Хуан Гунван




Биография

Имя Хуан Гунвана при рождении было Лу Цзянь, он родился в 1269 году в Чаншу (пров. Цзянсу). В десятилетнем возрасте мальчишка осиротел и был усыновлён бездетным Хуаном Лэ из Юнцзя, сменив при всем этом имя на Хуан Гунван. Потом живописец воспользовался несколькими именами, отражающими его стиль жизни либо духовный настрой — И-фэн (Одинокий горный пик), И-фэн шаньжэнь (Живущий в горах на одинокой верхушке), Цзиншу (Обитель чистоты), Да-чи (Превеликий болван), Да-чи даожэнь (Даос, одержимый превеликой тупостью), Цзинси даожэнь (Даос что к западу от колодца).

В 1280 году одиннадцатилетний Хуан показывает свою начитанность в книжках традиционного канона на уездных муниципальных экзаменах. Это открыло перед ним перспективу удачной чиновничьей карьеры. В это время в Китае устанавливается власть татарской династии Юань со всеми вытекающими последствиями — политическим гнётом и беззаконием.

Став зрелым человеком, Хуан Гунван пробует принять роль в гос деятельности. Невзирая на препоны со стороны чиновников, ему удаётся провести упорядочение земляных законов в западных районах провинции Чжэцзян. Скоро его отзывают в столицу, где он прослужил пару лет, и, в конце концов, через придворную администрацию Хуан Гунван оказывается впутанным в судебное дело, связанное с налоговыми нарушениями. Его посадили в кутузку, в какой он находился пару лет под опасностью смертной экзекуции. В 1313 году после освобождения из-под охраны Хуан Гунван оставил муниципальную службу и уехал на родину. Отныне он присоединился к образованным людям, которые не желали служить монголам, выражая таким пассивным образом собственный политический протест.

В это время Хуан Гунван увлекся даосской магией, и, поселившись в 1314 году в Сунцзяне (Цзянсу), занимался искусством пророчества судьбы, основанном на анализе и истолковании определённых иероглифических символов. В 1315 году он возвратился в округи родного Чаншу, и жил в одинокой хижине в горах Юйшань, освободившись от всех ритуалов и публичных обязательств.

Хуан Гунван увлекался историей, обладал даром литературного слога и искусством каллиграфии, был известен как музыкант и поэт, но только во время жизни в горах, в 1318 году, в возрасте практически 50-и лет он занялся живописью. Это занятие, как практически у всех китайских живописцев, связано у Хуан Гунвана не только лишь с чувственным постижением мира, да и с философским его осмыслением. Ему была близка этико-философская школа «неодаосизма» (синьдаоцзяо), вокруг которой группировались видные учёные-литераторы и живописцы тех пор — Ян Вэйчжэнь, Чжан Юй, Фан Цунъи, Гу Чжунъин. В этом «учении о всеединой правде» (цюаньчжэньцзяо) осуществлялся синтез даосизма и отдельных положений конфуцианства и буддизма. Пятнадцать принципов-заповедей этого «триединого учения» (саньцзяо) имели гуманистическую направленность и противопоставлялись прагматическому догматизму официальной идеологии юаньской администрации с её предпочтением примитивно-утилитарного толкования буддизма. С 1329 года вместе с Ни Цзанем Хуан Гунван воспринимает активное роль в деятельности школы «неодаосизма», а в 1334 году при его конкретном участии создаётся храмовая школа «триединого учения» (Саньцзяотан) в Сучжоу.

Философские искания Хуан Гунвана совпадают с резвым ростом его красочного дарования. Этому содействует тесное сотрудничество с Ни Цзанем и другими наикрупнейшими пейзажистами этого периода — У Чжэнем и Ван Мэном, которые тоже были независящими оппозиционерами юаньскому режиму. О сотрудничестве свидетельствует ряд совместных с ними произведений, также бессчетные надписи, изготовленные его рукою на их картинах. В 1338 году живописец отчаливает в долгое путешествие к берегам озера Сиху, очень плодотворное в художественном плане. Его известность как мудреца и живописца растёт, у него появились последователи, и около 1340 года он пишет трактат «Тайны изображения пейзажа», который, по всей вероятности, был задуман как пособие для учеников, так как содержит и практические советы по красочной технике, и теоретические выражения. В 1347 году после возвращения в Фуян он длительное время жил совместно с известным даосским проповедником Уюном в округах гор Фучуньшань и одноимённой реки Фучуньцзян. Там меж 1347 и 1350 годами Хуан Гунван сделал собственный известный свиток с видом этой местности. Спустя три года живописец погиб.

Творчество

Преждевременное творчество художника находилось под сильным воздействием Дун Юаня и Цзюй Жаня, но очень скоро он выработал свой стиль, создав, согласно записям, около 130-и картин (большая часть не сохранилось). 1-ое произведение Хуан Гунвана — «Осенние горы» датируется 1333 годом, но оно понятно только из письменных источников. В очень плодотворный период с 1338 по 1347 год живописец сделал целую серию пейзажей — «Осенние горы в собственной беспредельности», «Божественная гора», «Вечерняя дымка над горным селением» и другие.

Хуан Гунван. Чистота после неожиданного снега. ок. 1340. Гугун, Пекин.

Посреди их есть достаточно необыкновенная работа «Чистота после неожиданного снега». Это маленькой свиток, написанный как приложение к каллиграфическому произведению Чжао Мэнфу. Чжао написал для Хуана четыре огромных иероглифа, взятых из письма величавого каллиграфа IV века Ван Сичжи, которое сохранилось в копиях. Некое время спустя, около 1340 года, Хуан Гунван подарил собственный свиток некоему Мо Цзинсину как приложение, иллюстрирующее этот маленький текст.

Кроме красноватого пигмента, которым нарисовано зимнее солнце, вся работа выполнена одной чёрной тушью. На свитке изображён большой дом в равнине окружённой горами. Снутри дома находится скульптура Будды, видна только её нижняя часть, лотос, на котором восседает Будда, и курительница с фимиамом. Весь свиток написан мягенькой и лёгкой кистью, но, невзирая на предельную мягкость кисти, Хуан Гунван выстроил монументальные конструкции гор так, что они смотрятся объёмно и убедительно. Обозначив плоские верхушки и боковые склоны сериями угловатых мазков, живописец даёт возможность зрителю оценить всю их мощь.

Хуан Гунван. Каменный утёс около небесного пруда. 1341 г. Гугун, Пекин.

Хуан Гунван является создателем особенной разновидности изображения горных массивов. Его картина «Каменный утёс около небесного пруда» не превозносилась потомками так очень, как его известный пейзаж «Жилище в горах Фучунь», но это самое преждевременное из имеющихся произведений, в каком ландшафтные массы скомпонованы в динамическом содействии частей; их очертания имеют тенденцию к геометризации, другими словами, сведены к обычным арковидным либо яйцевидным формам, повторяющим одна другую с таковой степенью регулярности, что этот способ художника можно именовать модульным конструированием. Абстрактно-отвлечённый нрав картины является результатом этого способа, основанного на соподчинённости разных отдельных форм, которые максимально чётко смонтированы для выполнения собственных композиционных функций даже с неким вредом для красочных и изобразительных свойств. Живописцы позднейших времён, посреди которых были и Дун Цичан, и «Четыре Вана» раннецинского периода, очень почитали это произведение, и посвящали много времени разработке сущности его динамического формализма.

На картине изображена настоящая местность, расположенная в горах Хуа неподалеку от Сучжоу, но точно найти это место очень тяжело, хотя картины такового типа имели цель «создать ощущение», что зритель вправду побывал в том месте. Внимание художника было поглощено горами, а несколько домиков под высочайшими соснами понизу свитка, как и все строения на картинах Хуана, нарисованы схематично, фактически лишая его работы повествовательного элемента. Шёлк на этом свитке очень очень потемнел, что мешает настоящей оценке плюсов произведения, но оно навряд ли было в наименьшей степени значимым для развития юаньского пейзажа, чем именитый свиток «Жилище в горах Фучунь».

«Жилище в горах Фучунь»

Основная статья: Жилье в горах Фучунь

После 1347 года, когда живописец возвратился в Фуян и поселился в горах, он сделал два самых узнаваемых собственных шедевра — «Девять вершин после снегопада» (Гугун, Пекин), и «Жилище в горах Фучунь». Из их последний — самый известный, он является вроде бы визитной карточкой художника.

У этого свитка очень богатая история. Хуан Гунван начал писать его в 1348 году для собственного друга, даосского учителя Уюна (Уюн — значит «никчемный», это самоироничное прозвище даоса). В собственной надписи на свитке живописец докладывает последующее: "В седьмой год эпохи Чжи-чжэн я возвратился в горную хижину в горах Фучуньшань. Совместно со мной был учитель Уюн. На досуге я с кистями взбирался на Южную Башню, и писал это свиток. Но работа шла медлительно, порою покидало вдохновение, и я всё вносил и вносил какие-нибудь поправки. Так прошло 3-4 года, а картина всё не была закончена. Возможно, находясь посреди гор, я душой-то парил кое-где в других краях. Сейчас я специально возвратился к картине и целый денек не расставался с кистью, Уюн тому очевидец. Досужие критики пусть поначалу заглянут в конец свитка, тогда может быть усвоют, чего стоило его успешное окончание. В год Голубого Дракона намедни праздничка написал "Даос, одержимый величавой тупостью в храме «Остановившихся знаний».

Вправду, Хуан Гунван в течение пары лет ворачивался к этому свитку, возил его с собой всюду, и закончен он был, судя по всему, второпях: сначала и в конце свитка быстрота кисти и импровизированные формы отличаются. Вобщем, это типично для всех передовых юаньских произведений, начиная со свитка Чжао Мэнфу «Осенние краски вокруг гор Цяо и Хуа». Но никто до Хуан Гунвана не сумел так успешно соединить естественные, потрясающе сконструированные формы ландшафта с эффектом полуимпровизации. В этом свитке Хуан Гунван перенял способ работы кистью Чжао Мэнфу, когда переплетающиеся сухие мазки делают иллюзию материальности предметов. Но работа Хуана еще разнообразнее: наложение более тёмной туши на более светлую, более сухих мазков на более мокроватые, отражающие долгое вызревание картины, делают огромное обилие текстур и эффектную передачу объёмов. Такая техника работы кисти позволила художнику выстроить динамические комплексы масс, не прибегая к чёткой обрисовке контуров и к градациям размывов. В свитке Хуана совершенно не достаточно атмосферной дымки — романтические туманы убили бы структурную ясность его работы. Несколько клочков тумана находятся, но они не играют никакой роли в методе передачи места, которое, как в северосунском пейзаже, представлено в виде интервалов меж чётко разделёнными горными массами.

Хуан Гунван. Жилье в горах Фучунь. 2-ая часть. 1348—1350. Гугун, Тайбэй.

Век спустя «Жилище в горах Фучунь» волею судеб оказывается в коллекции минского мастера Шэнь Чжоу (1427—1509) (на свитке есть его надпись). Дальше, согласно канонической версии, Шэнь Чжоу отдаёт его некоему каллиграфу для надписи, отпрыск которого передаёт свиток кому-то ещё. Сменив несколько владельцев, он оказывается в собрании известного минского художника и собирателя Дун Цичана, оставившего на свитке экзальтированный отзыв, в каком а именно пишет: «В свитке с изображением горы Фучуньшань отклик души уносится в необыкновенное, парит. Вобрав в себя приёмы различных мастеров, Цзы-цзю переплавил их на собственный лад, ушёл от проторённых путей. Воистину веришь, что перед тобой произведение небожителя, летящего над лесом искусств, далековато от пыли мирской суеты».

После Дун Цичана произведение попадет в коллекцию некоего У Чжэнчжи, который перед гибелью завещает её отпрыску — У Хунъю. Тот так обожал этот свиток, что распорядился спалить его в случае собственной погибели. Свиток был выручилён племянником обладателя, который практически вынул его из огня; в итоге часть свитка была утрачена, а оставшиеся от него кусочки представляют собой два куска разной длины. Одна часть, размером чуток более полметра, была переименована в «Ломанные горы» и в конце концов оказалась в Музее провинции Чжэцзян в Ханчжоу. 2-ая, длинноватая часть свитка, побывав в коллекциях 2-ух цинских чиновников, оказалась в собрании правительского дворца. Считавший себя знатоком живописи правитель Цяньлун решил, что это подделка; его ошибка была найдена исключительно в 1816 году, в правление правителя Цзяцина. В конце концов, гоминьдановцы увезли свиток на Тайвань, где он до сего времени и хранится в Дворцовом музее Тайбэя.

Хуан Гунван. Жилье в горах Фучунь. 1-ая часть. Музей провинции Чжэцзян.

Шедевр Хуан Гунвана вдохновил многих узнаваемых мастеров следующих эпох на создание «Пейзажей Фучуньшань» в подражание его кисти. Посреди подражателей есть известные имена — Сяо Юньцун (1596—1673), Ван Цзянь (1598—1677), Мэй Цин (1623 −1697), Юнь Шоупин (1633—1690), Ван Юаньци (1642—1714), Дао Цзи (1630—1717). Хуан Биньхун (1864—1955). Но исследователи отмечают, что позднейшие копиисты утратили эффект спонтанности, присущий свитку Хуана, своими усердными, более схематичными и наименее естественно выглядящими версиями композиционной формулы этого живописца.

Се шаньшуй цзюэ

Трактат Хуан Гунвана «Тайна написания пейзажа» (Се шаньшуй цзюэ) посвящен анализу красочных приёмов величавых пейзажистов X века — Дун Юаня и Цзюй Жаня. С самого начала мастер остерегает против недочётов в пейзажной живописи. Он сводит их к четырём порокам: 1-ый — это се — приверженность к неверной красочной школе; 2-ой — тянь — наружняя привлекательность, красивость, рвение нравиться как можно большему числу зрителей; 3-ий — су — вульгарность; четвёртый — лай — мошенничество, другими словами механическое соединение фрагментов из традиционных образцов живописи, недочет самостоятельности. Протест против броскости, изощрённости и наружной привлекательности, которые понимались как знаки вульгарности, был знамением времени, в каком жил Хуан Гунван.

Хуан Гунван добивался от пейзажистов серьезного соблюдения принципа геомантии фэншуй, которая в этот период тесновато была связана с принципами физиогномики сянфа. С особенной силой, по воззрению художника, этот принцип выявился в пейзажах Ли Чэна и Ми Фэя. В трактате Хуан Гунвана получает предстоящее развитие теория перспективы, он, а именно, по-своему осмысляет теорию Го Си о «трёх далях». Важным моментом в живописи он, как и Су Ши, считал выражение первопринцип бытия ли. Подобно Го Си и другим величавым мастерам пейзажа он утверждал этический принцип, согласно которому натура художника, его духовно-нравственная цельность предназначают совершенство красочного произведения.

Библиография

Соколов-Ремизов С. Н. "Хуан Гун-ван и его картина «В горах Фучуньшань». Сокровища искусств государств Азии и Африки, вып. 3 М. 1979. стр. 65-85 Завадская Е. В. Эстетические препядствия живописи старенького Китая. М. 1975 стр. 121—125 Духовная культура Китая. Энциклопедия. Т.6, М. 2010, стр. 749—750 Cahill, James. Chinese Painting. Geneva, 1960. pp 109—112 Various authors. Three Thousand Years of Chinese Painting. Yale University Press. 1997 pp 167—169 Watson, William, The Arts of China 900—1620. Yale University Press, London 2000, pp 153—157

Другие материалы в этой категории: « Хуан Цюань Хуан Вэйлян »

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный