Гао Кэмин



Страна: Российская империя Империя Сун




Биография

Гао Кэмин был очень большой фигурой в художественной жизни ранне-сунского периода. Он был уроженцем Цзянчжоу (Шанси), но четкая дата его рождения неведома. Непонятно, у кого он учился красочному мастерству, также не известны ранешние этапы его карьеры. Исторические источники сходу обрисовывают его как живописца, служившего при Жэнь-цзуне (1022—1063), 4-м императоре династии Сун, в ранге дайчжао. В этом чине он управлял департаментом живописи при Академии Ханьлинь, другими словами не просто исполнял императорские заказы, да и вёл административную деятельность, занимаясь формированием и текущими делами департамента. Он был принят в Академию в правление под лозунгом "Дачжун сянфу" (1008-16гг), и за особенные награды ему был пожалован фиолетовый халатик — особенный символ почёта, которым правитель награждал далековато не каждого известного мастера.

Сохранились исторические сообщения о деятельности Гао Кэмина в качестве придворного художника. Одним из ранешних поручений правителя была роспись интерьеров дворца Хуйцин. В 1032 году он с группой живописцев Академии получил заказ на выполнение 30 свитков. В 1034 году правитель Жэнь-цзун поручил мастеру выполнение пейзажей, посвящённых четырём временам года, с которыми не совладал Бо Гоцзы. В 1048 году Гао Кэмин принял роль в большенном проекте, над которым работали и другие живописцы: созданием цикла произведений к трудам Ян И и Ми Шу по истории и жизнедеятельности протцов правителя; в конечном итоге к началу 1049 года были написаны 10 свитков с портретами под заглавием «Изображения чиновников правительского правительства», в каких были отражены все 100 пт истории Ян И и Ми Шу, повествующие о жизни царей от Тай-цзу до Чжэнь-цзуна.

Гао Кэмин был дружен с Янь Вэньгуем и Чэнь Юнчжи. Возможно, они были его наиблежайшими ассистентами во всех текущих делах Департамента живописи. Его учеником был Лян Чжусинь, использовавший композиционные и технические приёмы Гао Кэмина.

Творчество

По описаниям источников, Гао Кэмин был умеренным и неразговорчивым человеком, предпочитавшим городскому обществу общение с природой. Он длительно мог бродить по лесам и полям, следя и изучая натуру, а потом воспроизводил свои наблюдения на шёлке по памяти. Его возлюбленным жанром был пейзаж, конкретно в этой области древние историки искусства отмечают его особенные заслуги. Живопись пейзажа в его время находилась под сильным воздействием творчества Го Си (1020—1090), но Гао Кэмин, в целом, пребывая в этом «мэйнстриме», смог выработать свою персональную манеру изображения. Живший в XI веке историк и критик искусства Го Жосюй отмечает, что «Миниатюрные пейзажи, которыми он расписывал круглые веера и ширмы, были в особенности хороши». Все же, исходя из убеждений этого критика, манера мастера «была лишне качественной и детально прилежной, ему не хватало очарования воздушной лёгкости».

Уникальные произведения Гао Кэмина не дошли до наших дней. Малочисленны и копии с его работ. Современные исследователи отмечают, что более неповторимая манера изображения деревьев в его пейзажах, уходит от того грозного реализма, который был характерен для творчества Го Си либо Ли Чэна (возможно, эта самая «красивость» не нравилась Го Жосюю). Все же ни у кого не вызывают колебаний блестящие заслуги художника в изображение заснеженного пейзажа. Сунские копии его пейзажей на веерах несут внутри себя следы воздействия стиля Ма-Ся, но сейчас нереально осознать, было ли это напластованием художника-копировальщика, либо изобретением самого Гао Кэмина.

Горы и потоки в первом снеге. Приписывают Лю Сунняню (работал в 1175-1195гг) по оригиналу Гао Кэмина. Коллекция Кроуфорда, Музей Метрополитен, Нью Йорк.

Перечень произведений

(по кн. James Cahill «An index of early Chinese painters and paintings: Tang, Sung, and Yüan» University of California Press. 1980, pp. 105—106)

1.Жилье на покрытом соснами холмике (Рыбацкая деревня). Роспись веера. Приписывается. Красивая работа XII века. Гугун, Тайбэй 2.Снега вокруг горных потоков. Альбомный лист. Есть другие версии этой композиции, одна приписывается Сяо Чжао (коллекция Вана), другая Ся Гую. Гугун, Тайбэй. 3.Осенняя роща и плавающие птицы. Роспись веера. Приписывается. Сотворена в период Ю. Сун либо Юань. Гугун, Тайбэй. 4.Горы и потоки в первом снеге. Большой свиток, шёлк, краски. Подписан, и датирован 1035 годом. Сейчас считают, что это копия, которую сделал Лю Суннянь с уникальной работы Гао Кэмина. Коллекция Кроуфорда, Музей Метрополитен, Нью Йорк.

Библиография

Cahill, James. Chinese Painting. Geneva, 1960. pp 38-39 Пострелова Т. А. Академия живописи в Китае в X—XIII веках. М. 1976, стр. 51-52. Го Жо-сюй. Записки о живописи: что лицезрел и слышал. М. Наука. 1978, стр. 81. Watson, William, The Arts of China 900—1620. Yale University Press, London 2000, pp 16-18
Другие материалы в этой категории: « Го Си Гао Кэгун »

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный