Дали Сальвадор



При рождении был назван (первое имя): Сальвадор Доме́нек Фелип Жасинт Дали и Доме́нек
Когда родился: 11 мая

Где родился: Фигерас

Когда умер: 23 января

Где умер: Фигерас

Страна: Российская империя

Жанр: художник

Где учился: Школа изящных искусств Сан-Фернандо, Мадрид

В каком стиле писал: сюрреализм

Cамые известные картины: «Постоянство памяти

На него(неё) оказали влияние школа: Фридрих Ницше




Биография

Детство

Сальвадор Дали родился в Испании 11 мая 1904 года в городке Фигерасе, провинция Жирона, в семье богатого нотариуса. По национальности был каталонцем, принимал себя в этом качестве и настаивал на этой собственной особенности. Имел сестру и старшего брата (12 октября 1901 — 1 августа 1903), который погиб от менингита. Позже в возрасте 5 лет, на его могиле, предки произнесли Сальвадору, что он — реинкарнация собственного старшего брата.

В этом разделе не хватает ссылок на источники инфы. Информация должна быть проверяема, по другому она может быть поставлена под колебание и удалена. Вы сможете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 23 мая 2014.

В детстве Дали был сообразительным, но заносчивым и неуправляемым ребёнком.

В один прекрасный момент он даже затеял скандал на торговой площади ради леденца, вокруг собралась масса и полицейские попросили владельца лавки открыть её во время сиесты и подарить-таки непослушливому мальчугану данную сладость. Он добивался собственного капризами и симуляцией, всегда стремился выделиться и привлечь к для себя внимание.

Бессчетные комплексы и фобии (ужас перед кузнечиками и другие) мешали ему включиться в обыденную школьную жизнь, завести с детками обыденные связи дружбы и симпатии.

Но, как и хоть какой человек, испытывая сенсорный голод, он находил чувственный контакт с детками хоть какими методами, стараясь вжиться в их коллектив если не в роли товарища, то в хоть какой другой роли, а поточнее той единственной, на которую был способен — в роли эпатажного и непослушливого ребёнка, необычного, чудаковатого, всегда поступающего вопреки чужим воззрениям.

Проигрывая в школьных азартных играх, он вёл себя так, как будто выиграл, и торжествовал. Время от времени без предпосылки затевал драки.

Отчасти комплексы, приведшие ко всему этому, были вызваны и самими одноклассниками: они относились к «странному» ребёнку достаточно нетерпимо, использовали его ужас перед кузнечиками, подсовывали ему за шиворот этих насекомых, чем доводили Сальвадора до истерики, о чём он позже поведал в собственной книжке «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим».

Учиться изобразительному искусству начал в городской художественной школе. С 1914 по 1918 год воспитывался в Академии братьев ордена маристов в Фигерасе. Одним из друзей юношества был будущий футболист ФК «Барселона» Хосеп Самитьер. В 1916 году, с семьей Рамона Пишó, отправился на каникулы в город Кадакéс, где познакомился с современным искусством.

Молодость

В 1921 году поступает в Академию Сан-Фернандо. Набросок, представленный им ещё абитуриентом, был высоко оценён педагогами, но не принят из-за малых размеров. Сальвадору Дали дали 3 денька на изготовка нового рисунка. Но парень не торопился с работой, чем очень волновал собственного отца, который и без того за долгие и длительные годы натерпелся его причуд. В конце концов молодой Дали сказал, что набросок готов, но он даже меньше предшествующего, и это стало для отца ударом. Но педагоги в силу очень высочайшего мастерства сделали исключение и приняли юного эксцентрика в академию.

В этом же году погибает мама Сальвадора Дали, что становится для него катастрофой.

В 1922 году переезжает в «Резиденцию» (исп. Residencia de Estudiantes) (студенческое общежитие в Мадриде для даровитых юных людей) и начинает учёбу. В те годы все отмечают его щёгольство. В это время он знакомится с Луисом Бунюэлем, Федерико Гарси́а Лоркой, Педро Гáрфиасом. С увлечением читает работы Фрейда.

Знакомство с новыми течениями в живописи развивается — Дали экспериментирует с способами кубизма и дадаизма. В 1926 г. его выгоняют из Академии за надменное и пренебрежительное отношение к педагогам. В том же году в первый раз едет в Париж, где знакомится с Пáбло Пикáссо. Пытаясь отыскать свой стиль, в конце 1920-х делает ряд работ под воздействием Пикáссо и Жоана Мирó. В 1929 г. участвует совместно с Бунюэлем в разработке сюрреалистического кинофильма «Андалузский пёс».

Тогда же он в первый раз встречает свою будущую супругу Галу́ (Лену Дмитриевну Дьяконову), бывшую тогда супругой поэта Поля Элюара. Сблизившись с Сальвадором, Гала, но, продолжает встречаться со своим супругом, заводит попутные дела с другими поэтами и живописцами, что в то время казалось применимым в тех богемных кругах, где крутились Дали, Элюар и Гала. Понимая, что практически увёл у друга супругу, Сальвадор в качестве «компенсации» пишет его портрет.

Юные годы

Работы Дали демонстрируются на выставках, он завоевывает популярность. В 1929 г. примыкает к группе сюрреалистов, организованной Андре Бретоном. В это время происходит разрыв с папой. Неприязнь семьи художника к Гале, связанные с этим конфликты, скандалы, также надпись, изготовленная Дали на одном из холстов — «Иногда я с удовольствием плюю на портрет моей матери» — привели к тому, что отец проклял отпрыска и выставил его из дома. Провокационные, эпатажные и, казалось бы, ужасные поступки художника далековато не всегда стоило осознавать практически и всерьёз: возможно, он не желал обидеть свою мама и даже не представлял, к чему это приведёт, может быть, он жаждал испытать серию эмоций и переживаний, которые стимулировал у себя таким кощунственным, на 1-ый взор, поступком. Но отец, огорчённый давнешней гибелью супруги, которую обожал и память о которой заботливо хранил, не выдержал выходок отпрыска, ставших для него последней каплей. В отместку негодующий Сальвадор Дали послал папе в конверте свою сперму с яростным письмом: «Это всё, что я для тебя должен». Позже, в книжке «Дневник 1-го гения» живописец, будучи уже старым человеком, отлично отзывается об отце, признаёт, что тот очень обожал его и вытерпел доставляемые отпрыском мучения.

В 1934 г. неофициально вступает в брак с Гало́́й (официальное венчание вышло в 1958 году в испанском городе Жирона). В том же году в первый раз посещает США.

Разрыв с сюрреалистами

После прихода к власти Каудильо Фрáнко в 1936 году Дали ссорится с сюрреалистами, стоящими на левых позициях, и его исключают из группы.

В ответ Дали не без оснований заявляет: «Сюрреализм — это я».

Сальвадор был фактически аполитичен, и даже его монархистские взоры следует осознавать сюрреалистически, другими словами не всерьёз, равно как и повсевременно рекламируемую им сексапильную страсть к Гитлеру.

Он жил сюрреалистически, его выражения и работы имели более широкий и глубочайший смысл, ежели интересы определенных политических партий.

Так, в 1933 году он пишет картину Загадка Вильгельма Телля, где изображает швейцарского фольклорного героя в виде Ленина с большой ягодицей.

Дали переосмыслил швейцарский миф по Фрейду: Телль стал ожесточенным папой, который вожделеет уничтожить собственного ребёнка. Напластовались личные мемуары Дали, порвавшего со своим папой. Ленин же воспринимался коммунистически настроенными сюрреалистами как духовный, идеологический отец. На картине изображено недовольство императивным родителем, шаг на пути к формированию зрелой личности. Но сюрреалисты сообразили набросок практически, как карикатуру на Ленина, и некие из их даже пробовали убить полотно.

Эволюция творчества. Отход от сюрреализма

В 1937 году живописец посещает Италию и остаётся в экстазе от произведений Ренессанса. В его собственных работах начинает доминировать корректность человечьих пропорций и другие черты академизма. Несмотря на отход от сюрреализма, его картины как и раньше заполнены сюрреалистическими фантазиями. Позже Дали (в наилучших традициях собственного самомнения и эпатажности) приписывает для себя спасение искусства от модернистской деградации, с чем связывает своё собственное имя («Salvador» в переводе с испанского значит «Спаситель»).

В 1939 году Андре Бретон, насмехаясь над Дали и коммерческой составляющей его творчества (каков, вобщем, Бретон и сам не был чужд), выдумал ему прозвище-анаграмму: «Avida Dollars» (что по-латыни не совершенно точно, но узнаваемо означает «алчный до долларов»). Шуточка Бретона одномоментно заполучила гигантскую популярность, но не повредила коммерческому успеху Дали, который намного превосходил коммерческий фуррор Бретона.

Дали в США

С началом 2-ой мировой войны Дали вкупе с Галой уезжает в США, где они живут с 1940 по 1948 г. В 1942 г. выпускает беллетризованную автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Его литературные опыты, как и художественные произведения, обычно, оказываются коммерчески успешными. Он сотрудничает с Уолтом Диснеем. Тот предлагает Дали испытать собственный талант в кино — искусстве, которое в то время было овеяно нимбом волшебства, чудес и широких способностей. Но предложенный Сальвадором проект сюрреалистического мульта Destino был признан коммерчески нецелесообразным, и работа над ним была прекращена. Дали работает с режиссёром Альфредом Хичкоком и отрисовывают декорации для сцены сна из кинофильма «Заворожённый». Но сцена вошла в кинофильм очень урезанной — снова же из коммерческих суждений.

Зрелые и старые годы The Rainbow (1972), Центр изобразительных искусств имени М.Т. Абрахама.

После возвращения в Испанию живойёт в большей степени в собственной возлюбленной Каталонии. В 1965 году приезжает в Париж и вновь, как практически 40 годов назад, покоряет его своими работами, выставками и эпатажными поступками. Снимает необычные малометражные киноленты, делает сюрреалистические фото. В фильмах он употребляет в главном эффекты оборотного просмотра, но искусно подобранные объекты съёмки (льющаяся вода, мяч, скачущий по ступенькам), достойные внимания комменты, загадочная атмосфера, сделанная актёрской игрой художника, делает киноленты необыкновенными эталонами арт-хауса. Дали снимается в рекламах, причём даже в схожей коммерческой деятельности не упускает способности для самовыражения. Телезрителям навечно запомнилась реклама шоколада, в какой живописец откусывает кусок плитки, после этого у него от эйфорического экстаза закручиваются усы, и он восклицает, что сошёл с мозга от этого шоколада.

Его дела с Галой довольно сложны. С одной стороны она с самого начала их отношений продвигала его, находила покупателей его картин, уверила его писать работы, более понятные массовому зрителю (разительна перемена в его живописи на рубеже 20-30-х гг.), разделяла совместно с ним и роскошь, и нужду. Когда не было заказа на картины, Гала заставляла супруга разрабатывать товарные бренды, костюмчики: её мощная, дерзкая натура была очень нужна слабовольному художнику. Гала наводила порядок в его мастерской, терпеливо складывала холсты, краски, сувениры, которые Дали глупо разбрасывал, ища подходящую вещь. С другой стороны она повсевременно имела дела на стороне, в поздние годы супруги часто ссорились, любовь Дали была быстрее одичавшей страстью, а любовь Галы не была лишена расчёта, с которым она «вышла замуж за гения». В 1968 году Дали покупает для Галы замок в деревне Пу́боль, в каком она жила раздельно от супруга, и который он сам мог посещать только по письменному разрешению супруги. В 1981 году у Дали развивается болезнь Паркинсона. В 1982 году погибает Гала.

Последние годы

После погибели супруги Дали переживает глубокую депрессию.

Сами его картины упрощаются, и на их длительное время преобладает мотив скорби (варианты на тему «Пьета»).

Болезнь Паркинсона также мешает Дали отрисовывать.

Его самые последние работы («Петушиные бои») представляют собой обыкновенные завитушки, в каких угадываются тела персонажей — последние пробы самовыражения злосчастного хворого человека.

Ухаживать за нездоровым и бешеным стариком было тяжело, он кидался в медсестёр тем, что подворачивалось под руку, орал, кусался.

После погибели Галы Сальвадор переезжает в Пу́боль, но в 1984 году в замке произошёл пожар. Парализованный старик неудачно звонил в колокольчик, пытаясь позвать на помощь. В конце концов он превозмог немощь, упал с кровати и пополз к выходу, но растерял сознание у двери. С тяжёлыми ожогами Дали был доставлен в поликлинику, но выжил. Ранее варианта, может быть, Сальвадор планировал, чтобы его похоронили рядом с Галой, и даже приготовил место в склепе в замке. Но после пожара он покинул замок и переехал в театр-музей, где он оставался до конца собственных дней.

Нездоровой, беспомощный, Дали скончался 23 января 1989 года от сердечного приступа.

Единственная разборчивая фраза, которую он произнёс за годы заболевания, была «Мой друг Лорка»: художнику припомнились годы счастливой, здоровой юности, когда он дружил с поэтом Федерико Гарси́а Лорка.

Живописец завещал похоронить его так, чтоб по могиле могли ходить люди, потому тело Дали замуровано в пол в одной из комнат театра-музея Дали в городке Фигéрас.

Доска на стенке в комнате, где погребен Дали

Некие произведения

Автопортрет с рафаэлевской шейкой (1920—1921) Это одна из первых работ Дали. Выполнена в импрессионистском стиле. Портрет Луиса Буньюэля (1924) Как и «Натюрморт» (1924) либо «Пуристический натюрморт» (1924), данная картина сотворена во время поиска Дали собственной манеры и стиля выполнения, по атмосфере же припоминает полотна Де Кирико. Плоть на камнях (1926) Дали называл Пикáссо своим вторым папой. Данное полотно выполнено в нехарактерной Сальвадору кубистической манере, как и ранее написанный «Кубистический автопортрет» (1923). Не считая того, Дали были написаны и несколько портретов Пикáссо. Приспособление и рука (1927) Длятся опыты с геометрическими формами. Уже ощущается та магическая пустыня, манера написания пейзажа, характерная Дали «сюрреалистического» периода, также неким другим художникам (а именно, Ветлу Танги). Незримый человек (1929) Также именуемая «Невидимкой», картина показывает метаморфозы, сокрытые смыслы и контуры предметов. Дали часто ворачивался к данному приёму, сделав его одной из главных черт собственной живописи. Это касается ряда более поздних картин, таких как, например, «Лебеди, отражающиеся в слонах» (1937) и «Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря» (1938). Просвещённые наслаждения (1929) Вскрывает назойливые идеи и детские ужасы Дали. Также употребляет образы, позаимствованные из собственных же «Портрета Поля Элюара» (1929), "Загадки желания: «Мою мама, Мою мама, Мою мать» (1929) и неких других. Величавый мастурбатор (1929) Картина, подобно «Просвещённым удовольствиям», является полем исследования личности художника. Вильгельм Телль (1930) Переосмыслив роль и суть швейцарского фольклорного героя, преподнеся его в картине как императивного отца, который своим давлением, собственной «диктатурой» сковывает развитие и личностное взросление отпрыска. Выставленный напоказ отцовский фаллос, ножницы в его руке — иллюстрация к фрейдовской идее о комплексе кастрации, который испытывает отпрыск, подавленный образом собственного отца. Всепостоянство памяти (1931) Одно из самых узнаваемых произведений Сальвадора Дали. Как и многие другие, оно употребляет идеи из прежних работ. А именно, это автопортрет и муравьи, мягенькие часы и сберегал Кадакеса, родины Дали. Параноические перевоплощения лица Гала (1932) Вроде бы картина-инструкция параноико-критического способа Дали. Ретроспективный бюст дамы (1933) Сюрреалистический предмет. Невзирая на большой хлеб и початки — знаки плодородия, Дали вроде бы подчёркивает стоимость, которой всё это даётся: на лице дамы много изъедающих её муравьёв. Загадка Вильгельма Телля (1933) Одно из откровенных издевательств Дали над коммунистической любовью Андре Бретона и его левыми взорами. Главный герой по словам самого Дали — это Ленин в кепке с большим козырьком. В «Дневнике гения» Дали пишет, что малыш — это он сам, орущий «Он желает меня съесть!». Тут же имеются и костыли — обязательный атрибут творчества Дали, сохранивший свою актуальность в протяжении всей жизни художника. Этими 2-мя костылями живописец подпирает козырёк и одну из ляжек вождя. Это не единственная популярная работа на эту тему. Ещё в 1931 году Дали написал «Частичная галлюцинация. 6 явлений Ленина на рояле». Лицо Мэй Уэст (использованное в качестве сюрреалистической комнаты) (1934—1935) Работа была реализована как на бумаге, так и в виде реальной комнаты с мебелью в виде губ-дивана и остального. Дама с головой из роз (1935) Голова из роз — это быстрее дань Арчимбольдо, художнику, жарко возлюбленному сюрреалистами. Арчимбольдо за длительное время до возникновения авангарда как такого писал портреты придворных мужей, используя овощи и фрукты для их составления (нос-баклажан, волосы из пшеницы и тому схожее). Он (как и Босх) был нечто вроде сюрреалиста до сюрреализма. Покладистое сооружение с варёными бобами: предчувствие штатской войны (1936) Как и написанный в том же году «Осенний каннибализм», это картина — кошмар испанца, понимающего, что происходит с его государством и куда она движется. Это полотно сродни «Гернике» испанца Пабло Пикáссо. Венера Милосская с ящиками (1936) Более узнаваемый далианский предмет. Мысль ящиков находится и в его живописи. Доказательством тому могут служить «Жираф в огне» (1936—1937), «Антропоморфный шкафчик» (1936) и другие картины. Телефон — омар (1936) Так именуемый, сюрреаллистический предмет — предмет, потерявший свою суть и классическую функцию. В большинстве случаев призван был вызывать резонанс и новые ассоциации. Дали и Джакометти были первыми, кто сделал то, что сам Сальвадор называл «предметами с символической функцией». Солнечный столик (1936) и Поэзия Америки (1943) Когда реклама плотно вошла в жизнь всех и каждого, Дали прибегает к ней для сотворения специального эффекта, такого ненавязчивого культурного шока. В первой картине он вроде бы случаем роняет на песок пачку сигарет «CAMEL», а во 2-ой — употребляет бутылку «Кока-Колы». Метаморфозы Нарцисса (1936—1937) Либо «Превращение Нарцисса». Глубоко психологичная работа. Загадка Гитлера (1937) Сам Дали о Гитлере откликался по-разному. Он писал, что его притягивает мягенькая, пухлая спина фюрера. Его мания не вызывала особенных восторгов посреди сюрреалистов, питавших симпатии к левым. С другой стороны, Дали потом гласил о Гитлере как о законченном мазохисте, который начал войну с одной только целью — её проиграть. По словам художника, как-то у него попросили автограф для Гитлера и он поставил прямой крест — «полную противоположность ломаной фашистской свастике». Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера (1938) Одна из более узнаваемых «оптических» картин Дали, в каких он искусно играет с цветовыми ассоциациями и углом зрения. Другой очень известной работой подобного рода является «Гала, глядящая на Средиземное море, на расстоянии 20 метров преобразуется в портрет Авраама Линкольна» (1976). Сон, вызванный полётом пчелы вокруг лимонка в секунду до пробуждения (1944) Этой броской картине присуще чувство лёгкости и неустойчивости происходящего. На заднем плане — длинноногий слон. Этот персонаж есть и в других работах, вроде «Искушение святого Антония» (1946). Обнажённый Дали, созерцающий 5 упорядоченных тел, превращающихся в корпускулы, из которых внезапно сотворяется Леда Леонардо, оплодотворённая лицом Гала (1950) Одна из многих картин, относящихся к периоду увлечения Дали физикой. Он разбивает образы, предметы и лица на шаровидные корпускулы либо некоторые подобия носорожьих рогов (ещё одна назойливая мысль, продемонстрированная в дневниковых записях). И если примером первого приёма служит «Галатея со сферами» (1952) либо данная картина, то на втором построен «Взрыв головы Рафаэля» (1951). Распятие либо Гиперкубическое тело (1954) Corpus hypercubus — полотно, изображающее распятие Христа. Дали обращается к религии (также мифологии, примером чему служит «Колосс Родосский» (1954)) и пишет библейские сюжеты по-своему, привнося в картины большую долю мистики. Обязательным персонажем сейчас и «религиозных» картин становится супруга Гала. Все же, Дали не ограничивает себя и позволяет писать достаточно провокационные вещи. Такие, как «Содомское самоудовлетворение невинной девы» (1954). Потаенная вечеря (1955) Известнейшее полотно, демонстрирующее одну из библейских сцен. Многие исследователи до сего времени спорят о ценности так именуемого «религиозного» периода в творчестве Дали. Картины «Гвадалупская Богоматерь» (1959), «Открытие Америки усилием сна Христофора Колумба» (1958—1959) и «Вселенский собор» (1960) (на которой Дали запечатлел и самого себя) — калоритные представители полотен тех пор. На полотне представлены в собственной совокупы сцены Библии (фактически вечеря, хождение Христа по воде, распятие, моление перед предательством Иуды), которые умопомрачительно смешиваются, переплетаясь вместе. Библейская тема в творчестве Сальвадора Дали занимает вескую позицию. Живописец пробовал отыскать Бога в внешнем мире, внутри себя, представляя Христа центром первозданной Вселенной («Христос Святого Иоанна Креста», 1951).

Статуи Дали

Лошадка со наездником спотыкаясь

Сидящий Дон Кихот

Галлактический слон

Гала в окне

Gala Gradiva

Perseo

1969—1979: Коллекция Клота — коллекция из 44 бронзовых статуй, сделанных художником в собственном доме в Порт Лигат.

Достойные внимания факты

Сальвадор Дали в 1972 г. Дизайн Чупа-Чупса Энрике Бернат именовал свою карамель «Чупсом», и поначалу у неё было только семь вкусов: клубника, лимон, мята, апельсин, шоколад, кофе со сливками и клубника со сливками. Популярность «Чупса» росла, увеличивалось количество выпускаемой карамели, появлялись новые вкусы. Карамель уже не могла оставаться в изначальной умеренной обертке, необходимо было придумать нечто оригинальное, чтоб «Чупс» узнавали все. Энрике Бернат обратился к собственному земляку, известному художнику Сальвадору Дали с просьбой нарисовать чего-нибудть запоминающееся. Превосходный живописец задумывался недолго и наименее чем за час накидал ему картину, где была изображена ромашка «Чупа Чупс», которая в несколько модифицированном виде сейчас узнаваема как логотип «Чупа Чупс» во всех уголках планетки. Различием нового логотипа было и его положение: он находится не с боковой стороны, а сверху конфетки В 2003 году компанией «Уолт Дисней» был выпущен мультипликационный кинофильм «Destino». Разработка кинофильма началась с сотрудничества Дали с южноамериканским мультипликатором Уолтом Диснеем ещё в 1945 году, но была отложена вследствие денежных заморочек компании. C 1965 года в главной столовой тюремного комплекса на полуострове Рикерс (США) на самом видном месте висел набросок Дали, который тот написа́л как извинение заключённым за то, что не сумел находиться у их на лекции по искусству, как обещал. В 1981 году набросок перевесили в холл «в целях сохранности», а в марте 2003 года он был заменён на подделку, а оригинал украден, по этому делу предъявили обвинения четырём сотрудникам. Невзирая на то, что трое из их признали себя виноватыми, а четвёртый был оправдан, оригинал так и не был найден.

Образ Дали в синематографе

Год Страна Заглавие Режиссёр Сальвадор Дали 1978 Швеция Швеция Приключения Пикассо Таге Даниэльссон 2001 Германия Германия Испания Испания Мексика Мексика Бунюэль и стол царя Соломона Карлос Саура Эрнесто Альтерио 2008 Англия Англия Испания Испания Отголоски прошедшего Пол Моррисон Роберт Паттинсон 2011 США США Испания Испания Полночь в Париже Вуди Аллен Эдриен Броуди

См. также

Перечень работ Сальвадора Дали

Лошадь со всадником спотыкаясь

Сидячий Дон Кихот

Космический слон

Гала в окне

Gala Gradiva

Perseo

Другие материалы в этой категории: « Далмау Луис Гутьеррес Солана Хосе »

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный