Ай Вэйвэй



Когда родился: 28 августа

Где родился: Пекин

Страна: Российская империя

Жанр: скульптура

В каком стиле писал: концептуальное искусство

Сайт: aiweiwei.com




Биография

Родился 28 августа 1957 года в Пекине, (Китай). Отец художника — выдающийся китайский поэт Ай Цин (Ai Qing, 1910—1996), с конца 50-х содержавшийся в ссылке и не печатавшийся до реабилитации в 1978 году. В течение шестнадцати лет работой Ай Цина была очистка деревенских публичных туалетов. «Он и меня этому обучил, — вспоминал Ай Вэйвэй. — Он был величавым мыслителем. Его туалеты сверкали чистотой, он превращал их в произведение искусства, в подобие музея».

С 1958 по 1978 год Ай Вэйвэй жил в Синьцзяне. В 1978 году поступил в Пекинскую киноакадемию, где учился анимации. Стал в 1980 году одним из основоположников арт-группы «Звёзды».

В 1981 году бежал в США, боясь преследования со стороны властей. В 1982 году поступил в нью-йоркскую Школу дизайна «Парсонс» (англ.)русск. (Новенькая школа (New-york)). С 1981 по 1993 год жил в США, в большей степени в Нью-Йорке. Наибольшее воспоминание на Вэйвэя в США произвели поп-арт и концептуализм.

В 1993 году возвратился в Китай из-за заболевания отца. В 1994 году основал «China Art Archives and Warehouse» в Пекине. В 2003 году стал особым профессионалом по дизайну государственного олимпийского стадиона олимпийских игр 2008, в сотрудничестве с Herzog & de Meuron. Живойёт и работает в Пекине, Китай.

Предпринял собственное расследование событий Сычуаньского землетрясения 2008 года. Публиковал в собственном блоге не попавшие в официальную статистику имена погибших малышей и сведения о коррупции в строительном бизнесе, вследствие которой в 1-ые минутки катастрофы разрушились 10-ки плохо построенных школ. Ай Вэйвэй был безжалостно избит милицией за то, что попробовал выступить на суде в поддержку обличавшего сычуаньскую администрацию правозащитника.

Вэйвэю запрещено покидать Китай, а его мастерская в Шанхае снесена по распоряжению местных властей. В 2011 году в пекинском Центре современного искусства Улленса (UCCA) отменили проведение первой в стране большой ретроспективы Вэйвэя.

В марте 2011 года было объявлено о переезде Вэйвэя в Берлин в связи с политическими репрессиями.

Арест и заключение

3 апреля 2011 года в пекинском аэропорту перед посадкой в самолет, на котором Ай Вэйвэй собирался вылететь в Гонконг, живописец был арестован 2-мя полицейскими, которые заявили сопровождавшим Ай Вэйвэя, что у художника появились «другие дела» и он никуда не полетит. Также на время обысков на несколько часов были задержаны супруга художника Лю Цин и восемь его служащих, были обысканы дом, студия и галерея художника. Милиция изъяла компы и другие цифровые устройства. С 4 апреля запросы с именованием художника в китайских интернет-поисковиках были заблокированы.

С требованием высвободить Ай Вэйвэя 4 апреля выступили представители мирового арт-сообщества, посреди которых директор Галереи Тейт Николас Серота, архитекторы Энтони Гормли и Аниш Капур, близкий друг Ай Вэйвэя Олафур Элиассон. 5 апреля США востребовали от Китая немедля высвободить художника и диссидента Ай Вэйвэя.

Официальное заявление появилось только 7 апреля 2011 года: государственное информагентство «Синьхуа» обнародовало сообщение о том, что «Ай Вэйвэй находится под легитимным следствием и подозревается в некоторых экономических преступлениях». Уже после освобождения Вэйвея появится информация, что власти «рассматривали даже возможность обвинить его в двоеженстве».

Музей Гуггенхайма сделал онлайн-петицию с призывом высвободить Ай Вэйвэя. Эту инициативу поддержали также нью-йоркский Музей современного искусства (MoMA), Лос-анджелесский музей искусства, Институт искусств Миннеаполиса и мн. другие. На 12 мая 2011 года эту петицию подписали боле 130 000 человек.

17 апреля 2011 года в поддержку арестованного художника была проведена Глобальная акция «1001 стул для Ай Вэйвэя». В процессе акции люди будут приходить со своими стульями к посольствам Китая в глобальных столицах (New-york, Стокгольм, Лондон, Париж, Бостон, Берлин, Афины, Москва и др.) и в течение часа будут молчком посиживать перед зданиями посольств.

19 апреля 2011 года со статьёй в защиту Ай Вэйвэя в газете «The New York Times» выступил известный писатель Салман Рушди.

23 апреля 2011 года на улицы Гонконга в поддержку Ая Вэйвэя вышли больше тыщи протестующих. На стенках построек Гонконга начали появляться портреты Ая, выполненные неведомыми уличными живописцами, которых уже отыскивает милиция.

Сначала мая 2011 года в поддежку Ай Вэйвэя с официальным заявлением выступили Фонд Энди Уорхола и Фонд Роберта Раушенберга.

10 мая 2011 года в парижском Grand Palais английский архитектор Аниш Капур презентовал новейшую экспозицию «Левиафан», занимающую площадь 13 500 кв.м. Своё творение с 4-мя куполами, 90 метров в длину и 45 в высоту, напоминающее футуристический дирижабль, Капур предназначил Ай Вэйвэю. Более того, Аниш Капур предложил в символ протеста закрыть все музеи и галереи мира на один денек.

В мае 2011 года британская каждодневная газета «The Times» начала кампанию солидарности с Ай Вэйвэем. Газета начала публиковать заявления узнаваемых людей с требованиями незамедлительного освобождения художника из заключения. Одними из первых стали Дэмиен Херст и Аниш Капур. Начало этой кампании было отмечено акцией: живописцы Аниш Капур и Корнелия Паркер лично отнесли к квартире премьер-министра Англии Дэвида Кэмерона на Даунинг-стрит, 10 большой портрет Вэйвэя с обилием подписей членов английского художественного общества.

В июне 2011 года английский архитектор Аниш Капур заявил об отмене собственной выставки в Государственном музее Китая в Пекине, запланированной на 2012 год в рамках фестиваля «Британия сейчас».

22 июня 2011 года был освобождён с формулировкой «как признавший свою вину и по состоянию здоровья». Сторонники Вэйвея считают, что Пекин попробовал «сохранить лицо» в канун начинающихся в наиблежайшие деньки визитов премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао в Берлин, Лондон и Будапешт.

Творчество

Искусство Ай Вэйвэя формально нередко опирается на утопические амбиции «нового мира» конструктивизма. При всем этом, живописец делает тонкие политические произведения, которые занимают критичную позицию в отношении конструктивных конфигураций, происходящих в Китае. Эклектичная и энергичная деятельность Ай Вэйвэя обхватывает обширное поле в области искусства и культуры — от кураторской деятельности и управления «China Art Archive & Warehouse» до работы архитектора-консультанта «Птичьего гнезда» (олимпийского стадиона в Пекине), при всем этом живописец интенсивно выставляется по всему миру. Заглавие его компании — «Fake Design» припоминает о репутации Китая как страны подделок. Но Ай Вэйвэю оно нравится также поэтому, что китайское произношение звучит как английское ругательство.

Ай Вэйвэй был основоположником и членом группы живописцев, которые называли себя «Xing Xing» либо «Звезды». В 1979 живописцы выставили их работы на тротуаре перед художественным музеем в Пекине. Милиция закрыла выставку на 2-ой денек.

После возвращения в Китай в 1993 Ай Вэйвэй обратился к элементам классической китайской культуры в собственном творчестве, используя государственный символизм в провокационной манере. Живописец начал создавать для себя имя, портя неоценимые китайские артефакты. Он разбирал антикварную мебель и потом собирал из неё странноватые нефункциональные объекты. Для одной из собственных работ он позволил урне династии Хань свалиться на землю и разбиться (Dropping a Han Dynasty Urn, 1995—2004). Другой объект государственной гордости также был испорчен — он нарисовал на старой вуале логотип Coca Cola. Ай Вэйвэй нередко употребляет керамику в творчестве. Керамическое искусство очень связано с китайской культурной самобытностью. Одна из его работ, Pillars (2006—2007) — лес из ваз огромного размера, посреди которых гости могут походить.

Fairytale / Притча «Трафарет» — Кассель (2007)

На выставке «Документа» в 2007 Ай Вэйвэй представил масштабный проект, нареченный Fairytale, для которого живописец оплатил приезд из Китая в Кассель 1001 читателю собственного блога, снабдил их всем нужным собственного дизайна, от чемоданов до койкомест в импровизированных хостелах, и задокументировал сказочное путешествие бедных сограждан, даже не мечтавших побывать на Западе, в фото и видео. Кроме 1001 китайца, которые получили шанс в первый раз побывать в Европе, Ай Вэйвэй купил 1001 стул династии Цин, которые можно было найти на всей выставочной площади «Документы».

Forever

Forever (2003) — большая и в то же время невесомая статуя, изготовленная из самых нужных объектов китайской ежедневной жизни — велосипедов. 42 реальных китайских велика (были изготовлены в 1940 и до сего времени выполняются в Шанхае) собраны в радиальную установку, собственного рода монумент нескончаемому движению и редимейду Дюшана.

Descending light

Descending light (2007) — большой осветительный прибор, который занимает практически всю комнату в галерее. Произведение состоит из 60000 бардовых кристаллов. Осветительный прибор не свисает с потолка, он как будто свалился на землю и лежит, все ещё светясь, изогнувшись на полу. Красноватый свет ассоциируется в Китае с коммунизмом и обычным китайским праздничком. Descending light является частью серии световых скульптурных форм, которую Ай Вэйвэй начал в 2002 с работы Chandelier, предназначенной для Триеннале Гуанчжоу.

