Содержание
1 История боя брига с турецкими кораблями 2 Картина 2.1 Критика 3 Примечания 4 СсылкиИстория боя брига с турецкими кораблями
На картине изображён исторический эпизод победы русского брига «Меркурий» над превосходящими силами турецкой эскадры во время патрулирования турецкого пролива Босфор в Чёрном море.
Действия, изображённые на картине, произошли 14 мая 1829 года, когда бриг «Меркурий» под командованием капитан-лейтенанта А. И. Казарского из-за слабенького ветра не сумел уйти от погони и был настигнут 2-мя самыми большими и быстроходными кораблями в турецкой эскадре. На одном из турецких кораблей находился адмирал (капудан-паша) турецкого флота и русский бриг был обязан вступить в бой, имея на борту 18 орудий против 200 орудий противника.
Решение вступить в бой было принято на офицерском совете и было поддержано матросами брига. Во время противоборства, продолжавшегося два часа, «Меркурию» удалось своим огнём разрушить опоры, поддерживающие одну из мачт «Реал-бея», мачта упала за борт, и корабль растерял ход и возможность маневрировать и вести бой. Оставшись один на один с другим турецким кораблём «Селимие», русский бриг сумел нанести приблизительно такие же повреждения, как и «Реал-бею», мачта упала и корабль был обязан уйти из боя. «Меркурий» получил очень тяжёлые повреждения, но при всем этом растерял всего 4 человека из экипажа. Бриг благополучно возвратился в Севастополь.
Картина
Айвазовским были написаны две картины на данную тему:
Бриг «Меркурий» после победы над 2-мя турецкими кораблями встречается с российской эскадрой (1848) Бриг «Меркурий», атакованный 2-мя турецкими кораблями (1892) КритикаНа картине Айвазовского бриг зажат меж 2-мя турецкими кораблями, и корабли идут курсом фордевинд, что является бесспорным плюсом для линейных кораблей с их в большей степени прямыми парусами. Таковой расклад навряд ли оставляет «Меркурию» какие-либо шансы на выживание, потому, согласно ряду воззрений, не может быть исторически достоверным. Но, может быть, что такое положение было выбрано создателем для придания лишнего трагизма ситуации, для акцента конкретно на безнадёжности положения брига.
На картинах других живописцев эти же корабли изображены идущими в бакштаг, что даёт бригу с бо́льшим процентом косых парусов выигрыш в манёвренности.