Как докладывает биограф Паломино, обучался в мастерской Франсиско Рибальты. Сведения о юности Риберы очень отрывочны. Возможно, не позже 1613 года он перебрался в Италию, где, как принято считать, изучал картины старенькых мастеров в Парме и Риме.
Все сохранившиеся работы художника датируются неаполитанским периодом. В первый раз о нахождении Риберы в Неаполе сообщается под 1616 годом, когда он женился на местной жительнице. Работал по заказам местного духовенства и вице-короля барона Осуна, также его преемников. Большая часть заказчиков увозило картины Риберы с собой в Испанию, где его ценили и много копировали. В 1626 г. он был избран членом римской академии Св. Луки.
Творчество
Прометей. Ок. 1630 Мученичество св. Филиппа. 1639Ранешние картины Риберы находятся в русле традиции тенебризма и, подобно работам его наставника Рибальты, выполнены под сильным воздействием Караваджо. Позже на караваджистскую базу наложилось воздействие максимально отдалёких от Караваджо болонских академистов Карраччи. Как и в случае с Караваджо, стилевая манера Риберы строится на контрастах света и тени. В драматических сценах мученичества он выявлял победу духа и воли над телесной немощью и страданием.
Натуралистичность полотен Риберы сделала его героем стршных легенд и сплетен. Многие годы он делал зарисовки во время допросов в кутузках, следя, как ведут себя люди под пытками. В творческом наследстве Риберы преобладают мифологические и религиозные темы. Его тянули древная история, действия Ветхого и Нового Заветов, сцены из жизни святых. Сохранилось также несколько портретов.
Как отмечено в БСЭ, примерно с 1635 года Рибера «переходит к более уравновешенным решениям: светотень в его произведениях становится мягче, цветовая палитра насыщается золотистыми либо серебристыми оттенками». Стршные в собственной реалистичности детали подчёркиваются грубыми мазками кисти. Драматический эффект ран, морщин, бород часто достигается утолщением яркого слоя.
Одним из наилучших произведений художника считается картина «Св. Инесса» (1641; Дрезден, Картинная галерея).