Катаржина (Екатерина Николаевна) Кобро, художница-авангардистка немецко-русского происхождения, дочь обеспеченного судовладельца Николуса фон Кобро. Мама — российская, урожденная Евгения Розанова. Детские годы будущая художница провела в Риге. Потом поступила в гимназию в Варшаве. Трагические действия Первой мировой резко изменили течение жизни Катаржины Кобро. С началом войны гимназия была эвакуирована в Москву. Тут, в 1916 году, помогая раненым в офицерском отделении лазарета, Катаржина, 18-летняя сестра милосердия, встречает собственного грядущего супруга, офицера русской армии польского происхождения, Владислава Стржеминского, получившего тяжелейшие ранения в боях.
МоскваВ 1917—1920 годах Катаржина обучается в Москве, в МУЖВЗ; как раз в это время, на базе Столичного училища живописи, ваяния и зодчества создаются 1-ые Муниципальные свободные художественные мастерские. Тут преподают Казимир Малевич, Ольга Розанова, Владимир Татлин, Александр Родченко, и тут обучается Кобро. Очень на пользу ей пошло общение с художниками-конструктивистами из группы Общества юных живописцев (ОБМОХУ): Карлом Иогансоном (1890—1929), братьями Владимиром (1899—1982) и Жорой (1900—1933) Стенбергами. В годы штатской войны в Рф многие учебные заведения переформируются, а преподавательский состав нередко перемещается из городка в город.
ПольшаВ 1920 году Катаржина Кобро выходит замуж за Владислава Стржеминского. По свидетельству племянника Катаржины, Георга Кобро, конкретно она «заразила» Владислава собственной увлечённостью искусством После того, как Владислав, сотрудник Отдела Изо Наркомпроса, получил новое предназначение, они с Катаржиной в том же 1920-м переезжают в Смоленск. В Смоленске Кобро читает лекции по скульптуре на отделении керамики в местных «Свомас» (Свободных мастерских), а с 1921 года участвует в работе смоленского филиала витебской группы УНОВИС. Работает как сценограф и плакатист.
В 1922 году Кобро живойёт также в Киеве и во Львове. Скоро Катаржина и Владислав незаконно уезжают в Польшу, и в 1924-м принимают польское гражданство. Юная пара с первых же дней занимает видное место в новеньком польском искусстве. В Варшаве, в 1924 году они участвуют в разработке авангардистской художественной группы «Blok» plru (стопроцентно: «Блок кубистов, супрематистов и конструктивистов»), издававшей одноимённый журнальчик.
В 1925 году Катаржина покидает группу «Блок»; и уже в 1926-м присоединяется к объединению польских живописцев «Praesens» plru. Осенью такого же года участвует в первой выставке этой группы.
В 1929-м — Катаржина, вкупе с Хенриком Стажевским plru (1894—1988) и В. Стржеминским оставляет группу «Praesens» и инициирует создание группы «a. r.» plru («artyści rewolucyjni» / «революционные художники»).
В 1932 году Кобро заходит группу «Абстракция-Творчество» («Abstraction-Création»; группа просуществовала до 1937 года).
6 ноября 1936 года у Владислава и Катаржины родилась дочь Ника plru.
Поздние годы в ЛодзиСпасаясь от начавшейся в 1939 году 2-ой мировой войны, Катаржина вкупе с супругом и дочерью бежит к собственной семье, в белорусский город Вилейка.
Погибла Катаржина Кобро 21 февраля от онкологического заболевания. Погребена на православном участке городского кладбища в Долах plru в Лодзи, рядом с церковью Успения Пресвятой Богородицы. plru
Надгробие Катажины Кобро и её дочери, Ники Стржеминьски, на Православном кладбище в Лодзи на Долах (фото 2007 года).Кредо художника
Следует крепко, окончательно и навечно осознать, что статуя не является ни литературой, ни эмблемой, ни выражением персональной психологической эмоции. Статуя — это только эволюция формы в пространстве Областью статуи является форма и место. Статуя является частью места, в каком она находится. Статуя заходит в место, и место в неё.
— Катаржина Кобро. Из ответов на вопросник редакционной коллегии журнальчика «Европа» (1929, № 2) о состоянии евро искусства
В 1937 году Катаржина Кобро ещё раз определила главные тезисы собственного художнического кредо для публикации в журнальчике «Голос пластических искусств» (1937, № 1-7):
«Скульптура является частью места. Потому условием её органичности подразумевается связь с местом. Статуя не должна быть закрыта, как непроницаемый композиционный узел, но — стремиться к открытости космоса, когда внутренняя область сложного места связана с наружным. Единство композиции есть ритм. Энергия поочередно чередующихся, сменяющих друг дружку в пространстве форм производит ритм пространственно-временного континуума».
— Катаржина Кобро, «Głos Plastyków» plru (1937, nr 1-7)