей. Одним из самых выдающихся его учеников и продолжателей был узнаваемый пейзажист Го Си. Не считая достижений в области пейзажа Ли Чэн прославился игрой в шахматы, музицированием на цине, также как прозаик и историк.

Художественное творчество

Потому что Ли Чэн имел огромное количество последователей, копиистов и фальсификаторов уже в древности, выделение посреди сохранившихся работ близкие к оригиналу представляет определенную сложность. В текущее время более близкими подлинным работам мастера числятся копии XII—XVII веков:

Путешественники в зимнем лесу (Сосны и камешки) — музей Метрополитен Буддийский храм в горах — коллекция Нельсона-Аткинса в Канзас-Сити Читающий стелу — музей в Осака Зимний пейзаж — Гугун

В его работах монументальность смешивается с кропотливым исполнением отдельных деталей. Может быть, Ли Чэн первым применил угловые либо диагональные композиции, в каких свободное место свитка начинает играть активную роль, расширяя границы свитка. Он избавляет замкнутость места. Ли Чэн выдвигает на 1-ый план какую-либо деталь композиции и противопоставляет этой детали широкие просторы заднего плана.

Го Си считал, что мастерство художника-пейзажиста заключается в умении передать место при помощи «трех далей»: даль высшую (высоту гор), даль глубокую (место за горой и ровненькую даль. Конкретные предшественники Ли Чэна (Цзин Хао, Гуань Тун) и он сам дали значительную дань собственного умения созданию композиций вертикальных свитков, в каких величавая картина мира отображалась высочайшими горами, занимающими основное место свитка. В свитке «Путники в зимнем лесу» он выступает с композиционным новаторством «ровных далей», которое не получило конкретного одобрения. Но Го Жосюй, Ми Фэй и Го Си высоко оценили это композиционное новаторство.

Другим новаторством Ли Чэна была низкая точка зрения, близкая естественному взору, схожая принятой в европейской живописи, в противоположность взору сверху, который преобладал ранее. Его критиковал за это Шэнь Го, который считал, что у художника не должно быть одной определенной точки зрения на предмет, он должен изображать его со всех боков и с различных расстояний.

Картины Ли Чэна стали редкостью уже 100 лет спустя. Согласно историческому преданию, так как Ли принадлежал к танскому императорскому клану, было позором, что его считали «всего только художником», потому его внук, служивший губернатором Кайфына в период под лозунгом «Цзинъю» (1034-37гг) скупил и уничтожил все произведения Ли под предлогом, что его дед не желал, чтоб они находились в недостойных руках. Все же, в составленном в XII веке каталоге императорской коллекции живописи "Сюаньхэ Хуапу" насчитывается 159 произведений Ли Чэна.

Поэтическое творчество

Ли Чэн и Ван Сяо. Читающий стелу. 10в. Осака, Городской музей.

Теория пейзажа

Ли Чэн написал трактат «Тайна пейзажа» («Шаньшуй цзюэ»). В собственной работе он в главном следует принципам, сформулированным Ван Вэем, развивая и углубляя его категории. Маленькой по объёму трактат (один цзюань) написан в литературном стиле пяньсы лилю, который подразумевает параллельное чередование строк с 4-мя и 6 знаками. Ли Чэн рассматривает разные стороны пейзажной живописи от композиции до техники мазка, при этом все это дано в одном слитном единстве как техника сотворения произведения. Воздействие этой маленький работы на следующее развитие китайской эстетической мысли очень велико. Некие слова, применяемые Ли Чэном для свойства живописи, в предстоящем стали детализированными определениями и понятиями.

Перевод трактата на российский язык, выполненный Е. В. Завадской, размещен в её монографии (см. перечень литературы).

Литература

Ли Чэн на Викискладе? Самосюк К. «Го Си» — М.: «Искусство», 1978. стр. 30-34 Го Жо-сюй. Записки о живописи: что лицезрел и слышал. М. Наука. 1978, стр. 33, 65. Пострелова Т. А. «Академия живописи в Китае в X—XIII вв.» — М.: «Наука», 1976. Завадская Е. В. «Эстетические препядствия живописи старенького Китая» — М.: «Искусство», 1975. Духовная культура Китая. Энциклопедия. Т.6, М. 2010, стр. 618-619 Various authors. Three Thousand Years of Chinese Painting. Yale University Press, London, 1997. pp 99-100 Watson, William, The Arts of China 900—1620. Yale University Press, London 2000, pp 6-9
Другие материалы в этой категории: « Линь Лян Ли Чжаодао »

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный