Из семьи фабрикантов текстиля. Обучался в Центре акварелистов в Барселоне, в 1889 году приехал в Париж, поселился на Монмартре совместно с Игнасио Сулоагой. Сблизился с кругом символистов, испытал воздействие Уистлера. Позднее еще пару раз длительно жил в Париже.
По возвращении в Испанию сделал в Сиджесе музей-мастерскую Cau Ferrat, в Барселоне повсевременно посещал известное кафе «Четыре кота». Тут с ним познакомился Пикассо, на которого Русиньоль оказал огромное воздействие (в 1899—1903 годах Пикассо написал более 20 портретов Русиньоля). Как живописец и график Русиньоль оставил ряд портретов (посреди их — портреты Эрика Сати), пейзажи, жанровые сцены и др. Писал для газеты La Vanguardia, сатирического еженедельника L’Esquella de la Torratxa. Переводил Бодлера. Был броской фигурой барселонской богемы, зачинателем каталонского модернизма, активным участником движения за культурное возрождение Каталонии.
В 1910 Русиньоль посетил Аргентину в связи со столетием Майской революции, тут были поставлены несколько его пьес.
«Морфий», 1894
«Мулен де ла Галет», ок. 1891
«Элегический сад». Мальорка, ок.1903
Посмертная судьба
С 13 июня 2006 по 13 июня 2007 в связи с 75-летием погибели художника и писателя в Сиджесе и Аранхуэсе проходил год Русиньоля.
Литература
Pla J. Rusiñol y su tiempo. Barcelona: Barna, 1942 Casacuberta M. Santiago Rusiñol: vida, literatura i mite. Barcelona: Curial Edicions Catalanes; Publicacions de l’Abadia de Montserrat, 1997 Panyella V. Santiago Rusiñol, el caminant de la terra. Barcelona: Edicions 62, 2003 Laplana J. de C., Palau-Ribes O’Callaghan M. La pintura de Santiago Rusiñol: obra completa. 3 vol. Barcelona : Mediterrània, 2004 Rusiñol desconegut = Rusiñol desconocido. Sitges: Ajuntament de Sitges, 2006 Molas J. Santiago Rusiñol: l’artista total. Barcelona: Diputació de Barcelona, 2007 Giralt Miracle D. a.o. Santiago Rusiñol, arquetipo de artista moderno. Madrid: Gobierno de España — Ministerio de Cultura, 2008«Морфий», 1894
«Мулен де ла Галет», ок. 1891
«Элегический сад». Мальорка, ок.1903