Worldmap

Произведение «Worldmap» состоит из 2000 слоев одежки, аккуратненько вырезанных в форме карты мира. Для сотворения «Worldmap» пригодилось много рабочих рук — намеренный шаг со стороны Вэйвэя, который желал выделить статус Китая, как место с неистощимым количеством дешевенькой рабочей силы в швейной и текстильной индустрии.

Семечки подсолнечника Основная статья: Семечки подсолнечника

Проект, открывшийся в октябре 2010 года в Турбинном зале английского музея Тейт Модерн, представляет собой 100 000 000 семян подсолнечника, ровненьким слоем рассыпанных по полу Турбинного зала. Семечки вручную сделаны из фарфора и раскрашены. Над их созданием трудилось 1600 китайских рабочих. По ковру из семечек разрешалось ходить гостям музея, но скоро после открытия выставки «хождение по фарфору» было прекращено: это создавало много фарфоровой пыли, небезопасной для здоровья.

«Семена подсолнечника», октябрь 2010 г.

«Семена подсолнечника», январь 2011 г.

«Семена подсолнечника», январь 2011 г.

«Семена подсолнечника», январь 2011 г.

Фасад галереи Тейт Модерн, апрель 2011 г.

Павильон в галерее Serpentine

1 июня 2012 года в английском Гайд-парке открылся временный павильон, сконструированный Ай Вэйвэем вместе с строительным бюро Herzog & de Meuron по заказу галереи Serpentine. Павильон размещен в углублении, вырытом на поляне Гайд-парка. Интерьер павильона состоит из несимметрично вырезанных ступенек и сидений и стопроцентно покрыт пробковым деревом. Венчает конструкцию плоская круглая крыша, заполнена водой. Из-за налоговых претензий Ай Вэйвэй не мог покидать Китай, потому работы по строительству собственного павильона он координировал по «Скайпу».

На момент открытия павильон уже был приобретен миллиардером Лакшми Митталом, обладателем металлургической компании ArcelorMittal.

Индивидуальные выставки

2012 — «Нью-Йорк. 1983–1993». Мультимедиа Арт Музей, Москва. 2012 — «Интерлейсинг». Музей Же-Де-Пом, Париж. 2011 — «Ai Weiwei Absent». Taipei Fine Arts Museum, Тайбэй. 2011 — Somerset House, Лондон. 2011 — Lisson Gallery, Лондон. 2010 — «Семена подсолнечника». Тейт Модерн, Лондон. 2009 — «Is there going to be a title?», Haus der Kunst, Мюнхен. 2009 — «According to What?», Mori Art Museum, Токио. 2009 — «The Making of Art», Schirn Kunsthalle, Франкфурт. 2009 — New York Photographs 1983—1993, Three Shadows Photography Art Centre, Пекин. 2008 — Fairytale, Emerson Gallery at Hamilton College, Клинтон, New-york. 2008 — Fairytale, Institute of Modern Art, Брисбен. 2008 — Gallery Хэндэ, Сеул. 2008 — Under Construction, Campbelltown Arts Centre, Кэмпбелтаун. 2008 — Under Construction, Sherman Contemporary Art Foundation, Сидней. 2008 — Mary Boone Gallery, New-york. 2008 — Groninger Museum, Гронинген. 2007 — Galerie Urs Meile, Пекин-Люцерн, Люцерн. 2006 — Fragments, Galerie Urs Meile, Пекин-Люцерн, Пекин. 2004 — Robert Miller Gallery, New-york. 2004 — Ай Вейвей, Kunsthalle Bern, Берн. 2003 — Galerie Urs Meile, Beijing-Lucerne, Lucerne, Швейцария. 1988 — «Old Shoes — Safe Sex», Art Waves Gallery, New-york. 1982 — Asian Foundation, Сан Франциско.

Вэйвэй в Рф

21 апреля 2011 года в Ростове-на-Дону (Наша родина) на дверцах известного Туалета на Газетном был найден микро-стикер с призывом «Свободу Вэйвэю». Позже это событие было определено прессой как нано-протестное выступление в поддержку известного художника, преследуемого властями Китая. Согласно решению куратора IV Столичной биеннале современного искусства Петера Вайбеля, в этой столичной биеннале приняла роль изготовленная в 2005 году работа Ай Вэйвэя «Пекин: 2-ое кольцо», представляющая собой видео, снятое на одной из кольцевых магистралей китайской столицы. В апреле 2012 года в Москве в рамках Столичной Фотобиеннале в Мультимедиа Арт Музее началась выставка фото Ай Вэйвэя «Нью-Йорк. 1983–1993». На этой выставке были представлены фото из собрания, включающего более 10 000 снимков, отражающих взор Ай Вэйвэя на искусство и общество и зафиксировавших историю, культуру и атмосферу Нью-Йорка 1980-х.

Звания, титулы

В мае 2011 года Царская академия в Англии присвоила Ай Вэйвэю титул знатного академика.

«Семена подсолнечника», октябрь 2010 г.

«Семена подсолнечника», январь 2011 г.

«Семена подсолнечника», январь 2011 г.

«Семена подсолнечника», январь 2011 г.

Фасад галереи Тейт Модерн, апрель 2011 г.

Другие материалы в этой категории: « Бянь Цзинчжао

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный