Отпрыск ювелира Фернандо де Ниса и Антонии де Вальдес Леаль. По традиции, давно существовавшей в Севилье, избрал фамилию мамы, под которой и прославился. Так же сделал очередной севильянец - Диего Веласкес.
Вальдес Леаль. Finis gloriae mundi, Венец славы земнойСвидетельств о ранешних годах грядущего художника не сохранилось. Есть догадки, что он обучался живописи в Кордове у Антонио дель Кастильо (англ.)русск.. Женился там в 1647 на Елизавете, девице из великодушной семьи, по свидетельству художника и историографа Антонио Паломино. В 1649, спасаясь от эпидемии чумы, возвратился в Севилью.
Стал одним из основоположников (вкупе с Мурильо) Севильской академии живописи, был избран основным распорядителем гильдии живописцев Севильи - братства Святого Луки. Художницей была также его супруга, живописцами стали сыновья и дочери.
Детки художника —
Луиза Рафаэла Мария Евгения Лука де Леаль Мария де ла Консепсьон Антония АльфонсаЛука де Леаль был второстепенным художником и графиком, стал преемником отца после погибели последнего. К Кордовскому периоду относится и 1-ое известное нам произведение художника, датированное 1652 годом.
Посетил Мадрид. В 1649, спасаясь от эпидемии чумы, возвратился в Севилью.
Стал одним из основоположников (совместно с Мурильо) Севильской академии живописи, был избран основным распорядителем гильдии живописцев Севильи - братства Святого Луки. Художницей была также его супруга, живописцами стали отпрыск и дочери, не следуя, но, его возможностей.
Творчество
Сделал стенописи в монастыре Святой Клары в Кармоне (провинция Севилья), работал в Кордове, но больше всего – в Севилье. В 1671-1672 выполнил для севильской церкви Братства Милосердия Господня цикл работ Иероглифы последних дней человечьих, ставший верхушкой его творчества.
Имел склонность к драматическим сюжетам. В картинах, в отличие от положительного настроя картин Бартоломео Эстебана Мурильо, господствующими были магические настроения испанского католицизма, расстройства и уныния, соответствующие для кризисной эры позднего испанского барокко. Работы
Некие из его картин обрисовывают ванитас (лат. vanitas, букв. — «суета, тщеславие»), быстротечность и погибель:
In ictu oculi (англ.)русск. — В мгновение ока Finis gloriae mundi — Венец славы земнойГалерея
«Оплакивание Христа»
«Богородица Безгрешного зачатия со Св. Андреем и Иоанном Крестителем», Лувр
«Св. Матфей».
«Св. Иероним», музей Прадо.
«Путь на Голгофу», музей роскошных искусств, Бильбао.
«Коронация Св. Иосифа».
Ассунта» (Вознесение Богородицы), Государственная галерея искусств, Вашингтон, США.
Наследство
Вальдес Леаль. In ictu oculi (англ.)русск. — В мгновение окаМногие работы Вальдеса Леаля были уничтожены в процессе Войны за независимость Испании. Сохранившиеся произведения представлены в Прадо, Лувре, музеях Севильи, Вашингтона, Санкт-Петербурга, Ульяновска и др.
Литература
J. Gestoso Perez, Biografia del pintor D. Juan de Valdés Leal, Séville, 1917 (исп.) Jacques Lassaigne, La Peinture espagnole de Vélasquez à Picasso, Genève, Skira, 1952 (исп.) Kinkead D.T. Juan de Valdés Leal (1622-1690), his life and work. New York: Garland Pub., 1978 (англ.)«Оплакивание Христа»

«Богородица Непорочного зачатия со Св. Андреем и Иоанном Крестителем», Лувр

«Св. Матфей».

«Св. Иероним», музей Прадо.

«Путь на Голгофу», музей изящных искусств, Бильбао.

«Коронация Св. Иосифа».

Ассунта» (Вознесение Богородицы), Национальная галерея искусств, Вашингтон, США.